=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

> <.....> Богословская значимость иконы обусловлена тем, что она живописным языком говорит о тех догматических истинах, которые открыты людям в Священном Писании и церковном Предании.

> Святые Отцы называли икону Евангелием для неграмотных. "Изображения употребляются в храмах, дабы те, кто не знает грамоты, по крайней мере глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах", писал святитель Григорий Великий, папа Римский[4]. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, "изображение есть напоминание: и чем является книга для тех, которые <знают> чтение и письмо, тем же для неграмотных служит изображение; и что для слуха – слово, это же для зрения – изображение; при помощи ума мы вступаем в единение с ним"[5]. Преподобный Феодор Студит подчеркивает: "Что в Евангелии изображено посредством бумаги и чернил, то на иконе изображено посредством различных красок или какого-либо другого материала"[6]. 6-е деяние Седьмого Вселенского Собора (787 г.) гласит: "Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча через изображение".

> Иконы в православном храме играют катехизическую роль. "Если к тебе придет один из язычников, говоря: покажи мне твою веру... ты отведешь его в церковь и поставишь перед разными видами святых изображений", – говорит преподобный Иоанн Дамаскин[7]. В то же время икону нельзя воспринимать как простую иллюстрацию к Евангелию или к событиям из жизни Церкви. "Икона ничего не изображает, она являет", – говорит архимандрит Зинон[8]. Прежде всего, она являет людям Бога Невидимого – Бога, Которого, по слову Евангелиста, "не видел никто никогда", но Который был явлен человечеству в лице Богочеловека Иисуса Христа (Ин.1:18).

> Как известно, в Ветхом Завете существовал строжайший запрет на изображение Бога. Первая заповедь Моисеева декалога гласит: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог Ревнитель" (Исх.20:4-5). Запрет на изображение Бога сохраняется в иудейской и мусульманской традициях. В синагогах и мечетях нет даже изображений людей: эти культовые здания украшаются только орнаментом или символами.

> Ветхозаветный запрет на изображения был направлен против идолопоклонства, что разъясняет автор Второзакония, говоря о том, почему нельзя изготовлять <изображения и изваяния>*: "Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада... какой-либо рыбы... и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и всё воинство небесное, не прельстился и не поклонился им"** (Втор.4:16-19). Автор библейской книги подчеркивает, что истинный Бог невидим и неизобразим, и, когда Моисей беседовал с Богом на Синае, люди не видели Бога, а только слышали Его голос: "Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнем до самых небес, и была тьма, и облако, и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; голос слов Его вы слышали, но образа не видели, а только голос... Вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь... из среды огня" (Втор.4:11-15).

> Любое изображение невидимого Бога было бы плодом человеческой фантазии и ложью против Бога; поклонение такому изображению было бы поклонением твари вместо Творца. Однако Новый Завет был откровением Бога, Который стал человеком, то есть сделался видимым для людей. С той же настойчивостью, с какой Моисей говорит о том, что люди на Синае не видели Бога, апостолы говорят о том, что они видели Его: "И мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца" (Ин.1:14); "О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами , что рассматривали ... о Слове жизни" (1Ин.1:1). И если Моисей подчеркивает, что народ израильский не видел "никакого образа", а только слышал голос Божий, то апостол Павел называет Христа "образом Бога Невидимого" (Кол.1:15), а Сам Христос говорит о Себе: "Видевший Меня видел Отца". Невидимый Отец являет Себя миру через Свой образ, свою икону – через Иисуса Христа, невидимого Бога, ставшего видимым человеком.

> То, что невидимо, то и неизобразимо, а что видимо, то можно изображать, так как это уже не плод фантазии, но реальность. Ветхозаветный запрет на изображения невидимого Бога, по мысли преподобного Иоанна Дамаскина, предуказывает возможность изображать Его, когда Он станет видимым: "Ясно, что тогда (в Ветхом Завете) тебе нельзя было изображать невидимого Бога, но когда увидишь Бестелесного вочеловечившимся ради тебя, тогда будешь делать изображения Его человеческого вида. Когда Невидимый, облекшись в плоть, становится видимым, тогда изображай подобие Явившегося... Всё рисуй – и словом, и красками, и в книгах, и на досках"[9].

> Эта богословская установка была окончательно сформулирована в ходе борьбы против иконоборческой ереси VIII-IX веков, однако имплицитно она присутствовала в Церкви с первых веков ее существования. Уже в римских катакомбах мы встречам изображения Христа – как правило, в контексте тех или иных сцен из Евангельской истории. Не менее распространенными в доконстантиновскую эпоху, когда Церковь подвергалась жестоким гонениям со стороны римских императоров, были символические изображения Спасителя – в виде рыбы, пеликана, доброго пастыря (юноши с овцой на плечах).

> В послеконстантиновскую эпоху появляются первые "реалистичные" иконы Христа. IV-VI века – время формирования канонического иконописного облика Спасителя: в этот период Он иногда изображается без бороды, иногда с короткими волосами. В мозаиках храма Сан Витале в Равенне (VI век) Христос изображен в виде безбородого юноши, сидящего на голубой сфере со свитком и венцом в руках (этот иконографический тип сохранится в византийской и русской традициях под именем Спаса-Эммануила). На одной из миниатюр сирийского "Евангелия Раввулы" (586 г.) Христос изображен с короткой бородой и коротко подстриженными волосами, в однотонном темно-красном плаще. Однако постепенно преобладающим на всём христианском Востоке – как в Византии, так и за ее пределами – становится изображение Христа как человека средних лет, с удлиненной бородой, длинными волосами, в темно-красном (коричневом) хитоне и синем гиматии.

————————————————————
[4] Святитель Григорий Великий. Письма. Кн.9. Письмо 105, к Серену (PL 77, 1027-1028).
[5] Преподобный Иоанн Дамаскин. Первое защитительное слово против порицающих святые иконы, 17.
[6] Преподобный Феодор Студит. (PG 99, 340).
[7] Преподобный Иоанн Дамаскин. Цит. по: В.Лазарев. Византийская живопись. М., 1997. С.24.
[8] Архимандрит Зинон (Теодор). Беседы иконописца. СПб., 2003. С.19.
[9] Преподобный Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово против порицающих святые иконы, 8.

* У автора: "кумиры и подобия" (примечания со * сделаны редактором рассылки).
** В Современном русском переводе Библии: "Остерегайтесь же сотворить зло – сделать себе изваяние, какое-либо изображение, в виде мужчины или женщины, в виде животного, обитающего на земле, или птицы, летающей в небесах, в виде живности земной или рыбы... Глядя на небо, видя солнце, луну и звезды, всё небесное воинство, не поддавайся соблазну – не поклоняйся им, не служи им!"

епископ Иларион (Алфеев). 
Из доклада "Богословие иконы в Православной Церкви"  ]

 

 

 

 

 

 

См. также по теме:

 • И.К. Языкова. Богословие иконы
 • Кристоф Шёнборн. ИКОНА ХРИСТА
 • д. Андрей Кураев. Икона в Библии (в кн. "Протестантам о православии")
  Иконоборческая ересь и VII Вселенский Собор

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Живите достойно Вести Христовой! ...

 Будьте всегда и во всём согласны,

 равно люб`ите друг друга всей душой,

 одинаково и чувствуйте, и мыслите!

 Ничего не делайте из своекорыстия и тщеславия.

 Пусть каждый смиренно считает другого выше себя!

 Пусть каждый из вас думает не о собственном благе, а о благе других!*

                                                   (Флп.1:27;2:2-4/*/)

                                * * *

*Среди учеников произошел спор, кто из них больше.  Иисус зная,

   о чём они про себя думают, взял ребенка, поставил рядом с собой

    и сказал им:

        - Кто примет этого ребенка ради Меня,

            тот принимает Меня,

        а кто примет Меня,

            принимает и Того, кто послал Меня.

        Ведь тот из вас, кто меньше всех,

            больше всех.

  Тогда Иоанн сказал Иисусу:

  - Наставник, мы видели одного человека, который Твоим именем

    изгоняет бесов, но мы ему запретили, раз он с нами не ходит.

   -  Не  запрещайте.  Кто  не  против  вас, тот за вас, -

  ответил ему  Иисус.* (Лк.9:46-50/^/)

             *********************************************

/*/ содержит часть апостольского чтения пятницы.

/^/ из еванг. чтения четверга.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/3013.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»