=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос рождается - славьте!
          Христос с Небес - встречайте!
                    Христос на Земле - воспряньте!
                              Пойте Господу по всей Земле!




Выпуск посвящен апостольскому чтению
воскресенья по Рождестве Христовом:
Гал.1:11-19.






>                   1.11-17 КАК ПАВЕЛ СТАЛ АПОСТОЛОМ

> 11   Я хочу, братья, чтобы вы знали: Радостная Весть, которую я вам
>    возвестил, не есть нечто человеческое. (12) И получил я ее
>    не от людей, и не люди меня ей научили, а Иисус Христос,
>    который мне ее открыл.
> 13   Вы, конечно, наслышаны о том, как я жил, когда был иудеем.
>    Я беспощадно преследовал и уничтожал Церковь Божью.
>    (14) Во всём народе мне не было равных среди моих ровесников
>    в том, что касалось нашей религии,  и особенно ревностно
>    я придерживался отеческих преданий. (15) Но Бог решил,
>    по Своей великой доброте, избрать меня и предназначить Себе
>    на служение еще до рождения из чрева матери и,
>    (16) явив мне Своего Сына, велел мне возвестить о Нём
>    всем народам. И тогда я ни к кому из людей не обратился
>    за советом, (17) даже не пошел в Иерусалим к тем, которые стали
>    апостолами до меня, а ушел в Аравию, а потом вернулся обратно
>    в Дамаск.

>          -----------------------------------------------------------
>          || 12 Гал 1.1   13 Деян 8.3; 22.4-5; 26.9-11   14 Деян 22.3
>                                      || 15 Ис 49.1; Иер 1.5; Рим 1.1
>                         || 16 Деян 9.3-6; 22.6-10; 26.13-18; Гал 2.7



<...>

> Ст. 13 - =Вы, конечно, наслышаны о том, как я жил, когда был иудеем=
> (дословно: "в иудаизме"). "Иудаисм`ос" - редкое слово в Новом Завете
> (употреблено лишь дважды, в ст. 13 и 14). Оно возникло в те времена,
> когда  еврейской  религии грозило полное уничтожение. В Маккавейских
> книгах  так  называли  тех  евреев,  кто,  несмотря  на  смертельную
> опасность, остались приверженцами религиозного  отеческого  наследия
> в  отличие  от евреев, поддавшихся давлению Антиоха Епифана, который
> стремился    создать    синкретическую   религию.   Иудаизм   времен
> Маккавейского  восстания  -  это  религиозная  система, отличавшаяся
> строгим  соблюдением  Закона  и всячески подчеркивавшая свое отличие
> через  жертвоприношения,  праздники,  обрезание  и  законы  о  пище.
> Некогда  апостол  был приверженцем именно такой системы,   но теперь
> он  перестал  им быть.  Нередко можно услышать,  что Павел обратился
> в  христианство.    Это неверное   утверждение,   потому что   Павел
> не  переменил  религию,  он  действительно  обратился,  но из одного
> религиозного  еврейского    движения   в  другое:    бывший  фарисей
> стал христианином. Но он остался уверенным, что народ Израиля избран
> Богом,  что  христианская церковь есть часть и продолжение истинного
> Израиля.  И  всё же для Павла уже в это время иудаизм и христианство
> разделены,  хотя  и  не  стали  еще двумя разными религиями. Впервые
> четкое разделение между ними появляется лишь у Игнатия Антиохийского
> (начало II века).

> <.....>   =Церковь  Божью=  -  греческое  слово  "экклес`ия"  значит
> "собрание".  Так  христиане  стали  называть  себя,  возможно, чтобы
> отличаться  от  евреев, не принявших Христа и называвшихся синагогой
> (это  еще  одно  греческое  слово,  означающее  "собрание"). В своих
> ранних   письмах   апостол  обычно  понимает  под  церковью  местную
> христианскую     общину.     Но      здесь,    вероятно,    иудаизму
> уже  противопоставлена  некая  новая  данность  -  единая  всемирная
> Церковь Божья,  перешагнувшая национальные границы  и состоящая  как
> из евреев, так и из бывших язычников.

<....>

> Ст. 15 <.....>. То, что Павел, несмотря на то, что он был гонителем,
> уже  с  момента  своего  зачатия или рождения был предназначен Богом
> =Себе    на   служение=,     может    быть  понято    как   указание
> на  предопределение.  Отчасти это верно, так как, согласно еврейской
> традиции,  всё  в мире совершается по воле Божьей, но нужно помнить,
> что  Библия утверждает  свободу выбора  человека и,   следовательно,
> его    ответственность.     Главное    в  этом тексте   -   указание
> на  Божественное происхождение Радостной Вести   в том виде, в каком
> ее возвещает  Павел,  а также то,  что великий дар Божий был дан ему
> не  за  его  заслуги,    а  обусловлен  одной лишь   Божьей  любовью
> и добротой.

> Ст. 16а  -  =Явив  мне  Своего  Сына=  -  Сыном Бога в Ветхом Завете
> назывался  весь  Израиль  или  же его царь,   получавший этот  титул
> во  время  восшествия  на  престол.  Позже  так назвались праведники
> (Прем.2.17-18).  В  христианской  традиции  мы  называем таких людей
> святыми,    а  в  еврейской  их можно было бы назвать  сынами  Бога.
> При  этом важно помнить,   что речь всегда шла о духовном сыновстве,
> в отличие от языческих представлений о детях богов: богах, полубогах
> и   героях,    связанных   с  родителями   биологическим   родством.
> Все   харизматические   лидеры,   особенно   чудотворцы,  назывались
> "божественными мужами". В еврейской традиции этот <титул> постепенно
> стал  относиться  к  ожидаемому  Помазаннику.  Так, в Кумране найден
> текст,    где  Бог  называет   Мессию  Своим  Сыном.  Следовательно,
> самым  главным  в  определении, что есть Сын Божий, является то, что
> Бог  дает  Ему некое поручение, посылает Его исполнить Его волю, Сын
> же  проявляет   абсолютное   послушание.    "Иисус есть Сын Божий" -
> это  одно  из  самых  ранних  исповеданий  Церкви (Деян.9.20; 13.33;
> Рим.1.3-4). Иисус - это единственный Сын, находящийся со Своим Отцом
> в  отношениях,  какие  немыслимы  ни для кого из людей. Никто, кроме
> Иисуса,    не  явил  столь полного послушания воле  Небесного  Отца.
> Это  полное  послушание  является  важнейшей  смысловой составляющей
> титула "Сын Бога".

<....>

> =Велел  возвестить  о Нём всем народам=  - Когда Бог дал Павлу такое
> служение,  исполнилось великое пророчество Исайи о том, что язычники
> придут  к  Синаю.  В то время большинство евреев было уверено в том,
> что  все  язычники,   люди,  которым не было дано Закона,  погибнут.
> В   одно   мгновение   всё   мировоззрение  Павла  коренным  образом
> изменилось.  Если  Закон  его  не  спас, а чуть было не погубил, то,
> следовательно,  Закон  не может быть путем спасения и перестает быть
> стеной,  отделявшей  евреев  от  язычников.  Галатам  особенно важно
> помнить об этом, ведь они сами бывшие язычники.

<.....>


>                 1.18-24 ПЕРВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА

> 18   Только спустя три года я пришел в Иерусалим, чтобы встретиться
>    с Кефой, и пробыл у него две недели. (19) Что касается других
>    апостолов, то я никого, кроме Иакова, брата Господа, не видел.
>    (20) Все, что я вам пишу, - чистая правда, в том мне свидетель
>    Бог!

> 21   Потом я отправился в Сирию и Киликию. (22) В христианских
>    церквах Иудеи я никому не был знаком в лицо. (23) Они знали
>    обо мне только одно: "наш бывший гонитель теперь проповедует
>    веру, которую некогда уничтожал". (24) И прославляли за меня
>    Бога.

>          ---------------------------------------------------
>          18 +с Кефой+ - в позднейших рукописях: "с Петром".

>          ---------------------------------------------------
>          *18 Деян 9.26  *19 Мф 13.55; Мк 6.3  *20 Деян 9.30

> Эти стихи продолжают аргументацию, начатую в стихах 16б-17.

> Ст.  18 - =Только спустя три года= - Вероятнее всего, отсчет времени
> ведется  от  события  на дамасской дороге, а не от возвращения Павла
> в  Дамаск в качестве христианского миссионера. Иерусалим был опасным
> местом   для  Павла.  Его  прежние  друзья  ненавидели  его,  считая
> предателем   и   отступником.  Ведь  вместо  того,  чтобы  исполнить
> поручение  первосвященника  (Деян  9.2),  он  сам ушел к христианам.
> Христиане  тоже относились к бывшему гонителю с недоверием
> (см. Деян 9.26).

> =Я  пришел в Иерусалим, чтобы встретиться с Кефой= - Целью посещения
> Иерусалима  было  знакомство  со старейшиной апостолов Кеф`ой (Павел
> предпочитает  его  арамейское  прозвище  греческому; он называет его
> Петром  только  в  2.7-8).  =И  пробыл у него две недели= (дословно:
> "пятнадцать   дней")   -  Такое  точное  указание  времени  призвано
> противопоставить  краткому   двухнедельному  пребыванию в Иерусалиме
> три  года,   проведенные  в Аравии  и Дамаске.  О цели его  свидания
> с   Кефой   можно  лишь  догадываться.  Вероятно,  Павел,  постоянно
> говоривший  о  единстве  всех  христиан,  хотел установить дружеские
> связи  с главой апостолов. Во время бесед с Петром Павел узнал много
> фактов  о земной жизни Иисуса, подробности Его нравственного учения,
> обстоятельства,  связанные  с воскресением Господа. Вероятно, тогда,
> например,  он узнал, что воскресший Господь первым явился Кефе (1Кор
> 15.5).  Несмотря  на  это Павел остается неколебимо уверенным в том,
> что   его собственная  версия Вести напрямую восходит к Богу.   Ядро
> его  проповеди,  конечно же, осталось неизменным, хотя и обогатилось
> подробностями и фактами.

> Ст.  19 - =Что касается других апостолов, то я никого, кроме Иакова,
> брата   Господа,   не   видел=   -  Кроме  Петра,  Павел  постарался
> познакомиться  и  с  другим  лидером Церкви того времени. Это Иаков,
> брат  Господа  {В  Евангелиях упоминаются братья и сестры Иисуса.
> По мнению Епифания (382 г.), основывавшегося на древних преданиях
> и апокрифах, это были сводные братья, дети Иосифа от предыдущего
> брака. По мнению Иеронима (383 г.), братья были двоюродными,
> сыновьями сестры Девы Марии, возможно, матери Иакова и Иоанна
> Зеведеевых. По мнению Гельвидия (380 г.), это были дети Иосифа
> и Марии, родные братья Иисуса. Такой же точки зрения держался
> и  Тертуллиан.}. Из уст Иакова Павел, вероятно, узнал о том, что
> ему  явился воскресший брат. Позже Павел напишет: "Христос... явился
> Кифе,  потом  Двенадцати,  потом  явился  более чем пятистам братьям
> одновременно..,  потом явился Иакову и самому последнему явился мне"
> (1Кор   15.5-7).  {Рассказ  о  явлении  Иисуса  своему  брату  также
> содержится в не дошедшем до нас Евангелии евреев, он сохранился
> в цитате Иеронима: "Господь... пошел к Иакову и явился ему.
> Ибо Иаков поклялся, что не будет есть хлеб с того часа, как он выпил
> чашу Господа, до тех пор, пока не увидит Его восставшим. И после
> того Господь сказал: "Принеси стол и хлеб". (И сразу же добавлено):
> Он взял хлеб и благословил его, и преломил, и дал Иакову Праведному,
> и сказал: "Брат Мой, ешь свой хлеб, ибо Сын Человеческий восстал
> среди спящих"".} Следовательно, история Иакова разительно напоминает
> историю  самого Павла. Некогда не веривший в Иисуса (см. Ин 7.5; ср.
> Мк  3.21,31-35),  Иаков  после  Его  смерти  и  воскресения стал Его
> последователем  (Деян 1.14; 1Кор 9.5; 15.7) и постепенно превратился
> в  одного  из  главных лидеров иерусалимской Церкви. Нам неизвестно,
> когда  это  произошло,  но  обычно предполагается, что в начале 40-х
> годов I века. Иаков был мощной личностью, и его влияние в Иерусалиме
> быстро  росло. В конце концов именно он возглавил церковь, приобретя
> даже  больший  авторитет,  чем  Петр  (см. Деян 12.17; 15.6-21).
> {Об Иакове существовало множество легенд, его имя носит одно
> из апокрифических евангелий (Протоевангелие Иакова), оказавшее
> огромное влияние на христианское учение, литургику и искусство.
> Его прозвище "Праведный" означало, что он ревностно исполнял
> все предписания Закона Моисея. В "Церковной истории" Евсевия
> Кесарийского приводится рассказ Гегесиппа, в котором, правда, есть
> много недостоверных и вымышленных данных. Там, например, говорится
> о том, что Иаков был назиритом (в русском языке "назирит"
> традиционно называется "назореем") "от чрева матери", никогда
> не стриг волос, не пил спиртного, не ел мяса и не мылся в бане.
> Он был строгим аскетом и почти всё время проводил в Храме, стоя
> на коленях, отчего они стали у него "как у верблюда". Там же
> утверждается, что Иаков носил первосвященнический нагрудник и что
> он даже имел право входить в само святилище иерусалимского Храма.
> Конечно, не все эти сведения надо воспринимать всерьез, но
> не подлежит сомнению, что Иаков пользовался огромным авторитетом как
> в христианской Церкви, так и среди тех, кто отвергал Христа
> и враждебно относился к христианам, видя в них отступников от веры
> отцов. Вероятно, он обладал даром примирять людей и смягчать
> противоречия, что подтверждают Деяния апостолов (15.14-21) и сам
> Павел (см. ст. 9). Иаков умер мученической смертью в 62 г. По одним
> свидетельствам, он был сброшен с крыши Храма, а по другим, он был
> побит камнями, что подтверждает и Иосиф Флавий.} Следовательно,
> история Иакова разительно напоминает историю самого Павла.

> =Что  касается  других   апостолов, то  я  никого,  кроме Иакова...,
> не видел= - возможно иное понимание: "Что касается других апостолов,
> то  я  ни  кого  не видел. Но я видел также Иакова..." Ученые спорят
> о том, как следует понимать эти слова, свидетельствуют ли они о том,
> что  к этому времени Иаков уже считался апостолом. Ведь по некоторым
> данным Иакова довольно рано стали называть двенадцатым апостолом.

> Мы  не знаем, почему Павел не видел других апостолов. Их или не было
> в  это  время  в  Иерусалиме,  или  Павел не стремился свести с ними
> личное знакомство и ему было достаточно повидаться с лидерами.
                        [ В.Н.Кузнецова.
                          КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ.
                          // М., 2003. ]


 + + + более полные версии комм.
  на 1:11-15: www.messia.ru/rasylka/003/587.htm#0
  на 1:16-17: www.messia.ru/rasylka/006/1375.htm#0

 
  =+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+
      Темы, связанные с апостольским чтением:
     > А.МакГрат: Кого считать христианами?
        www.messia.ru/rasylka/002/144.htm#0
     > К.С.Льюис: В богопознании инициатива исходит от Бога
                        www.messia.ru/rasylka/002/225.htm#0
  =+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+

 
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|         Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.        |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Благодаря вере Авраам повиновался Божьему зову
 и ушел в землю, которую должен был получить во владение.
 Он ушел, не зная, куда идет.
 Благодаря вере он поселился чужаком в обещанной земле,
 живя, как на чужбине, в палатках с Исааком и Иаковом -
 им было обещано то же наследие.
 Ведь Авраам дожидался города, возведенного на крепком фундаменте,
 города, архитектором и строителем которого является сам Бог.
 Благодаря вере и сама Сарра, будучи бесплодной, смогла зачать,
 хотя была уже не в том возрасте.
 Она считала, что Бог, давший обещание, сдержит слово.
 Вот почему от одного человека, уже почти что мертвеца,
 родилось потомство столь же бесчисленное,
 как звёзды в небе и песок на морском берегу.
 Все они умерли с верой, хотя и не получили обещанного.
 Но они видели обещанное далеко впереди себя, и приветствовали его,
 и согласились с тем,
 что они не более чем чужаки и пришельцы на земле.
 Совершенно ясно, что люди, которые так говорят, ищут родину.
 Если бы они всё время вспоминали о той, которую покинули,
 то у них был бы случай вернуться.
 Но теперь они жаждут лучшей родины - небесной.
 Вот почему Бог не стыдится зваться их Богом:
 Он приготовил для них город.* (Евр.11:8-16)
                                 * * *
*Да, бесспорно, велика тайна истинного богопочитания:
  Тот, кого Бог явил в человеческом теле,
    кого Дух оправдал,
  кого видели ангелы,
    о ком возвестили народам,
  в кого поверили в мире
    и кто вознесен был во славе.* (1Тим.3:16)
                                * * *
*Старайтесь походить на Бога, ведь вы Его любимые дети.
 Живите в любви - точно так,
 как Христос полюбил нас и отдал за нас Свою жизнь,
 как жертвенное приношение Богу, благоуханное и приятное.
 Что же касается таких вещей, как разврат, похабство, жадность,
 то среди вас даже разговоров о них не должно быть.
 Не подобает это Божьему народу,
 так же, как всякая грязная, глупая, двусмысленная болтовня!
 Неуместно! Лучше благодарите Бога!
 Но в этом вы можете быть уверены:
 ни один развратник, похабник, хапуга
 (они ничем не отличаются от идолопоклонников)
 не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. ...
 Некогда вы были тьмой, а теперь, когда вы с Господом, вы - свет.
 Так живите, как подобает сынам света!* (Еф.5:1-5,8)
                                * * *
"Трудно говорить о Боге в третьем лице. Бог не "Он", а безмерное ТЫ".
                                                     (Иоанн Шаховской)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2358.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»