Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 25 ноября ст.ст., ср (28-я седмица по Пятидесятнице, чтения 27-й седмицы); {Рождественский пост} литургические чтения: 1Тим.5:22-6:11; Лк.18:15-17,26-30 *. > Не мешайте детям взрослеть (Мф.19:13) > "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых > есть Царство Небесное", - сказал Иисус. В последовавшие за этим > восемнадцать веков эти слова оставались в тени. Взрослые христиане > средневековья относились к детям так же, как и до-христианское > человечество: как к нелюдям, как к промежуточному звену > между животным и человеком, старались забыть свое детство поскорее - > да оно и не было особенно приятным в такой атмосфере. Но уже полтора > века дети - в центре внимания, детям - почет и уважение, о детях > заботятся и о детских годах вспоминают с таким же восхищением, > как вспоминали в веке восемнадцатом, да и позже, о годах юношеских. > Вместе с детьми оказались на свету и слова Спасителя о детях. > Оказалось легко основать сентиментальное сюсюканье на цитате > из Евангелие, изображать детей ангелочками, а ангелочков - детьми. > Но видеть ангелов, но любить детей, но понимать Евангелие - трудно. > "Таковых есть Царство Небесное...". "Таковых" - это, собственно, > каковых? > Мир одновременно отворачивался от Церкви и поворачивался к детям. > Это было не случайно: поклонение детям заменило поклонение святым. > В ребенке - в самом его положении, помимо его воли - много такого, > что напоминает о человеке, обретшем Царство Божие. Все заповеди > блаженства осуществлены в детях: они плачут нелицемерно, они ищут > правды, они чисты сердцем по одному своему возрасту. Чем ребенок > младше, тем более он кроток - хотя бы потому, что гневаться ему > никто не даст. Чем ребенок младше, тем более он милосерд - ибо он > еще не умеет быть жестоким. Чем ребенок младше, тем более нищ - > не потому что роздал имение свое, а потому что ничего пока еще > не имеет. Так во всём - и во всём к этому восхвалению ребенка > надо добавлять: "по-детски". По-детски кроток, по-детски милосерден, > по-детски чист сердцем. Причем "по-детски" означает нечто, может > быть, и милое, но совершенно нежелательное. "По-детски наивен" - > не похвала взрослому, и "детская непосредственность" - это если > не порок, то качество не слишком приятное и удобное в мире взрослых. > Многие взрослые почитают детей - подражать им не думает никто. Время > от времени какой-нибудь экстравагантный и не христианский > проповедник призовет к этому - но взрослого, который бы на деле > вздумал подражать детям, сочли бы юродивым. Современный мир, как бы > он ни выглядел снаружи, внутри содержит еще христианский скелет - > а Церковь может согласиться с тем, что дети похожи на святых, > но не согласится с тем, что святые похожи на детей. Сходство если > и есть, то не через прямое подражание детям, а через подражание > Христу, через следование Его заповедям. А в детстве есть нечто > двусмысленное, что заставляет одновременно и вздыхать о нём, > и бояться впасть в него. > Двусмысленность детства в том, что оно - подарок. "Царство Божие > усилием берется" - а детство дается каждому безо всяких усилий. > Ребенок не способен приложить никаких усилий - и малейшее > препятствие лишает его Царства. Именно поэтому Иисус столь резко > останавливает апостолов, которые встают на дороге детей: Царство > Божие принадлежит детям, но слишком легко и слишком быстро может > оно ускользнуть от них - и слишком неизбежно ускользает. > Немилосердно торопить безблагодатность, суровость, жестокость - > они сами торопятся в жизнь человека. Детство - решето, в которое > налита благодать. Пять, семь, много - тринадцать лет, и Царство > Божие утекает через слабые растопыренные пальчики. Как подражать > этому бессилию, этому неумению удержать Царство Божие, когда > у взрослых достаточно собственного бессилия и неумения? > Детство двусмысленно тем, что оно переживает веру, надежду > и любовь - но обращает их не к Богу, а к взрослым. Что плохого, > казалось бы, в том, чтобы вера, надежда и любовь распространялись > на всех людей? Да ничего! Верить в людей, надеяться на них, любить > их всех - ничего не может быть более христианского и святого. > Царство Божие действительно похоже на мир детства, когда всякое > новое место, всякая новая встреча были чудесны и светлы, > ибо мы глядели на них доверчиво и радовались тому, что вот, сейчас, > мы встретим человека, с которым нам будет хорошо. > Для ребенка нет в этом греха - однако для взрослого подобное > упование и глупо, и скверно. Дети шли к Иисусу с той же > доверчивостью, как и к любому взрослому человеку, который готов > и умеет их принять - но взрослый человек заблудится, если попытается > общаться с Христом только как с человеком. А главное: можно молиться > на человека как на Христа, но только, если мы непрестанно молимся > Иисусу как Богочеловеку. У ребенка еще нет сил на такое > богообщение - и он теряет Царство Божие. А для взрослого человека > такая молитва - усилие, которым взрослый человек должен брать > Царство Божие. > Вспоминая детскую свою доверчивость, детские мечты, детские > привязанности - мы ощущаем безумную ностальгию, когда каждая мелочь, > напоминающая нам о детстве, вызывает умиленную тоску. Вслед > за ностальгией приходит уныние, и никогда мы не бываем так далеки > от детской радости, как в мгновения воспоминаний о детстве. Так что > слава Богу за наше собственное детство, опыт которого есть опыт > Царства Небесного внутри каждого человека. Слава Богу за детей, > которых мы видим, ибо они напоминают нам о блаженстве святых - > и за святых, которых мы не видим, ибо они молятся о нас перед Богом. > Слава Богу за то, что нам предстоит не наше собственное детство, > а Царство Христово во всей его полноте. Слава Богу за веру в Него, > надежду на Него, любовь к Нему. Они исцеляют нас, наполняют нас > вечной юностью и мощью Небесного Царства, делают нас нестареющими > детьми Небесного Отца, братьями и сестрами Сына Божия, семьей Духа > Святого. [ Яков Кротов. ПО ЕВАНГЕЛИЮ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_13.htm ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.19:13-14,25-29; 18:3; Мк.10:13-16,26-30. /// по теме евангельского чтения смотри также: * В.Н.Кузнецова: "стать такими, как дети" www.messia.ru/rasylka/002/176.htm#s3 * Романо Гвардини: "ЕСЛИ НЕ БУДЕТЕ КАК ДЕТИ" www.messia.ru/rasylka/002/176a.htm#0 ** другие размышления Якова Кротова: *- Просто ли "быть как дети"? www.messia.ru/rasylka/003/597.htm#0 *- Быть как дети www.messia.ru/rasylka/004/874.htm#0 www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/18_03.htm *- "не мешайте приходить", а не "не мешайте приносить"? www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_14.htm *- Клерикализм. "Лучше синица в руках..."? www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_29.htm *- БЕСКОРЫСТИЕ как порок www.krotov.info/yakov/dnevnik/2001/001798.html -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *К Иисусу принесли маленьких детей, чтобы Он прикоснулся к ним. Но ученики, увидев это, стали их бранить. Иисус подозвал детей к себе и сказал: "Пусть приходят ко Мне дети, не мешайте им. Царство Бога принадлежит таким, как они. Говорю вам, кто не примет Царства Бога, как ребенок, не войдет в него". ... Иисус, увидев, что он опечалился, сказал: "Как трудно людям зажиточным войти в Царство Бога! Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем в Царство Бога войти богачу". Слушатели спросили Иисуса: "Кто же тогда может спастись?" Иисус ответил: "То, что невозможно для людей, возможно для Бога". Петр сказал тогда: "А вот мы оставили всё свое и пошли за Тобой..." Иисус сказал: "Верно вам говорю, всякий, кто оставил дом, или жену, или братьев, или родителей, или детей ради Царства Бога, получит во много раз больше в этом веке, а в будущем Веке - вечную жизнь!"* (Лк.18:15-17,24-30) * * * *Грехи одних видны всем уже сейчас, еще до наступления Суда, других - откроются позже. Так же и добрые дела: одни видны уже сейчас, а те, что нет, всё равно не останутся незамеченными. Те, кто несут на себе ярмо рабства, пусть относятся к своим господам со всевозможным почтением, чтобы не хулилось Божье имя и Его учение. Те, у кого господа верующие, пусть не позволяют себе вольностей из-за того, что они братья. Напротив, пусть служат еще усерднее, потому что их услуги принимают люди верующие и любимые Богом. ... Если кто-то учит другому и отступает от здравых слов Господа нашего Иисуса Христа и учения, согласного с подлинным богопочитанием, тот весь раздут от зазнайства, но он ничего не знает. У такого человека болезненная страсть к словесным схваткам и спорам, которые рождают только зависть, раздор, брань, низкие подозрения, бесконечные препирательства людей безмозглых и забывших истину. Они смотрят на религию как на источник дохода! Да, религия действительно большой доход, но только для людей, умеющих довольствоваться тем, что у них есть. Ведь мы ничего не приносим с собой в мир, ничего и не сможем унести. Если есть пища и одежда, будем довольны этим! Те же, кто хочет разбогатеть, впадают в искушение и попадаются в капкан множества глупых и вредных желаний, которые тащат людей в пучину крушения и гибели. Корень всех зол - любовь к деньгам. Есть люди, которые в погоне за ними сбились с пути веры и отдали себя во власть неисчислимых терзаний. Но ты, человек Божий, беги от таких вещей! Добивайся справедливости, подлинного благочестия, веры, любви, стойкости, кротости.* (1Тим.5:25-6:11) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|