=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
( Предыдущие части:
www.messia.ru/rasylka/008/2332.htm#0;
www.messia.ru/rasylka/008/2335.htm#0;
www.messia.ru/rasylka/008/2338.htm#0;
www.messia.ru/rasylka/008/2340.htm#0
)
> Существуют три типа экуменизма. "Богословский",
"ученый" экуменизм -
> это общение богословов
различных христианских конфессий. Общались
> богословы и раньше. На
Флорентийском Соборе в XV веке эксперты -
> один православный и один
католический богослов - несколько месяцев
> вели заведомо бесплодные дискуссии
о тайне исхождения Святого Духа
> в недрах Св. Троицы. Дискутанты
отлично знали, что не смогут прийти
> к единому мнению, но не торопились
свертывать диалог, думаю - по той
> простой причине, что им
было интересно друг с другом. Со "своими"
> они просто не могли
разговаривать на такие темы - требовалась
> незаурядная логическая подготовка,
эрудиция, духовная зрелость. Но
> их общение было подпорчено
жесткой и невыполнимой задачей:
> найти решение, согласиться
хоть на чём-то. Богословы-экуменисты
> принципиально отказываются от
такой установки. Их цель - диалог,
> причем диалог намеренно бесцельный.
Так обретает свободу мысль.
> Второй тип экуменизма
иногда называют "диким". Это просто
> эмоциональное ([но часто
переходящие и в духовную, мимтическую
> область]) переживание единства
христиан в вере. Это экуменизм
> туристов. Приехать в другую
страну, просто так зайти в храм чужой
> конфессии и вдруг почувствовать,
что и в нём христиане, что с ними
> ты молишься тому же
Христу, что они причащаются Его Тела -
> это огромное потрясение. И оно
было невозможно для путешественников
> прежних времен, которые смотрели
на всё с исследовательским (а то
> и с коммерческим или политическим)
подозрением и испытыванием.
> [Сам феномен туризма не
случайно возник в нашем веке: турист
> отличается от всех
типов путешественников отсутствием цели:
> торговой, научной,
образовательной. "Отдых" есть именно
> принципиальная бесцельность, прекращение
"обычной" жизни, отказ даже
> от дыхания. В этом
смысле, кстати, и эмигранты были отчасти
> туристами или, скорее,
ссыльными (ведь бесцельность существования
> характерна и для заключенных,
только для них она мучительна
> принудительностью своей и
протяженностью). Такое общение
> с инославными
всегда в ситуации "гость-хозяин"
> часто переживается как
более "чистое", как более глубокое,
> чем общение с собратьями
по конфессии: последнее происходит
> в ситуации "хозяин-хозяин",
вечно омрачено нашим неумением хотя бы
> в храме быть как дети.]
> Третий тип экуменизма
- бюрократический. Он более всего виден,
> и речь о нём уже шла. Это конференции,
симпозиумы, визиты иерархов,
> начальников, председателей.
Это Всемирный Совет Церквей. Исток
> и костяк этого движения составляют
протестанты (католики в нём, как
> уже говорилось, вообще
не участвуют, хотя "дикие" и "ученые"
> экуменисты среди них есть).
Преобладание протестантов
> в экуменическом движении
не случайно: большинство протестантских
> <де>номинаций в свое время
начали с отхода от Церкви, в том числе
> от такого ее существенного качества,
как единство администрации
> и учения. В экуменизме лидеры разрозненных,
многочисленных (от очень
> крупных, как Англиканская
церковь, до очень мелких - в несколько
> человек) протестантских
групп обретают возможность вернуть
> утраченное хотя бы отчасти.
> По-настоящему интерконфессиональным,
экуменическим движение является
> благодаря участию православных,
в первую очередь Московского
> Патриархата. /Но это участие - на
чиновном уровне - не добровольное,
> оно было инициировано при Хрущеве
большевиками (сейчас опубликованы
> архивные документы, подтверждающие
это) с целью создать еще одну
> дымовую завесу в дополнение
к тем, которые именовались у них
> "международным престижем СССР"./
> Экуменизм по определению не
может быть успешен. Он не может достичь
> цели, ибо только
отсутствие цели создает саму возможность
> экуменизма. "Унизм" -
стремление загнать всех в свою конфессию -
> имеет цель и может быть (теоретически,
только теоретически) успешен.
> Об экуменизме нельзя сказать, что он хочет объединить всех христиан,
> ибо экуменизм начинается с восприятия единства христиан в Единой
> Церкви как догматической истины, как реальности невидимой
> и таинственной.
Раздробленность видимых Церквей есть реальность
> совершенно другого порядка -
хотя это слово тут не очень подходит -
> порядка "мира сего", мира тьмы.
Естественно, экуменизм и не мечтает
> о приведении в полное
соответствие порядка Царства Небесного
> и царства кесаря, о гармонизации света
и тьмы.
> [ Экуменизм, таким
образом, оказывается прямо противоположен
> всевозможным поискам единства, происходящим вне христианства
> в политике, в экономике,
в культуре. Можно мечтать о построении
> "единого общеевропейского дома"
ибо такого дома не существует,
> но нельзя мечтать о построении Единой Церкви ибо Она есть.
И нет
> более несбыточных хотя и прекраснодушных
мечтаний, чем обращение
> к Церкви за "общечеловеческими
ценностями". Да, Христос
> общечеловеческая ценность, но
именно поэтому единство в Христе
> нельзя сделать средством
достижения единства в мире сем.
> Государство, культура, этика
являются ценностями всегда временными
> и служебными, а не первичными.]
> Страшный и плодотворный
опыт страдания, данный двадцатым веком,
> незаметно сделал анахронизмом
тот экуменизм, с которого этот век
> начинался - экуменизм,
вдохновлявшийся видением Церкви как дерева,
> создавший пресловутую теорию
ветвей: христианство-де разделилось
> на ветви, но они
вполне равноправны. Произошел некоторый духовный
> переворот, поставивший многое
на место - переворот на уровне
> личности. В частности, стало понятно,
что нам только кажется, будто
> единство Церкви +образуется+ - образуется из единства меня
> с собратом, из единства приходской общины, из единств различных
> больших и малых церквей. На самом деле, единство Церкви +образует+ -
> образует наше единство. Оно является источником, а не устьем,
> благодаря единству Церкви Христовой только и возможно появление
> любых общин, братств и приходов. Она - лоза, а мы - гроздья, которых
> может и не быть и которые, во всяком случае, уж верно не снабжают
> лозу соками, а снабжаются от нее.
Только классическая теория ветвей
> не слишком соответствует
евангельскому образу: во-первых, потому,
> что самостоятельными гроздьями
считают слишком большие образования,
> а не "двоих или
троих собравшихся во имя Христово", во-вторых,
> потому, что создается
ощущение, что единый ствол более
> не существует. А на самом деле
- Церковь пребывает единой, и это
> не искупление и даже не
оправдание, а именно глубочайшее обвинение
> нашим раздорам. Если
бы они противоречили только прошлому
> или будущему идеалу
единства - ну, бывает, дело житейское,
> историческое. Но раздоры
противоречат реальному, открытому
> для всякого верующего во Христа единству
- а такое противоречие есть
> уже кощунство или, по крайней мере,
глупость и нетрезвость.
> Двадцатый век сделал окончательно
несбыточными мечты слить воедино
> ценности всех религий,
которыми жил конец девятнадцатого века.
> Теперь видно - видно эмоционально,
и сразу стало логически понятно -
> что такого рода "экуменизм" и экуменизмом
не является, ибо стоит
> вне Церкви, как, впрочем,
вне всех религий. Сторонники такого
> "экуменизма" [(впрочем, они
этим словом практически не пользуются)]
> сравнивают содержание религий
с водой, разлитой по сосудам разной
> формы, и предлагают слить их
вместе. Но куда? Сделать еще один
> сосуд - таких попыток много
было за последние сто лет, и они только
> увеличивают количество посуды. Или
просто перебить все горшки? Будет
> одна-единственная грязная лужа.
Впрочем, к счастью, не будет - ведь
> на самом деле воды религий отличаются
не формами сосудов, а вкусом,
> цветом, чистотой, есть
религии, в которых /вода Истины вообще
> заморожена, а есть - в которых она
уже/ давно перешла в газообразное
> состояние или, просто
говоря, испарилась. "Где вы, богини прежних
> дней..."
> Хотя экуменизм как явление
не может быть успешен или неуспешен,
> но личность его переживает,
и переживает именно как череду провалов
> и крушений. Радостно только само вхождение
в экуменизм, самое первое
> обнаружение того, что
единство Церкви есть не просто строчка
> в Символе веры, а
реальность, позволяющая общаться с членами
> иных христианских конфессий.
Каждый "экуменист" имел свой медовый
> месяц, когда обнаружил,
что католики - или протестанты
-
> или православные - тоже
христиане. Но слова "экуменист" недаром
> не существует (во всяком
случае, в Церкви), и недаром я беру его
> в кавычки - ибо
такой медовый месяц очень скоро заканчивается,
> и человек упирается именно
в непреодолимость внешних разделений.
> Более того, он сталкивается
с тем, что экуменизм принципиально
> возможен лишь для меньшинства
и для многих из этого меньшинства -
> лишь как эпизод. А
всё дело именно в том, что экуменизм <...>
> возможен в особой
экзистенциальной ситуации - в ситуации
> бесцельности, духовного туризма.
Но все не могут быть туристами,
> и очень немногие могут
быть туристами постоянно (обычно вопреки
> своей воле, это очень
тяжелая судьба). Поэтому большинство членов
> того или иного
христианского исповедания сохраняют холодную
> настороженность (это в
лучшем случае, вообще же и ксенофобии
> предостаточно) по отношению к исповеданиям
другим. Поэтому участники
> "международной научно-практической
конференции" в Почаевской Лавре
> [по униатству] первым
пунктом постановили: "Учитывая многовековую
> практику лицемерия Ватиканской
политики, поддерживаем решение
> Блаженнейшего Иерусалимского
Патриарха Диодора о прекращении
> экуменических связей, угрожающих
самому существованию Православия"
> (Украинский православный вестник.
Май 1991, N3(13), с.З). Поэтому
> один мой знакомый, ученый
богослов, дружески, с наслаждением
> пообщавшись с западными
богословами, затем вернувшись в обычную
> ситуацию, в которой цель
его - поиск и защита истины, со вздохом
> заметил: "А всё-таки они вроде
попугая, который подражает речи,
> не понимая ее".
Поэтому экуменические контакты то и дело
> заканчиваются переходом в
конфессию, которая стала Объектом этих
> контактов, - человек из
временного туристического статуса входит
> таким образом в
постоянную ситуацию, только уже другую,
> чем первоначальная. Поэтому
один и тот же православный архиерей
> может утром лобызать кардинала, а
днем распекать своего подчиненного
> за симпатии к католицизму.
Всё это не от лицемерия, а именно
> от искренности людей,
которые в различных ситуациях ведут себя
> по-разному.
(продолжение следует)
[ Яков Кротов. Размышления об экуменизме.
опубликовано:
(а) Размышления о разном.
М.: Ирина, 1992
(б) Журнал "Истина и Жизнь"
## 5,6,7-8 за 1992 год и ## 1-2 за 1993 год.
www.catharticles.by.ru/rasnoe/ekumen.htm;
www.catharticles.by.ru/rasnoe/ekumen1.htm.
(2 печатные пубикации представляют собой
различные редакции текста. Здесь
представлена "сводная" версия.
Фразы, отсутствующие в (б), заключены здесь
в квадратные скобки. Фразы, отсутствующие
в (а), заключены здесь в наклонные скобки.)
Выделение подчеркиванием сделано
редактором рассылки. ]
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
-----------------------------------------------------------------
| Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама
|
| может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают
|
| более
6000 человек. (Пишите!)
|
| Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ
проекта. |
| Как это можно сделать, описано
на странице |
| www.messia.ru/pomoch.htm
. |
-----------------------------------------------------------------
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Когда Иисус подъехал к тому месту,
где начинался спуск с Масличной горы,
вся толпа учеников стала громким голосом восхвалять Бога
за все чудеса, которые они видели,
ликуя и восклицая:
"Благословен идущий
во имя Господа Царь!
Мир на небе
и слава в вышних небесах!"
Фарисеи из толпы сказали Ему: "Учитель, уйми Своих учеников!"
Он возразил:
"Поверьте, если умолкнут они, закричат камни".
Когда они подошли еще ближе, Иисус, увидев город,
заплакал о его судьбе и сказал:
"О, если бы хоть в этот день и ты увидел путь к миру!
Но ныне от глаз твоих он скрыт.
И вот наступят дни,
когда враги окружат тебя земляными валами,
возьмут в кольцо, сожмут со всех сторон,
тебя и жителей твоих сотрут с лица земли
и не оставят от тебя камня на камне -
из-за того, что не узнал ты время,
когда Бог предлагал тебе спасение".
Войдя в Храм, Иисус начал выгонять торговцев, говоря им:
"В Писании сказано:
'Дом Мой будет домом молитвы',
а вы превратили его в разбойничий притон!"* (Лк.19:37-46)
* * *
"Воскреснув, Иисус подарил человечеству свободу от небытия;
вознесшись подарил свободу от Самого Себя для встречи с
Собой".
(Я.К.)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2342.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
|