=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= ...безжалостно бороться с привычкой судить обо всём со своей колокольни... Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 14 июля ст.ст., сб > Слушать - это искусство, которому надо учиться. Не слов`а должны > мы слышать и по ним судить, и даже не выражения <...>. Мы должны > слушать с таким углубленным вниманием, чтобы за словами, часто > несовершенными, уловить мимолетный проблеск истины, мысль, > стремящуюся выразить себя, пусть смутно и приблизительно; правду > сердца, которое силится довести до нашего сознания свои сокровища > и свое борение. <.....> > Что же делать, если мы хотим научиться видеть и слышать? Первое > условие уже было изложено выше: мы должны признать и принять > инаковость другого; он отличен от меня и имеет на это право, > я же не вправе возмущаться этим или ожидать, что он станет таким, > каков я. Но чтобы увидеть его таким, каков он есть, я должен подойти > достаточно близко, чтобы различить всё, что следует увидеть, однако > не настолько близко, чтобы за деревьями не увидеть леса. <.....> > <...> Нетрудно установить гармонические отношения со статуей. > Гораздо сложнее отойти на некоторое расстояние от того, > кого мы любим, или приблизиться к тому, кто нам неприятен. Чтобы > сделать это, чтобы победить и страх, и жадность, мы должны > освободишься от нашей самости, перестать видеть всё так, будто мы - > центр вселенной. Мы должны научиться видеть всё объективно, > как факты, которые мы можем принять и изучать, не задаваясь > предварительно вопросом, какое действие может оказать этот человек > или это событие на меня лично, на мое благополучие, > на мою безопасность, на самое мое существование. Надо быть > достаточно бесстрастным, чтобы сквозь внешние слои и вопреки > очевидности уметь заглянуть в глубину, как умел это делать > Христос, - вспомните призвание Матфея, презренного сборщика податей. > Как далеко отстоит этот подход Христа от нашего ужасного дара > замечать сквозь ясные или полупрозрачные слои света двойственность > сумрака человеческого несовершенства или тьму еще непросвещенного, > но столь богатого возможностями внутреннего хаоса. Вместо того чтобы > +всему верить, на всё надеяться+ <(1Кор.13:7)>, мы не только судим > по поступкам, отвергая понятие "презумпции невиновности"; мы ставим > под вопрос и побуждения людей, подвергаем сомнению самые их > намерения. > Надо безжалостно бороться с нашей привычкой судить обо всем со своей > крошечной колокольни. "Отвергнись себя" - так определил Христос > первый шаг на пути к Царствию <(Мф.16:24 и пар.)>. Можно выразиться > еще более резко: когда мы замечаем, что вместо того, чтобы видеть > и слышать кого-то, мы поглощены собой, нам следует повернуться > к этому "я", которое помехой сто`ит на нашем пути, и с гневом > воскликнуть: "Отойди от меня, сатана (<ср. Мф.4,10; 16,23 и пар.>; > по-древнееврейски "сатана" означает "соперник", "враг"), ты думаешь > не о том, что Божие! <(Мф.16,23; Мк.8,33; Лк.4,8)> Сойди с моего > пути, ты надоел мне!" Мытарь <из притчи Христовой (см. Лк.18,9-14)> > знал, что он плох в глазах Божиих и по суду людскому, > он инстинктивно научился отворачиваться от себя, потому что > от созерцания собственного безобразия радости мало. Фарисей потому > мог самодовольно смотреть на себя, что, по крайней мере в его > глазах, его личность вполне отвечала образцу праведности, он считал > свою жизнь совершенным отражением закона Божиего. И потому он вполне > искрение восхищался этим видением, созерцанием совершенного > осуществления Божественной мудрости, каким считал себя. > Благочестивый читатель, не спеши посмеяться над ним или праведно > вознегодовать! Спроси себя, ты, добрый христианин, законопослушный > гражданин, исполнительный член нашего полного условностей > общества, - далеко ли ты ушел от него... Чтобы увидеть себя, свое > "я" как "врага и супостата", как единственное, что сто`ит на Божием > пути, требуется не минутное лишь размышление - подобное понимание > достигается мужественной и напряженной борьбой. "Пролей кровь > и примешь Дух", - говорит кто-то из подвижников пустыни. Именно так > поступил Бог по отношению к нам. Он своей волей привел нас к бытию. > Он сотворил нас во всей лучезарной невинности и чистоте, а когда > мы предали и Его, и весь тварный мир, когда мы изменили своему > призванию, отвернулись от Него и вероломно предали творение > во власть князя мира сего, Он принял новую ситуацию, принял нас > такими, какими мы стали <...>. Он сделался человеком, стал распятым > Христом, был отвергнут людьми, потому что стоял за Бога, и вынес > богооставленность Креста, потому что стоял за человека. Так Бог > ответил на вызов человека; Он принял нас в акте справедливости, > который бесконечно далек от наших понятий воздаяния. Он утверждает > наше право быть самими собой, но, зная, сколь безумно мы выбрали > смерть вместо жизни, сатану вместо Него, Бога нашего, Он решил стать > человеком среди людей, чтобы мы могли обожиться, чтобы привить нас > к живой лозе, живой маслине (см. Рим. гл.11; <ср. Ин.15,1-6>). > Кроме того, Он умел слушать. В Евангелиях мы видим, =как= слушает > Христос, как Он видит, как замечает и выделяет в толпе человека, > которому Он нужен, необходим или который готов ответить на Его зов. > Посмотр`ите, насколько полно Он отдается и погружается в ужас > Распятия, ужас нашей смерти. И в то же время Он свободен, > самовластен, всегда остается Самим Собой, несмотря на бури, > испытания, опасность, риск и их цену <...>. > Так что не будем проходить мимо факта: Христос знает каждого из нас > и принимает нас такими, какие мы есть, и расплачивается за наши > дела, чтобы открыть нам врата Жизни вечной. На Тайной Вечери > Он сказал Своим ученикам: +Я дал вам пример, чтобы и вы делали > то же, что Я сделал вам+ (Ин.13,15). Не с этого ли следует начинать? > Разве не призывает нас Апостол: +Принимайте друг друга, > как и Христос принял вас+? <(Рим.15,7)> > <....> > Иногда, в моменты откровения, в г`оре или в радости, мы видим > и узнаём друг друга; но вот мы, как фарисей, переступаем порог, > и наша способность прозревать вглубь угасает, и когда мы встречаем > брата или сестру, которых недавно узнали, мы опять видим незнакомца > и гасим всякую их надежду. Насколько иначе звучат слова апостола > Павла: +Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: > я желал бы сам быть отлученным от Христа+ - ради спасения всего > Израиля.
*Велика моя печаль и боль в сердце беспрестанна!
Лучше бы мне самому быть проклятым и отлученным от Христа ради братьев моих — соплеменников! Они израильтяне: их сделал Бог Своими сынами, им явил Свою славу, с ними заключал договоры, им дал Закон, у них и богослужения, у них и обещания от Бога, у них и праотцы, и среди них родился Христос, который превыше всех, благословенный вовеки Бог! Аминь.* (Рим.9:2-5) Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jul/26.htm |