=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос рождается - славьте!       
          Христос с Небес - встречайте!       
                    Христос на Земле - воспряньте!       
                              Пой Господу, вся Земля!       

 

 

 

 

 

/предыдущие части: Признать и осознать абсурдность молитвы;
 вырваться из кокона страха и вины; выйти из кустов к Богу/

 

> Молитва и время

> Отцы пустынники и жены непорочны,
> Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
> Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
> Сложили множество божественных молитв.
>                                                            А.С.Пушкин

> Традиция словесной молитвы зародилась в монашеском уединении. Молитва, понимаемая как отдельное занятие, требует много сил и времени. Молящийся фокусирует внимание, туннелирует бытие, временно отрицает мир, чтобы иметь пространство для молитвы. Ради этой отделенности от повседневной жизни монахи давали обеты, возводили монастырские стены и шили специальные одежды. Жизнь монаха определена этой возможностью — отрешиться от всего мирского ради качественной молитвы и созерцания.

> У мирян вместо уединения — только комплекс неполноценности. Нередко мы отговариваемся тем, что на молитву времени не хватает. Но если мы всерьез займемся молитвой, его на самом деле не хватит.

> Молитва, воспринимаемая как отстранение от дел, «чтоб сердцем возлетать во области заочны», противоречит настойчивому призыву Церкви непрестанно моли́тесь (1Фес.5:17). Идея чистой молитвы делает молитвословие и жизнь противоположностями: практика молитвословия как пути восхождения к Богу противоречит существованию мирской жизни, внутренне отрицает мир своим требованием уединенности/отрешенности.

> Некоторые святые отцы не без иронии относились к привязке молитвы к определенному времени: «Мы не оставляем своего правила, прилежно исполняем его в третий, шестой и девятый часы», — сообщал некий авва из палестинской обители, на что блаженный Епифаний Кипрский остроумно ответил: «Видно, другие часы дня вы проводите в праздности, без молитвы».

> Между молитвой и немонашеской жизнью приходится выбирать либо то, либо другое. Многие миряне, так и не примирив молитву с суетой ежедневных забот, разочаровались, бросили серьезную молитвенную жизнь и остались ни с чем.

> Однако в свете того факта, что Бог воплотился, вочеловечился, по-новому встает вопрос: нужно ли каждый раз отключаться от мира, чтобы пребывать с Ним? С точки зрения мирян, христианин никоим образом не обязан отворачиваться от мира, чтобы встретиться со Христом, Который пришел соединить людей.

> У мирян всегда плохо получалось сочетать непрестанную молитву с многозаботливостью. Популярная в период церковного расцвета книжка «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» — последняя и предельная попытка соединения мирской жизни с монашеской практикой отделенной словесной молитвы. Почему же этот метод провалился? Во-первых, он всё-таки ориентирован на отшельнический тип поведения; а во-вторых, в случае «успеха» он трактовался бы как «прелесть», с точки зрения монашествующих.

> Разрешение этой дилеммы может быть найдено в приравнивании деятельности ради Бога и молитвы. Епископ Вулвичский Дж. Робинсон († 1983) в книге «Быть честным перед Богом» высказывался в пользу такого отождествления: «...деятельность, предпринимаемая с христианским упованием и надеждой, что Бог здесь, — это и есть молитва».
Мудрость ученого — от избытка досуга,
лишь свободный от дел обретает мудрость.
Может ли мудрым быть тот, кто шагает за плугом,
чем похвалится тот, кто бичом машет,
погонщик быков, своим занятый делом?
Лишь о скотине у них беседа.
Занят их ум одними лишь бороздами,
трудятся допоздна, коровам корм задавая.
Так же ремесленник всякий, так же строитель —
все свои дни и ночи они за работой проводят,
резчики заняты резьбою печатей,
терпеливо разнообразят рисунок,
добиваются схожести в изображении,
трудятся допоздна, чтобы закончить работу.
Так же кузнец, что рядом сидит с наковальней,
думает лишь о вещах, что сделаны из железа.
Дым и огонь его изнуряют тело,
борется он с печным жаром,
только стук молотка и слышит,
глаз не отводит от образца сосуда,
думает лишь о том, как закончить работу,
трудится допоздна, украшая изделие.
Так и горшечник, который сидит за работой,
крутит ногами круг гончарный,
весь постоянно в заботе о деле,
вся работа им рассчитана точно...
(Сирах,38:24-29, перевод В.Н.Кузнецовой (др. нумерация стихов по сравнению с Синодальным переводом).)
Можно привести здесь же рассуждение Иисуса, сына Сирахова, о книжной мудрости, которая требует отдельного времени, и о ремесленниках, у которых нет времени на книги: Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом... Далее он перечисляет простых работяг, занятых своим ремеслом: Так и всякий плотник и зодчий, который проводит ночь, как день: кто занимается резьбою, того прилежание в том, чтобы оразнообразить форму... Так и ковач, который сидит у наковальни и думает об изделии из железа: дым от огня изнуряет его тело, и с жаром от печи борется он. Звук молота оглушает его слух, и глаза его устремлены на модель сосуда... Так и горшечник, который сидит над своим делом и ногами своими вертит колесо, который постоянно в заботе о деле своем и у которого исчислена вся работа его (Сир.38:24-33). Каждый из них по-своему необходим не менее мудреца.

> В житии преподобного Макария Египетского рассказывается, как Бог привел в пример святому двух женщин, которые просто добросовестно работали по дому в дружбе и согласии. «Выслушав рассказ, преподобный Макарий сказал: „Поистине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но — свободного намерения, принимая его, как самое дело, и добровольному произволению всякого человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого, желающего спастись“».

> Святитель Феофан Затворник сформулировал концепцию бытовой деятельности как способ молитвенного делания: «Извольте законом иметь: всякое дело Богу посвящать в самом его зародыше, к Богу обращать его во время производства его». «Можно молиться, не стоя на молитве. Всякое возношение ума и сердца к Богу есть молитва настоящая. Если вы это делаете между делами, то и моли́тесь. Помню, у Василия Великого вопрос о том, как апостолы могли непрестанно молиться, решается так: они при всех своих делах о Боге помышляли и жили в непрестанной преданности Богу. Это настроение духа было их непрестанной молитвой. Вот вам и пример. Я вам, кажется, уже писал, что от деятельных людей, к коим вы принадлежите, нельзя того же требовать, что от людей-сидяк. Главной их заботой должно быть то, чтоб не допускать неправых чувств при делании дел и всячески стараться все их посвящать Богу. Это посвящение превратит дела в молитву... Выходит, что как от хороших цветов исходит хороший запах, так и от дел, с хорошим расположением делаемых, исходит свое благовоние и восходит горе́, как фимиам из кадила. Вот еще молитва» (Письмо 555). Требование святителя Феофана постоянно посвящать дела Богу — не просто попытка компенсировать молитвенную скудость, а стремление расширить само понятие молитвы, введя как полноценную форму молитвы отношение к делу и жизни.

> Святые отцы разнообразно подчеркивали необходимость непрестанной молитвы: в непрестанности есть возможность уйти от искусственных временны́х разрывов в богообщении. Святитель Григорий Палама пишет: «Нам надлежит не только самим молиться всегда, но и других всегда учить тому же, всех вообще: и монахов, и мирян, и мудрых, и простых, и мужей, и жен, и детей — и побуждать их молиться непрестанно». Преподобный Симеон Новый Богослов учит, что «тот, кто непрестанно молится, — в этом одном всё доброе соединяет». «Кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем», — резюмирует преподобный Исаак Сирин.

> Наиболее распространенный тип непрестанной молитвы — «Иисусова молитва»; традиционная по своему содержанию, она отражает важную тенденцию к упрощению молитвословия, его высвобождению от привязки к конкретному времени.

[ свящ. Вячеслав Рубский. Из книги "Православная духовность: перезагрузка"
(сс. 173–7 печатной версии)
  ]

 

 

Продолжение следует...

 

 

См. также (видео/аудио, о. Вячеслав Рубский):
+++ 6 вопросов о молитве (20.V.2018)
+++ О молитве на радио "Мария" (СПб) (16.XI.2021)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Так не теряйте мужества, оно приносит великую награду.
 Вам нужна стойкость,
  чтобы исполнить волю Бога и получить обещанное.
     "Ведь осталось еще чуть-чуть,
     и придет Тот, кто должен прийти —
     Он не замедлит.
     Мой праведник будет жить,
     потому что он верит,
     но тот, кто отступится,
     не угоден душе Моей".
 Мы же не из тех, кто отступается и гибнет.
 Нет, мы из тех, кто верит и сохраняет свою жизнь.
 Вера есть залог наших надежд
  и видимое проявление вещей еще невидимых.
 Благодаря вере древние заслужили от Бога похвалу.
 Благодаря вере мы понимаем,
  что вселенная создана словом Бога
 и всё видимое произошло из невидимого.
 Благодаря вере Авель принес Богу лучшую жертву, чем Каин.
 За эту его веру Бог принял его дары
 и тем засвидетельствовал его праведность;
 и, хотя Авель умер,
  он благодаря своей вере продолжает говорить.
 За веру Енох, не узнав смерти, был перенесен на небо:
 "и не нашли его, потому что Бог взял его".
 Ведь Писание утверждает, что до того как он был взят,
 "он нравился Богу".
 Без веры же невозможно понравиться.
 Ведь тот, кто приходит к Богу, должен верить,
 что Он есть и что Он награждает тех, кто Его ищет.*
                                    (Евр.10:35–11:6/*/)

*********************************************

/*/ из апост. чтений четверга.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4138.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»