=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 25 июня 2008 г. ст.ст., вторник.
литургические чтения: за пн: Рим.9:18-33;
Мф.11:2-15;
за вт: Рим.10:11-11:2;
Мф.11:16-20.
* 26 июня 2008 г. ст.ст., среда.
литургические чтения: Рим.11:2-12;
Мф.11:20-26.
4-я седмица по Пятидесятнице
+ + + к евангельскому чтению понедельника:
* митр. Антоний: Как часто бывает, что колеблется наша
душа...
www.messia.ru/rasylka/005/1200.htm#0
+ + + к апост. чтению вторника смотри:
* свящ. Александр Мень: Слышание и опыт
www.messia.ru/rasylka/004/833.htm#0
* прп. Силуан Афонский:
Всякий, кто призывал Бога,
будет спасен?
www.messia.ru/rasylka/002/123.htm#0
+ + + к еванг. чтению среды смотри:
* www.messia.ru/rasylka/005/1202.htm#0
(свящ. Александр Мень
+ ссылки на тексты Якова Кротова,
В.Н.Кузнецовой, Р.Гвардини,
митр. Антония, свящ. Александра
Шмемана)
Чтения этих дней в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080708/orth?cont=rv_ru
www.bible-center.ru/biblereadings/20080709/orth?cont=rv_ru
Эти дни в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=08-07-2008
www.canto.ru/calendar/day.php?date=09-07-2008
----------------------------------------------------------------------
Этот выпуск посвящен стихам 6:8 - 8:25 Деяний Апостолов.
> <.....> Совершая
Литургию, в Духе Святом мы делаемся <...>
> становимся "общниками Христа".
> Но быть настоящим общником
Христа можно, лишь живя Его жизнью,
> ведь иначе Его Плоть и Кровь
превратятся для нас во внешний Объект,
> не будут усвоены нами, станут
тем магическим объектом, который
> хуже всякого языческого
идола. Быть общником Христа можно
> лишь стяжав жизнь Христа в качестве
своей жизни, как об этом говорит
> ап. Павел: "Уже не
я живу, но живет но мне Христос" (Гал.2.20).
> Поэтому с самого своего зарождения
Церковь понимала свою миссию как
> ту же Жертву Христову,
совершающуюся верными ради спасения всего
> мира. Именно так понималось
христианское мученичество, а затем
> и вторящее ему христианское
подвижничество. Об этой миссии -
> спасение всего мира -
свидетельствуют и молитвы за весь мир,
> возносимые во время литургии.
> Вот как, например,
толкует смерть первомученика Стефана
> свт. Григорий Нисский: "Стефан...
как некий священник, по духовному
> закону заколающий жертву,
приносящий не чужое, а собственное тело,
> вместо возлияний возливающий
кровь, сам собою за согрешивших
> умилостивлял Бога... за убийство
отмщая благодеянием... Он молитвою
> <заглаживал> грех их,
который убийцы вписали своими беззаконными
> руками".{} Здесь еще акцент
делается на том. что в силу вольного
> характера смерти Стефана и его
молитв об их прощении, грех убийства
> не пал на его убийц. Но дальше
свт. Григорий говорит нечто большее:
> "Посему-то убийцам и "мстит"
благословением, прося не возмездия
> за содеянное над ним... чтобы ему
принесло это жизнь, противникам же
> его погибель, но моля,
чтобы чего удостоился сам (то есть веры
> во Христа и спасения.
- Гр.Б.), того же не лишать и врагов,
> как содействовавших ему в достижении
благ" (букв. со-виновников его
> благ, - hos agathon auto synaitious).{}
> Удивительно в этом описании
то. что убийцы Стефана характеризуются
> как "содействовавшие ему
в достижении благ". Понять это можно
> с помощью мысли, высказанной
св. Григорием Чудотворцем относительно
> Бога. Бог бесстрастен по природе,
но Он не был бы бесстрастен и если
> бы Он не спасал
свое творение. Точно так же и человек обоживается
> (то есть становится причастен
бесстрастию и +блаженству+ Бога)
> лишь постольку, поскольку
он (во Христе) участвует в деле спасения
> врагов Божиих.
> Здесь необходимо различить
два момента. В качестве бесстрастного
> первомученик Стефан принимает
вольную смерть, прося Бога о прощении
> врагов. Но мало
этого, по трактовке свт. Григория Нисского,
> его смерть является для
них благословением, как, впрочем, и они
> оказываются содействующей причиной
его благ.
> Иными словами, первомученик
Стефан усваивает, во-первых, Божие
> прощение всего человеческого
рода, совершенное во Христе ("будучи
> врагами, мы примирились
с Богом смертью Сына Его", Рим.5.10),
> а во-вторых, усваивая жизнь
Христа, Он благословляет своих врагов
> (и врагов Божиих), моля Бога
о спасении тех, кто содействовал ему
> в достижении благ. Это
и есть та жизнь во Христе, о которой сказал
> ап. Павел: "Если, будучи
врагами, мы примирились с Богом смертью
> Сына Его, то тем
более, примирившись, спасемся жизнью Его"
> (Рим.5.10). Первомученик Стефан,
согласно св. Григорию, не только
> молится о прощении врагов,
но и удостоверяет, что они являются ему
> не врагами, а "со-виновниками
его благ". Таким образом, в человеке,
> принимающем смерть во
Христе (такова реальность Божественной
> литургии, не случайно
Стефан - диакон, сослужащий Первосвященнику
> Христу), убийцы из врагов
становятся благодетелями, о спасении
> которых Стефан и молит Бога, молит
самим фактом принятия (во Христе)
> смерти за них.
> Такое "подражание Христу"
в деле спасения мира и называется
> "соработничеством Богу" -
синергией. Тоже представление о синергии
> мы находим и у ап. Павла,
например в Кол.1.24; "Ныне радуюсь
> в страданиях моих за вас и восполняю
недостаток в плоти моей скорбей
> Христовых за Тело Его,
Которое есть Церковь". Как замечает Френсис
> Янг: "В контексте идей
ап. Павла его слова (см. Кол.1.24) могут
> восприниматься как выражение
благодарности за привилегию не только
> умереть во Христе для
греха в Крещении, но также и за участие
> в страданиях Христа за
искупление (я бы сказал: за спасение. -
> Гр.Б.) всего мира".{}
> Синергия является делом литургическим,
тем делом, в котором ничто
> не остается вне Блага, приносимого
с благодарением Богу, как взятое
> от Него. Так, в случае
первомученика Стефана благодетелями стали
> его убийцы, в то время, как Благом
стал во Христе он сам, приносимый
> как чистая жертва Боге
Он сам стал тем Благом, каковым является
> только обоженные человеческие
плоть и кровь, бывшие у него
> во Св. Духе едиными со Христом.
<...>
> <....> я хотел бы напомнить
одно место из преп. Максима Исповедника,
> в котором он
объясняет учение свт. Григория
Нисского
> об апокатастасисе. Максим
пишет: "Необходимо, чтобы, подобно тому,
> как вся природа в воскресении
плоти получила бы бессмертие в чаемое
> время, так и все
извращенные силы души (грешника) с прохождением
> веков отложили память о зле, внедрившемся
в нее, и, проходя все века
> и не находя
места упокоения, пришли бы к беспредельному
> Богу" (). <.....>
> Тем не менее, несмотря
на такую благоприятную перспективу
> для всеобщего спасения, Максим
проводит различие между грешниками
> и святыми. Души грешников
в конце концов лишь восстанавливаются
> в своих первоначальных
силах, получая познание Бога, а святые
> участвуют в Божественной
жизни. Вот как об этом пишет Максим,
> продолжая мысль, приведенную
выше: "Таким образом, посредством
> ясного познания Бога
(epignosis), а не посредством причастия
> (meteksis) Божественной жизни,
душа (грешника) получает свои силы
> и восстанавливается до
своего первоначального состояния, а Творец
> выказывается как не являющийся причиной
греха" (там же).
<.....>
> <...> как замечает
свт. Григорий Нисский, в своем видении Бога
> Стефан "переступив пределы
естества прежде исшествия из тела,
> чистыми очами видит отверзтые
пред ним небесные врата, открытое
> внутреннее святилище, и
как самую божественную славу, так и сияние
> славы (то есть Христа
- Евр.1.3)".{} По этому описанию можно
> заключить, что для свт.
Григория Стефан входит во Святая Святых.
> Именно после этого
он и принимает мученичество и "мстит
> благословением" своим
убийцам, и они оказываются для него
> "совиновниками его благ".
Он принимает мученичество, уже выходя
> из святилища к убивающим его со святым
даром обоженной плоти.
> Архидиакон Стефан при
этом так принимает мученическую смерть, что
> его убийцы оказываются
не совершившими греха, но, напротив -
> содействующей причиной его
блага. Если бы это было не так,
> то участвовавший в убийстве
Стефана Савл должен был бы провести
> всю оставшуюся жизнь в
безнадежном покаянии за убийство Стефана
> и за убийства других христиан. Вместо
этого мы видим другое - подвиг
> Стефана и других святых, наконец,
Крест Христов позволяют ап. Павлу
> не только помнить о
своем ничтожестве без благодати (то есть
> пребывать в покаянии), но и
самому повторять подвиг того же Стефана
> и "подражать" Христу (см. 1Кор.15.9-10).
> Архидиакон Стефан, входя
во Святая Святых, сам оказывается в той
> превышающей все "века"
сфере Бытия, в которую, по мысли
> преп. Максима, войдут
все (праведники и бывшие грешники)
> в результате апокатастасиса.
Это состояние у Максима в другом месте
> называется "Субботой Суббот"
или "веками веков".{} Итак, святые,
> особенно мученики, удостаиваются
уже здесь, в этой жизни,
> быть причастными жизни
будущего века. То есть святые уже при жизни
> оказываются в той точке,
глядя из которой уже нет грешников, и все
> оказываются причастными Благу.
> Для таких святых в
их реальном экзистенциальном опыте всеобщее
> спасение уже наступило.
Для них нет ни эллина, ни иудея,
> ни праведника, ни грешника.
Даже сам диавол оказывается для них
> лишенным сил (он не может
уже внушать совершать грех, поскольку
> для таких святых нет
грешников). А коли так, то в этом контексте
> можно говорить и о "спасении
диавола", ибо диавол, который не может
> творить зла, "спасается"
всяким, кто вслед за Христом торжествует
> победу над ним. Спасается не
как творящий зло, а как неспособный
> его творить.
> Но если святые мученики
уже при жизни входят во "внутреннейшее
> за завесу", в сферу апокатастасиса,
то ни с большим ли основанием
> мы должны сказать то
же о Самом Христе, Который туда "предтечею
> за нас вошел, сделавшись Первосвященником
навек по чину Мелхиседека"
> (Евр.6.20)? Именно во Христе,
вознесшемся к Отцу, всеобщее спасение
> уже совершено. Но причастными
этого всеобщего спасения являются
> при жизни только избранные святые.
> Нельзя, таким образом,
говорить или учить, что все спасутся. Такое
> утверждение не может быть "учением",
обязательным для всей Церкви,
> а тем более всеобщей "научной
истиной". Церковь участвует в Божием
> деле спасения всего человечества,
начатками которого являются
> святые. Не случайно патриарх
Алексий Первый, бывший патриархом
> в страшные для Церкви
годы коммунистического правления, дал такое
> определение Церкви: "Церковь
- это Тело Христово, распинаемое
> ради спасения своих мучителей".{}
> Но так же точно, как нельзя
учить, что спасутся все, нельзя учить,
> что кто-то не спасется. <.....>
[ Григорий Беневич.
О ВОЗМОЖНОСТИ И НЕВОЗМОЖНОСТИ ВСЕОБЩЕГО
СПАСЕНИЯ
www.agnuz.info/library/books/iskuplenie/page53.htm
]
*** к Деян.6:8-7:60 * * * * * * * * * *
* * * * * * * *
*>> Первый мученик за Христа
www.messia.ru/rasylka/007/1832.htm
*>> Стефан Первомученик. из Словаря святых Якова Кротова
www.krotov.info/yakov/6_bios/01/stefan.htm
*>> св. Тереза Мартен: Ему нужна лишь наша любовь!
www.messia.ru/rasylka/002/073.htm#0
*>> Прп. Амвросий Оптинский: молись за обижающих!
www.krotov.info/library/01_a/amv/rosy_opt_09.htm#%EF308
*>> Свт. Амвросий Медиоланский:
Бог,требующий покаяния, обещает и прощение
www.agnuz.info/library/books/Ambrosius/page10.htm
*>> Прп. Ефрем Сирин: смотрите, на какую высоту возводит
любовь!
www.messia.ru/rasylka/005/1147.htm#0
*** к Деян.8 * * * * * * * * * * * * * * * * * *
+ + + Распространение Благовестия в Палестине и Сирии
www.messia.ru/rasylka/007/1839.htm#0
*>> Свящ. Александр Мень:
Диакон Филипп. Что препятствует мне быть
христианином?
www.messia.ru/rasylka/005/1148.htm#0
*>> он же: САМАРЯНЕ, ПРОЗЕЛИТЫ, ЯЗЫЧНИКИ
(в книге об Апостолах)
www.alexandrmen.ru/books/apostoly/apost_04.html
**>> о том же в его учебнике ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
www.alexandrmen.ru/books/histrel/hr_2_03.html
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*И сказал тогда Иисус:
- Отец, Владыка неба и земли!
Благодарю Тебя за то,
что Ты открыл простым и малым
сокрытое от мудрых и разумных!
Да, Отец, такова была Твоя благая воля!
Мой Отец всё вверил Мне.
Никто не знает Сына, кроме Отца,
и Отца никто не знает, кроме Сына
и того, кому Сын пожелает открыть.
Придите все ко Мне, измученные тяжкою ношей!
Я дам вам отдых!
Наденьте на себя ярмо Моих заповедей
и у Меня учитесь:
потому что Я мягок и кроток сердцем,
и вы наконец отдохнете,
ведь заповеди Мои просты
и ноша Моя легка!* (Мф.11:25-30)
* * *
*Нравственное сознание началось с Божьего вопроса:
"Каин, где брат твой Авель?"
Оно кончится другим Божьим вопросом: "Авель, где брат твой Каин?"
(Бердяев)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2240.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|