=ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
Выпуск посвящен
апостольскому чтению 25-го воскресенья по Пятидесятнице: Еф.4:1-6.
1 Так вот, я, ставший узником
ради Господа, умоляю вас: живите достойно того
призвания, к которому вы призваны Богом. (2)
Будьте всегда скромны и кротки. Терпеливо, с любовью
переносите друг друга. (3) Всеми силами старайтесь хранить
единство Духа, скрепляя его узами мира. (4) Одно тело и один
Дух, как и одна надежда, к которой вы призваны
Богом! 5 Один
Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех,
Он над всем, через всё и во всём.
(перевод В.Н.Кузнецовой
("Радостная Весть"))
Думаю, что продолжение серии выпусков об
экуменизме подходит к этим словам апостола Павла.
( Предыдущие части: www.messia.ru/rasylka/008/2332.htm#0;
www.messia.ru/rasylka/008/2335.htm#0;
www.messia.ru/rasylka/008/2338.htm#0;
) > "В главном -
единство, во второстепенном - разнообразие, во всём - >
любовь". "Перегородки, разделяющие Церкви, не поднимаются до неба".
> Эти блистательные фразы стали необычайно
популярны с прошлого века. > Абсурдное с
точки зрения логики обнаружение и провозглашение факта >
единства Церкви утвердилось рядом со склоками из-за единства, с тем,
> что вдохновляло межцерковные конфликты
и что я бы назвал "унизмом". > Это не
значит, что христиане спрятались от проблемы. Но недаром
> родился термин "экуменизм".
Таинство Церкви стало переживаться >
прежде всего через ее вселенскость, а не
через ее единство. > Самым важным
симптомом такого перелома стало отношение к переходу >
из одной христианской конфессии в другую.
Раньше такие переходы > осуждали как измену
- теперь как бессмыслицу. > В первые
девятнадцать веков христианской истории экуменизма
> не существовало. Экуменизм - новое явление,
явление двадцатого века. > Феноменом XX
столетия он стал не случайно. Век
катастроф > и миллионных миграций
привел к небывалому смешению языков: >
достаточно упомянуть русскую послереволюционную эмиграцию.
Ведь, > несомненно, новый
феномен двадцатого века - расширение >
информационных контактов - совершился не только благодаря появлению
> новых средств информации:
телевидения, радио, компьютеров, - >
он совершился накануне этого технического всплеска. Не технические
> революции, а политические -
в России прежде всего, но не только >
в ней, а и в Германии и других странах - породили эмиграцию, которой
> не знали предыдущие столетия.
Миграционные потоки подхватили >
интеллектуальную элиту. А ведь она привязана к почве прочнее любого
> крестьянина, ведь ее орудие
- не плуг, новую модель которого >
легко освоить, а язык, освоить который как орудие профессионального
> мышления возможно только раз в жизни
- в детстве. Различия церквей, > религиозных
ментальностей, их взаимная агрессивность, - всё это
> из текстового факта стало
жизненным фактом русских интеллигентов, > заброшенных
в Англию или Францию. > Сама по
себе эмиграция не располагала к большей открытости чужому, >
скорее наоборот - она тяготела к созданию
вероисповедных гетто. > Эмиграция была
поверхностной новизной, чисто внешнего, не духовного >
характера. Кто был равнодушен к единству Церкви, с того эта новизна
> скатилась, как с гуся
вода. Кто не был равнодушен - тому просто >
прибавилось пищи для размышлений: раньше проблема разделения Церквей
> трактовалась на уровне только
богословия, отныне был открыт >
и уровень национальной ментальности.
Впрочем, поскольку > и до
революции страны христианской экумены (именно от
такого > произношения слова
"ойкумена" - "обитаемый мир" - происходит
> название Церкви "вселенская", "экуменная"
и название движения мысли, > озабоченной
проблемой единства, - "экуменизм") не были изолированы >
друг от друга, то и в этом качественной новизны не было.
Конечно, > жить в Париже изгнанником
не то, что туристом, но сильный ум >
способен от этих различий абстрагироваться как от второстепенных.
> Но параллельно исторические
потрясения вытряхивали из людей >
идеализм - в самом общем смысле, как поставление любой
абстракции > выше личности. В
иных странах роль таких потрясений взял на себя >
коммунизм, в других - фашизм, в третьих - "молодежные революции".
> И во всех - мировые войны. >
Для верующих такой исторический опыт означал новый прорыв к Личности
> Богочеловека Иисуса, при котором
Он Сам оказался единственным >
значимым Центром, а все богословские конструкции
- чем-то > производным,
подчиненным. А ведь на протяжении более чем
> тысячелетия, с тех
самых пор, как евангельская Истина
> стала осмысляться философской мыслью,
проблема единства Церкви (как > и прочие
богословские проблемы) была проблемой истинности церковного >
учения. Она не была проблемой личности. Это очень
хорошо видно > в знаменитых (во
всяком случае, их любят цитировать православные >
антиэкуменисты) словах преп. Агафона Египетского <(память
2 марта; > + ок. 435),
современника преп. Макария Великого>, который
> соглашался, когда его обвиняли
в гордыне, в клевете на ближних, > в
блуде, но резко отверг обвинение в еретичестве. Он объяснил
это > так: "Тех пороков и нельзя
не приписывать себе, потому что всякому > человеку
свойственно погрешать, и все мы, по испорченной природе
> нашей, невольно
увлекаемся пороками, а
ересь > есть богоотступничество, самовольное
отречение от Истины Божией". > При этом
у православных-то всегда считалось, что богословствование >
есть не умственная работа, а духовная, что
правильное ведение > и познание Бога
дается лишь праведнику. "Очистим чувствия и узрим", >
как поется в пасхальном каноне. Казалось
бы, при понимании > богословия
как дела не только ума, но и сердца,
нельзя > быть уверенным в своей богословской
правоте, не впадая в гордыню. Но > в том-то
и дело, что Церковь существовала особо от человеческой
> личности, и существовала как нечто не имеющее
родства с личностью. > Через тысячу
лет после преп. Агафона то же отношение к проблеме веры >
и Церкви (а еретичество - лишь крайний случай
проблемы единства > Церкви) обнаруживает
Лев Карсавин в своей брошюре "Католичество" >
(Петроград, 1918, репринт - Брюссель, 1974). Вот как он определяет
> веру: "Вера есть признание
утверждаемого Церковью или подчинение > ее
учению, ее авторитету" (с. 33). Он приводит схожее определение
> из классического Римского катехизиса 1566
года: "Вера - вид познания > того,
что познать поставлено целью человеческому уму, но
что > не может быть им
усмотрено" (с. 57). Отношение к Церкви как
> к объекту познания -
одинаково характерно для православных >
и католиков, одинаково не дает возникнуть
экуменизму в его > современном
понимании, сводя проблему разделения Церквей к проблеме >
согласования умственных тезисов, решения богословского вопроса.
> Настоящая новизна нашего века в
этом - та же, что и во всех других > вопросах.
Двадцатый век в определенном смысле кончился, <когда>
> мы вернулись к чему-то,
что было до него, обогащенные совершенно >
новым и ужасным опытом. В разных
странах он осваивался >
через различные исторические события, но суть его одна. Укажу на два
> достаточно различных - географически
и внешне - явления. Первая > мировая
война была осмыслена на Западе как трагедия "потерянного
> поколения", и затем на протяжении еще одного-двух
поколений эта тема > постоянно присутствовала
- и в опыте второй мировой, и в молодежных > бунтах,
и в терроризме. Это была тема человека, потерявшего всякие >
внешние ориентиры и авторитеты и совершенно потерянного для культуры
> и цивилизации в качестве верного слуги, не задумывающегося
над самим > фактом своего подчинения.
Обрушилось всё - осталась личность, >
которая в этом хаосе, собственно, и приобрела окончательный
облик > именно как нечто самоценно существующее.
То, что начиналось в раннем > гуманизме
- автономия человека, - было обретено на
уровне > существования, а
не только лозунга лишь в горниле антигуманизма >
XX века. > В России ни
одна из войн этого столетия не стала таким горнилом. >
У Эренбурга, Фадеева, Пастернака - в отличие
от Ремарка, Во, > Хемингуэя
- оставалась социальная и культурная перспектива.
> Потребовалось пройти через
ГУЛаг - и, может быть, не Солженицын, >
а именно Шаламов с его безысходным и окончательным ощущением гибели
> не только всех и всяческих
идеалов, а вообще всего, что вне одной > человеческой
личности, лучше выражает принципиально новый опыт,
> который нов по отношению к
нашему прошлому, но объединяет нас >
с Западом, - мы приобрели тот
же иммунитет ко всему > сверхчеловеческому.
> Частью этого опыта стали
гонения на Церковь. Они научили простой >
вещи, забытой после 381 года, когда Церковь получила от государства
> столько гарантий, что
могла, казалось, в случае крайней >
необходимости, существовать вообще без верующих. Церковь
есть > не учение - а Тело.
Вера есть не познание и не признание учения - >
а жизнь в этом Теле. Верующий - не ученый, открывший истину, не член
> организации, а часть организма,
член Тела. Это фундаментальные >
истины Евангелия. Главное таинство Церкви - причащение Тела и Крови
> Христовых - есть таинство не познания,
а соединения двух личностей. > Когда
здание Церкви было потрясено до фундамента,
тогда > и выяснилось, что Церковь -
не здание. > Тогда и начался
"экуменизм". И если размышления о нём начинаются >
с вглядывания в экуменизм как общественное движение - и он является
> общественным движением, что
греха таить, - то рано или поздно >
приходит понимание того, что экуменизм есть нечто неизмеримо
более > глубокое и важное. К
примеру, Католическая Церковь ни в одно >
"экуменическое движение" не входит, а экуменизм в ней сильнее,
чем > во многих других христианских
сообществах. Это и не учение, >
и не особая жизненная позиция - и
нельзя назвать кого-либо > "экуменистом".
Экуменизм предшествует учению, движению, позиции.
> Экуменизм есть необходимость переживать одновременно
> и разъединенность Церкви, и ее единство как Тела Христова,
> необходимость крайне тяжелая, но
вынужденная при том новом ощущении > собственной
личности и собственной веры, которое принесли испытания >
двадцатого века. Все проявления экуменизма - вторичны по отношению
> к той ответственности, которую
принимает на себя личность, однажды > "потерявшая"
Церковь как учение, как авторитет и обретшая ее уже
> совершенно по-новому. (И, разумеется, совсем
не экуменизмом является > то направление
мысли, которое мечтает соединить все религиозные - >
христианские и нехристианские - учения,
именно потому, > что рассматривает
Церковь как учение, а не как Тело Христово). >
Экуменизм - ведь это был прежде всего духовный переворот в личности.
> Неудивительно, что из огромного
потока эмиграции можно назвать >
всего троих активных "экуменистов": отца Сергия Булгакова,
Николая > Арсеньева, Николая Зернова.
Для них общение с инославными стало >
не эпизодом, а внутренним долгом. Не много
таких людей и среди > других конфессий по
сей день. (продолжение следует)
[ Яков Кротов.
Размышления об экуменизме.
опубликовано:
(а) Размышления
о разном.
М.: Ирина, 1992
(б) Журнал "Истина и Жизнь"
## 5,6,7-8 за 1992 год и ## 1-2 за 1993 год.
www.catharticles.by.ru/rasnoe/ekumen.htm
.
(2 печатные пубикации представляют собой
различные
редакции текста.)
Выделение подчеркиванием сделано
редактором рассылки. ] //
к апост. чтению: ///////////////////////////////// * Томас Мёртон: Человек,
отделённый от других # |
www.messia.ru/rasylka/006/1695.htm#0
# * митр. Сурожский Антоний:
# |
Церковь: организм; гармония
# | www.messia.ru/rasylka/004/985.htm#0
# |
* он же - О единении христиан # |
www.mitras.ru/h_d/hd32.htm
# | *
он же - "Войду в Дом Твой..." # |
www.mitras.ru/voidu/voidu2.htm
# | * Я.Кротов:
#
| Не строить мост, а увидеть, что нет реки #
| www.messia.ru/rasylka/002/260.htm#0
# | * свящ. Александр Мень:
# |
Церковь держится не нами, а Духом Божиим # |
www.messia.ru/rasylka/005/1323.htm#0
# |
* он же - о Послании Ефесянам # | www.krotov.info/library/bible/comm/efes.html
# * свящ. Николай Афанасьев:
# |
Церковь-Тело: единство в многообразии # |
www.messia.ru/rasylka/005/1348.htm#0
# | * "ДУХ
БОЖИЙ" в "СЛОВАРЕ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ" # ===================================================
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых
в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить
на вопросы... # -----------------------------------------------------------------
| Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама |
| может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают
| | более 6000
человек. (Пишите!) |
| Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.
| | Как это
можно сделать, описано на странице |
| www.messia.ru/pomoch.htm
. |
-----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель
рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
Иисус сказал: "Вот, Я дал вам власть наступать на змей и скорпионов
и власть над всей силой врага - и ничто не вредит вам.
Но не тому радуйтесь, что духи вам подчиняются, а радуйтесь тому,
что имена ваши записаны на небесах!" И в тот же миг Святой Дух исполнил
Иисуса ликованием, и Он сказал: "Отец, Владыка неба и земли! Благодарю
Тебя за то, что Ты открыл простым и малым сокрытое от мудрых и разумных!
Да, Отец, такова была Твоя благая воля!" (Лк.10:19-21)
* * * "Когда на сердце светло, в темном подземелье блещут
небеса. Когда в мыслях мрак, при свете солнца плодятся демоны". (Конфуций)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2340.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
|