Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
||||||||||||
Тема выпуска: В конце выпуска форма для выражения Вашей его оценки и мнений. |
||||||||||||
> Обучение детей церковным молитвам > Надо ли детям учить наизусть молитвы? Ведь молитва это наше обращение к Богу, разговор с Богом. Разве возможно связывать непосредственное движение души с заучиванием наизусть слов, и притом слов не всегда детям понятных? > Конечно, ничто не может заменить личного, непосредственного обращения к Богу, этого взлета нашей души к Богу в радости, страдании, просьбе, благодарности. Такая молитва является плодом духовного вдохновения. Но мы познаем из нашего жизненного опыта, что ни один талант, никакое искусство не может жить и развиваться благодаря одному только вдохновению. Требуется и труд, и обучение, и терпение, и долгие усилия, и тренировка. То же самое, мне кажется, относится и к молитве. Важно развивать в себе и привычку молиться, и внимательность, и сосредоточенность, и умение понимать, о чем можно и нужно молиться, и как надо молиться. Долгие века, еще во времена Ветхого Завета, святые, вдохновенные люди обращались к Богу, и эта сокровищница духовного опыта открыта нам в текстах церковных молитв. Их молитвы могут научить нас молиться, вдохновить нас, когда наша душа суха и черства. Молясь словами этих молитв, мы как бы упражняемся, тренируемся в молитве. И это полезно и необходимо для нашего духовного развития. > Как и всякое другое упражнение, заучивание детьми молитв должно быть им по силам и умственным и духовным. Во времена моего детства заучивание наизусть было основой всякого обучения. Помню, когда мне и моему брату было лет 9-10, нам задано было выучить наизусть заповеди блаженства, и мы придумали зубрить их, прыгая в такт словам на большой тахте: > "Бла-ЖЕН-ни НИ-щие ДУ-хом..." Вряд ли дошел до наших сердец глубокий смысл Нагорной Проповеди. > В раннем младенчестве дети не способны понимать слова молитвы для младенца достаточно слышать слова, благоговейно произносимые близкими взрослыми. И крестное знамение является для младенца как бы игрой как и всё другое, что он учится делать. Подрастая, он учится выговаривать первые "формальные", если можно так сказать, молитвенные слова: "во имя Отца и Сына и Святого Духа". > Мне кажется, что задумываться над этими словами дети начинают не раньше 3-4-х лет, и в зависимости от развития ребенка приходится нам, родителям, давать доступные ребенку объяснения. Ответы, объяснения всегда легче воспринимаются, когда они образны, наглядны. Например, в житии святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян, рассказано, что святой Кирилл объяснял тайну Святой Троицы, сравнивая Ее с солнцем. Мы видим, говорил он, сияющий круг, мы ощущаем его тепло, мы окружены солнечным светом, но солнце одно. А в житии блаженного Августина рассказано, как, размышляя о тайне Святой Троицы, он увидел на берегу моря маленького мальчика, копающего ямку в песке. "Что ты делаешь?" спросил блаженный Августин. Мальчик ответил: "Я хочу всё море перелить в эту ямку". И увидел святой в этом указание, что невозможно маленькому уму вместить тайну Святой Троицы. > Детям постарше можно преподать и более отвлеченное объяснение: Бог это любовь. Любовь никогда не бывает одинока, любовь всегда связывает одного с другим. И если вообразить себе самую совершенную любовь гораздо выше, сильней, чище, чем может быть любовь человеческая, то это поможет нам понять единство Святой Троицы: Бог-Отец, Творец всего; Бог-Сын, Слово Бога, обращенное к людям; Бог-Дух Святой, всё оживотворяющий. В Своей совершенной любви это Единый Бог. > Мне кажется, что из всех церковных молитв важнее всего детям знать и понимать слова молитвы Господней "Отче наш", молитву Святому Духу "Царю Небесный" и молитву Божьей Матери "Богородице Дево, радуйся". В этих трех молитвах заключается сущность христианской Православной веры. Молитва Богу, Отцу Небесному, которой научил нас Господь, Иисус Христос, учит нас, как нам жить с Богом и в Боге. В молитве "Царю Небесный" мы обращаемся к Духу Святому, дающему силу жизни всякому творению Божию. Молясь Божьей Матери, мы учимся понимать высший смысл человеческой жизни, почитая Ту, Которая в святости и смирении Своем смогла стать земной Матерью Господа. > Учить детей молитвам надо понемногу, объясняя прошение за прошением и вместе с ними читая всю молитву и молясь с ними, пока дети ее не заучат. > Вот простое объяснение молитвы Господней: > Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя
Твое > Да приидет царствие Твое > Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли
> Хлеб наш насущный даждь нам днесь
> И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем
должником нашим > И не введи нас во искушение, но избави нас от
лукавого > Беседуя о молитве "Царю Небесный", важно сказать детям, как в последней Своей беседе с учениками, перед Своими страданиями, Иисус Христос сказал им, что Он умолит Отца, и Бог даст им Утешителя, Духа Истины, Который будет с ними всегда, Который от Отца исходит и будет свидетельствовать об Иисусе Христе (Ин.14,16-17; 15,26). > По-славянски эта молитва читается так: > Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Аминь. > В переводе на русский язык: > Царь небесный, Утешитель, Дух правды, Который всюду находится и всё <наполняет>, <Сокровищница> всего доброго, Дающий жизнь, приди и поселись в нас и очисти нас от всего плохого и спаси, Благой, души наши. Аминь. > К объяснению этой молитвы хорошо добавлять рассказы из Священного Писания <...>. В 1-й главе Ветхого Завета сказано, как при сотворении мира "земля была безвидна и пуста и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою", а во 2-й главе "И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою" <(1:2; 2:7)>. В Евангелиях рассказано о явлении Духа Святого во время Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем, а в Деяниях Апостолов о сошествии Духа Святого на апостолов. В свете этих рассказов молитва Духу Святому становится понятнее и ближе детям. > Третья молитва, которой, мне кажется, необходимо научить детей, это молитва Божьей Матери. Основана она на евангельском повествовании о том, как Деве Марии было возвещено, что Она станет Матерью Иисуса Христа: > "Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего.... Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя... Тогда Мария сказала: Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему" (Лк.1,26-38). > Ожидая младенца, Мария пошла навестить родственницу свою Елизавету, которая в это время тоже ждала сына, Иоанна Крестителя. Увидев Марию, Елизавета приветствовала ее словами: "Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!" > Из этих приветствий и составлена была молитва, с которой мы обращаемся к Божьей Матери: > Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. > Пониманию молитвы "Богородице, Дево..." помогают все евангельские рассказы о Божьей Матери о Рождестве Христовом, о бегстве в Египет, о первом чуде на браке в Кане Галилейской, о Матери Божьей, стоящей у креста Господня, и о том, как Иисус Христос поручил заботу о Ней Своему любимому ученику Иоанну. > Если удастся передать нашим детям живое и молитвенное понимание этих трех молитв, будет заложено крепкое основание христианской Православной веры. |
||||||||||||
Цель этого голосования
выявление приоритетных интересов читателей. Заранее благодарен всем, принявшим участие. Голосование почтой: ? 0 1 2 3 4 5 нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.) |
||||||||||||
www.messia.ru/r2/3/c03_027b.htm
|
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск серии | ||||
|
![]() |