=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 18 января 2010 г. ст.ст.,

  воскресенье, посвященное притче о блудном сыне.

  литургические чтения: 1Кор.6:12-20; Лк.15:11-32.

 

 

 

(Апостольскому чтению был посвящен предыдущий выпуск рассылки.)

 

 

 

 

11       Иисус продолжал:

 

           — У одного человека было два сына. 12 Младший сказал отцу:

        "Отдай мне часть имущества, что мне причитается". И тот

        разделил имущество между сыновьями. 13 Через несколько дней

        младший сын, всё распродав, уехал с деньгами в далекую страну.

        И там, ведя беспутную жизнь, промотал всё, что у него было.

       14 После того как он всё истратил, в той стране начался сильный

        голод, и он стал бедствовать. 15 Он пошел и нанялся к одному

        из местных жителей, и тот послал его в свое имение пасти

        свиней. 16 Он уже готов был есть стручки, которыми кормили

        свиней, ведь ничего другого ему не давали. 17 И тогда он,

        одумавшись, сказал себе: "Сколько работников у моего отца,

        и все едят до отвала и еще остается, а я тут погибаю с голоду!

       18 Пойду, вернусь к отцу и скажу ему: "Отец, я виноват

        перед небом и перед тобою. 19 Я больше недостоин зваться

        твоим сыном, считай, что я один из твоих работников".

       20 И он немедля пошел к отцу. Он был еще далеко, когда отец

        увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал, бросился

        к сыну на шею и поцеловал его. 21 Сын сказал ему: "Отец,

        я виноват перед небом и перед тобою. Я больше недостоин

        зваться твоим сыном". 22 Но отец сказал слугам: "Быстрей

        принесите самую лучшую одежду и оденьте его. Наденьте ему

        перстень на руку и сандалии на ноги. 23 Приведите и зарежьте

        откормленного теленка. Будем есть и веселиться. 24 Ведь это

        мой сын: он был мертв, а теперь ожил, пропадал и нашелся".

        И они устроили праздник.

 

25       А старший сын был в это время в поле. Возвращаясь, он подошел

        к дому, услышал музыку и пляску 26 и, подозвав одного из слуг,

        спросил, что там происходит. 27 Тот ответил: "Вернулся

        твой брат, и отец твой зарезал откормленного теленка,

        потому что он вернулся жив и здоров". 28 Старший брат

        так рассердился, что не захотел войти в дом. Тогда вышел отец

        и стал его уговаривать. 29 Но он ответил отцу: "Вот,

        я столько лет работаю на тебя, как раб, и ни в чём тебя

        не ослушался, а ты ни разу не дал мне даже козленка, чтобы

        я мог повеселиться с друзьями. 30 А вернулся этот твой сын,

        который проел всё твое имущество со шлюхами, — и ты зарезал

        для него откормленного теленка!" 31 Но отец сказал ему:

        "Сынок, ты всегда со мной, и всё, что есть у меня, твое.

       32 Тебе бы надо радоваться и веселиться, что он, твой брат,

        был мертв и ожил, пропадал и нашелся".

 

 

 

 

> Как  часто  случается,   что мы  разрушаем глубокие, полные значения

> и  смысла отношения, потому что +привыкаем+, что любящий нас человек

> дает, дает щедро, дает постоянно, никогда не вспомнив о себе: просто

> дает;  и как легко  постепенно  забыть  человека, помня только  дар.

> Это  случилось  с  блудным  сыном,    но это случается так постоянно

> в наших человеческих взаимоотношениях.

 

> Взаимоотношения  устанавливаются, потому что каким-то чудом мы вдруг

> человека  +увидим+,  действительно видим человека очами души во всей

> его  красоте,  в  полном  значении этого слова; и затем этот человек

> являет  жизнь  и  величие, и щедрость души, и жертвенность.  А потом

> постепенно  человек  для  нас все больше утрачивает значение, а дары

> его - или ее - становятся всё более вседовлеющими.  Я не имею в виду

> дары вещественные;   я  имею   в виду тепло,  и ласку,  и понимание,

> и  столько  других  вещей.    Источник  забывается,  обесценивается,

> и “важна” только вода, текущая из него ручейками.

 

> Если  мы  и  дальше  продолжаем  так  относиться,   то мы всё больше

> и  больше  отрываемся   от  человека;    человек существует  для нас

> всё  меньше и меньше.  Блудный сын сказал своему отцу: Отдай мне то,

> что   будет   моим,  когда  ты  +умрешь+;  иными  словами  -  “Давай

> согласимся, что ты больше для меня не существуешь и мне нужно только

> то,  что  ты  можешь  дать”.  И, как блудный сын, мы тогда некоторое

> время  живем  из  полученных  даров; наше сердце еще согрето теплом,

> которое  было  нам  дано,  наш  ум  всё  еще живет богатством былого

> общения.  Но постепенно и это истощается, потому что уже не питается

> от  источника;  а  затем  превращается  в  воспоминание.  А дальше -

> угасает и воспоминание, и мы делаемся +голодными+.

 

> Всё  то  время,  что  мы  могли  проживать  полученные дары, мы были

> окружены людьми, которые хотели поживиться от того, что мы получили:

> мы  были,  как  блудный сын, окружены людьми, которые облепляли его,

> пока  он  был  богат  богатством  своего  отца.     Но когда  ничего

> от богатства не осталось, они отпали.  И оскудение вошло в его жизнь

> вторично:  он  отверг  +одно+ человеческое взаимоотношение, а теперь

> +он+ был отвергнут другими; он остался +один+...  Он старался как-то

> пропитаться, но питаться было нечем, и он ходил изголодавшимся.

 

> И  вот  часто в нашей жизни случается, что, оторвавшись от источника

> взаимоотношений,  оказавшись  отвергнутыми теми, которые думали, что

> они  могут  бесконечно  пить   от  ручейков,   струящихся через нас,

> мы оказываемся  изголодавшимися.     Если  бы   только  на мгновение

> мы  могли  осознать,  что  забытое  и утраченное нами - это качество

> живых  отношений  с  Богом  и  живых отношений  с людьми,    которые

> нас окружают!

 

> Мы  не  можем  всю  жизнь жить на подарках:   жизнь  возможна только

> в  +отношении+  к  Богу  и в отношении к людям, как бы в непрерывном

> взаимообмене,  когда  мы  столько  же податели, сколько и прииматели

> щедрости  людской  и   Божией.   Но  когда  нам  голодно,   когда мы

> в отчаянии,  когда   мы,   изголодавшись,  +умираем+  -    всегда ли

> мы вспоминаем,  что мы +отвернулись+ от Бога, от Живого Бога?    Что

> мы  отвергли  живой  Хлеб  Небесный?   Что  мы создали с окружающими

> людьми  ложные  отношения,  раздавая  то, что было не наше, что было

> взято в то мгновение, когда оно было дано?

 

> И  тогда, значит, настало время нам задуматься глубоко и внимательно

> над  самими собой и понять, что мы согрешили против Неба и согрешили

> против  отца,  против брата, против ближнего, против сестры - против

> всякого  вокруг  нас.   Согрешили,  значит  порвали  связь, стремясь

> освободиться  от  них  -  нет,  не  совсем: стараясь не иметь с ними

> отношений дарующего, а относясь, как побирушка, пиявка.

 

> И тогда,  значит,  настало время  возвращаться: домой, туда,  к тем,

> кто  питал нас, +давал+ щедро,  +заботился+,  и, в конечном итоге, -

> к Богу, Источнику всех благ.

 

> Но  так  часто,  пытаясь  вернуться, мы встречаем не отца заблудшего

> сына:  мы  встречаем  старшего  брата, того, который никогда не имел

> подлинного  взаимоотношения любви,  дружбы ни с нами,   ни  с отцом.

> Мы  встречаем  того,   который  может  похвалиться,  что  он  всегда

> был   добросовестным,   честно   “работал” в доме отца,  делал  всё,

> что  нужно,  -  но безразлично: выполнял, как выполняют обязанность,

> которой  не избежишь, или же как сделку, как работу за плату, работу

> ради обеспеченности, труд в обмен за принадлежность к “дому”, взамен

> за обеспеченность.

 

> Надо  нам задуматься над этим, потому что в нашем опыте человеческих

> отношений  мы  не  всегда  только блудный сын; мы так часто являемся

> старшим   братом, и   приходящего к  нам   и  говорящего:  “Я  выпал

> из  общения  с  тобой,  по  своей  вине,  я  вел  -  или вела - себя

> паразитом,  я  хочу   теперь   быть   другом!” - встречаем  словами,

> или  жестом:  “Было время,  я тебе был другом!  Было время - мы жили

> в  общении,  которое  мне  было  драгоценно; ты разбил, разбила его!

> Раны  мои  зажили,  не  хочу  я  больше  раскрыться!   Для меня ты -

> прошлое;  ты  мертв,  мертва;  иди  к другим, чтобы они вернули тебя

> к жизни”...  Как часто мы являемся старшим братом?!

 

> И  как  непохоже  на  отца  мы  поступаем, который просто ни в какую

> минуту  не  переставал  любить заблудшего сына, даже в момент, когда

> этот  заблудший  отрекся  от  него,   отверг  его,  ждал   “когда же

> ты  умрешь”,  чтобы  распоряжаться  всем,  что  этот человек накопил

> годами  труда,  годами  мудрости,  годами  жертвенной  любви.   Отец

> никогда  не  переставал любить; старший брат перестал - или, вернее,

> никогда   и   не  любил,   только  имел  “деловые” отношения с теми,

> кто окружал его.

 

> А  отец  -  это  тот,  который  бежит, чтобы +встретить+ заблудшего;

> случалось  ли нам +когда-либо+ поступать так?  Когда кто-то оскорбил

> нас  глубоко,  жестоко - сделали ли мы когда-либо первый шаг, помня,

> что   +потерпевшему+  обиду легче сделать  первый шаг, потому что он

> не  унизителен,  он  не  чреват  страхом: а вдруг меня отвергнут?  -

> тогда  как обидчик в +ужасе+ от предстоящего унижения, а может быть,

> и  отвержения...  Сделали ли мы когда-либо первый шаг, чтобы вернуть

> к  жизни  того, кто духовно, человечески +мертв+?  Готовы ли мы были

> дать  ему  его  первую  одежду,  окутать его былым взаимоотношением?

> Готовы  ли   мы  были доверить  ему наш перстень, дающий ему  власть

> над  нашей  личностью,    нашим  имуществом,   нашей честью,   когда

> он промотал   наше  сокровище,  унизил нас,  обокрал нас?   Дали  ли

> мы  ему, как говорит притча, обувь на ноги его, чтобы он мог ходить,

> и ходить безопасно?

 

> Задумаемся  в +таких+ категориях; и если мы +так+ задумаемся, каждый

> из  нас сможет обнаружить, на чем он стоит: у всех нас переплетаются

> все  элементы  этой  трагической  и  дивной притчи.  Но недостаточно

> обнаружить   это:   обнаружив,  кто мы,  мы должны +сделать+ что-то;

> мы  должны  принять  решение,  мы  должны  отречься от той личности,

> которой  мы  были  до  сих  пор,  +вернуться+ и просить  о прощении,

> о милости.  Просить прощения у Бога - да; но +это+ легко, потому что

> Бог  видимо,  осязаемо  никогда  не  отсылает  нас  пустыми от Себя,

> никогда не говорит нам:  “Уйди от Меня!” -  но  прощение у тех, кого

> мы оскорбили, и которые обидели нас.

 

+> Подумаем  над  этим.   Через  неделю  мы  будем  вспоминать падение

+> человека: как человечество утратило рай, единство с Богом, единство

+> друг  со другом, гармонию с тварным миром - все потеряло; сегодня -

+> последнее  предостережение:  мы  можем  сделать  что-то  в  течение

+> наступающей  недели; не все, но что-то, так что когда мы предстанем

+> перед  Судом, мы бы взглянули на Судию и сказали: “_Оправдания_ мне

+> нет; но я сделал, что мог: помилуй меня и спаси!” Аминь.

        [ митрополит Сурожский Антоний. Проповедь 11 февраля 1990 г.

          www.mitras.ru/inname/in_81.htm#

          (здесь приводится в небольшом сокращении) ]

 

                                * * *

 

> <...>  Отцу  он  сказал:  «Старик,  ты зажился!  Я не могу дождаться

> времени,  когда ты умрешь, чтобы пользоваться тем добром, которое ты

> трудом  своим собрал и которое я унаследую!  Сговоримся: ты для меня

> больше   не  существуешь!   Умри -  и дай  мне плод твоих   трудов».

> И  он взял, ушел, расточил всё с такими же, как сам, людьми, которые

> при  нём  были, пока было что у него взять; а когда не стало ничего,

> они  ему сказали: ты не существуешь больше!  Ты умер, тебя нет...  -

> и  ушли.  И осталось только одиночество, голод, брошенность; и тогда

> он вспомнил, что у него есть отец.

 

> Разве  мы  не  похожи на этого юношу?  Разве мы не поступаем так же?

> Разве  мы  не говорим Богу постоянно: дай, дай!  я требую от Тебя...

> И когда Бог отзывается:  'Я тебе дал,  Я тебе дал ценой Своей  жизни

> и  смерти  на  кресте, и сошествия во ад...' - мы отвечаем: 'хорошо!

> Значит,  теперь  я  могу всё взять...' Мы не говорим так нагло, нет!

> Но  мы  живем так нагло, мы поступаем так нагло, мы сладкими словами

> говорим  ту же самую едкую, горькую неправду.  Блудный сын покаялся,

> встал  и  пошел  обратно к отцу;  он  знал,  что   недостоин  больше

> сыном называться, -  может быть, отец  его возьмет наемником,  рабом

> на  поле.   Мы так не идем, когда каемся; мы идем в уверенности, что

> будем прощены, что мы и теперь сыновья и дочери, что нам надо только

> выразить   свое   сожаление  -   и    Бог   простит...     Неправда!

> Даром  прощения  никто  не  получит; Бог простит - да, но что толку,

> какая  разница,  если  наша жизнь от этого ни в чём не переменилась?

> Помните,    что   Серафим Саровский сказал  одному из своих учеников

> или  посетителей:   если ты  будешь  молиться Богу, Он тебя простит;

> но  помни,  какой  ценой Он получил право тебя прощать!  Каждый раз,

> когда  ты  грешишь и просишь прощения, это как бы Его новое распятие

> тебя  ради, ради тебя одного...  Вот каково наше положение: что отец

> простил - это другое дело; речь идет о нас, не о благости, святости,

> жертвенности отца, а о нас самих.

                [ митрополит Сурожский Антоний. из беседы О СОВЕСТИ

                  www.mitras.ru/pered2/pb_241.htm#2 ]

 

                                * * *

 

> Возвращение  вглубь  своего  "я"  ведет  в  глубину,  где мы впервые

> увидели  жизнь,   познали  жизнь,    где  мы были живы в Боге вместе

> с другими людьми.  Только из самой сердцевины этого оазиса прошлого,

> далекого  или  близкого,  можем  мы отправиться в дорогу, в обратный

> путь  с  обращением  "Отче",  а  не "Судия" на устах, с исповеданием

> греха  и  с надеждой, которую ничто не в силах уничтожить, с твердой

> уверенностью,  что  Бог никогда не допустит нашей приниженности, что

> Он   стоит на страже нашего человеческого достоинства.    Он никогда

> не  позволит  нам  стать  рабами,  ибо Его творческим Словом и нашим

> предназначением   мы   призваны   быть   сынами    и дочерьми    Его

> по  усыновлению.   Мы можем идти к Нему с полным доверием, зная, что

> Он  ждал  нас  всё  то время, пока мы и не вспоминали о Нём.  Он Сам

> выйдет нам  навстречу, когда мы  нерешительно  приближаемся  к дому.

> Он  Сам  заключит  нас  в  объятия  и оплачет наше жалкое состояние,

> измерить   которое  мы   не  умеем,  потому что  не знаем, ни откуда

> мы  пали, ни сколь высокое призвание презрели.  Мы можем идти к Нему

> в  уверенности,  что Он оденет нас в первую одежду, в славу, которой

> Адам   лишился  в  раю.    Он облечет  нас   во Христа,   в  Котором

> вся  первозданность,  более ранняя, чем весенняя свежесть, в которой

> мы  были  рождены. Он -  человек,  каким его задумал, возжелал  Бог.

> В  Него  мы  должны  облечься.   Слава  Духа  Святого  покроет  нас,

> обнаженных грехом.  Теперь  мы знаем,  что как только мы возвратимся

> к  Богу,  Он   вернет   нам  Свое   доверие,  даст   нам   перстень,

> силой  которого Адам разрушил гармонию, вызванную к бытию творческой

> волей  Божией;  перстень  Единородного  Сына, Который умер на кресте

> из-за человеческого  предательства    и  Чья   смерть  была  победой

> над  смертью;   Чье Воскресение  и Вознесение - наше  возвращение  -

> уже эсхатологически осуществились в полноте единения с Отцом.

 

> Когда  мы  возвращаемся в отчий дом,   когда  остаемся лицом  к лицу

> с  судом  нашей  совести и Бога, суд этот не основывается на глубине

> нашего  богословского  видения,  он основывается не на том, что один

> только Бог может нам дать как путь приобщенности к Его жизни.  Божий

> суд  основывается  на  одном:  "Ты - человек или ты ниже достоинства

> человека?"  Вы,   вероятно,   вспомните в этой связи притчу об овцах

> и  козлищах  у  Матфея  (25,31-46):  Господи!   когда мы видели Тебя

> алчущим...    или  жаждущим...    или странником...    или  нагим...

> или  больным...   или  в темнице?..  Если  мы не умеем   вести себя,

> как человек,  мы никогда   не поймем, как вести себя по-Божьи.  Если

> мы возвратились в  Отчий  дом,   если  мы должны облечься во Христа,

> если   сияние Духа должно исполнить  нас,   если  мы хотим совершить

> наше  призвание  и  стать  истинными  детьми  Божиими,    Его сынами

> и дочерьми, мы должны прежде всего изо всех сил постараться добиться

> того,  что  в  нашей  власти  - стать человечными, поскольку чувства

> товарищества,    сострадания,  милосердия заложены в нас, независимо

> от того, хороши мы или дурны.

 

> Мы  можем  возвратиться  к Отцу.  Мы можем возвратиться с доверчивой

> надеждой,  потому  что  Он - хранитель нашего достоинства.  Он хочет

> нашего  спасения.   Он требует только одного: +Сын Мой, отдай сердце

> твое  Мне+,  всё  остальное  Я сам приложу, - как говорит Премудрый.

> Эта  дорога шаг за шагом ведет нас оттуда, где мы находимся, слепые,

> вне   Царства, хотя страстно желаем увидеть его полноту  внутри себя

> и  победу  его  над  всем  вокруг; эта дорога  ведет  нас туда,  где

> мы  окажемся  перед судом Божиим.   Мы  видим,  как  прост этот суд,

> как  велика  должна быть в нас надежда и как в этой надежде мы можем

> идти  к  Богу,  твердо  зная, что Он Судия, но в первую очередь Он -

> Искупитель   наш,   Тот, Кому  человек  настолько дорог, драгоценен,

> что  мера,  цена нашего спасения в Его очах - вся жизнь, вся смерть,

> всё  борение  и  богооставленность,  весь  ужас,  который  претерпел

> Единородный Сын Божий.

                [ митрополит Сурожский Антоний.

                  из беседы ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

                  (в сб. ДУХОВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

                   Размышления перед Великим постом)

                  www.mitras.ru/soul_put/put_5.htm ]

 

 

 

проповеди митр. Антония

+ + + впервые опубликованная (?)

       www.mitras.ru/archive/100130.htm

 + + + опубл. интернете в 2009 г.:

        www.mitras.ru/archive/090207.htm

 + + + опубл. интернете в 2008 г.:

        www.mitras.ru/archive/080223.htm

 

+ + + свящ. Яков Кротов: "Всё мое -  твое"

       www.messia.ru/rasylka/007/1756.htm#0 (+ссылки!)

+ + + архиеп. Георгий (Вагнер): границы нашей человеческой свободы

                              www.messia.ru/rasylka/008/2116.htm#0

+ + + еще одна проповедь архиеп. Георгия (Вагнера) (1959 г.)

           www.golubinski.ru/academia/vagner/bludnyj_syn.htm

 

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20100131/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=1&day=31

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Вы говорите: "Мне всё позволено!" - Но не всё мне на пользу!

 "Мне всё позволено!" - Но ничто не должно завладеть мной!

 "Пища для брюха и брюхо для пищи!" -

 Да, Бог уничтожит и то, и другое.

 Но тело не для разврата, а для Господа! И Господь для тела.

 Бог воскресил Господа, и нас воскресит Своей силой.

 Разве вы не знаете, что ваши тела - части тела Христа?

 И ты часть тела Христа хочешь превратить в тело проститутки?

 Боже упаси!

 А разве вам неизвестно, что тот, кто соединился с проституткой,

 стал одним с ней телом? Ведь "двое станут одной плотью".

 А тот, кто соединился с Господом, один дух с Ним.

 Бегите от разврата!

 Какой бы грех ни совершил человек, грех не касается тела.

 Но развратник грешит против собственного тела!

 Разве вам неизвестно, что ваше тело - храм,

 в котором живет Святой Дух, полученный вами от Бога,

 и вы не принадлежите себе?

 Вас купили за большую цену. Так славьте Бога своими телами!*

                                  (1Кор.6:12-20 - апост.  чт-е воскр.)

                                * * *

"Господня - земля и что наполняет её,

                           вселенная и все, живущие в ней".  (Пс.23:1)

             *********************************************

 

 

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2516.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»