=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)


Выпуск посвящен
апостольскому чтению 25-го воскресенья по Пятидесятнице:
Еф.4:1-6.


        1 Так вот, я, ставший узником ради Господа, умоляю вас: живите
        достойно того призвания, к которому вы призваны Богом.
        (2) Будьте всегда скромны и кротки. Терпеливо, с любовью
        переносите друг друга. (3) Всеми силами старайтесь хранить
        единство Духа, скрепляя его узами мира. (4) Одно тело и один
        Дух, как и одна надежда, к которой вы призваны Богом!

                5 Один Господь, одна вера, одно крещение,
                6 один Бог и Отец всех,
                Он над всем, через всё и во всём.

               
                          (перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть"))

               

Думаю,  что  продолжение  серии выпусков об экуменизме подходит к этим
словам апостола Павла.
                         

( Предыдущие части:
  www.messia.ru/rasylka/008/2332.htm#0;
  www.messia.ru/rasylka/008/2335.htm#0;
  www.messia.ru/rasylka/008/2338.htm#0; )



> "В  главном  - единство, во второстепенном - разнообразие, во всём -
> любовь".  "Перегородки, разделяющие Церкви, не поднимаются до неба".
> Эти  блистательные фразы стали необычайно популярны с прошлого века.
> Абсурдное  с  точки зрения логики обнаружение и провозглашение факта
> единства Церкви утвердилось рядом со склоками из-за единства, с тем,
> что  вдохновляло межцерковные конфликты и что я бы назвал "унизмом".
> Это  не  значит,  что  христиане  спрятались от проблемы. Но недаром
> родился  термин  "экуменизм".  Таинство  Церкви  стало  переживаться
> прежде  всего  через  ее  вселенскость, а   не через  ее   единство.
> Самым важным симптомом такого перелома   стало  отношение к переходу
> из  одной  христианской  конфессии  в  другую. Раньше такие переходы
> осуждали как измену - теперь как бессмыслицу.

> В первые  девятнадцать   веков   христианской   истории   экуменизма
> не существовало. Экуменизм - новое явление, явление двадцатого века.
> Феноменом  XX  столетия  он   стал   не  случайно.   Век   катастроф
> и   миллионных   миграций   привел  к  небывалому  смешению  языков:
> достаточно  упомянуть  русскую  послереволюционную  эмиграцию. Ведь,
> несомненно,    новый    феномен   двадцатого   века   -   расширение
> информационных  контактов - совершился не только благодаря появлению
> новых  средств    информации: телевидения, радио,    компьютеров,  -
> он  совершился  накануне этого технического всплеска. Не технические
> революции,  а  политические  -  в России  прежде всего, но не только
> в ней, а и в Германии и других странах - породили эмиграцию, которой
> не   знали   предыдущие  столетия.  Миграционные  потоки  подхватили
> интеллектуальную  элиту. А ведь она привязана к почве прочнее любого
> крестьянина,   ведь  ее орудие -  не плуг,   новую  модель  которого
> легко  освоить, а язык, освоить который как орудие профессионального
> мышления  возможно только раз в жизни - в детстве. Различия церквей,
> религиозных  ментальностей,    их взаимная агрессивность, -  всё это
> из  текстового  факта  стало жизненным фактом русских интеллигентов,
> заброшенных в Англию или Францию.

> Сама  по  себе эмиграция не располагала к большей открытости чужому,
> скорее  наоборот  -  она  тяготела  к созданию вероисповедных гетто.
> Эмиграция  была поверхностной новизной, чисто внешнего, не духовного
> характера.  Кто был равнодушен к единству Церкви, с того эта новизна
> скатилась,  как  с  гуся  вода.  Кто не был равнодушен - тому просто
> прибавилось пищи для размышлений: раньше проблема разделения Церквей
> трактовалась  на  уровне  только богословия,    отныне  был   открыт
> и    уровень   национальной    ментальности.   Впрочем,    поскольку
> и  до  революции  страны  христианской  экумены  (именно  от  такого
> произношения   слова  "ойкумена"  -  "обитаемый  мир"  -  происходит
> название Церкви "вселенская", "экуменная" и название движения мысли,
> озабоченной  проблемой  единства, - "экуменизм") не были изолированы
> друг  от  друга,  то и в этом качественной новизны не было. Конечно,
> жить  в  Париже  изгнанником  не  то,  что  туристом,  но сильный ум
> способен от этих различий абстрагироваться как от второстепенных.

> Но  параллельно   исторические    потрясения   вытряхивали  из людей
> идеализм  -  в  самом общем смысле, как поставление любой абстракции
> выше  личности.  В  иных  странах роль таких потрясений взял на себя
> коммунизм, в других  - фашизм, в третьих -  "молодежные  революции".
> И во всех - мировые войны.

> Для верующих такой исторический опыт означал новый прорыв к Личности
> Богочеловека  Иисуса,  при  котором  Он  Сам  оказался  единственным
> значимым   Центром,   а   все   богословские  конструкции  -  чем-то
> производным,   подчиненным.   А   ведь   на   протяжении  более  чем
> тысячелетия,      с тех  самых  пор,    как    евангельская   Истина
> стала  осмысляться философской мыслью, проблема единства Церкви (как
> и прочие богословские проблемы) была проблемой истинности церковного
> учения.   Она   не была  проблемой личности.  Это очень хорошо видно
> в  знаменитых  (во  всяком  случае, их любят цитировать православные
>  антиэкуменисты)  словах преп. Агафона Египетского <(память 2 марта;
> +   ок.   435),   современника   преп.  Макария  Великого>,  который
> соглашался,   когда его  обвиняли в гордыне,  в клевете  на ближних,
> в  блуде,  но  резко отверг обвинение в еретичестве. Он объяснил это
> так:  "Тех  пороков и нельзя не приписывать себе, потому что всякому
> человеку  свойственно  погрешать,  и  все мы, по испорченной природе
> нашей,       невольно     увлекаемся       пороками,    а      ересь
> есть богоотступничество, самовольное отречение от Истины Божией".

> При  этом  у православных-то всегда считалось, что богословствование
> есть  не  умственная  работа,   а  духовная,  что правильное ведение
> и  познание Бога дается лишь праведнику. "Очистим чувствия и узрим",
> как   поется   в  пасхальном  каноне.  Казалось  бы,  при  понимании
> богословия  как дела  не  только   ума,   но   и    сердца,   нельзя
> быть уверенным в своей богословской правоте, не впадая в гордыню. Но
> в  том-то  и  дело,  что  Церковь существовала особо от человеческой
> личности, и существовала как нечто не имеющее родства с личностью.

> Через тысячу лет после преп. Агафона то же отношение к проблеме веры
> и  Церкви  (а  еретичество  -  лишь крайний случай проблемы единства
> Церкви)  обнаруживает  Лев  Карсавин  в своей брошюре "Католичество"
> (Петроград,  1918,  репринт - Брюссель, 1974). Вот как он определяет
> веру:    "Вера есть  признание утверждаемого Церковью или подчинение
> ее  учению,  ее авторитету" (с. 33).  Он приводит схожее определение
> из классического Римского катехизиса 1566 года: "Вера - вид познания
> того,   что  познать  поставлено  целью  человеческому уму,  но  что
> не  может  быть  им  усмотрено"  (с.  57).   Отношение  к Церкви как
> к  объекту   познания  -   одинаково   характерно  для  православных
> и   католиков,   одинаково  не  дает  возникнуть  экуменизму  в  его
> современном  понимании, сводя проблему разделения Церквей к проблеме
> согласования умственных тезисов, решения богословского вопроса.

> Настоящая  новизна  нашего века в этом - та же, что и во всех других
> вопросах.   Двадцатый  век в определенном смысле  кончился,  <когда>
> мы  вернулись  к  чему-то,  что было до него, обогащенные совершенно
> новым  и  ужасным   опытом.    В  разных    странах   он  осваивался
> через различные исторические события, но суть его одна. Укажу на два
> достаточно  различных  -  географически  и внешне - явления.  Первая
> мировая  война  была  осмыслена  на Западе как трагедия "потерянного
> поколения", и затем на протяжении еще одного-двух поколений эта тема
> постоянно  присутствовала - и в опыте второй мировой, и в молодежных
> бунтах,  и  в терроризме. Это была тема человека, потерявшего всякие
> внешние ориентиры и авторитеты и совершенно потерянного для культуры
> и цивилизации в качестве верного слуги, не задумывающегося над самим
> фактом  своего  подчинения.  Обрушилось  всё  -  осталась  личность,
> которая  в  этом  хаосе, собственно, и приобрела окончательный облик
> именно как нечто самоценно существующее. То, что начиналось в раннем
> гуманизме   -   автономия   человека,  -  было  обретено  на  уровне
> существования,    а  не только лозунга  лишь в горниле антигуманизма
> XX века.

> В России  ни одна из войн этого столетия  не стала таким   горнилом.
> У  Эренбурга,  Фадеева,  Пастернака  -  в  отличие  от  Ремарка, Во,
> Хемингуэя   -   оставалась   социальная  и  культурная  перспектива.
> Потребовалось  пройти  через  ГУЛаг -  и, может быть, не Солженицын,
> а  именно Шаламов с его безысходным и окончательным ощущением гибели
> не  только  всех  и всяческих идеалов, а вообще всего, что вне одной
> человеческой  личности,  лучше  выражает  принципиально  новый опыт,
> который  нов по  отношению  к  нашему прошлому,   но объединяет  нас
> с   Западом,   -   мы   приобрели   тот   же   иммунитет   ко  всему
> сверхчеловеческому.

> Частью  этого  опыта  стали  гонения на Церковь. Они научили простой
> вещи,  забытой после 381 года, когда Церковь получила от государства
> столько   гарантий,   что   могла,   казалось,   в   случае  крайней
> необходимости,   существовать   вообще  без верующих.  Церковь  есть
> не  учение -  а Тело.  Вера есть не познание и не признание учения -
> а жизнь в этом Теле. Верующий - не ученый, открывший истину, не член
> организации,  а  часть  организма,  член  Тела.  Это фундаментальные
> истины  Евангелия. Главное таинство Церкви - причащение Тела и Крови
> Христовых  - есть таинство не познания, а соединения двух личностей.
> Когда   здание   Церкви  было   потрясено   до  фундамента,    тогда
> и выяснилось, что Церковь - не здание.

> Тогда  и  начался "экуменизм".   И если размышления о нём начинаются
> с  вглядывания в экуменизм как общественное движение - и он является
> общественным  движением,  что  греха  таить,  -  то  рано или поздно
> приходит  понимание  того, что экуменизм есть нечто неизмеримо более
> глубокое  и  важное.  К  примеру,  Католическая  Церковь  ни  в одно
> "экуменическое  движение"  не входит, а экуменизм в ней сильнее, чем
> во многих   других   христианских  сообществах.  Это   и  не учение,
> и   не  особая  жизненная  позиция  -  и  нельзя  назвать  кого-либо
> "экуменистом".  Экуменизм  предшествует  учению,  движению, позиции.
> Экуменизм    есть   необходимость       переживать      одновременно
> и   разъединенность  Церкви,  и  ее  единство  как  Тела   Христова,
> необходимость  крайне тяжелая, но вынужденная при том новом ощущении
> собственной  личности и собственной веры, которое принесли испытания
> двадцатого века.  Все  проявления экуменизма - вторичны по отношению
> к  той  ответственности, которую принимает на себя личность, однажды
> "потерявшая"  Церковь  как  учение,  как авторитет и обретшая ее уже
> совершенно по-новому. (И, разумеется, совсем не экуменизмом является
> то  направление  мысли,  которое мечтает соединить все религиозные -
> христианские    и     нехристианские   -  учения,    именно  потому,
> что рассматривает Церковь как учение, а не как Тело Христово).

> Экуменизм - ведь это был прежде всего духовный переворот в личности.
> Неудивительно,  что из  огромного  потока эмиграции   можно  назвать
> всего  троих  активных "экуменистов": отца Сергия Булгакова, Николая
> Арсеньева,   Николая  Зернова.  Для них общение с  инославными стало
> не  эпизодом,  а  внутренним  долгом.  Не  много таких людей и среди
> других конфессий по сей день.

(продолжение следует)

                        [ Яков Кротов. Размышления об экуменизме.
                          опубликовано:
                          (а) Размышления о разном.
                          М.: Ирина, 1992
                          (б) Журнал "Истина и Жизнь"
                          ## 5,6,7-8 за 1992 год и ## 1-2 за 1993 год.
                          www.catharticles.by.ru/rasnoe/ekumen.htm .
                          (2 печатные пубикации представляют собой
                          различные редакции текста.)
                          Выделение подчеркиванием сделано
                          редактором рассылки. ]




// к апост. чтению: /////////////////////////////////
* Томас Мёртон: Человек, отделённый от других       #
|             www.messia.ru/rasylka/006/1695.htm#0  #
* митр. Сурожский Антоний:                          #
|                     Церковь: организм; гармония   #
|              www.messia.ru/rasylka/004/985.htm#0  #
|                    * он же - О единении христиан  #
|       www.mitras.ru/h_d/hd32.htm  #
|                  * он же - "Войду в Дом Твой..."  #
|   www.mitras.ru/voidu/voidu2.htm  #
| * Я.Кротов:                                       #
|         Не строить мост, а увидеть, что нет реки  #
|              www.messia.ru/rasylka/002/260.htm#0  #
|   * свящ. Александр Мень:                         #
|         Церковь держится не нами, а Духом Божиим  #
|             www.messia.ru/rasylka/005/1323.htm#0  #
|                   * он же -  о Послании Ефесянам  #
|     www.krotov.info/library/bible/comm/efes.html  #
* свящ. Николай Афанасьев:                          #
|            Церковь-Тело: единство в многообразии  #
|             www.messia.ru/rasylka/005/1348.htm#0  #
| * "ДУХ БОЖИЙ" в "СЛОВАРЕ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ"  #
|           www.krotov.info/spravki/temy/d/duh.htm  #
 ===================================================




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|         Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.        |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
Иисус сказал:
 "Вот, Я дал вам власть наступать на змей и скорпионов
  и власть над всей силой врага - и ничто не вредит вам.
  Но не тому радуйтесь, что духи вам подчиняются,
  а радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах!"
 И в тот же миг Святой Дух исполнил Иисуса ликованием, и Он сказал:
 "Отец, Владыка неба и земли! Благодарю Тебя за то,
  что Ты открыл простым и малым сокрытое от мудрых и разумных!
  Да, Отец, такова была Твоя благая воля!" (Лк.10:19-21)
                                * * *
"Когда на сердце светло, в темном подземелье блещут небеса.
 Когда в мыслях мрак, при свете солнца плодятся демоны". (Конфуций)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2340.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»