=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

...безжалостно бороться с привычкой судить обо всём со своей колокольни...

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7)

* 14 июля ст.ст., сб
литургические чтения: Рим.9:1-5 #; Мф.9:19-26 # *.
{Седмица 6-я по Пятидесятнице}

> Слушать  -  это искусство,  которому надо учиться.  Не слов`а должны
> мы  слышать  и  по  ним судить, и даже не выражения <...>. Мы должны
> слушать  с  таким  углубленным  вниманием,  чтобы  за словами, часто
> несовершенными,   уловить   мимолетный   проблеск   истины,   мысль,
> стремящуюся  выразить  себя,  пусть  смутно и приблизительно; правду
> сердца,   которое силится довести до нашего сознания свои  сокровища
> и свое борение. <.....>

> Что  же  делать,  если  мы  хотим научиться видеть и слышать? Первое
> условие  уже  было  изложено  выше:  мы  должны  признать  и принять
> инаковость  другого;  он  отличен  от меня  и  имеет  на это  право,
> я  же  не  вправе возмущаться этим или ожидать, что он станет таким,
> каков я. Но чтобы увидеть его таким, каков он есть, я должен подойти
> достаточно  близко, чтобы различить всё, что следует увидеть, однако
> не настолько близко, чтобы за деревьями не увидеть леса. <.....>

> <...>   Нетрудно  установить  гармонические  отношения  со  статуей.
> Гораздо    сложнее    отойти    на  некоторое   расстояние  от того,
> кого  мы  любим,  или  приблизиться к тому, кто нам неприятен. Чтобы
> сделать   это,  чтобы  победить  и  страх,  и  жадность,  мы  должны
> освободишься  от нашей самости, перестать видеть всё так, будто мы -
> центр  вселенной.   Мы  должны  научиться   видеть  всё  объективно,
> как  факты,  которые  мы  можем  принять  и  изучать,  не  задаваясь
> предварительно  вопросом,  какое действие может оказать этот человек
> или    это    событие    на  меня   лично,   на  мое   благополучие,
> на   мою   безопасность,  на  самое  мое  существование.  Надо  быть
> достаточно   бесстрастным,  чтобы  сквозь  внешние  слои  и  вопреки
> очевидности    уметь   заглянуть  в глубину,  как  умел  это  делать
> Христос, - вспомните призвание Матфея, презренного сборщика податей.
> Как  далеко  отстоит  этот  подход  Христа  от  нашего ужасного дара
> замечать  сквозь  ясные или полупрозрачные слои света двойственность
> сумрака  человеческого  несовершенства или тьму еще непросвещенного,
> но столь богатого возможностями внутреннего хаоса. Вместо того чтобы
> +всему  верить,  на всё надеяться+ <(1Кор.13:7)>, мы не только судим
> по  поступкам, отвергая понятие "презумпции невиновности"; мы ставим
> под   вопрос  и  побуждения  людей,  подвергаем  сомнению  самые  их
> намерения.

> Надо безжалостно бороться с нашей привычкой судить обо всем со своей
> крошечной  колокольни.  "Отвергнись  себя"  -  так определил Христос
> первый  шаг на пути к Царствию <(Мф.16:24 и пар.)>. Можно выразиться
> еще  более резко: когда мы замечаем,  что вместо того,  чтобы видеть
> и  слышать  кого-то,   мы  поглощены собой,  нам следует повернуться
> к  этому  "я",  которое  помехой  сто`ит  на  нашем пути, и с гневом
> воскликнуть:  "Отойди  от меня, сатана (<ср. Мф.4,10; 16,23 и пар.>;
> по-древнееврейски  "сатана" означает "соперник", "враг"), ты думаешь
> не  о  том,  что Божие! <(Мф.16,23; Мк.8,33; Лк.4,8)>  Сойди с моего
> пути,  ты надоел мне!" Мытарь <из притчи Христовой (см. Лк.18,9-14)>
> знал,    что  он  плох  в  глазах  Божиих   и   по  суду   людскому,
> он  инстинктивно  научился   отворачиваться   от  себя,   потому что
> от  созерцания  собственного безобразия радости мало. Фарисей потому
> мог  самодовольно  смотреть  на  себя,  что,  по  крайней мере в его
> глазах,  его личность вполне отвечала образцу праведности, он считал
> свою жизнь совершенным отражением закона Божиего. И потому он вполне
> искрение   восхищался   этим   видением,   созерцанием  совершенного
> осуществления    Божественной    мудрости,    каким   считал   себя.
> Благочестивый  читатель,  не  спеши  посмеяться над ним или праведно
> вознегодовать!  Спроси  себя, ты, добрый христианин, законопослушный
> гражданин,     исполнительный   член   нашего   полного  условностей
> общества,  -  далеко  ли ты ушел от него... Чтобы увидеть себя, свое
> "я"  как "врага и супостата", как единственное, что сто`ит на Божием
> пути,  требуется  не  минутное лишь размышление - подобное понимание
> достигается  мужественной  и  напряженной   борьбой.  "Пролей  кровь
> и  примешь Дух", - говорит кто-то из подвижников пустыни. Именно так
> поступил  Бог по отношению к нам. Он своей волей привел нас к бытию.
> Он  сотворил нас во всей лучезарной невинности и  чистоте,  а  когда
> мы  предали  и  Его,  и  весь  тварный мир, когда мы изменили своему
> призванию,  отвернулись  от  Него  и   вероломно   предали  творение
> во  власть  князя  мира  сего,  Он принял новую ситуацию, принял нас
> такими,  какими мы стали <...>. Он сделался человеком, стал распятым
> Христом,  был  отвергнут  людьми,  потому что стоял за Бога, и вынес
> богооставленность  Креста,  потому  что  стоял  за человека. Так Бог
> ответил  на  вызов  человека;  Он  принял нас в акте справедливости,
> который  бесконечно  далек от наших понятий воздаяния. Он утверждает
> наше  право  быть  самими  собой, но, зная, сколь безумно мы выбрали
> смерть вместо жизни, сатану вместо Него, Бога нашего, Он решил стать
> человеком среди людей,  чтобы мы могли обожиться,  чтобы привить нас
> к живой лозе, живой маслине (см. Рим. гл.11; <ср. Ин.15,1-6>).

> Кроме  того,  Он  умел слушать. В Евангелиях мы видим, =как= слушает
> Христос,  как  Он  видит,  как замечает и выделяет в толпе человека,
> которому  Он нужен, необходим или который готов ответить на Его зов.
> Посмотр`ите,  насколько полно  Он  отдается  и  погружается  в  ужас
> Распятия,   ужас  нашей  смерти.  И  в  то  же  время  Он  свободен,
> самовластен,   всегда   остается  Самим  Собой,  несмотря  на  бури,
> испытания, опасность, риск и их цену <...>.

> Так  что не будем проходить мимо факта: Христос знает каждого из нас
> и  принимает  нас  такими,  какие  мы есть, и расплачивается за наши
> дела,   чтобы  открыть  нам  врата  Жизни вечной.  На Тайной  Вечери
> Он  сказал  Своим  ученикам:  +Я дал вам пример,  чтобы и вы  делали
> то же, что Я сделал вам+ (Ин.13,15). Не с этого ли следует начинать?
> Разве   не  призывает   нас   Апостол:   +Принимайте   друг   друга,
> как и Христос принял вас+? <(Рим.15,7)>

> <....>

> Иногда,  в  моменты  откровения,   в  г`оре или в радости,  мы видим
> и  узнаём  друг  друга; но вот мы,  как фарисей,  переступаем порог,
> и  наша  способность прозревать вглубь угасает, и когда мы встречаем
> брата  или сестру, которых недавно узнали, мы опять видим незнакомца
> и  гасим  всякую  их  надежду. Насколько иначе звучат слова апостола
> Павла: +Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
> я  желал  бы  сам  быть  отлученным от Христа+ - ради спасения всего
> Израиля.

[ Митр. Сурожский Антоний.  
ПРИТЧА О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ  
(в кн. ДУХОВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ)  
www.orc.ru/~m_antony/soul_put/put_4.htm  ]

 

-------------------------------------
* параллели к еванг. чтению: Мк.5:24-43; Лк.8:42-56.

 


Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Велика моя печаль и боль в сердце беспрестанна!
Лучше бы мне самому быть проклятым и отлученным от Христа
ради братьев моих — соплеменников!
Они израильтяне:
их сделал Бог Своими сынами, им явил Свою славу,
с ними заключал договоры, им дал Закон,
у них и богослужения, у них и обещания от Бога,
у них и праотцы,
и среди них родился Христос,
который превыше всех, благословенный вовеки Бог! Аминь.*
(Рим.9:2-5)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jul/26.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»