ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!
* 25 октября ст.ст., воскресенье (23-е по Пятидесятнице, 22-го); литургические чтения: Гал.6:11-18; Лк.16:19-31. > ПРИТЧА О БОГАТОМ И ЛАЗАРЕ (Лк.16,19-31) > В чём грех богатого, в чём правда бедняка? Из сегодняшней притчи > может показаться, что суд Божий определил горькую участь богатому > только потому, что он богат и весел был на земле, и что только как > бы в утешение за скорбь на земле дал бедному Лазарю радость и покой > в лоне Авраамовом. > Но это не так просто; не был виноват человек, что он богат, > и не заслуга человека, что он беден. В Евангелии немало людей > состоятельных - в истории Церкви еще больше, - которые из избытка > своего были радостью и благословением для других, потому что они > были милосердны, жалостливы, милостивы. И много-много знаем мы > людей, которые в своем убожестве делаются горькими, жесткими, > немилосердными даже к тем, кто, подобно им, находится в нужде; > не в этом дело. Не спасет нас бедность, и не погубит нас богатство > как таковые. > Но если посмотреть на эти образы богатого и бедного, которые Христос > нам представляет в таких немногих словах, мы видим человека, который > был богат, у которого было все, и с излишком было, и жизнь его > проходила в пирах и в веселье, а у дверей его лежал нищий. И вот > в этих пирах, в этом веселье никогда, по-видимому, его сердце > не смягчалось. Он пользовался всем, что дала ему жизнь, > но не пожалел тех, которые были лишены этого. Радости в нём не было, > а было веселье - потому что радость делится, как тепло и свет, > а веселье остается достоянием человека - его одного и его товарищей > по веселью. Он прожил, не вспомнив ни о том, для чего он живет, > ни о том, как другие живут, а у двери его голодал и скорбел человек. > А этот человек не тем был духовно богат, что скорбел, а тем, > что лежал он, и вся жизнь его была криком о помощи, о жалости, > о милости. И тогда как богатство застилало в сознании домохозяина > самый вопрос о том, для чего он живет, как он будет умирать > и что будет потом, нищий всю жизнь прожил перед лицом этого вопроса: > Зачем? Чего ради? Ради чего эта скорбь, для чего эти страдания? > И что еще будет впереди?.. > Один прошел мимо жизни, а другой углубился в существо ее. Один умер > незаметно, и Ангелы Божии унесли его душу в место упокоения; другой > умер, и его торжественно похоронили, положили в гроб, а душа его > пустая, уже не могущая смеяться, не имеющая, чем питаться, потому > что питалась она только от земли, сошла в то место, где такая же > пустота... Не только за то, что он веселился, и не только за то, что > он был богат, но за то, что при всем этом он допустил этот ужас > нищего у дверей своих, сошел он в место страданий, место, где перед > судом Божественной любви человек отходит во тьму. > Мало среди нас богатых и бедных в такой мере, в какой был беден > Лазарь и богат владелец дома, у порога которого Лазарь голодал > всю жизнь; но мы все богаты и бедны одновременно, и от нас зависит, > какими мы встанем перед Божиим лицом. Обеспеченность, спокойствие, > тишина, нарушаемые только мелкими бурями, закроют ли наши глаза > на то, что у нашей двери Лазарь умирает с голода - умирает физически > и умирает от голода по милости? Закроет ли наше благополучие нам > глаза на то, что жизнь имеет глубину, и смысл, и цель, и что > мы устремлены к встрече с Богом, и что эта встреча будет последним > и поистине страшным судом, если в нас не найдется любви - но чистой, > подлинной любви?.. Не можем ли мы научиться, когда мы постоянно > на всё жалуемся, от того Лазаря, который и голодал и холодал у двери > богача?.. Он нашел себя; его внутрь себя загнали голод и холод, > одиночество и нужда, и в этой глубине он встал перед Богом. Неужели > нам надо так дострадаться до Бога, как Лазарь? Неужели нужно, чтобы > на нас нашла предельная скорбь, для того чтобы войти в себя и стать > перед лицом человеческой большой, значительной судьбы?.. > Всмотримся в эти два образа. Мы никуда не уйдем от этого суда, > потому что мы слишком много знаем: знаем слишком много о воле > Божией, знаем слишком много о любви Божией, перед нами расстилается > все Евангелие, как путь или как суд. Кто мы - Лазарь или богач? > И если мы чувствуем в себе богача, уже тлеющего со страстями > своими, - опомнимся теперь, пока еще живы, пока есть еще какая-то > сила в душе, какая-то сила в теле - опомнимся теперь и оживем! > Аминь. [ митр. Сурожский Антоний. Проповедь 2.XI.1969 опубл. в кн. ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА www.mitras.ru/inname/in_13.htm ] *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ** см. также: ** ** ** ** Яков Кротов: Богачам веры нет ** ** *****************/rasylka/003/601.htm#0 ** ** ** ** С.Тагуэлл о блаженстве нищих и притче о богаче и Лазаре ** ** *****************/rasylka/002/216.htm#0 ** ** Еще проповедь митр. Антония ** ** www.mitras.ru/h_d/hd20.htm ** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- Иисус сказал: 'Был некогда богач, одевался по-царски, и жизнь у него была сплошной праздник. И был нищий, весь покрытый язвами, его звали Лазарь. Он лежал у ворот богача в надежде, что ему достанутся куски, брошенные под стол. Прибегали собаки и лизали его язвы. И вот умер нищий, и ангелы отнесли его на небо, на почетное место рядом с Авраамом. Умер и богач, похоронили его. И в аду, в страшных мучениях подняв глаза, он увидел вдали Авраама и рядом с ним Лазаря. Богач закричал: "Авраам, отец! Сжалься надо мной, пошли ко мне Лазаря, пусть омочит в воде кончик пальца и освежит мне язык. Какие муки терплю я в этом огне!" Но Авраам ответил: "Вспомни, сынок, ты уже получил при жизни всё хорошее, а Лазарь - всё плохое. Теперь он здесь утешился, а ты страдаешь. А кроме того, между вами и нами пролегает великая бездна: даже если кто захочет перейти отсюда к вам, не сможет. И оттуда к нам никому не перейти". Богач сказал: "Прошу тебя, отец, пошли его в дом моего отца. Ведь у меня пятеро братьев. Пусть он предупредит их, а то и они попадут в это ужасное место". Авраам ответил: "У них есть Моисей и Пророки. Пусть слушают их!" - "Нет, отец мой Авраам, - сказал богач, - вот если кто из мертвых придет к ним, тогда они перестанут грешить". Но Авраам сказал ему: "Если они Моисея и пророков не слушают, никто их не убедит, даже мертвый, вставший из гроба".' (Лк.16:19-31) * * * *Я ничем не хочу хвастаться - одним лишь крестом Господа нашего Иисуса Христа, благодаря которому мир распят для меня, а я - для мира. Ведь неважно, обрезан ты или нет. Важно одно: стал ли ты новым творением Божьим?* (Гал.6:14-15) |
|||
|
|
![]() |