=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 17 мая 2015 г. ст.ст., суббота  7-й седмицы по Пасхе.
  литургические чтения:  Деян.28:1-31; Ин.21:15-25.
  /Троицкая родительская суббота (поминовение усопших)/

 

 

 

 

 

 

> Когда Иисус спрашивает Петра "любишь ли ты Меня больше, нежели они? ...паси агнцев Моих" (Ио.21,15) – это о чём? о верности, об "эрос" или об "агапе" или еще о чём-то? Неважно, что стои́т в греческом тексте, Иисус не на греческом говорил, и нет такого языка, чтобы выразить этот вопрос, когда голос Божий звучит неслышно. Да как вообще мы смеем различать оттенки в любви, когда важно лишь одно: любовь есть нечто противоположное власти. "Пасти овец" имеет право лишь тот, кто влюблен в Творца мира, кому наплевать на шашлык из этих овец, на шерсть от этих овец, на их блеяние, кто не раздумывает о том, как это можно сопоставить свою любовь с чужой ("не сравнивай, живущий несравним"...). Да конечно, когда любишь – любишь, как сто тысяч братьев, отцов и пономарей любить не могут, а иначе какая же это любовь.

Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ ]

 

* * *

 

> <.....> Обед, к которому пригласил их Христос, обозначал, во-первых, восстановление тесных дружеских отношений между ними и Христом, а, во-вторых, служил ручательством за то, что, в то время когда они будут заняты делом проповеди, Господь позаботится об удовлетворении их земных нужд.

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

> 15 Кроме этой общей цели, настоящее явление имело и частную цель: восстановление в апостольских правах ап. Петра, который отрекся от Христа. По окончании обеда {С греч. точнее: когда они позавтракали (ἠρίστησαν).} Господь спрашивает Петра: любит ли он Его больше чем другие? Конечно, Христос спрашивает об этом с тою целью, чтобы напомнить Петру его прежнее заявление о своей любви к Христу (Ин 13:37). А троекратное повторение того же вопроса должно было напомнить Петру его троекратное отречение от Христа. Очень вероятно, что и костер, около которого он теперь стоял, должен был привести ему на память тот костер, около которого он грелся ночью на дворе первосвященника. Ответ Петра показывает, насколько он смирился: он уже не говорит о своей беззаветной преданности Христу, а только дает утвердительный ответ на вопрос Христа. Мало того, он смиренно заявляет, что его любовь ко Христу не такая, какую Христос желал бы видеть с его стороны. Христос спрашивает его, любит ли он Его любовью, которая основана на убеждении в высоких достоинствах любимого лица, которая есть дело воли человека (такой смысл имеет употребляемый здесь Христом глагол ἀγαπα̨̃ν). Петр же в своем ответе говорит только о дружеском сердечном расположении своем ко Христу (в таком смысле употребляется им глагол φιλει̃ν, ср. Ин 11:3,11). Однако Господь принимает это исповедание Петра и поручает ему пасти Своих агнцев. Этим Петру не удается каких-либо особых полномочий, которые выделяли бы его из числа прочих апостолов. Нет, он здесь только восстанавливается в своем достоинстве, которое он утратил вместе с своим отречением. Господь и ему, как прочим апостолам, поручает заботы о верующих. Заметить нужно, что верующих Господь называет здесь агнцами или ягнятами, для того чтобы показать, как они нуждаются в уходе за собою со стороны апостолов, а самый уход этот обозначает как кормление, питание (βόσκε ἀρνία μου).

Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

> 16 Господь, очевидно, несколько времени спустя, снова обращается к Петру с тем же вопросом, опуская только выражение «больше нежели они». Он как бы хочет спросить Петра: имеет ли он по крайней мере ту любовь, какую должны иметь ко Христу все ученики Его? (здесь опять употреблен глагол ἀγαπα̨̃ν). Но Петр не придал значения истинному смыслу вопроса Христа и дает ответ совершенно в тех же выражениях, как и в первом случае. Господь опять ничего не говорить Петру по поводу некоторой недостаточности его ответа, и теперь поручает ему пастиĭ или точнее управлять Своими овцами, т. е. всем стадом Христовым (ср. 10:3-27), без различия возраста и силы животных, составляющих стадо (ποίμαινε τὰ πρόβατά μου).

Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?» и сказал Ему: Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

> 17 Спрашивая Петра в третий раз, Господь употребил для обозначения понятия любви тот же глагол, какой только что употреблял Петр (φιλει̃ν). Этим Господь поставил под сомнение и то дружеское расположение, какое имел, по его собственному признанию, Петр. Это очень огорчило Петра, и огорчение его выразилось в том, что он придал другую форму своему ответу. Он опускает частицу утверждения «так» и не говорит уже о своей любви, как о деле совершенно ясном, о котором Христос должен знать, а высказывает только уверенность в том, что Христос, как Бог всеведущий, проникает в его сердце и находить там не одни слабости, а в тоже