=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес! Этот выпуск посвящен стихам 16:2 - 19:39 Евангелия от Иоанна ( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm#16:2 ). к Ин.16:2-13: + + + Толковая Библия: Ненависть мира к свидетелям Христа. Пришествие Духа Святого www.messia.ru/rasylka/006/1517.htm (+ ссылки) + + + святитель Кирилл Иерусалимский: различные наименования единого Духа www.messia.ru/rasylka/007/1843.htm#0 к Ин.16:15-23: + + + свящ. Александр Мень: Дух - Заступник и Утешитель www.messia.ru/rasylka/006/1518.htm (+ ссылки) + + + размышления свящ. Якова Кротова - www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_16_16.html - www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_16_21.html к Ин.16:23-33: + + + свящ. Александр Мень: Почему Бог терпит зло? www.messia.ru/rasylka/006/1519.htm к Ин.16:2; 17:13: + + + свящ. Яков Кротов: знание и зазнание www.messia.ru/rasylka/008/2199.htm#0 * * * > "Мы приходим к мысли о необходимости интегрального христианства, > включающего всю гамму духовных путей и переживаний", писал именно > в эти годы о. Александр Мень. "Причины раскола, утверждал он, > лежат вне чисто духовной сферы". В сущности именно к такому выводу > пришли тогда и Папа Павел VI вместе с Патриархом Афинагором. Это они > (Папа и Патриарх вместе со своим Синодом) 7 декабря 1965 года > торжественно заявили, что "твёрдо решили не упускать ни одной > возможности к проявлению жестов, вдохновленных любовью, которые > могли бы содействовать развитию начавшихся братских отношений между > Римско-католической Церковью и Константинопольской Православной > Церковью". > Патриарх и Папа, имея в виду взаимные анафемы, которые обрушили > на головы друг друга православные и католики в 1054 году, заявили, > что они, "сожалеют об оскорбительных словах, о необоснованных > упреках и осудительных жестах, которые как с одной, так и с другой > стороны окрасили собою печальные события того времени" > и подчеркнули, что "желают изъять из памяти и среды церковной акты > отлучения, которые затем последовали и воспоминание о которых > до наших дней служит препятствием к сближению в духе любви, > и предать их забвению". Так, по сути дела, был положен конец почти > тысячелетней схизме, разделившей католиков и православных, а шире > Восток и Запад. > Понятно (и Папа с Патриархом прекрасно это сознавали), что "этот > жест справедливости и взаимного прощения" был "недостаточен > для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, > так и недавним", но начало подлинному миру между христианами, > о котором молился Сам Иисус в Гефсиманском саду, говоря "да будут > все едино", в этот момент уже было положено. "Я верю, писал > приблизительно в эти годы о.Александр, что молитва "о соединении > всех" обретет силу, когда перестанет быть только формулой, > а наполнится живым конкретным содержанием". Именно это живое > содержание литургической молитвы о соединении всех, звучащей > не случайно, наверное, в самом начале обедни, почувствовали мы > в конце 60-х и в 70-е годы. Это было, действительно, время, когда > христианство стало осознавать себя интегральным и, по словам > о.Александра Меня, "включающим всю гамму духовных путей > и переживаний". > Это были годы, когда "Цветочки" читались наравне с Летописью > Серафимо-Дивеевской обители, а святой Франциск или Тереза из Лизье > стали восприниматься как, что называется, "наши" святые, не чужие, > не западные, не римские, но именно наши. "Повесть об одной душе" > святой Терезы переписывалась на машинке и тайно от начальства > и "органов" размножалась на ротапринте (который был аналогом > современного ксерокса) также часто, как и книга Александры Ярмолович > об отце Алексии Мечеве или знаменитая "Невидимая брань" Никодима > Святогорца. <…> > Сегодня ситуация изменилась. Об экуменизме говорят мало и, скорее, > с осуждением. Я объясняю это тем, что вышедшее наконец на свободу > после того задавленного состояния, а попросту рабства, в котором > оно пребывало в годы советской власти, сознание православного > человека сегодня более всего озабочено самоидентификацией, поисками > ответа на один вопрос: что такое православие. Но как можно понять > самого себя? Прежде всего, дистанцировавшись от иного, от другого, > от того, кто почему-то молится и осеняет себя крестным знамением > как-то по-другому. Думаю, что именно этим объясняется > распространенное среди православных людей сегодня нежелание вести > братский диалог с католиками и протестантами, доходящее порою > до того, что все католическое объявляется еретическим, ложным, а, > главное, не представляющим никакого интереса для православного > человека. Католичество кажется многим сегодня опасным только по той > причине, что человек, лишь недавно открывший для себя православие > и еще не вполне понимающий, что это такое, боится, что знакомство > с католичеством или протестантизмом отвлечет его от главного > от его врастания в православие. > При этом как-то нелепо забывается, что католики и протестанты > православным не враги, но надежные и испытанные в годы гонений > друзья. Ведь это Римские Папы, начиная с Бенедикта XV, которого > называли даже "русским папой" за то, что он пытался спасти Николая > II и его семью, и поручил государственному секретарю Ватикана > кардиналу Гаспари послать Ленину телеграмму, где были следующие > слова: "Из осведомленного источника сообщают, что члены Вашей партии > преследуют служителей Бога, особенно исповедующих православие. > Святой отец Бенедикт XV заклинает вас строжайше приказать, > чтобы воздавалось должное уважение священникам, к какой бы религии > они не принадлежали". Узнав об этой телеграмме, митрополит > Владимирский и Шуйский Сергий (будущий патриарх) от имени Священного > Синода отправил благодарность Римскому Престолу за заступничество > и был вскоре арестован ЧК, а святой Патриарх Тихон в письме > к латинскому митрополиту фон Роппу писал, что "все православные были > весьма утешены, узнав из газет, что Римский Первосвященник поднял, > через посредства кардинала Гаспари, cвой голос пред Чичериным > по поводу гонений на русскую Церковь". > Наконец, узнав о голоде в Поволжье 5 августа 1919 года Бенедикт XV > обратился с призывом ко всем цивилизованным нациям собирать > пожертвования для голодающих. 21 декабря 1921 года Папа передал > доктору Фритьофу Нансену, Верховному комиссару по снабжению России > продовольствием 500 000 лир для оказания помощи всем нуждающимся > "без различия вероисповеданий". Наконец, когда Патриарх Тихон > был арестован, именно Бенедикт XV требовал его немедленного > освобождения. И это только малая толика фактов, говорящих о том, > как реагировала Католическая Церковь на преследования верующих > в советской России. Вспомним и о том, кто в течение всего периода > коммунистического рабства издавал и тайно переправлял в СССР книги > Священного Писания: католики и протестанты. А уж если вспомнить > о том, кто первый, выступая по советскому телевидению, призвал > на своих слушателей благословение Божие, то придется признать, что > это был президент США Рональд Рейган, верующий христианин, > протестант. > Официальный представитель Святого Престола в России архиепископ > Антонио Меннини заметил недавно, что наша задача как верующих > заключается в том, чтобы "не пытаться сделать других такими же, как > мы сами, но разделять вместе с ними преображающую радость знания > Бога и общения с Ним, чтобы другие могли стать самими собой, > настолько же непохожими на нас, насколько они уникальны в глазах > Бога". "Особенно сегодня, в раздираемом раздорами и противоречиями > мире, сказал Меннини, христианские Церкви призваны возглашать > спасительную тайну Воскресения Христова". Говоря о необходимости > восстановления церковного единства, он подчеркнул, что "не через > единообразие мы можем стать едиными, но через то единение, которое > возможно только через уникальность". "Подобно тому, как отдельные > звуки составляют аккорд", добавил он. И как тут вновь не вспомнить > о словах о.Александра Меня "о необходимости интегрального > христианства, включающего всю гамму духовных путей и переживаний". > Христианский Запад к тому, чтобы становиться богаче за счет духовных > сокровищ Востока уже готов. На французский, английский, итальянский > языки уже давно переведены такие книги, как "Откровенные рассказы > странника", "Моя жизнь во Христе" Иоанна Кронштадтского и многие > другие. Преподобный Серафим Саровский почитается на Западе наравне > с католическими святыми. В его честь называются храмы, его иконы > распространены повсеместно, а целые монашеские общины считают его > своим небесным покровителем. Поэтому неуместными выглядят слова > современного российского исследователя о том, что "Преп. Серафим > это то, что мы предъявляем всему западному, отпадшему от православия > миру, который глух и слеп к Фаворскому свету Преображения". > Преподобный Серафим не только любимый святой о. Всеволода Рошко, > который был католиком восточного обряда, но и тысяч французских, > итальянских и т.д. католиков, многие из которых специально приезжают > в Россию, чтобы побывать в Дивееве и приложиться к его мощам. > В начале 90-х годов у нас назад в Библиотеке иностранной литературе > была организована книжная выставка, посвященная католической > литературе Франции. Среди привезенных книг было иллюстрированное > жизнеописание преподобного Серафима, написанное специально > для Французских детей. Как можно после этого говорить, что Запад > глух к заветам Саровского старца? Что же касается Фаворского света, > то нельзя не отметить, что творения Григория Паламы давно уже > переведены на западные языки, а католические богословы давно > включили их в число тех духовных сокровищ, которыми гордится > западное богословие. Для того, чтобы это понять, достаточно > прочитать рецензию кардинала Шарля Журнэ на вышедшую в 1959 г. > по-французски книгу о И.Мейендорфа о Григории Паламе. И вообще > говорить о том, что Запад отпал от православия по меньшей мере > смело. Католические, англиканские и протестантские богословы > относятся к православию с величайшим уважением и, я бы сказал, > благоговением. Это я могу сказать как человек, которому постоянно > приходится читать на Западе лекции по православной духовности. > При открытии второй сессии <II Ватиканского> Собора (29 сентября > 1963 г.), Папа Павел VI подтвердил совместную с другими Церквами > ответственность Католической Церкви за церковные расколы. Обращаясь > к присутствовавшим на Соборе представителям христианских Церквей, > Папа сказал: "Наш голос дрожит, наше сердце сильнее стучит, ибо > их присутствие здесь является для нас невыразимой радостью > и источником огромной надежды, так как разделение доставляет нам > глубокую боль. Если следует нам приписать вину за этот раскол, > то покорно молим Бога об отпущении вины и просим также этих братьев > о прощении, если они чувствуют себя обиженными нами. Что же касается > нас, то мы готовы простить принесенное Церкви зло и забыть > об огромной боли, причиненной длительным расколом и разделением. > Чтобы Отец на небесах с милостью принял эту нашу декларацию > и возвратил подлинный братский мир между всеми нами…" > Не случайно 9 августа 1978 г. Патриарх Пимен, совершая литию > по новопреставленном Павле VI в Богоявленском патриаршем соборе, > сказал, что покойный Папа "деятельно способствовал тому, > чтобы католическо-православный диалог любви мог перейти в диалог > богословский, на пороге которого по милости Божией мы сегодня > находимся" (ЖМП, 1978, # 10, с. 55). Патриарх подчеркнул, что в годы > понтификата Павла VI "установился тот братский характер отношений > между Русской Православной и Римско-Католической Церквами, какой > ныне нас глубоко радует". > Читая письма, которыми обменивались отцы Александр Мень и Всеволод > Рошко, живший в Иерусалиме и бывший католическим священником > византийского обряда, нельзя не поразиться тому, что о. Всеволод > с удивительным упорством отстаивает восточную точку зрения и, я бы > сказал, зачастую несправедливо критикует западную духовность. Так, > например, он пишет, что у католиков латинского обряда есть > свой "особый молитвенный путь… который сопровождается … к сожалению, > забвением общественной молитвы". > "Иногда католики, продолжает о. Всеволод, молятся вместе, но это > еще не значит, что их молитва общая". Думается, что этот упрек > несправедлив. Литургия часов, которую предписано вычитывать каждому > католическому священнику, по сути своей ничем не отличается > от вечерни, повечерия, полунощницы и утрени, т.е. служб, собранных > в славянском Часослове. Утреня, laudes, вечерня и комплеторий > это всегда общая молитва, которая непременно совершается всеми > братьями в монастыре и только приходским священником вычитывается > в одиночку, но и здесь он, молящийся как бы наедине с Богом, > на самом деле присоединяет свою личную молитву к общей молитве всего > народа Божьего. Смысл молитвенного правила, содержащегося > в Бревиарии в том и заключается, чтобы всякая молитва совершалась > по принципу 132-го псалма "Ecce quam bonum et quam jucundum habitare > fratres in unum" "Как хорошо и прекрасно братьям жить вместе". > "Христианская молитва, писал в 1970 г. Павел VI в апостольской > конституции Laudis canticum или "Песнь хвалы", это, прежде всего, > молитва всей человеческой общины, которую собирает Христос. Каждый > участвует в этой молитве, которая является молитвой единого Тела". > Общая молитва и в том числе молитва, совершаемая вместе христианами > разных исповеданий, это вообще очень важная тема. В окружном > послании Ut unum sint "Да будут все едино", носящем красноречивый > подзаголовок "Об экуменическом долге", опубликованном 25 мая 1995 > года Иоанн Павел II подчеркнул необходимость молитвы о единстве. > "На экуменическом пути к единству, первенство, несомненно, > принадлежит совместной молитве, к единению молящихся, сплоченных > между собой вокруг самого Христа. Если христиане, несмотря > на разделение, и в дальнейшем смогут соединяться вокруг Христа > в совместной молитве, то постепенно будет расти сознание того, > насколько ограниченно то, что их разъединяет, по сравнению с тем, > что их объединяет". > В то же самое время с точки зрения многих православных радикалов > "самым распространенным грехом православных экуменистов является > совместная молитва с еретиками". "Поясним, пишет инок Всеволод > (Филипьев), преподаватель патрологии Свято-Троицкой духовной > семинарии и сотрудник издательства Свято-Троицкого монастыря > в Джорданвилле (США), что еретиками должно признавать > всех "инославных христиан" как уклонившихся от полноты кафолического > учения, избравших и предпочитающих свои ошибочные мнения и предания > в ущерб неизменному и всеобщему преданию Церкви". По мнению инока > Всеволода "молитва православных христиан с еретиками и тем более > с иноверцами есть духовная порча, порожденная экуменизмом, > а молитвенно-духовное общение с инославными, зараженными > очень тонкой духовной прелестью, мистически отравляет православные > души". > Эта позиция, разумеется, разделяемая далеко не всеми православными, > в корне отличается от того, что утверждает Папа Иоанн Павел II, > когда подчеркивает, что молитва, в которой соединяются католики > и разделенные с ними братья, является "душой всего экуменического > движения". > +"Экуменическая молитва молитва братьев и сестер. Именно потому, > что они свое будущее в единстве и общении".+ Так писал в 1995 году > Иоанн Павел разъединены, они с еще большей надеждой встречаются > во Христе, вверяя Ему II, почти дословно повторив один из основных > тезисов о.Александра Меня о том, "насколько незначительно то, что > нас разъединяет, по сравнению с тем, что объединяет". Точка зрения > православных радикалов заключается в том, что молиться с христианами > иных исповеданий недопустимо, Папа, наоборот, подчеркивает, что > в молитве мы обретаем благодатный путь, который ведет к единству. > Коренная разница заключается здесь в том, что Папа считает > необходимым искать путь к единству, тогда как сторонники > дистанцирования от христианского Запада полагают, что никакого > единства с "еретиками" быть не может, ибо единство с ними ведет > к отпадению от Бога. > Однако тут снова вспоминаются 70-е гг. и ежегодно совершавшиеся > молитвы о христианском единстве, пасхальные и рождественские > богослужения в храме святого Людовика в Москве, за которыми > неизменно присутствовал и молился православный архиерей, > преподававший прихожанам в конце службы епископское благословение. > Для московских католиков, у которых тогда никакого епископа, > разумеется, не было, это всегда было событие. Это была настоящая > молитва о единстве, которая возможна и, конечно же, нужна христианам > разных исповеданий, потому что, как заметил однажды в эфире радио > "Эхо Москвы" известнейший православный публицист и издатель Никита > Струве, "как движение экуменизм это данность, во-вторых, долг > христиан, потому что если христиане не будут иметь между собой > братские отношения, кто поверит в благовестие христианства". [ свящ. Георгий Чистяков. "О СОЕДИНЕНИИ ВСЕХ" www.damian.ru/Actualn_tema/Chistakov/o_soedinenii_vseh.html; www.tapirr.com/ekklesia/chistyakov/esse/o_soedinenii.htm; www.baznica.info/index.php?name=Pages&op=page&pid=5220 ] к Ин.17:1-13,21: + + + игумен Вениамин (Новик): ответственность христиан за единство христианского мира www.messia.ru/rasylka/007/1852.htm#0 (+ссылки!) + + + патр. Афинагор, О.Клеман: "Да будут все едино!" www.messia.ru/rasylka/006/1516.htm (+ множество ссылок!) + + + протопресв. Александр Шмеман и др.: "Пусть все они будут едины…" www.messia.ru/rasylka/007/1844.htm + + + Яков Кротов: свидетельствовать о единстве Церкви www.messia.ru/rasylka/005/1176.htm (здесь же - множество ссылок по теме!) + + + он же: Единство - в радости и доверии к Создателю www.messia.ru/rasylka/006/1520.htm + + + он же: www.messia.ru/rasylka/005/1176.htm (+ ссылки) # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы… # ----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Иисус сказал: "А теперь Я ухожу к Тому, кто послал Меня…. Но Я правду вам говорю: Мой уход вам на благо. Если Я не уйду, не придет тогда к вам Заступник; а уйду - Я пошлю Его к вам. Он, придя, мир уличит в том, что тот неправильно судит о грехе, справедливости и о Суде: о грехе - потому что не верят в Меня; о справедливости, потому что Я ухожу к Отцу и вы больше Меня не увидите; о Суде - потому что уже осужден Властитель этого мира. Я мог бы еще о многом сказать вам, но пока вы не можете это осилить. Когда же придет Дух Истины, он направит вас к полной истине Ведь всё то, что он скажет, будет не от Него: Он лишь то скажет вам, что услышит, Он расскажет вам о грядущем. Он прославит Меня, ибо всё, что Он скажет, Он возьмет у Меня и поведает вам. Всё, что есть у Отца, Мое. Вот почему Я сказал: Он возьмет у Меня и расскажет вам. Еще немного - и вы Меня уже не увидите, а немного спустя увидите снова"…. Иисус знал, о чем они хотели спросить Его, и поэтому сказал: "Вы спрашиваете друг друга, что Я имел в виду, говоря: "Еще немного - и вы Меня не увидите, а немного спустя увидите снова"? Говорю вам истинную правду: вы плакать будете и скорбеть, а мир будет радоваться. Вы будете печалиться, но печаль ваша радостью станет. Рожая, женщина мучится, ибо пришел ее час, а родив ребенка, забывает о муках, радуясь, что родился в мир человек. И вы тоже печальны теперь, но Я увижу вас снова - и сердце ваше наполнится радостью, эту радость у вас никому не отнять. В тот день вы Меня ни о чём не спр`осите. Говорю вам истинную правду: если имя Мое призовете, даст Отец вам всё, что попр`осите! Говорю вам истинную правду: если имя Мое призовете, даст Отец вам всё, что попр`осите! До сих пор вы еще ни о чём не просили, призвав Мое имя. Так прос`ите - пол`учите, и наполнит вас радость! Я говорил вам об этом иносказаниями, но час наступает, когда Я скажу об Отце вам открыто, без иносказаний. И в тот день вы просить Его будете, Мое имя призвав. Не говорю, что Я буду за вас умолять Отца. Отец ведь сам любит вас, потому что вы Меня полюбили и поверили, что Я от Бога пришел. Я пришел от Отца в этот мир и снова мир покидаю и ухожу к Отцу". "Вот теперь Ты говоришь открыто, без иносказаний, - говорят Его ученики. - Теперь мы поняли, что Ты всё знаешь, даже прежде, чем Тебя спросят. Поэтому мы верим, что Ты от Бога пришел". "Поверили наконец? - сказал им в ответ Иисус. - Вот наступает час, он уже наступил, когда вы все по домам разбежитесь, оставив Меня одного. Но Я не один, потому что Отец со Мною. Я вам это сказал, чтобы вы обрели во Мне мир. В мире вас ждут скорби, но вы мужайтесь: Я победил этот мир!" (16:5,7-16,19-23) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2423.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|