=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 27 ноября 2017 г. ст.ст., воскресенье 27-е по Пятидесятнице.
  Литургические чтения: Еф.6:10-17; Лк.13:10-17 *.

 

 

 

 

 

> В ранней литургической традиции чинопоследование крещения не оканчивалось в пасхальную ночь. <....> И так же, как трехдневное пасхальное празднование возникло в связи с обрядом крещения, так и «тайноводственная» неделя стои́т у истоков нашей пасхальной Светлой седмицы. Эта неделя, с ее уникальной богослужебной структурой – ежедневным повторением полной пасхальной службы при изменении только гласа – представляет собой непрерывное радостное продолжение празднования Пасхи. <....>

<....>

> Теперь мы можем вернуться к Светлой седмице и ее значению для крещения. Ибо предполагалось, что Светлая седмица должна сообщить новокрещенным именно этот опыт времени, и она была эпифанией и даром именно этого опыта: опыта новой жизни как поистине жизни не от мира сего, дара Церкви in statu patriae (в вожделенном отечестве), в ее небесной полноте, как поистине дара Царства. <....>

> Однако этот опыт должен иметь конец; новокрещенные должны вернуться в мир. Ибо, хотя Церковь и «не от мира сего», Христос установил ее именно в этом мире и хочет, чтобы она оставалась в нём до скончания самого мира. Ее задача – свидетельствовать о Христе в мире, спасением которого Он является, продолжать Его подвиг спасения, сообщать Его присутствие, давать возможность слышать Его Слово, провозглашать и являть Его Царство. Без восхождения на небеса, без осуществления себя как Те́ла Христова и Храма Святого Духа – другими словами, без ухода из мира сего, где она пребывает in statu viae (в пути), в странствии и ожидании Царства Божия, – Церкви не о чем было бы свидетельствовать. Без возвращения в мир она не могла бы совершать свою божественную миссию и перестала бы быть служением и жертвой Христа. Отсюда двойной ритм церковной жизни: уход из этого мира в «восьмой день» Царства Божия – и возвращение в реальность и время седмицы. Отсюда и заключительный акт крещального богослужения, состоящий из обрядов, выражающих возвращение, означающих начало христианской жизни как миссии и свидетельства.

> Эти священнодействия совершались на восьмой день после крещения. Это означает, что начало новой жизни есть поистине возвращение, что из недр неизреченной глубины пасхального опыта, основного опыта Церкви, новокрещенным приказывается возвратиться – они посылаются в мир. Это воскресенье, первое после Пасхи, называется Новым Воскресением. Это означает, что «новый эон», начало которого явлено и положено Пасхой, остается таинственно присутствующим, реальным, ощутимым в «старом» времени мира сего, что он действительно есть сила, посредством которой Церковь и ее члены могут совершать свою задачу и миссию в мире. Начинается послепасхальное время, но оно пронизано радостью и светом Пасхи, энергией, исходящей от нее, делающей ее источником и критерием всякого поступка и самой жизни. И новокрещенные посылаются теперь во время, сотканное из напряжения и борьбы между старым – в нас, в мире и в жизни – и новым.

> 4. Смывание святого мира

> Первый обряд, приготовляющий новокрещенного к этой борьбе, открывающий борьбу как содержание христианской жизни, есть смывание с тела новокрещенного святого мира <...>.

> <...> Новый христианин посылается в мир, где он должен стать, как уже было сказано, свидетелем Христовым, глашатаем Царства Божьего и потому борцом против Князя мира сего. Его жизнь будет насыщена постоянными опасностями и нескончаемыми искушениями. Ибо мы знаем из Евангелия, что Враг, поверженный победой Христа, готовится к последней и отчаянной битве с теми, кого Христос отвоевал у него, ради того, чтобы «прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24:24). Исторические горизонты Евангелия вовсе не оптимистичны, но полностью противоположны нашему современному мифу о прогрессе: «...Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8). Конечный результат борьбы – либо вечная жизнь, либо вечная смерть, спасение или гибель. Отсюда «военизированные» язык и символика ранней Церкви, столь чуждые современному христианину, озабоченному своими «проблемами». Интересно было бы проследить эту постепенную трансформацию христианского мироощущения, его отрыв от первоначальной мужественности. Дело в том, что если ранняя Церковь считала себя воинством Христовым, народом Божьим, мобилизованным на борьбу с врагом, то современный христианин предпочитает определять себя и свою веру в «терапевтических» терминах, видеть себя не воином, призванным на долгую войну, а пациентом в клинике.

> Однако, чтобы понять обряды восьмого дня, нужно вспомнить первоначальный воинственный дух Церкви. И действительно, епископ предстает сейчас перед новокрещенными как военачальник, принимающий под свое командование новых рекрутов. На них еще их новая яркая форма, они еще полны энтузиазма и рвутся в бой, желая утвердить себя. Но военачальник знает, что предстоящая битва будет долгой и страшной, что его людей ожидают усталость и страдания, а порой разочарования и поражения. Таким образом, первая молитва, читаемая священником, – это прошение о защите, помощи, о даровании смелости, верности, терпения:

> ...щит веры его ненаветован от врагов соблюди: нетления одежду, еюже одеяся, нескверну в нем и неблазнену сохрани...**

> Затем он возлагает руку на их головы и говорит:

> ...возложи на него руку Твою державную, и сохрани его в силе Твоея благости, некрадомо обручение сохрани, и сподоби его в жизнь вечную и в Твое благоугождение...

> Один лишь Бог может сохранить нас в превратностях и отчаянии нашего земного странствования и борьбы. Это возложение рук есть, таким образом, назначение новых офицеров, вручение им походных предписаний, знака и дара того дерзновения, без которого не может быть христианской жизни.

[ протопресвитер Александр Шмеман.
Из книги "Водою и Духом", из гл. 4  ]

 


** Приведем здесь текст 1-й молитвы на омовение св. мира в 4-х переводах:

Славянский
иером. Амвросия (Тимрота)
(перевод с греч.)
свящ. Георгия Кочеткова (перевод с греч.)
Анри Волохонского
(перевод с ц.-слав.)

Избавление грехов святым Крещением рабу Твоему даровавый и жизнь паки рождения ему подавый: Сам Владыко Господи, просвещение лица Твоего в сердце его озаряти выну благоволи, щит веры его не наветован от врагов соблюди: нетления одежду, еюже одеяся, нескверну в нем и неблазнену сохрани, нерушиму в нем духовную печать благодатию Твоею соблюдая, милостив емуже и нам бывая, по множеству щедрот Твоих.

Яко благословися и прославися, пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Избавление от грехов святым Крещением рабу твоему Даровавший и жизнь через возрождение ему Подавший – Сам Владыка Господи! Светом лица Твоего озарять сердце его всегда благоволи; щит веры его недоступным для козней вражиих соблюди; одежду нетления, в которую он облекся, незапятнанной на нём и неоскверненной сохрани, неповрежденной в нём духовную печать Своею благодатию соблюдая, будучи милостивым к нему и к нам по множеству сострадания Твоего.

Ибо благословенно и прославлено всесвященное и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Ты через святое крещение чаду Твоему избавление от грехов даровал и подал ему обновление жизни, – Ты же, Владыка Господи, благоволи всегда озарять сердце его Светом лица Твоего, щит веры его от злоумышлении врагов соблюди и одежду бессмертия, в которую он облекся неосквернённой и незапятнанной сохрани, Своею благодатью духовную печать нерушимой в нём соблюдая и милостивым к нему и к нам пребывая, по обилию благосердия Твоего, –

ибо благословенно и прославлено вседостойное и прекрасное имя Твоё, [Отца и Сына и Святого Духа,] ныне и всегда и во веки веков.

  О Ты, кто даровал
  свободу от грехов святым крещеньем рабу своему
  и жизнь в рожденье новом свыше ниспославший,
  О Господи Владыка,
  свет лика Твоего дай ему ныне –
  да воссияет в его сердце,
  и да не повредят щит веры его никакие вражеские козни;
  нетленные одежды, в которые Ты облачил его,
  сохрани на нём незапятнанными, непорочными,
  печать Духа – целой и невредимой –
  сохрани в нём своей благодатью
  Ты, кто милостив к нему и щедр к нам.

  Да благословляется и славится
  чтимое и прекрасное имя Твое:
  Отца и Сына и Святого Духа ныне, навек и во веки веков.

 

 

 

 

 

 

 

см. тж. к апостольскому чтению:
 +++ свящ. Яков Кротов: наша война...
      messia.ru/rasylka/006/1708.htm (+ссылки!)

 

 

 

к евангельскому чтению:
 + + + митрополит Сурожский Антоний:
        Разве на такую любовь мы можем не ответить любовью?
 + + + о. Яков Кротов:
        Быть смиренным не означает считать себя меньше других...
 + + + он же:
        Исцеление от физической болезни всегда легче, чем от душевной
 + + + архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):
        Отношение Иисуса Христа к субботнему покою
          messia.ru/rasylka/010/2634.htm (+ссылки)
 + + + законы иного мира

 

 

        -------------------------------------
        * эпизод №104 по "Брюссельскому согласованию"
         (messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#104)

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Тем, кто в этой земной жизни богат, внушай не заноситься
 и полагаться не на неверное богатство,
 а на одного только Бога,
 который щедро снабжает нас всем необходимым для довольства.
 Вели им делать добро, пусть богатеют добрыми делами.
 Пусть будут щедры и всегда готовы поделиться с другими,
 пусть так копят себе сокровища – крепкий фундамент на будущее,
 чтобы обрести жизнь поистине подлинную.
 Тимофей, храни всё, что тебе доверено.
 Избегай безбожной болтовни и споров
 относительно того, что люди ложно называют "знанием".
 Заявляя, что они обладают им, некоторые уже сбились с пути веры.
 Милость Божья да будет с вами!* (1Тим.6:17-21/*/)

* * *

*Плод Духа – любовь, радость, мир, стойкость, доброта, щедрость,
 верность, кротость, умение владеть собой.
 Нет такого закона, который бы это осуждал.
 Те, кто принадлежит Христу Иисусу,
 распяли на кресте свою плотскую природу
 вместе с ее страстями и желаниями.
 И раз мы живем Духом, отдадим себя под начало Духа!
 Так не будем тщеславны, не будем друг друга раздражать,
 не будем друг другу завидовать!
 Братья, если кого-то уличат в грехе, вы, духовные, должны его поправить.
 Только делать это надо кротко и мягко.
 И за собой при этом смотри, как бы самому не впасть в грех!
 Помогайте друг другу нести свое бремя, так вы исполните "закон" Христа.
 Если кто-то, ничего из себя не представляя, воображает себя невесть кем,
 тот самого себя дурачит.
 Так пусть каждый трезво судит о своих делах,
 и тогда он сможет гордиться собственными успехами
 и не будет сравнивать их с чужими, ведь у каждого своя ноша.*
                                                     (Галатам 5:22-6:5/**/)

* * *

*Укрепляйте себя в единении с Господом Его мощью и силой.
 Наденьте Божьи доспехи -
 тогда вы сможете устоять перед кознями дьявола.
 Потому что мы ведем бой не с людьми из плоти и крови,
 а с Началами, с Властями,
 со вселенскими повелителями этого мира тьмы,
 с духовными силами зла в небесном мире.
 И поэтому наденьте Божьи доспехи,
 чтобы у вас хватило сил противостоять им в черный день
 и, всё преодолев, выстоять.
 Так стойте неколебимо,
 опоясав себя истиной и облекшись в панцирь праведности.
 Пусть обувью вашей будет готовность нести Радостную Весть о мире.
 И кроме того, крепко держи́те в руках щит веры -
 им вы пога́сите все раскаленные стрелы Врага.
 Возьмите еще шлем спасения и меч Духа, то есть Слово Бога.*
                                                      (Еф.6:10-17/***/)

                                * * *

*Отведя Двенадцать в сторону, Иисус сказал им:
 "Вот мы идем в Иерусалим,
  и там исполнится всё, что написано пророками о Сыне человеческом.
  Его отдадут в руки язычников,
  над Ним будут глумиться, оскорблять, плевать в Него, будут бичевать,
  а потом убьют.
  Но на третий день Он воскреснет".
 Но они ничего из этого не поняли.
 Смысл Его слов оставался скрытым для них,
 и они не понимали, о чём говорит Иисус.* (Лк.18:31-34/#/)

             *********************************************

/*/ апост. чтение четверга.
/**/
включает апост. чтение субботы.
/***/
апостольское чтение воскресенья.
/#/ ев. чтение четверга.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3590.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

NEW! Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»