=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос
воскрес!
* 22 сентября 2008 г. ст.ст., воскресенье
16-е по Пятидесятнице.
( Это выпуск также за субботу 16-й седмицы по Пятидесятнице.)
Выпуск посвящен фрагменту Мф.25:14-30
Иисус сказал:
"Представьте себе:
один человек, уезжая в чужие края,
созвал своих слуг и оставил на них свое имущество.
Одному он дал пять тысяч золотых,
другому две тысячи и третьему тысячу - каждому по
силам,
а сам уехал.
Тот, кто получил пять тысяч, тотчас пустил их в дело
и нажил еще пять тысяч.
Получивший две тоже нажил еще две.
А получивший одну тысячу
пошел и закопал деньги своего господина в землю.
Прошло много времени,
и вот возвращается хозяин слуг и требует у них отчета.
Получивший пять тысяч пришел и принес еще пять.
'Господин мой, - сказал он, -
ты дал мне пять тысяч, смотри, я нажил еще пять'.
Хозяин сказал ему:
'Хорошо, ты добрый и верный слуга.
Ты был верен в малом деле, я поручу тебе большое.
Иди на мой пир'.
Пришел и второй - с двумя тысячами - и
сказал:
'Господин мой, ты дал мне две тысячи, а я нажил еще две'.
Хозяин ему сказал:
'Хорошо, ты добрый и верный слуга,
ты был верен в малом деле, я поручу тебе большое.
Иди на мой пир'.
Пришел тот, кто получил одну тысячу:
'Господин мой, - сказал он, -
я знаю, что ты человек безжалостный:
жнешь там, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал.
Я боялся тебя и зарыл твои деньги в землю.
Вот они, держи свои деньги'.
Тогда господин ему ответил:
'Негодный и ленивый слуга!
Ты знал, что я жну там, где не сеял,
и собираю там, где не рассып`ал.
Так тебе надо было положить мои деньги в банк,
тогда, вернувшись, я получил бы свое с процентами.
Заберите у него эту тысячу и отдайте тому, у кого десять тысяч.
Тому, у кого есть, дастся еще, и будет у него избыток,
а у кого нет, у того и то, что есть, отнимется.
А негодного этого слугу выбросьте вон, во тьму,
где будет плач и зубовный скрежет'.
(Мф.25:14-30, перевод
В.Н.Кузнецовой)
> Самая, возможно, популярная
из евангельских притч сегодня - притча
> о талантах. Сегодня она
популярна, потому что защищает творческий
> энтузиазм личности, который так усердно
гасится "средой", всё тем же
> царством кесаря в новой
упаковке. Но и в древности эта притча
> была популярна, а в
результате на неё навешали дополнительных
> оттенков. Поэтому она у Матфея и Луки
дана в очень разных вариантах,
> и оба, скорее всего, далеки от первоначального.
<.....>
> Первоначальный смысл притчи
был достаточно прост: не надо думать,
> что Бог изувер, от Которого лучше
застраховаться покрепче. Он скорее
> накажет перестраховщика, чем
того, кто рискнёт на творческое
> предприятие и проиграет
- а главное, не проиграем, выиграем! Ведь
> оба слуги, пустивших деньги
в оборот, выиграли! А кто же тогда
> третий? Да всё те
же законники и фарисеи. Закон - вот в чём ханжа
> хоронит своё призвание. Он намерен
перехитрить Бога, вернув Ему всё,
> что получил, но поскольку
получено-то нечто бесконечно живое,
> законник вынужден постоянно
подрезать, прижигать, убивать росток,
> выбивающийся из-под земли.
* * *
> <...> В притче главное
- слова о том, что талант каждому подлинно
> дается, талант есть у каждого
<...>. У каждого есть по крайней мере
> один талант: способность
носить в себе Бога, любить людей. Если мы
> подлинно христиане, во
Христе и со Христом в сердце, если мы любим
> людей, мы в такие
места зайдем, таких грешников, лентяев, дураков
> простим и обнимем, что мало не покажется.
* * *
> В Евангелии от Луки притча о талантах
дополнена несколькими фразами;
> в частности, переданы
слова Хозяина, обращенные к рабам:
> "Употребляйте их в оборот,
пока я возвращусь" или, по-славянски:
> "Куплю дейте, дондеже
прииду". На эти слова ссылался преподобный
> Серафим Саровский в беседе
с Мотовиловым, объединив их со словами
> апостола Павла из Послания
к Ефесянам: Господь Иисус Христос
> "уподобляет жизнь нашу
торжищу и дело жизни нашей на земле именует
> куплею и говорит всем
нам: "Купуйте дондеже прииду (Лк 19,13),
> искупующе время, яко дние
лукави суть (Еф 5,16), т.е. выгадывайте
> время для получения небесных
благ через земные товары". "Искупующе
> время, яко дние лукави
суть" - это из ап. Павла, и в переводе
> на русский звучит как
"Дорожа временем, потому что дни лукавы"
> (вообще, к сожалению, в современном
переводе слова, однокоренные
> с "купить" в основном
исчезают; не потому, что мы стали менее
> корыстны, а потому, что мы научились
лучше это скрывать).
> Таково здравое отношение
к талантам: не застывшее изумление
> или любование, а движение. Недаром
торговлю сравнивают с вращением,
> подобным вращению земли:
купец "крутится", деньги "оборачиваются".
> Сейчас здесь, через минуту
там, сейчас смотреть на этого человека,
> через минуту на другого, но и предыдущего
не забывать и иметь в виду
> хотя бы мысленно, духовно, - вот что
такое крутиться как в торговле,
> так и в евангельском
смысле. Вершин земного богатства достигает
> не тот, кто наиболее
всего равнодушен к людям, а тот, кто смотрит
> одновременно на всё человечество,
учитывает все связи, понимает (и,
> следовательно, сочувствует)
как можно большему числу людей. Все эти
> свойства коммерсанта - благие
свойства, они даже в рамках мира сего
> приносят выгоду, хотя и крайне
ограниченную (ограниченную смертью
> и потенциями желудка,
сердца и всяких членов тела). Вот почему
> всевозможные наставления
по современному бизнесу, в сущности
> сводящиеся к Карнеги, есть лишь
вариации на тему Евангелия: любите,
> это выгодно, и тем выгоднее, чем более
мы любим. Хочешь жить вечно -
> крутись вечно.
> Противоречие существенное, но
не замечаемое даже очень ехидными
> критиками Евангелия: "в
малом был верен" сказано о слуге, которому
> был доверен центнер серебра.
Иеремиас объяснил это противоречие,
> сопоставив варианты притчи:
у Луки десяти слугам даётся по 100
> динариев (мин), у Матфея трём
слугам даётся от 10 тысяч до 50 тысяч
> динариев. Преувеличение, гипербола
- самый простой риторический
> приём, и в древней
литературе самый любимый. Только Матфей
> преувеличил количество денег,
а Лука преувеличил количество слуг.
> Смысл один: хозяин - это Хозяин.
[ свящ.
Яков Кротов.
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_14.htm
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_15.htm
]
ссылки по теме:
+ + + Я.К.
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_14.htm
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_16.htm
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_17.htm
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_21.htm
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_23.htm
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_24.htm
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/13_12.htm
>> митр. Антоний: доверие и
"таланты"
www.messia.ru/rasylka/004/916.htm
>> он же:
www.mitras.ru/soul_put/put_6.htm
& www.mitras.ru/inname/in_127.htm
& www.mitras.ru/archive/070915.htm
>> С.Тагуэлл: "Хозяин не хотел, чтобы слуги берегли
его дар"
www.messia.ru/rasylka/002/153.htm#8
& www.messia.ru/rasylka/003/634.htm#3
>> свящ. А.Мень: Бодрствуйте! (притчи Христа о Суде)
www.messia.ru/rasylka/003/358.htm#0
>> он же: в любой момент человек может быть спрошен:
на что употребил он данные ему "таланты"
www.messia.ru/rasylka/003/644.htm#0
>> иг. Е.Перистый: Призвание человека
www.messia.ru/rasylka/003/476.htm#0
& www.messia.ru/rasylka/003/477.htm#0
>> Т.Мёртон: одаренность. свое место
www.messia.ru/rasylka/003/617.htm#0
>> св. М.Скобцова: возвышенный духовный эгоцентризм
www.messia.ru/bibliotk/s/skobcovam/tipy.htm#duhegoc
К апостольскому чтению - см. вып.
www.messia.ru/rasylka/008/2308.htm#0.
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20081005/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=05-10-2008
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
Проект "Христианское просвещение"
ОСТРО НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ.
Подробнее: www.messia.ru/pomoch.htm#0
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*"Всё позволено!" - Но не всё на пользу.
"Всё позволено!" - Но не всё способствует созиданию.
Пусть каждый не своего добивается,
а того, что идет на пользу другого.
Всё, что покупаете у мясников,
ешьте, не допытываясь, со спокойной совестью.
Ведь "земля и всё, что есть на ней, Господни".
И если кто из неверующих пригласит вас и вы захотите пойти,
ешьте всё, что перед вами поставят,
не допытываясь, со спокойной совестью.
Но если вам скажут: "Это из принесенного в жертву",
тогда не ешьте, ради того, кто сказал, и ради спокойствия совести.
Я имею в виду не вашу совесть, а совесть другого человека.
"А почему это моя свобода должна быть ограничена чужой совестью?"
Если я благодарю Бога за пищу,
как может кто-то меня порицать за пищу, за которую я благодарю?
Так вот, едите ли, пьете ли - что бы вы ни делали,
всё делайте ради славы Божьей.
Живите так, чтобы не вводить в грех
ни евреев, ни греков, ни Церковь Бога.
Как я, который старается угодить всем, ища не собственной пользы,
а пользы многих, чтобы они были спасены.
Подражайте мне, как я подражаю Христу.* (1Кор.10:23-11:1)
* * *
*Как сотрудники Бога мы просим вас:
пусть Божья доброта, данная вам в дар, не будет напрасна.
Ведь Он говорит:
"В благоприятное время Я услышал тебя,
в день спасения Я помог тебе".
И вот теперь оно - то благоприятное время, теперь день спасения!
Мы никому не ставим никаких препон,
чтобы не навлечь нареканий на наше служение!
Напротив, мы во всём проявляем себя истинными служителями Бога:
терпеливо и стойко переносим беды, нужду, несчастья,
побои, тюрьмы, бунты, изнурительный труд, бессонные ночи, голод.
Мы доказываем это чистотой, знанием, стойкостью, добротой,
Святым Духом, неподдельной любовью, словом истины, Божьей силой.
Наше оружие - праведность, с ним мы нападаем, им и защищаемся.
Мы готовы к чести и к бесчестью, к клевете и к доброй славе.
Нас принимают за лжецов, а мы искренни.
За людей безвестных, а нас знают все.
За умерших, а смотрите, мы живы.
Нас казнят, а мы не убиты.
Нас печалят, а мы всегда радуемся.
Мы бедны, а многих делаем богатыми.
У нас нет ничего, а мы владеем всем.* (2Кор.6:1-10)
* * *
*Только постоянное одурманивание
делает нас нечувствительными к уколам совести.* (иг.Евмений/В.Франкл)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2309.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
|