=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

  

 

* 24 января 2011 г. ст.ст.,  воскресенье 37-е по Пятидесятнице.

  (чтения - 32-го воскр., "о Закхее")

  литургические чтения:  1Тим.4:9-15; Лк.19:1-10.

 

 

 

 

к апостольскому чтению:

 +++ свящ. Cергий Желудков:

      "оправославить весь христианский мир"? & ЕДИНСТВО ДУХА

                        www.messia.ru/rasylka/009/2370.htm#0

 

 

                                * * *

 

1 / 2   Войдя в Иерихон, Иисус проходил по его улицам. • В городе

        был человек по имени Закхей, главный сборщик податей, человек

3       богатый. • Ему очень хотелось посмотреть на Иисуса, какой Он

        из себя, но он не мог увидеть Его из-за толпы, потому что

4       был маленького роста. • Тогда он, забежав вперед, залез

        на тутовое дерево, чтобы увидеть Иисуса, когда Он будет

5       проходить мимо. • Иисус, подойдя к тому месту, поднял на него

        глаза и сказал:

 

          - Закхей! Скорее слезай! Я должен у тебя сегодня

        остановиться.

 

6       Тот поспешно спустился вниз и с радостью принял Иисуса.

7       Видя это, все стали возмущаться и говорить:

 

          - Остановиться у такого грешника?!

 

8      Закхей стал перед Господом и сказал:

 

          - Господь, обещаю: половину имущества отдам бедным, а с кого

        взял лишнего, верну в четырехкратном размере.

 

9         - Сегодня пришло спасение в этот дом, - сказал Иисус. - Ведь

10      и он сын Авраама. • А Сын человеческий пришел, чтобы найти

        и спасти то, что пропало.

 

                          ( от Луки, гл. 19, перевод В.Н. Кузнецовой,

                           www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu3.htm#19:1 )

 

 

 

 

> Р.  Раджа  (<Raja>,  1997) отмечал,  что история Закхея есть история

> человека,  который  ищет  Бога,  в то время как Бог ищет его самого.

> Поиск  Бога  дает  Богу возможность искать нас.  Впрочем, вот пример

> нерешаемой задачи: кто первый?  Бог первый - потому что пришел туда,

> где  Его  мог видеть Закхей,   потому  что  вложил в Закхея совесть.

> Но всё-таки на дерево Закхей залез по своей воле.

 

> Самое  удивительное,   конечно,   что  Закхей  мог   отдать  больше,

> чем украл.  Большинство воров этим похвастаться не могут.  Даже если

> они  не  спустят всё   на удовольствия,  всё равно что-то разойдется

> на  жизнь.   Закхей  не  только  обманывал, он еще вытянутые обманом

> деньги  пускал  в  оборот,  или  еще  что-то делал.  Это оправдывает

> трудоголиков:  в  критический момент они хотя бы смогут воздать тем,

> кого  обидел  (а трудоголик  не может  не обижать).    Но еще больше

> это  оправдывает  творчество,  без  всякого  труда,     по благодати

> и смирению человек вдруг создает нечто, что с избытком покрывает все

> его долги Богу и человеку.  Правда стрекозЫ и Венички Ерофеева.

 

> Другое  дело,  что  большинство людей, воображающих себя стрекозами,

> микельанджелами   и  веничками -  просто сбившиеся с пути   муравьи.

> Для того   и     надо   время    от времени   залезать    на дерево,

> чтобы  проверить  -  способен  лететь  или  только  падать.   Закхей

> попробовал -  увидел,   что  он  муравей, подобный другим муравьям -

> и  раскаялся,  что  строил  из  себя  херувима,  и пригласил в гости

> стрекозу,  которой,  безусловно,  с  точки  зрения мира сего являлся

> Христос - принципиально бездомный, безработный, беззаботный.

 

                                * * *

 

> Во  времена  Иисуса  люди еще не знали, что стать человеком означает

> слезть  с  дерева.     Они  не  были учеными.    Но людьми они были,

> и поэтому на деревьях не жили, и на деревья не залезали.  Евангелист

> отмечает,   что  Закхей   залез   на дерево  словно   обезьяна,  как

> он   отметил  бы,     если бы    Закхей упал перед Иисусом на землю,

> словно  червяк.  Чтобы остаться человеком при встрече с Богом, нужно

> дать  выход животному началу в себе -  оно ведь  тоже рвется к Богу,

> и   уж  оно-то,   в  отличие  от  нашего  разума  и сердца,  дурного

> не сделает.

 

> *

 

> Человек  может  залезть  на дерево в знак протеста против сородичей,

> которые   с  деревьев   слезли,  но    в душЕ  обезьянами  остались.

> Так  поступил  герой  одного   из  романов  Итало   Кальвино  "Барон

> на  дереве",  подражавший, в свою очередь, св.  Антонию Падуанскому.

> Ну  как  не  залезть  на  дерево,  если  тебя  все  просят разыскать

> похищенное  и потерянное - спички,  носки, бриллианты, раба,  жену -

> а на потерянную совесть всем наплевать!

 

> Закхей  залезает  на  дерево,  напротив,  потому  что он хочет найти

> потерянное   и   точно   рассчитал   алгоритм  поиска.   Он  вообще,

> несомненно,     расчётливый   человек    в  лучшем    смысле  слова.

> Есть  расчётливость мошенническая,  авантюрная, когда всё,  что есть

> у  человека,  взято  у других.   С миру  по нитке.   Суп  из топора.

> Если такой человек  начнёт раздавать  чужое,   он  останется  голым.

> Да  и  вернёт  лишь   малую  часть,    потому что основное-то  съел.

> Закхей  же явно не только взяточник - ведь он может вернуть в четыре

> раза   больше,   чем   взял  неправедно,  следовательно,  ворованное

> составляет не более четверти (а скорее, много менее) его состояния.

 

> Расчётливость, когда она во благо, есть одна из частей благоразумия.

> Не  надо  искать  Бога, где Его заведомо не может быть - а Дух может

> веять  всюду,  но  это не означает, что Он всюду веет.  Меньше всего

> Бога  там,  где  Его  ищут  люди, отличающиеся не расчётливостью, а,

> скажем,    наивностью  -  в  нашей собственной душЕ.  Конечно,   это

> не  означает,   что Бог - в официозе,  вовне. Закхей не ищет  Иисуса

> в синедрионе или в Храме.  Но он и не сидит дома, пытаясь найти Бога

> "в  глубине  своей  души".   А ведь мог бы напрячься и решить, что -

> нашёл!  Вот эти смутные ощущения, это блаженное расплывание - и есть

> встреча  с Богом.     Искать  Бога  "в своей  душЕ"   так же опасно,

> как  искать    Его  в  баловстве   с наркотиками,      в медитациях,

> особых  дыхательных  приёмах.   Закхей  ищет Его на дороге, на самой

> обычной  дороге.   Потом  уже Бог сам приходит в нашу душу.  Однако,

> надо  понимать,  что  Иисус в нашей жизни - как слон в обычной жилой

> квартире.   Был  такой  милый  рассказ  Куприна  про то, как больная

> девочка выздоровела, когда по её капризу в комнату ввели слона.  Так

> то  было  до  победы  социализма, нынешние квартиры и под тараканами

> гнутся.  Но Иисуса - выдержат!  Нам бы выдержать...  Раздать кое-что

> или,  по  крайней мере, спокойно относиться к исчезновению некоторых

> явлений  и  вещей,  нам  дорогих - денег, здоровья, да даже мудрости

> житейской...   Это  Бог  -  цап  - и взял, выкинул...  Он даже может

> счастье  наше  цапнуть  и  куда-то  деть,  -  всё  равно  мы  должны

> радоваться,   значит,  кому-то  вчетверо  дано  взамен  потерянного.

> Радоваться  и  благодарить.   Ну  его,   счастье  -  главное,  чтобы

> мы  почувствовали,    что   любить и   благодарить это    прекрасно,

> это  наслаждение,  это смысл нашего  существования.   Момент  истины

> не когда мы на краю смерти, а когда мы на грани любви.

 

> *

 

> Богословы  не  видят  Богоявления,  потому что смотрят на Бога снизу

> вверх.    Пятки   они  видят.  Догматические богословие именно пятки

> и  описывает.    Бога видел Закхей -  потому что  забрался на дерево

> и смотрел на Иисуса сверху вниз.  Казалось бы, просто - но забраться

> на  дерево  может  не  всякий  человек,  и  даже не всякий невысокий

> человек,   а  лишь  тот  невысокий человек,  который признаётся себя

> в своей невысокости.

 

                                * * *

 

> В рассказе о Закхее фраза о том, что свидетели его общения с Иисусом

> обзывали  Закхея недостойным грешником, предшествует рассказу о том,

> как  Закхей  встает  и обещает облагодетельствовать нищих.  Кажется,

> что первое  -   причина второго:  Закхей  услыхал, как его обзывают,

> и  решил  показать,  что  не такой уж он грешный или что он перестал

> быть  грешным,  переродился от доброты Иисуса и теперь будет просить

> прощения у тех,   кого когда-то  обобрал,   причем просить  прощения

> будет  радикально  - возмещая убыток.  Однако, Закхей не утверждает,

> что  он  грешный  и кого-то грабил.   Он говорит +если+ -  он отнюдь

> не уверен,  что с кем-то поступил неправедно,  он   не помнит этого.

> Но  если  к  нему  придут с жалобой, он расплатится.  Из слов Закхея

> даже  не  следует,  что  он  раньше не давал милостыню.  Может быть,

> очень  даже  давал,  а  теперь  еще  больше даст.  Закхей не столько

> кается  и  стыдится,  сколько радуется.  Радость есть самый надежный

> источник  доброты,   причем  радость  и доброта абсолютно  логически

> не связаны, - как и уныние со злом.  Унылый человек злится и на тех,

> кто  действительно сделал плохо ему и миру, и на тех, кто совершенно

> невиноват.  Радующийся человек прощает всех подряд.  Так вскрывается

> алогичность   любви,  отражающая  (побеждающая)  алогичность  греха.

> Плохонькое  прощение  из  долга,  как  плохое  угощение  из  пустого

> холодильника.   Закхей  дает милостыню не потому, что должен, скорее

> даже, наоборот.  Нищие - настоящие нищие, а не нищие духом - это те,

> кого нельзя прощать, потому что они ленивые и злые люди.  Если вдруг

> у  них  изменятся  к  лучшему обстоятельства, это сразу обнаружится.

> Обещая  дать  милостыню, Закхей не просит прощения, не покупает его,

> как  ханжи, а прощает нищих - прощает тех, кто не сделал, не достиг,

> не  соблюл.  Впрочем,    и те,   кого  мы ограбили  - наши должники,

> во всяком случае, мы на них так смотрели, мы их не грабили, а просто

> взяли  свое,   случайно   оказавшееся у них.  Возвращая  украденное,

> мы  прощаем обобранному, что он богаче нас.  Мы люди честные, у тех,

> кто  беднее  нас, не воруем - у кого есть что-то, нужное нам, богаче

> нас,   виноват   уже  тем,   что  имеет  нечто,  нам  понравившееся.

> И в Божьем прощении есть этот привкус радости: Бог прощает человека,

> хотя     тот    имеет     нечто,   очень   нужное Богу,   хотя  Богу

> и  не  принадлежащее  -  дар любви.  Бог мог бы взыскать эту любовь,

> оставив человека  опустошенным,  но Бог ждет и прощает,  освобождает

> от Себя  - чтобы ленивые и  злые  люди пришли к Нему  не потому, что

> Он  Творец, Искупитель и т.п., а просто потому, что без Него погано,

> а с Ним хорошо и весело.

 

                                 * *

 

> Римляне  говорили  "жизнь  коротка,  искусство долговечно".  А можно

> сказать:   "Грех  краток,  покаяние  долговечно".   Чтобы  вырастить

> дерево,  нужны  года,  чтобы  его  срубить  - пять минут при наличии

> бензопилы.   Когда  мы  читаем  евангельские  рассказы  о  покаянии,

> бросаются      в  глаза     эмоциональные    взрывы  (всё украденное

> верну  вчетверо!    -  Лк.19,8).   Да,   человек  всю  жизнь   крал,

> в  мгновение  ока  раскаялся.   И,  заметьте,  Иисус не говорит: ай,

> бросьте, главное, что Вы покаялись, так что теперь ходите в церковь,

> читайте   акафисты   и  Серафима  Роуза,     и  благо  Вам  будет...

> Иисус  молчит:  да, надо вернуть вчетверо.  А из каких-таких запасов

> Закхей  вернет  вчетверо?   Он  и  то,  что  на  воровал,  уже давно

> потратил.    Значит,    надо  на  многие  годы впрягаться   в работу

> сверх  обычной?   Вот  этим  и страшен грех:  не тем,  что я попадаю

> в рабство   к  сатане,   а  тем,  что я своим грехом ввергаю другого

> в  рабство бессмысленному труду, труду замещающему.  Потому что даже

> если  грешник  соберется  возместить  ущерб, то это же спустя многие

> годы  -  а  люди-то не могли ждать его раскаяния, они вынуждены были

> гнуть  спину,  чтобы  кое-как  восстановить  то, что разрушил походя

> грешник.    И вот  последний  суд:   во-первых, больше  нет  времени

> на  возмещение  убытков,  во-вторых,  для особо добреньких отводится

> уютное  место,  где  они  могут  целую  вечность делать, что хотят -

> копить  для  возмещения  убытков  или, напротив, расточать, неважно:

> важно,  что у них отобраны люди, которым они могли бы причинять зло.

> Вот - мучение!

 

                        [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ

                          www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_19_02.html;

                          www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_19_04.html;

                          www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_19_08.html ]

 

 

 

 

 + + + "Закхей! Скорее слезай!"

        www.messia.ru/rasylka/010/2508.htm#0

 +++ митр. Антоний (Блум):

      Больше всего в поиске Бога мешает боязнь быть осмеянными

               www.messia.ru/rasylka/009/2371.htm#0 (+ссылки!)

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20110206/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=2&day=6

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Неужели среди вас нет людей мудрых и понимающих?

 Пусть они докажут это доброй жизнью и делами,

 которые совершают со скромностью, свойственной мудрости!

 А если в сердце у вас черная зависть и своекорыстие,

 то не хвастайтесь, не извращайте истины!

 Это не та мудрость, что нисходит с небес.

 Это мудрость земная, бездуховная, бесовская!

 Ведь где зависть и своекорыстие,

 там неурядицы и всякие некрасивые дела.

 Та же мудрость, что свыше, во-первых, чиста,

 а во-вторых, миролюбива, кротка, сговорчива,

 исполнена милосердия и плодов добрых дел, непристрастна, нелицемерна.

 А те, которые созидают мир вокруг себя, мирно сеют,

 чтобы пожать плод праведности.

 Откуда у вас стычки и ссоры?

 Не от того же ли самого - от страстей, что борются в вашем теле?

 Вы чего-то жаждете, но у вас этого нет. И вот вы убиваете.

 Вы страстно чего-то добиваетесь, но не можете получить.

 И вот вы ссоритесь и деретесь.

 Но у вас ничего нет, потому что вы не пр`осите.

 А даже если пр`осите, то не получаете, потому что не о том просите:

 вы хотите лишь удовлетворения своих страстей.

 Неверные люди, разве вы не знаете,

 что приязнь к миру означает вражду к Богу?

 Тот, кто хочет быть другом миру, становится врагом Богу. ...

 Ведь Писание говорит:

        "Бог противится гордецам,

            но любит смиренных".

*Покоритесь Богу! Воспротивьтесь дьяволу, и он убежит от вас.

 Приблизьтесь к Богу, и Бог приблизится к вам. ...

 Принизьте себя перед Господом - и Он вас возвысит. ...

 Теперь послушайте меня вы, те, кто говорит:

 "Сегодня или завтра мы отправимся в такой-то город,

  проведем там год, будем торговать и заработаем много денег".

 Вы не знаете даже, что будет с вашей жизнью завтра!

 Ведь вы как дымка, что возникла на миг и тут же пропала.

 Вам бы говорить вместо этого:

 "Если захочет Господь, то поживем и сделаем то-то и то-то".

 А вы хвастаетесь, зан`оситесь.

 Всякое такое хвастовство порочно!

 Итак, тот, кто знает, что должен делать добро, но не делает,

 повинен в грехе. ...

 Так запаситесь терпением, братья, до дня возвращения Господа!

 Смотр`ите, как терпеливо дожидается земледелец,

 когда земля принесет драгоценный урожай.

 Как терпеливо ждет он осенних и весенних дождей!

 Запаситесь терпением и вы, укрепляйте сердца,

 потому что день возвращения Господа уже близок.

 Братья, не жалуйтесь друг на друга, чтобы Бог не осудил вас.

 Смотр`ите, Судья уже сто`ит у дверей!*

                                 (Иак.3:13-4:4,6-8,10,13-17;5:7-9/*^/)

                                * * *

*Так говорится в Писании:

 "Вот Я кладу на Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный.

  Всякий, кто верит в него, не узнает стыда".

 Итак, для вас, верящих, он - великая ценность,

 а для тех, кто не верит, -

 "камень, который отвергли строители, / он стал главою угла"

 и "камень, о который споткнутся, / скала - из-за нее упадут". ...

 Но вы - избранный род, священство Царя, святой народ, Божье владение,

 избранные, чтобы возвестить о великих деяниях Того,

 кто вызвал вас из тьмы в Свой дивный свет, вы -

 "когда-то не народ - / ныне народ, принадлежащий Богу;

  некогда вне милости - / ныне обретшие милость".* (1Пет.2:6-10/***/)

                                * * *

*Братья, мы просим вас: бездельников наставляйте на ум,

 в робких вселяйте бодрость, слабым будьте опорой,

 со всеми будьте терпеливы.

 Смотрите, чтобы никто у вас не воздавал злом за зло.

 Всегда стремитесь к добру  -

 как друг для друга, так и для всех остальных.

  Всегда радуйтесь,

     непрестанно молитесь,

  за всё благодарите -

     вот воля Бога для вас, верящих в Христа Иисуса.

  Дух не угашайте,

     пророчеств не презирайте,

  но всё подвергайте испытанию;

     держитесь добра,

  избегайте любых видов зла!

 Пусть сам Бог, источник мира, освятит вас полностью.

 И пусть всё в вас: и дух, и душа, и тело  -

 сохранится непорочным

 вплоть до Дня возвращения Господа нашего Иисуса Христа.

 Верен Тот, кто вас призывает, и Он совершит это!* (1Фес.5:14-24/^/)

                                * * *

*Сторонись безбожных небылиц и старушечьих россказней,

 но упражняй себя в подлинном богопочитании.

 Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти,

 оно же полезно всегда,

 потому что в нём обещание жизни и нынешней, и будущей.

 Вот верные слова, достойные быть принятыми.

 Ведь ради этого мы трудимся не покладая рук,

 ради этого боремся,

 потому что мы надеемся на Живого Бога,

 а Он - Спаситель всех людей, особенно верующих.* (1Тим.4:7-10/^*/)

                                * * *

*Иисус начал говорить им притчами:

 "Насадил человек виноградник, / обнес его оградой,

  вырыл яму для давильни, / выстроил сторожевую башню

  и отдал его внаем виноградарям. / А сам уехал в чужие края.

  Вот настала пора - / послал он слугу к виноградарям

  получить свой доход с виноградника.

  Но те схватили его, избили и отправили ни с чем.

  Снова послал к ним другого слугу,

  но тому разбили голову и выгнали с позором.

  Послал еще одного - того убили.

  Много других посылал - / одних избивали, других убивали.

  Был у него еще сын, любимый единственный сын.

  И последним послал к ним его, думая: / "Сына моего постыдятся".

  Но виноградари те стали говорить друг другу:

  "Это наследник!

  Давайте убьем его, и нашим будет наследство!"

  Они схватили его, убили и выбросили из виноградника.

  Что же сделает хозяин виноградника?

  Он вернется и казнит виноградарей,

  а виноградник отдаст другим.

  Разве вы не читали в Писании:

  "Камень, который отбросили строители, стал краеугольным камнем.

   Это сделано Господом - диво, которое было на наших глазах"?

  Они поняли, что притча направлена против них,

  и хотели было схватить Его, но побоялись народа.

  Поэтому они оставили Его и ушли.* (Мк.12:1-12/*/)

                                * * *

*Если провинится твой брат, упрекни его и, если повинится, прости.

 И если семь раз на дню провинится перед тобой

 и семь раз вернется к тебе и скажет: "Виноват" - прости.

  - Прибавь нам веры! - сказали апостолы Господу.

  - Если есть у вас вера хоть с горчичное зернышко, -

  ответил Господь, -

  то, если скажете этой шелковице:

  "Вырви себя с корнями и пересади себя в море!" - она вам подчинится.

  Предположим, есть у кого-то из вас слуга,

  который пашет или пасет овец.

  Разве ты скажешь ему, когда он вернется с поля:

  "Скорей садись за стол!"?

  Не правда ли, ты скажешь ему:

  "Приготовь мне ужин, подпояшься и прислуживай,

  пока я буду есть и пить,

  а потом будешь есть и пить сам".

  Ведь не станешь ты благодарить слугу,

  если он сделал то, что ему положено?

  Так  и  вы: когда сделаете то, что вам положено делать, говорите:

  "Мы всего лишь слуги,

  мы сделали только то, что должны были сделать".* (Лк.17:3-10/**/)

                                * * *

«Не проворным достается успешный бег, не храбрым -- победа, <...>,

                              но время и случай для всех их».(Ек.9:11)

             *********************************************

 

 

/*/ евангельское чтение пятницы.

/**/ евангельское чтение субботы.

/***/ из апостольского чтения пятницы.

/*^/ содержит стихи из апост. чтения четверга.

/^/ содержит апост. чтение субботы.

/^*/ стихи из воскресного апостольского чтения.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2647.htm#0

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»