=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)




Выпуск  посвящен  фрагменту  из  1-го  Послания  ап. Павла Коринфянам,
11:1-34.


к 1Кор.11:2-16:
 +++ В.Н.Кузнецова: женщины и мужчины во время богослужения.
      покрывало - знак женской власти? (11.2-16)
            www.messia.ru/rasylka/008/2292.htm#0


(см. предыдущую часть текста в предыдущем выпуске)


>      Краткая экзегеза предания о Трапезе Господней по 1 Кор 11.

> 1 Кор 11,17-34:

        синодальный перевод    |        перевод В.Н.Кузнецовой
 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- + -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
17 Но, предлагая сие, не хвалю | Перехожу к дальнейшим
 /вас/, что вы собираетесь     |наставлениям. Не могу похвалить
 не на лучшее, а на худшее.    |вас за ваши собрания: от них
 18 Ибо, во-первых, слышу, что,|больше вреда, чем пользы.
 когда вы собираетесь          |•Во-первых, я слышал, что, когда
 в церковь, между вами бывают  |вы собираетесь перед лицом
 разделения, чему отчасти      |Божьим, у вас бывают   раздоры.
 и верю. 19 Ибо надлежит быть  |Отчасти верю: • среди вас должны
 и разномыслиям между вами,    |быть и разногласия, чтобы
 дабы открылись между вами     |выяснилось, кто из вас выдержал
 искусные. 20 Далее, вы        |испытание.  
 собираетесь, /так, что это/   | Так вот, хотя вы и собираетесь
 не значит вкушать вечерю      |вместе, это нельзя назвать
 Господню; 21 ибо всякий       |трапезой Господа. • Каждый
 поспешает прежде /других/     |из вас налегает на собственную
 есть свою пищу, /так что/ иной|трапезу. И вот один уходит
 бывает голоден, а иной        |голодный, а другой сыт и пьян.
 упивается. 22 Разве у вас нет |•У вас что, нет собственного
 домов на то, чтобы есть       |дома, где можно было бы поесть
 и пить? Или пренебрегаете     |и выпить? Или вы презираете
 церковь Божию и унижаете      |Церковь Бога? Или хотите унизить
 неимущих? Что сказать вам?    |неимущих? Что вам на это
 похвалить ли вас за это?      |сказать? Похвалить? Нет, за это
 Не похвалю.                   |не похвалю!
23 Ибо я от /Самого/ Господа   | Ведь я от самого Господа узнал
 принял то, что и вам передал, |то, что потом передал вам:
 что Господь Иисус в ту ночь,  |Господь Иисус в ночь, когда был
 в которую предан был, взял    |предан, взял хлеб,
 хлеб 24 и, возблагодарив,     |•поблагодарил за него Бога,
 преломил и сказал: приимите,  |разломил и сказал: "Это
 ядите, сие есть Тело Мое,     |Мое тело, которое за вас
 за вас ломимое; сие творите   |отдается. Делайте так в память
 в Мое воспоминание. 25 Также  |обо Мне". • Точно так же Он взял
 и чашу после вечери,          |чашу после ужина и сказал: "Эта
 и сказал: сия чаша есть новый |чаша  -  Новый Договор с Богом,
 завет в Моей Крови;           |скрепленный Моей кровью. Каждый
 сие творите, когда только     |раз, когда будете пить из нее,
 будете пить, в Мое            |делайте это в память обо Мне".
 воспоминание. 26 Ибо всякий   |•Это значит, что всякий раз,
 раз, когда вы едите хлеб сей  |когда вы едите этот хлеб и пьете
 и пьете чашу сию, смерть      |эту чашу, вы возвещаете смерть
 Господню возвещаете, доколе   |Господа  -  до тех пор, пока Он
 Он придет.                    |не вернется.
27 Посему, кто будет есть хлеб |Итак, всякий, кто ест хлеб
 сей или пить чашу Господню    |Господень и пьет из Его чаши
 недостойно, виновен будет     |неподобающим образом, виновен
 против Тела и Крови Господней.|перед телом и кровью Господа.
 28 Да испытывает же себя      |•Но пусть человек сам сначала
 человек, и таким образом пусть|испытает себя, а потом ест этот
 ест от хлеба сего и пьет      |хлеб и пьет эту чашу, • потому
 из чаши сей. 29 Ибо, кто ест  |что тот, кто ест и пьет,
 и пьет недостойно, тот ест    |не признавая Тела, ест и пьет
 и пьет осуждение себе,        |свой приговор. • Вот почему
 не рассуждая о Теле Господнем.|среди вас так много слабых
 30 Оттого многие из вас       |и больных, да и умерло немало.
 немощны и больны и немало     |•А если бы мы сначала сами
 умирает. 31 Ибо если бы       |испытывали себя, нас
 мы судили сами себя, то       |не осудил бы Бог. • Но когда
 не были бы судимы.            |Господь так нас судит
 32 Будучи же судимы,          |и наказывает, Он исправляет нас,
 наказываемся от Господа, чтобы|чтобы не осудить вместе
 не быть осужденными с миром.  |с остальным миром.
 33 Посему, братия мои,        | Так вот, братья мои, когда вы
 собираясь на вечерю,          |собираетесь вместе на Трапезу,
 друг друга ждите. 34 А если   |дожидайтесь друг друга. • Если
 кто голоден, пусть ест дома,  |кто голоден, пусть поест дома.
 чтобы собираться вам          |Не надо, чтобы ваши встречи
 не на осуждение. Прочее       |становились вам судом.
 устрою, когда приду.          |Об остальных делах распоряжусь,
                               |когда приду к вам сам.


> В    этом   отрывке   Нового   Завета,   где   впервые   упоминаются
> "установительные  слова"  Господа   Иисуса   Христа,  Апостол  Павел
> не  преследует цель изложить некое учение о таинстве Евхаристии. Он,
> как  и  во  всём  Первом  послании  к  Коринфянам,  желает исправить
> неустройства     в  церкви,   к которой  он  обращается.   Рассуждая
> о  непорядках  во  время Трапезы Господней, Апостол с горечью пишет,
> что   богослужебные   Евхаристические    собрания  коринфян   служат
> не  на  пользу Церкви, но во вред. Апостол считает, что богослужение
> очень  важно  для  внутреннего  роста  Церкви. В Коринфе же во время
> собраний  происходят разделения (schismata). При этом имеются в виду
> не "партии"  из гл. 1.   Эти разделения носят  социальный  характер.
> Хотя  Апостол  Павел  дипломатично  говорит,  что  слухи  могут быть
> преувеличенными,   в целом  он    им верит.    Он    даже    считает
> такие  разделения необходимыми, чтобы стало ясно, кто в Церкви верен
> и  надежен,   кто  в сложной ситуации  испытаний (ст.19)  доказывает
> свою  веру.  Он  думает   при этом, очевидно, о Суде Божием, который
> в Церкви начинается уже сейчас.

> Апостол  открыто   и резко пишет,   что богослужения коринфян вообще
> не   заслуживают  названия  Трапезы  Господней  (ст.  20).  За  этим
> выражением  стоит  уверенность,  что собственно хозяином за Трапезой
> является  Сам  Господь.  В  то время, как мы видим, Трапеза Господня
> осуществлялась в первый день недели, в воскресенье (ср. 16,2), ближе
> к  вечеру,    скорее всего  в частных домах  состоятельных христиан.
> Она  была  соединена  с  обычным ужином.    Из 11,21-22.33  следует,
> что богатые члены Церкви, приходившие раньше, наедались и напивались
> тем,  что приносили с собой. Более бедные христиане, рабы и рабочие,
> приходили  позже  и  находили  лишь жалкие остатки. Апостол возмущен
> этим  обстоятельством.  То,  что бедные люди даже в праздник Трапезы
> Господней  должны  чувствовать  свою  зависимость  и  подчиненность,
> означает унижение тех, кто является братьями и сестрами. Более того,
> это -  пренебрежение  к Церкви Божией (ст. 22) и даже к Самому Богу!
> И  далее Апостол Павел цитирует древнее предание о Трапезе на Тайной
> Вечере  (11,23-26).     Он  напоминает   коринфянам  суть   Трапезы.
> Их проведение стоит в разительном противоречии к этой сути.

> Апостола  возмущало  то,  что  богатые  христиане  вовсе не мучились
> угрызениями  совести.  Все-таки  они предоставляли Церкви свои дома!
> Они  поставляли  хлеб  и  вино!  В  их  обществе  было принято, что,
> например,  во  время профессиональных праздников больше получали те,
> кто  имел   больше  заслуг  перед обществом.  Очевидно,  что они еще
> не  постигли  основной истины христианской веры: в Церкви собираются
> люди  из  разных слоев общества, и все они имеют равное достоинство,
> все  заслуживают равного уважения. Когда Апостол спрашивает богатых,
> неужели  они не имеют домов, чтобы есть и пить (ст. 22), то он хочет
> им  сказать:   в  своих   домах   они    могут  вести  себя согласно
> своему   социальному   положению.  Но  во  время  Трапезы  Господней
> действуют нормы Церкви.

> В  стт.23б-25 мы встречаемся с основанием Евхаристического предания.
> Апостол  Павел  познакомился    с этой традицией    предположительно
> в  Антиохии  или  в  Дамаске  примерно  в 40 г. ("принял") и сообщил
> ("передал")  ее  коринфянам  в  50/51  г.  "Принять"  и "передать" -
> устойчивые   иудейские   термины,   обозначающие   передачу   учения
> ("предание").  Если  Апостол говорит,  что он  принял это   предание
> "от  Господа",    то  на  Господа  он   ссылается   как  на источник
> этой  традиции.  В  ст.  23  он употребляет другой греческий предлог
> (apo),  нежели  в  Гал  1,12  (para,  dia),  где он сообщает о своей
> непосредственной   встрече   с   Воскресшим.  Это  предание  Апостол
> напоминает  коринфянам,    чтобы  они  ориентировали  свою  практику
> по  образцу,  полученному от Иисуса Христа. Предание о Тайной Вечере
> восходит  к  Самому  Иисусу,  к  последней  ночи  перед Его крестной
> смертью.    Именно  тогда   словами благословения над хлебом и вином
> Он  истолковал смысл Своей предстоящей смерти. Текст в его настоящем
> виде носит явно литургический характер.  Он отражает  литургию,  как
> ее  застал   Апостол  Павел и  передал  своим  Церквам.  Этот  текст
> очень важен и содержателен.

> Предание  о  Тайной  Вечере  дает  пророческое  истолкование  Смерти
> и  Воскресения Иисуса Христа. "Господь Иисус", как всегда у Апостола
> Павла,  - ушедший в смерть и теперь вознесенный к Богу Иисус. Акцент
> на "ночи"  предания,  очевидно, -  историческое  указание. Тем самым
> эта  традиция  явственно  отличается от мифических культовых легенд.
> "Предан"  (ст.23)  подразумевает   не  только   предательство  Иуды,
> но  предание  Иисуса  на  смерть  в целом. Иисус Христос - не только
> жертва  человеческого  произвола и власти: пассивный залог (passivum
> divinum)  указывает,  что  в смерти Иисуса  совершается воля   Божия
> (ср.  Рим  4,25; 8,32), тайна Божия. Христос добровольно отдает Себя
> на  смерть.  Его  смерть - последнее следствие Его полной самоотдачи
> воле Божией, последнее следствие Его полной самоотдачи людям.

> Во  время праздничной иудейской трапезы хозяин брал хлеб, произносил
> над ним благословение, преломлял его и раздавал сидящим за трапезой.
> В  конце  ужина  было благословение над чашей с вином. Иисус Христос
> повторил   эти символические  действия   и  придал   им новый смысл.
> К  преломлению  хлеба  Он  добавил слова: "сие есть Тело Мое за вас"
> (см.  критический текст). Акцент лежит на "за вас" (для вас). К чаше
> Он добавляет слова: "сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови". "Тело"
> и       "кровь"      в семитском    словоупотреблении    (в  отличие
> от   эллинистического)   всегда  означают  всего  человека  во  всех
> аспектах, в целостности. Это Сам Господь дарует Себя в хлебе и вине.
> Его   самоотдача   в   смерть   в   Трапезе   Господней   становится
> присутствующей   и   живой.  Празднующие  становятся  сотрапезниками
> Господа,  Который  дарует им Самого Себя. Вспомним 10,4б.16, а также
> 10,17,   где  добавлено  еще  одно   важное  следствие: тесная связь
> со Христом связывает  также  в  тесное общение и  самих празднующих.
> Они  становятся "одним Телом", т.е. так тесно связаны друг с другом,
> как  если бы были устранены телесные границы между ними, как если бы
> они составляли одно тело.

> Древняя  традиция предполагала, что литургическое действие над Чашей
> совершалось   после  ужина.  Между  двумя  пророчески-символическими
> действиями  (благословением  хлеба  и вина) располагалась собственно
> трапеза.  Но в Коринфской церкви (как у Евангелистов Матфея и Марка)
> оба  действия помещены в конец ужина и объединились. Говоря о "Новом
> Завете  в  Моей  Крови",  Апостол   Павел,  как   и  Лк 22,20, ближе
> к  первоначальной  версии, чем Мф 26,28 и Мк 14,24. Там формулировка
> сильно  "сглажена"  по  образцу  слов  о хлебе: "сия есть Кровь Моя,
> Кровь Завета". У Апостола Павла, как и у Евангелиста Луки, речь идет
> о  "Новом"  Завете,  -  очевидный  намек  на Иер 31,31-34, - то есть
> послушание   и   жертвенная   смерть   Иисуса  -  основание  нового,
> окончательного и неразрушимого союза с Богом.

> Другие  тексты  Нового  Завета  указывают  еще один смысловой аспект
> Евхаристии:  она  -   общение  с  Воскресшим (ср. Лк 24,28-31.36-43;
> Ин 21,12-13). Естественно, также и для Апостола Павла в хлебе и вине
> дарует  Себя  Своему  народу прославленный Христос. На это указывает
> хотя  бы дважды повторяемый титул "Господь" в ст. 23. И если Апостол
> не  подчеркивает    этот   момент,     то    делает  это,  вероятно,
> ради дистанцирования от коринфских мечтателей, которые полагали, что
> _уже__сейчас_ живут в новой реальности "совершенства" и воскресения.
> Они как бы  перешагивали через Крест.  Ради них Апостол присоединяет
> к  тексту  о  Вечере свое собственное толкование: Трапеза Господня -
> возвещение  Смерти Господа - до времени Его пришествия. Совершенство
> всё   еще   предстоит!   В   Трапезе   Господней  Церковь  встречает
> Воскресшего, который Сам прошел через смерть. Трапеза дарует общение
> с Ним в _этой_жизни,_ со всеми ее скорбями и трудностями.

> Далее  Апостол  Павел переходит к нетерпимым обстоятельствам Трапезы
> Господней в Коринфе.   Ведь предание о Тайной  Вечере  он  цитировал
> ради   этого   наставления.   Под  "недостойным"  принятием  Трапезы
> Господней  (ст.  27.29)  он понимает не индивидуальное недостоинство
> отдельного  христианина: так это место часто понималось в позднейшем
> душепопечении. Апостол Павел пишет о вещах конкретных, о невнимании,
> об  отсутствии  чувства  солидарности богатых в Коринфе, их эгоизме.
> Кто  унижает  бедных, согрешает против Самого Господа, так как они -
> братья  и   сестры,  за  которых   Он умер   (ср.  8,11-12).   Также
> и  "самоиспытание"  в  ст.28 нацелено не на собственное нравственное
> достоинство  вообще,    но очень  конкретно  на любовь и на уважение
> к   бедным.     Всё   это   с  внутренней   необходимостью  вытекает
> из   празднования   Трапезы   Господней,   ибо  это  празднование  -
> воспоминание   самоотдачи  Иисуса  людям.  Праздновать  солидарность
> Иисуса  с  людьми  и при этом вести себя не солидарно, - невозможное
> противоречие, абсурд и оскорбление Господа (ст. 27).

> В  ст.29    под Телом  Господним  понимается  не только  Евхаристия,
> но   и   Тело  Церкви,  которая  в  праздновании  Трапезы  Господней
> утверждает    себя    как   "Тело    Христово".    Это   показывает,
> что  обстоятельства  в  Коринфе абсолютно непереносимы, противоречат
> сущности  Церкви  по определению. Таков взгляд веры. Поэтому Апостол
> Павел  считает общество коринфских христиан  больным.   Они  не живы
> как Тело Христово, какими они должна быть. То, что Апостол в ст. 30,
> кажется,    рассматривает   индивидуальные случаи болезней и смертей
> в  церкви  как  следствия  и  наказания  за  недостойное  поведение,
> представляет  для  нас  некоторую  трудность, тем более что в другом
> месте   Нового Завета такие  представления  однозначно   отклоняются
> (Ин 9,2-3).      В ст. 31 он  призывает к критической  самопроверке.
> Если церковь критически исследует своё поведение, она может избежать
> осуждения на  Суде Божием.  В ст. 32 Апостол понимает случаи болезни
> и  смерти  как  знаки  суда  Господа, уже совершающегося в настоящее
> время.    Этот суд преследует цель образумить коринфян и призвать их
> к  покаянию,  с  тем  чтобы они смогли избежать конечного Суда Божия
> (ср.  5,5).  В  ст.  33-34  Апостол Павел устанавливает определенные
> правила   с   целью    устранить   самые     дурные    недоразумения
> при праздновании трапезы Господней.

> Таким образом, из текста мы видим, что

> 1. Вещества (элементы) Евхаристии содержат чудесную символику. Хлеб,
> основной  элемент  ежедневного питания,  и   вино, напиток   радости
> (ср.   Пс  103,14-15),  становятся  знамениями  дара  и  присутствия
> прославленного   Господа,     Который   не  покидает   Свою  Церковь
> в трудностях ее повседневной жизни.    В праздничной радости общения
> Он предвозвещает ей эсхатологическую полноту жизни.

> 2.  Евхаристическое  богослужение  дарует  его  участникам теснейшее
> соединение со Христом, с Его смертью и воскресением.

> 3.  Текст  несет  в  себе глубокий нравственный смысл. Он заставляет
> задуматься   над общественным   характером   Евхаристии.    В Церкви
> нет места "благочестивому" эгоизму.
        [ профессор архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).
          Новозаветные корни православного учения о таинствах (7)
www.azbyka.ru/ivliev/novozavetnye_korni_pravoslavnogo_ucheniya_o_tainstvah-all.shtml ]





к 1Кор.11:8-22:
 +++ протопресв. Александр Шмеман: "Когда вы собираетесь в церковь..."
                www.messia.ru/rasylka/006/1575.htm#0 + ссылки по теме!
(11:19)
 + + + свящ. Александр Мень: Истинное основание Церкви
                  www.messia.ru/rasylka/007/1925.htm#0

к 11:23-34:
 + + + свящ. Александр Мень:
        "Всякий раз, когда вы едите хлеб и пьете эту чашу..."
         www.messia.ru/rasylka/007/1926.htm#0 (+ссылки!)






# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье.


Редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Пусть всё - и слова ваши, и поступки -
 будет во имя Господа Иисуса,
 потому что через Него вы благодарите Бога Отца. ...
 Что бы вы ни делали, труд`итесь от всей души  -
 как если бы это было для Господа, а не для людей.
 Ведь вы знаете, что Господь даст вам в награду наследие.
 Ваш Господин  - Христос, вы сл`ужите Ему.
 А кто причиняет зло, тому в той же мере воздастся злом,
 у Бога нет пристрастий.* (Кол.3:17,23-25)
                                * * *
*Среди учеников произошел спор, кто из них больше.  Иисус зная,
   о чём они про себя думают, взял ребенка, поставил рядом с собой
    и сказал им:
        - Кто примет этого ребенка ради Меня,
            тот принимает Меня,
        а кто примет Меня,
            принимает и Того, кто послал Меня.
        Ведь тот из вас, кто меньше всех,
            больше всех.
  Тогда Иоанн сказал Иисусу:
  - Наставник, мы видели одного человека, который Твоим именем
    изгоняет бесов, но мы ему запретили, раз он с нами не ходит.
   -  Не  запрещайте.  Кто  не  против  вас, тот за вас, -
  ответил ему  Иисус.* (Лк.9:46-50)          
                                * * *
"христианин по природе своей призван быть
                       величайшим мыслителем во вселенной" (М.Л.Джонс)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2477.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»