=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 24 сентября 2012 г. ст.ст., воскресенье 18-ое по Пятидесятнице

  литургические чтения: 2Кор.9:6-11; Лк.5:1–11.

 

 

к апостольскому чтению:

 + + + Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет

        www.messia.ru/rasylka/008/2316.htm#0

 + + + Я.Кротов: Бог любит дающего с радостью!

             www.messia.ru/rasylka/003/573.htm

 

 

 

 

> <...> Молодых людей, которых я встречаю — разумеется, их число ограниченно <...> — отличает одно свойство: они требуют, чтобы всё было испытано на опыте, а не было просто объективным знанием, будто нечто внешнее, не имеющее отношения к их жизни; и, во-вторых, этот опыт должен быть подлинным, а не просто эмоциональным или воображаемым. Мне кажется, в таком подходе есть и положительная сторона, есть и нечто отрицательное.

> Действительно, Бог и духовная область, человек и все человеческие взаимоотношения должны составлять часть пережитого опыта. Не должно быть просто принятия, некритического и безразличного, формулировок и утверждений относительно Бога, человека, мира, которые ничего не значат, являются просто предметами знания, но никак не затрагивают нашу жизнь. Действительно, если Бог никак не переживается, вполне можно сказать, что Он не имеет значения; так и человек и отношения ничего не значат, если они не пережиты опытно. В этом смысле существенно важно говорить о Воскресении как об одной из составляющих жизни. Мы верим в Воскресшего Христа, и Его Воскресение имеет значение, потому что оно оказывает влияние на нашу жизнь. Если бы оно было просто счастливым событием жизни Христа и никак не присутствовало в нашей жизни, его можно было бы просто сложить в архив церковной истории. Но этим событием живут люди.

> Так что это требование, чтобы жизнь, Бог, тайна человека были опытно прожиты, достаточно обоснованно. Но здесь есть и опасность, потому что поиски опытного переживания всегда могут таить опасность. Всегда существует опасность, что акцент будет смещен с объекта на субъект. Я имею в виду вот что: гораздо легче рассматривать Бога как повод к религиозным переживаниям, чем иметь религиозные переживания, потому что есть Бог. Разница тут огромная, потому что в стремлении к переживаниям, мистическим или каким бы то ни было, человек сосредоточен на себе, и Бог может оказаться совершенно исключенным. Если перейти на уровень ниже: для очень многих людей Церковь — источник религиозных переживаний, потому что им нравится органная музыка или богослужебный ритуал или на них воздействуют клубы ладана, или иконы, или русское церковное пение, да мало ли что еще. И ясно, что Бог и Церковь тут ни при чём, просто они предоставляют удобную возможность пережить целый ряд эмоций, как бы катарсис, которые имеют значение, пока продолжаются, но оставляют нас пустыми, когда угаснут. Так что к поиску опытного переживания, как бы оно ни было существенно, следует подходить с большой трезвостью. В этом проблема наркотической зависимости, в отличие от переживания Бога.

> Коротко я бы сказал так: каждый человек, и не только молодой, подвержен тем или другим пристрастиям: курение, пьянство — пристрастия. И я бы сказал, что органная музыка или церковный ритуал тоже могут стать пристрастием: мы подвержены нетрезвости очень многообразно. Не обязательно быть зависимым от марихуаны или ЛСД, чтобы вести себя, как наркоман. В поисках опытного переживания может оказаться, что опыт реален, но его предмет может быть или не быть реальным.

> Если человек принимает наркотики или благодаря церковному ритуалу переживает целый ряд эмоций, налицо опыт, подлинный и реальный; нереален очень часто предмет опыта. Если у меня галлюцинации после приема наркотика, я действительно их вижу, это факт; в этом смысле опыт налицо, но предмет-то его отсутствует. Помню пациентку еще с того времени, когда я был врачом. Она лежала в кровати и вдруг стала водить рукой. Я спросил ее, в чём дело, и она ответила, что похлопывает по спине бесплотного льва, который навестил ее. Так вот, ее переживание было реальным, но льва-то не было. И то же самое относится к нашим религиозным переживаниям, например — небесных сил.

> Если хотите, можно провести параллель между религиозным и наркотическим опытом: что в них общего и каковы различия? Коротко, мне кажется, можно сказать так: и тот и другой вызваны, индуцированы, в одном случае — употреблением наркотика, мистический же опыт вызван действием Божиим. Переживание длится, пока присутствует его источник — ЛСД, марихуана, выпивка и т. д. с одной стороны, превосходящее всё присутствие Божие — с другой. И тут, мне кажется, они разнятся. Наркотическое опьянение оставляет жажду и пристрастие; подлинный мистический опыт (я не говорю о ложной мистике, она относится к той же куче) оставляет чувство изумления и чуда и смирения, точно так же, как становишься смиренным, когда обнаруживаешь, что ты любим. После такого опыта немыслимо сказать, что жаждешь его еще. Нет, говоришь: «Какое чудо, что мне было дано так много!» Вспомните Петра после большого улова рыб, как он произнес: выйди от меня, Господи, ибо я грешный человек (Лк.5:8). Никогда так не скажет человек, потерявший трезвость, будь он пристрастен к церковным переживаниям или к наркотику. Так можно сказать, только если коснулся края ризы Господней: даже это так много, слишком много для меня, каким образом это могло произойти со мной?!

> На этом этапе пагубное пристрастие заставляет сказать: я ищу повторения пережитого опыта, умножения его. С другой стороны, душа, прикоснувшаяся Божественной области, скажет: это не простое место, это — врата небесные, я прикоснулся тому, что Божие; и душа отойдет, готовая принять опыт, если так благоволит Бог, но не требовать, не добиваться его искусственно. Кроме того, результатом пристрастия к наркотику становится всё большая сосредоточенность на себе, замкнутость на своих переживаниях. Голод возвращает нас к самим себе, мы ощущаем его всё сильнее и отчаяннее. Когда голод наш утолен, мы страстно переживаем наступившее облегчение, но голод всё время возрастает, и чем дальше, тем больше мы становимся пленниками самих себя, своей обращенности на себя. Реальное, подлинное религиозное переживание ведет к забвению себя, к поклонению Богу, к той степени любви, которая в конечном итоге есть забвение о себе, истощание собственной жизни ради любимого, не-бытие, потому что существует только один — тот, кого мы любим, кому поклоняемся.

> И последняя разница — в жестком эгоцентричном требовании того, кто охвачен пристрастием: «Я имею право — я хочу — дай!» В сердцевине всё возрастающей холодности и отсутствия любви к другим — я, стремление достичь собственного удовлетворения. Подлинному же религиозному опыту всегда сопутствуют всё возрастающее забвение о себе, поклонение, почитание, любовь к другому и чувство изумления и смирения. Разумеется, эта параллель начертана очень бегло, она не берет в учет очень многое, но я сейчас не читаю лекцию о наркомании, а говорю об опыте как таковом.

> Так вот, это различение очень важно, потому что, когда мы встречаем человека, будь то молодого или пожилого, который ищет религиозного опыта, опытного познания Бога, первым делом мы должны поставить вопрос, предложить вызов: «Ищешь ли ты Бога любой ценой, потому что найти Его — важнее всего, или ищешь ты Бога, потому что будет так славно иметь Бога в числе своих удовольствий?» И если ответ, прямо или косвенно, гласит: «Я хотел бы найти Бога, потому что это еще один шаг для развития моей личности, ее роста, возможность мне перерасти самого себя», мы должны ответить: «В таком случае — не ищи. Я не дам тебе ключа. Борись, пока не дойдешь до такой степени отчаяния, когда ощутишь потребность в Боге или любовь к Богу. Но Бога нельзя использовать как еще один объект в ряду переживаний, доставляющих приятные ощущения».

> Я уже упомянул, что теперешняя молодежь требует, чтобы опытное переживание звучало как подлинное, но понятие подлинности тут несколько расплывчатое, оно должно стать гораздо более определенным, чтобы могло повести куда-то. Очень часто подлинности противопоставляют здравомыслие, трезвость, истину, реальность. Подлинно то, что совершилось на самом деле, — я могу подлинно ошибаться. Я могу быть в состоянии подлинной галлюцинации. Подлинности как таковой еще недостаточно. Опыт состоит не только из субъективной подлинности. Его подлинность должна быть засвидетельствована чем-то вне меня самого. Мистический опыт может быть подлинным — и исходить от дьявола. Нам хорошо известно со слов апостола Павла, что силы тьмы могут являться в образе Ангела света (см. 2Кор.11:14), это неоднократно случалось в истории, бывает и сейчас. Односторонность взглядов есть форма иллюзии, обмана, ересь — своего рода иллюзия, ошибочное суждение — тоже иллюзия и обман. Так и эмоции, сосредоточенные на себе, вместо того чтобы в центре их был Бог, — тоже иллюзия и обман. Всё это подлинно с субъективной точки зрения, но неверно по отношению к своему предмету в более реальном смысле.

Антоний, митрополит Сурожский. 
Из беседы "Христианство и молодежь" 
kiev-orthodox.org/site/spiritual/3431/ ]

 

* * *

 

В год смерти царя Оз`ии я видел ГОСПОДА — Он сидел на высоком, вознесенном престоле. Края Его ризы распростерлись по всему Храму. Парили над Ним серафимы,  у которых было по шесть крыльев: двумя каждый прикрывал лицо, двумя — ноги, а на двух крыльях летал. И взывали они друг к другу, возглашая:

— Свят, свят, свят ГОСПОДЬ Воинств!
Вся земля полна славы Его! 

От их голоса сотрясались основания врат. Храм был полон дыма. И я сказал:

— Горе мне, я погиб!
Ведь я человек с нечистыми устами,
      живу средь народа, чьи уста нечисты.
И я вижу Царя, ГОСПОДА Воинств!

Один из серафимов подлетел ко мне, держа щипцами горящий уголь — он взял его с жертвенника. Он прикоснулся этим углем к моим устам и сказал:

— С этим прикосновеньем заглажена твоя вина,
прощен твой грех.

И услышал я голос ГОСПОДА:

— Кого Мне отправить?
      Кто будет Нашим посланцем?

Я сказал:

— Вот я, отправь меня!

Тогда Он произнес:

— Иди и скажи этому народу:
"Слушайте, слушайте — и не понимайте!
      Глядите, глядите — и не разумейте!"
Помрачи ум этого народа,
сделай так, чтобы они стали туги на ухо,
а глаза их незрячими стали бы —
      чтобы их глаза не могли видеть,
      уши — слышать, ум — разуметь,
чтобы они не обратились, не исцелились.

Книга пророка Исайи, 6:1-10. Перевод А. Э. Графова (РБО, 2004) ]

 

 

 

 

 + + + митр. Антоний (Блум): Случается ли это когда-либо с нами?

 + + + он же: мы думаем, что мы там, где нас нет

                 www.messia.ru/rasylka/010/2624.htm#0 (+ссылки)

 + + + он же: мы уже в Царстве Божием? (+ссылки)

            www.messia.ru/rasylka/006/1640.htm#0

 + + + он же: встреча с Богом и благоговение (+ссылки)

                   www.messia.ru/rasylka/004/937.htm#0

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Но кто-нибудь спросит:

 "А как мертвые воскресают?

 И каким будет их тело, когда они возвратятся?"

 Глупый! Зерно, которое сеешь, не воспрянет к жизни, пока не умрет.

 И сеешь ты не растение целиком,

 а просто зернышко, пшеничное, скажем, или какое иное.

 А Бог придает ему телесный облик, какой предназначил;

 облик этот у всех разный.

 Тело не у всех одинаково,

 скажем, тело человека отличается от тела животного,

 птицы - от рыбы.

 А есть и небесные тела, и тела земные.

 У небесных тел своя красота, а у земных - своя.

 Один блеск у солнца, другой - у луны и звезд.

 Звёзды тоже отличаются блеском друг от друга.

 То же и с воскресением мертвых:

 кладется в землю тленное - встает нетленное;

 кладется уродливое - встаёт прекрасное;

 кладется слабое - встаёт могущественное;

 кладется материальное - встаёт духовное.

 В Писании так и сказано:

 "Стал первый человек Адам живым существом".

 А последний Адам стал животворящим духом.* (1Кор.15:35-45/*/)

             *********************************************

/*/ содержит апост. чтение субботы.

  В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2836.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»