Восьмая Заповедь (седьмая в западной
традиции)
|
Примечания
|
Не кради (Исх 20,15;
Втор 5,19; Мф 19,18. Ср. 1Кор 6,10).
|
В «Современном
русском переводе» в Исх 20:15 и Втор 5:19
заповедь переведена как «не воруй».
|
Восьмая Заповедь запрещает брать или неправедно
удерживать у себя имущество ближнего и наносить ущерб
ближнему и его собственности каким бы то ни было
образом. Она предписывает управлять земными благами и плодами
человеческого труда с любовью и справедливостью. Она требует
также уважения к праву частной собственности. Если мы хотим
жить по-христиански, мы должны стремиться подчинить
Богу и братской любви блага этого мира.
|
I. Универсальное предназначение благ и частная
собственность
|
Вначале Бог доверил землю и ее богатства
совместному управлению человечества, чтобы оно заботилось
о них, подчиняло их себе своим трудом и пользовалось
их плодами (cр. Быт 1,26-29).
Сотворенные блага предназначены всему человеческому роду. В то же
время земля разделена между людьми, чтобы обеспечить безопасность
их жизни.
|
|
Право на частную собственность,
приобретенную трудом или полученную от других по наследству,
либо в дар, не отменяет того факта, что изначально
земля была дана всему человечеству. Универсальное предназначение
благ остается первостепенным, даже содействие общему благу требует
уважения к частной собственности, праву на нее и пользованию
ею.
|
|
«Человек, пользуясь этими благами, должен рассматривать
вещи, которыми он законно обладает, не как принадлежащие
только ему, но также как принадлежащие общине, в том
смысле, что они должны идти на пользу не только
ему одному, но и другим».
Собственность на определенное благо делает обладателя его управляющим,
поставленным Провидением, для того, чтобы благо это приносило
плоды и другие люди, прежде всего ближние, имели от них
пользу.
|
|
То, что может служить для производства,
материальные и нематериальные блага, земля или заводы,
способности или мастерство, требует от их обладателей
особой заботы, чтобы приносить пользу как можно большему числу
людей. Обладатели используемых и потребляемых благ должны
пользоваться ими умеренно, оставляя лучшую часть гостю,
больному, бедному.
|
|
Политическая власть имеет право и долг
в зависимости от требований общего блага регулировать
законное осуществление права на собственность.
|
|
II. Уважение к людям и их собственности
|
В плане экономическом, уважение к достоинству
человека требует добродетели воздержанности, чтобы
умерять привязанность к земным благам; добродетели справедливости,
чтобы соблюдать права ближнего и отдавать ему должное;
добродетелей солидарности и милосердия,
согласно «золотому правилу» и согласно щедрости
Господа, Который, «будучи богат, ради вас стал беден,
чтобы Своей бедностью сделать богатыми вас»
(2Кор 8,9).
|
|
Уважение к собственности другого
человека
|
Восьмая Заповедь запрещает кражу, то есть
незаконное присвоение чужой собственности против разумной воли
ее владельца. Кражи нет в том случае, если предполагается
согласие собственника или отказ противоречит благоразумию
и универсальному предназначению благ. Это касается
случаев неотложной и очевидной нужды, когда единственной
возможностью выйти навстречу срочным и насущным потребностям
человека (питание, одежда, жилище) можно только распорядившись
чужой собственностью и использовав ее.
|
|
Любой способ брать и незаконно удерживать
у себя то, что принадлежит другому, даже если
он не является нарушением гражданского права, противоречит
Восьмой Заповеди. К нарушениям такого рода относятся
следующие действия: сознательно не отдавать одолженные
или потерянные вещи; обманывать в торговле
(ср. Втор 25,13-16); платить слишком низкое жалование
(ср. Втор 24, 14-15; Иак 5,4), повышать цены,
спекулируя на неосведомленности или несчастьях других
(ср. Ам 8,4-6).
Нравственно незаконны также: спекуляция, которая
основывается на искусственном повышении цены товаров с целью
получить прибыль в ущерб другим; коррупция, которая изменяет
действия тех, кто должен принимать решение согласно праву;
присвоение собственности предприятия и пользование ей в личных
целях; плохо выполненная работа; налоговое мошенничество; подделка
чеков и счетов; непомерные расходы; бесхозяйственность.
Сознательное нанесение ущерба частной или общественной
собственности противоречит нравственному закону и требует
возмещения.
|
|
Обещания надо исполнять, контракты строго
соблюдать в той мере, в какой принятые обязательства
морально правильны. Значительная часть экономической и социальной
жизни зависит от действительности контрактов между физическими
и юридическими лицами. Таковы коммерческие контракты по купле
и продаже, контракты по сдаче внаем или трудовые
контракты.
|
|
Компенсация за совершённую несправедливость
требует возвращения хозяину того, что у него было отобрано.
Иисус хвалит Закхея за его решение: «с кого
взял лишнего, верну в четырехкратном размере» (Лк 19,8).
Тот, кто прямо или косвенно присвоил себе чужое имущество,
должен вернуть его либо его материальный или денежный
эквивалент, если вещь исчезла, так же, как доход и пользу,
которые законно получил бы его владелец. Все те, кто участвовал
в краже каким бы то ни было образом или сознательно
получил от нее выгоду (например, организуя кражу, помогая
ее совершить или пряча украденное), должны возместить
ущерб соразмерно своей ответственности и полученной выгоде.
|
|
Азартные игры
и заключение пари сами по себе не противоречат
справедливости. Они становятся морально неприемлемыми,
когда они лишают человека того, что ему необходимо,
чтобы удовлетворить свои и чужие потребности. Страсть к играм
может стать серьезной формой порабощения.
|
|
Восьмая Заповедь запрещает любые действия, которые
ведут к порабощению людей, к унижению достоинства
личности, к покупке, продаже или обмену людей как товара.
Насильственное превращение человека в утилитарную ценность
или в источник выгоды является грехом, оскорбляющим достоинство
человека и нарушающий его основные права.
|
|
Уважение к целостности творения
|
Восьмая Заповедь требует уважения к целостности
творения. Животные, так же, как и растения и неодушевленные
существа, предназначены для блага человечества
(ср. Быт 1,28-31). Использование минеральных,
растительных и животных ресурсов мира не может быть
отделено от уважения к нравственным требованиям.
Дарованное Творцом господство человека над живыми и неживыми
творениями не абсолютно; оно должно быть ограничено
заботой о качестве жизни ближнего, в том числе и будущих
поколений, и требует религиозного уважения к целостности
творения.
|
|
Животные творения Бога.
Он окружает их Своей промыслительной заботой
(ср. Мф 6,26). Самим фактом своего существования
они благословляют Его и воздают Ему славу (ср. Дан 3,57-58). Поэтому
люди должны относиться к ним доброжелательно.
(Стоит помнить о том, с какой нежностью обращались
с животными св. Франциск Ассизский и св. Филипп
Нери.)
|
|
Бог доверил животных управлению того, кого Он создал
по Своему образу и подобию
(ср. Быт 2,19-20; 9,1-4). Значит, использование
животных для пищи и одежды законно. Их можно приручать,
чтобы они помогали человеку в работе и на досуге.
Медицинские и научные эксперименты на животных, практикующиеся
в разумных пределах, нравственно приемлемы, потому что
они служат для лечения или спасения человеческой
жизни.
|
|
Подвергать животных ненужным страданиям и расточать
их жизни несовместимо с человеческим достоинством.
Недостойно также тратить на них средства, которые должны
были бы прежде всего облегчать человеческие страдания.
Можно любить животных; они не должны быть предметом чувств,
предназначенных только для людей.
|
|
III. Социальное учение Церкви
|
Церковь черпает из Евангелия полное откровение
истины о человеке. Исполняя свою миссию провозглашения
Евангелия, она во имя Христово свидетельствует человеку
о его собственном достоинстве и его призвании к общению
с людьми; она учит его требованиям справедливости
и мира, в соответствии с мудростью Божией.
|
|
В том, что касается нравственного аспекта,
миссия Церкви отличается от миссии политических властей:
Церковь заботится о временных сторонах общего блага
в той мере, в какой они подчинены высшему Благу,
нашей конечной цели. Она старается внушить правильное
отношение к земным благам.
|
|
Любая система, согласно которой социальные
отношения якобы полностью предопределены экономическими факторами,
противоречит природе человека и его действий.
|
|
Теория, делающая из выгоды исключительное
правило и высшую цель экономической деятельности, морально
неприемлема. Безудержная жажда денег неминуемо приводит к порочным
результатам. Она одна из причин множества конфликтов,
нарушающих социальный порядок.
Система, которая «игнорирует
фундаментальные права личности или групп людей, принося
их в жертву коллективной организации производства»,
противоречит достоинству человека.
Любая система, сводящая людей до уровня простых орудий
для получения прибыли, порабощает человека, ведет к превращению
денег в идола и способствует распространению атеизма.
«Вы не можете служить и Богу, и деньгам!»
(Мф 6,24; Лк 16,13).
|
|
Церковь отвергла атеистические и тоталитарные
идеологии, в наше время ассоциирующиеся с «коммунизмом»
или «социализмом». С другой стороны, она отвергла
в практике «капитализма» индивидуализм и абсолютный
примат законов рынка над человеческим трудом.
Регулирование экономики одним только методом централизованного
планирования искажает первичные социальные связи; ее регулирование
одним только законом рынка не обеспечивает социальной справедливости.
Нужно содействовать разумному регулированию рынка и экономических
начинаний, согласно справедливой иерархии ценностей и ввиду
общего блага.
|
|
IV. Экономическая деятельность
и социальная справедливость
|
Экономика и производство предназначены для удовлетворения
человеческих потребностей. Экономическая жизнь имеет целью
не просто увеличивать производство и повышать прибыль;
она прежде всего предназначена быть на службе людей
человека во всей его цельности и всего человеческого
сообщества. Ведомая присущими ей методами, экономическая
деятельность должна быть поставлена в рамки морального
порядка, с уважением к социальной справедливости,
так, чтобы она соответствовала Божиему замыслу о человеке.
|
|
Человеческий труд представляет собой
непосредственные действия людей, созданных по образу Божию
и призванных продолжать вместе с другими
и для других дело творения, владычествуя
над землей (cр. Быт 1,28). Это значит,
что труд является обязанностью: «Кто не хочет
работать, тот пускай и не ест!»
(2Фес 3,10; ср. 1Фес 4,11).
Труд отдает честь дарам Творца и полученным талантам. Перенося
тяготы (cр. Быт 3,14-19)
труда в единении с Иисусом, ремесленником из Назарета,
распятым на Голгофе, человек некоторым образом проявляет
себя как ученик Христа, ежедневно неся Крест в том
роде труда, к которому призван.
|
|
В труде человек использует и воплощает
часть способностей, вписанных в его природу.
Каждый должен иметь возможность получить благодаря
своему труду средства на жизнь для себя и своих
близких и в то же время послужить человеческому
сообществу.
|
|
Каждый имеет право на экономическую инициативу,
каждый должен законно пользоваться своими талантами, чтобы способствовать
изобилию, которым все смогут наслаждаться, и пожинать по справедливости
плоды своих усилий. Каждый должен заботиться о том, чтобы
действия его соответствовали правилам, установленным законной
властью для общего блага.
|
|
Экономическая жизнь затрагивает разные интересы,
часто противоположно направленные. Этим объясняется
возникновение конфликтов, которыми она характеризуется.
Необходимо стараться уменьшить их с помощью переговоров,
соблюдая при этом права и обязанности каждого из социальных
партнеров: руководителей предприятий, представителей трудящихся
например, профсоюзных организаций и, возможно гражданских
властей.
|
|
Ответственность государства. Основной долг
государства состоит в обеспечении гарантии в области
индивидуальной свободы и собственности, чтобы человек,
который работает и производит, мог пользоваться плодами
своего труда и, стало быть, имел стимул исполнять его эффективно
и честно. Функция государства следить за соблюдением
прав человека в экономической сфере.
|
|
Руководители предприятий несут перед обществом
экономическую и экологическую ответственность за свою
деятельность. Они должны принимать во внимание благо людей,
а не только увеличение прибыли. Прибыль, однако,
нужна. Она позволяет делать инвестиции, обеспечивающие
будущее предприятий, и гарантирует наличие рабочих мест.
|
|
Доступ к работе и профессиональному
обучению должен быть открыт всем без дискриминации, мужчинам
и женщинам, здоровым и инвалидам, уроженцам страны
и иммигрантам.
|
|
Справедливая заработная плата является законным
плодом труда. Отказ в ней или ее удержание может быть
серьезной несправедливостью (cр. Лев 19,13; Втор 24,14-15;
Иак 5,4). Чтобы справедливо установить оплату труда,
нужно принять во внимание одновременно и нужды,
и вклад каждого. «Труд должен вознаграждаться
так, чтобы человеку была предоставлена возможность достойно
развивать материальную, социальную, культурную и духовную
жизнь, свою и своих ближних, соответственно служению и продуктивности
каждого, а также по условиям данного предприятия и общего
блага».
|
|
Забастовка нравственно оправдана,
когда она представляется необходимым средством для достижения
соответствующего положительного результата. Она становится
морально неприемлемой, если она сопровождается актами насилия
или если ее наделяют целью, противоречащей общему
благу.
|
|
Несправедливым делом является неуплата
органом социального страхования установленных законной властью
отчислений.
Потеря рабочего места по причине
безработицы для каждого пострадавшего от нее почти
всегда является посягательством на человеческое достоинство
и угрозой для жизненного равновесия. Помимо личного
ущерба, из нее часто вытекают многочисленные опасности
для его семейного очага.
|
|
V. Справедливость и солидарность между
народами
|
Все народы и институты
на международном уровне должны действовать в справедливости
и при взаимной поддержке, чтобы уничтожить или хотя бы
облегчить бедность, уменьшить неравное распределение ресурсов
и экономических средств, экономическую и социальную
несправедливость, накопление долга бедными странами, ослабить
эксплуатацию человека, извращенные механизмы, мешающие развитию
слаборазвитых стран.
|
Верные миряне прямо вмешиваются в политическую
и социальную жизнь, наполняя земные реалии христианским
духом и сотрудничая со всеми как свидетели
Евангелия, миротворцы и защитники справедливости.
|
VI. Любовь к бедным
|
Бог благословляет тех, кто приходит на помощь
бедным, и осуждает тех, кто отворачивается от них:
«Тому, кто просит, дай и от того, кто хочет
занять у тебя, не отворачивайся»
(Мф 5,42). Иисус узнает избранников по тому,
что они сделали для бедных (cр. Мф 25,31-36).
|
|
Любовь Церкви к бедным вдохновляется евангельскими
«Заповедями Блаженства»
(Лк 6,20-22), нищетой Иисуса
(ср. Мф 8,20) и Его
вниманием к бедным (ср. Мф 12,41-44).
Любовь к бедным также является одной из причин, по которым
мы должны «усердно работать собственными руками,
чтобы было чем поделиться с тем, кто в нужде»
(Еф 4,28). Она распространяется не только
на материальную бедность, но также и на многочисленные
виды бедности культурной и религиозной.
|
|
Любовь к бедным несовместима с безудержной
жаждой богатства или с его эгоистическим использованием:
|
|
А теперь послушайте вы, богачи! Плачьте,
вопите от бед, что на вас надвигаются! Богатство ваше сгнило:
одежда ваша побита молью; золото ваше и серебро
покрылись ржавчиной. Эта ржавчина – свидетельство
против вас, и она, как огонь, пожрет ваше тело.
Вы скопили себе сокровище на последние дни! Вот, вы присвоили
плату работников, убравших ваши поля, и они вопят
к Богу, и жалобы жнецов дошли до ушей Господа
Саваофа! Вы жили на земле
в роскоши, предавались наслаждениям, вы откормили
себя ко дню убоя, вы осуждали и убивали
невинных, а они не сопротивлялись вам. (Иак 5,1-6).
|
|
Св. Иоанн Златоуст настойчиво напоминает: «Не позволять
бедным иметь участие в своих собственных благах, значит
обкрадывать их и лишать их жизни. Не свои у нас
богатства, а их»
(О Лазаре, 1,6). «Прежде всего, нужно удовлетворить
требованиям справедливости, чтобы не предлагать как дар
любви то, что уже должно быть дано по справедливости»:
|
|
Когда мы даем бедным вещи необходимые,
мы вовсе не проявляем личное великодушие
мы возвращаем им то, что им принадлежит. Мы
в гораздо большей степени совершаем акт справедливости,
чем акт милосердия.
|
(Св. Григорий Великий, Правило пастырское, 3,21)
|
Дела милосердия это движимые
любовью действия, которыми мы приходим на помощь нашему
ближнему в его телесных и духовных нуждах (cр. Ис 58,6-7; Евр 13,3).
Учить, советовать, утешать, поддерживать значит
совершать дела духовного милосердия, так же, как прощать
и проявлять терпение. Дела телесного милосердия состоят,
в частности, в том, чтобы подавать бедным милостыню
(cр. Тов 4,5-11; Сир 17,22; Мф 6,2-4),
накормить голодных, приютить бездомных, одеть оборванных, посетить
больных и заключенных, похоронить мертвых
(cр. Мф 25,31-46).
|
Тот, у кого есть две рубашки, пусть
поделится с тем, у кого нет (Лк 3,11).
Если брату или сестре нечего надеть
на себя и нет пищи на день, а кто-то из вас
скажет им: «Ступайте с миром, погрейтесь и поешьте
досыта!», а сам не даст им того, в чём
нуждается их тело, – то какая от этого
польза? (Иак 2,15-16; Ср. 1Ин 3,17).
|
|
«В многочисленных своих формах
материальное обнищание, несправедливые преследования, физические
и психические болезни и, наконец, смерть человеческие
беды являются очевидным знаком врожденного состояния слабости,
которая стала уделом человека после первого греха, а также
его потребности в спасении. Поэтому эти беды
вызвали сочувствие Христа Спасителя, пожелавшего взять их на Себя
и отождествить Себя с «самыми малыми из братьев
Своих». Поэтому те, на кого беды обрушились с особой
жестокостью, пользуются предпочтительной любовью Церкви,
которая с самого начала, и несмотря на грехи
многих своих членов, не переставала стараться облегчить
их участь, защищать и освобождать их».
|
(Инструкция Конгрегации
вероучения РКЦ «Libertatis conscientia», 68)
|
|