ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!
* 19 апреля ст.ст., понедельник Светлой седмицы. литургические чтения: Деян.1:12-17,21-26; Ин.1:18-28. * 20 апреля ст.ст., вторник Светлой седмицы. литургические чтения: Деян.2:14-21; Лк.24:12-35. *... двое из учеников направлялись в Эммаус, деревню, расположенную верстах в десяти от Иерусалима, и вели разговор обо всех этих событиях. И во время их разговора и споров сам Иисус, приблизившись к ним, пошел с ними рядом. Но глаза их были словно поражены слепотой, и они Его не узнали. Иисус заговорил с ними: "Что это вы обсуждаете по дороге?" Они остановились с мрачными лицами. Один из них, по имени Клеопа, сказал Иисусу: "Ты, верно, единственный во всём Иерусалиме, кто не знает, что здесь произошло на днях?" Иисус спросил: "А что?" Они ответили: "Да с Иисусом Назарянином. Он был пророк, сильный делами и учением в глазах Бога и всего народа, но наши старшие священники и члены Совета отдали Его на смерть: Его распяли на кресте. А мы-то надеялись, что Он и есть тот, кто освободит Израиль. Но при этом вот еще что: уже третий день пошел, как это случилось, а тут наши женщины удивили нас. На рассвете они пошли к гробнице и, не найдя Его тела, вернулись и заявили, что им было видение ангелов, которые сказали, что Он жив. Некоторые из наших пошли к гробнице и обнаружили, что и в самом деле всё так, как рассказывали женщины, но Его самого не видели". Иисус сказал им: "Какие же вы бестолковые! Как туго дается вам вера во всё, о чём говорили пророки! Разве Помазанник не должен был претерпеть все эти страдания, чтобы достичь Своей славы?" И Он разъяснил им все места в Писаниях, относящиеся к Нему, начав с Моисея и всех пророков. Когда они подошли к деревне, куда держали путь, Иисус сделал вид, что хочет идти дальше. Но они настойчиво упрашивали Его: "Останься с нами. День подходит к концу, вечереет". Иисус вошел в дом и остался с ними. Сидя вместе с ними за столом, Он, взяв хлеб, произнес молитву благодарения и, разломив его, подал им. И глаза у них открылись - они узнали Его. Но Он сделался невидим. Они говорили друг другу: "Разве не горело в нас сердце, когда Он говорил с нами по дороге и разъяснял нам Писания?!"* (Лк.24:13-32, перевод В.Н.Кузнецовой) ?> Вы говорили о чтении Священного Писания. Всё-таки его редко ?> читаешь, как живое письмо, лично к тебе обращенное. Редко ищешь ?> конкретного совета, указания, непосредственного знания... > Вопрос не в том, чтобы гадать, что бы я сделал, если бы знал. Вопрос > в том, чтобы научиться слушать. Если читать Евангелие постоянно, > бывают дни, когда что-то 'осмысленное' попадается, что и уму > постижимо, и сердцу что-то говорит; бывают дни, когда читаешь > и думаешь: не понимаю, ничего не понимаю... Это точь-в-точь то, > что было во время Христа; Евангелие именно так и строилось. Христос > жил, говорил среди толпы. Он всегда отвечал на вопрос какого-то > одного человека; Его слова были обращены, звучали лично для этого > человека, прямо к нему относились. В толпе были, наверное, люди, > у которых этот же вопрос назревал, хотя еще не выкристаллизовался. > Когда они слышали этот ответ Христа кому-то, они, вероятно, > схватывали Его слова: хотя вопрос задавали не они, но он уже > настолько назревал, что стоило сохранить ответ, потому что он скоро > пригодится. Были другие люди, которые говорили: мы не понимаем, > о чём Он говорит... И вот первое: мы должны себе отдать отчет, что > не каждый день будет нам Бог говорить что-то новое. Он, может быть, > сегодня говорит другому, а ты в толпе сто`ишь и хлопаешь ушами: > не понимаю, о чём речь, что это такое... > Затем есть другие места, которые нас, скажем прямо, не очень > трогают. В общем порядке мы согласны: раз Бог так думает - почему бы > и не так?.. Глубоко это нас не задевает, например, какие-нибудь > притчи, которые явно к нашей жизни не относятся. Притча о браке > не специально волнует человека, который готовится к монашеству, > и наоборот. Есть еще места, на которые мы реагируем отрицанием. Если > бы мы были честны, мы бы сказали: Нет, Господи, это - нет, > спасибо!.. Помню, я говорил раз о заповедях Блаженства. У меня есть > благочестивая прихожанка, которая слушала, слушала и говорит: > Ну, отец Антоний, если вы это называете блаженством, пожалуйста, > берите его себе, но я этого блаженства не хочу... На самом деле: > нищенствовать, плакать, голодать, жаждать, да еще быть гонимым, > да еще то, да еще се - и это вы называете блаженством? - Ну, спасибо > вам!.. Она хоть прямо, с плеча сказала. Мы большей частью вежливо > укрываемся. Мы говорим: Ах, да! - и тут же отворачиваемся: Ну, да, > я знаю, вот такой-то святой то-то говорил, другой - третье; я же > не святой, поэтому я еще не дорос. > А есть другие места, которые прямо в душу бьют. Помните, на пути > в Эммаус ученики говорили: Разве сердце наше не горело в нас, когда > Он говорил с нами на пути? (Лк.24,32). Как услышишь такое место, > знай: тебе лично сказал Господь. Причем даже не уйдешь от этого, > потому что уже отозвался, сердце уже дрогнуло, ум уже ухватился - > значит, никакой возможности нет сказать: это ко мне не относится, - > это уже отнеслось. В тот момент, когда ты начинаешь говорить: Нет, > нет, - это уже: Да, да... Значит это слово, которое Господь сказал > прямо тебе, которое относится к твоей личной жизни, которое > ты воспринял всей силой души (сколько там ее есть): в этом > соответствие между тобой и Богом, созвучие, гармония. И это значит, > что Христос тебе явил один из законов твоей собственной природы: > ты вдруг стал сам себе понятен. Он тебе сказал: Разве ты не видишь, > каков ты в самые просветленные и углубленные минуты?.. Вот такие > места никогда не надо оставлять ни на завтра, ни в стороне: это - > закон моей жизни отныне. Возьмите, например, жития святых > (мы не святые, но - всё может случиться). Услышал святой одну фразу; > она его ударила в душу так, что на этом он целую жизнь построил. > Антоний Великий услышал, как и многие другие: Оставь все, раздай > нищим, уйди, - и ушел, тут же, из церкви; как будто, по рассказу > его жития, до конца службы не достоял, потому что, услышав, что ему > нужно от Бога, зачем же дальше стоять? Пошел!.. > И ученик у него был Павел: он тоже всю свою святость построил > на одном стихе из Псалтири. Пришел, спрашивает Антония: Что мне > делать, чтобы спастись? Тот говорит: Сделайся монахом. - А это > что значит? - Вот, будешь есть впроголодь, пить меньше, чем хочется, > спать на голой земле, работать до предела сил и ежедневно наизусть > Псалтирь говорить... Павел отвечает: Знаешь, четыре первые условия > я всегда исполнял, потому что я всегда голодал, всегда спал на голой > земле, никогда не пил вдоволь, и всегда работал сверх сил; а вот > насчет Псалтири - невозможно, потому что я неграмотный и не знаю > Псалтири. Антоний решил: Очень просто, ты сядь рядом со мной, я буду > наизусть говорить, а ты - повторяй. Сели. Блажен муж, который > не идет на путь нечестивых... Павел повторил раз-другой и говорит: > Знаешь что, я похожу и буду повторять... Пошел и пропал; к вечеру > не вернулся, на следующий день не пришел, через неделю его не было. > Антоний начал любопытствовать или недоумевать, но искать его > не пошел, потому что тогда сам начал бороться с любопытством. > Он боролся с любопытством - через сорок лет любопытство совершенно > прошло. И тогда Антоний решил, что может совсем спокойно пойти > искать Павла, потому что теперь может бесстрастно его искать. И вот, > нашел его в пустыне, кинулся на него, держит и говорит: Куда > ты делся, что ты за ученик? Один стих выучил и ушел... Тот отвечает: > Нет! Сорок лет я стараюсь стать человеком, который никогда не ходит > по пути нечестивых... Вот человек, который всю свою святость > построил на этом стихе, потому что он так его воспринял. Его ударило > в душу: раз это правда, надо быть таким. > Вот с этого и надо начать. А мы все могли бы, вероятно, цитировать > десятки мест, которые - о, да! - нас когда-нибудь взволновали. > А потом мы успокоились - до следующего места. И мы ищем и хотели бы, > чтобы Бог нам завтра еще что-то показал; вчерашнее я уже прочел, > пережил, а теперь, сегодня - нового жду. Бог говорит: Да нет! Что ты > сделал с прошлым? Вчера Я тебе сказал: Сделай то-то. Ну - примирись; > ты не примирился; чего же Я тебе сегодня буду говорить: 'Иди > в пустыню', - когда ты всё равно не пойдешь... И так Священное > Писание делается тусклым и всё более скучным, потому что оно оживает > только от делания. Причем не от делания всего подряд, а начиная > именно с тех вещей, которые определяют какое-то соответствие между > моей душой и Христом. Вот Он говорит что-то; это отозвалось в моей > душе - и я делаю и живу этим. И я бы сказал так: если уж нарушать > заповеди Божии, нарушай что угодно, только не то, что тебя так > в душу ударило. Разумеется, 'нарушай, что угодно' - это не совет; > я просто хочу подчеркнуть, что этого нельзя нарушать, потому что это > закон моей собственной жизни. Это не заповедь, которая мне извне > навязана, - это слова Христа, вызвавшие в моей душе ответ; я знаю, > что это правда. Раз знаешь, уже нельзя не делать; то, чего > не знаешь, - ну, Бог с тобой, научишься рано или поздно. <...> [ митр. Антоний Блум ПОИСК. СОЗЕРЦАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ www.krotov.info/library/b/blum/blum007.html ] ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ + к чтению о явлении Воскресшего на пути в Эммаус: + в приложении к этому выпуску - этот эпизод упоминают Р.Гвардини, Х.Яннарас, Д.Бонхёффер, митр. Антоний www.messia.ru/rasylka/005/1135a.htm#0 + Ганс Урс фон Бальтазар www.messia.ru/rasylka/004/763.htm#0 + Свящ. Александр Мень: Воскресение - то, без чего не было бы христианства www.messia.ru/rasylka/002/060.htm#0 + Он же. Лекция ПАСХА www.krotov.info/library/13_m/myen/00017.html + Романо Гвардини: вера в Христа и Христово воскресение www.messia.ru/rasylka/003/415.htm#0 + Ч.Г.Додд о явлениях Воскресшего ученикам www.messia.ru/rasylka/002/062.htm#0 + Протопр. Александр Шмеман: Церковь есть воспоминание Христа www.messia.ru/rasylka/002/045-53.htm#N49 + Пьер Грело. Воскресение Иисуса и история www.krotov.info/history/01/kern/grel1998.html + Ж.Гилле. Евангельские повествования о Воскресении www.krotov.info/history/01/kern/gille1998.html + Яков Кротов: Христиан часто упрекают за жизнь в иллюзорном мире... www.krotov.info/yakov/bible/mk/mk_16_14.html + Он же - о ВОСКРЕСЕНИИ в очерке ЖИЗНЬ ИИСУСА www.krotov.info/yakov/5_hist/01/01_01.htm ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ + к евангельским чтениям Пасхи и понедельника: + Яков Кротов о евангелии от Иоанна www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_00_01.htm о Ин.1:18 www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_18.html о Ин.1:19-28 www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_19.html + Папа Иоанн Павел II. Бог, богатый милосердием www.krotov.info/acts/20/voityla/19801130.html + Еп. Кассиан Безобразов. Толкование на Евангелие от Иоанна www.krotov.info/history/01/kern/page05.htm + Прот. Сергий Булгаков о богооткровении, "явлении" Бога www.krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/bulg_08.html + Александр Безносов: Бога никто не видел, но наша вера призвана являть Его в отпадшем от Него мире www.krotov.info/yakov/dnevnik/1994/hvi01_2.html + Яков Кротов: Воплощение Христа как жертва www.messia.ru/r2/0/16.htm www.messia.ru/rasylka/003/653.htm (+ ссылки о воплощении) Чтения этих дней в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050502/orth?cont=rv_ru www.bible-center.ru/biblereadings/20050503/orth?cont=rv_ru Эти дни в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/May/2.htm http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/May/3.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Изначально был Тот, кто называется Словом. Он был с Богом, / и Он был Бог. Он изначально был с Богом. Через Него всё было сотворено, / ничто не было сотворено без Него. Он был источником жизни, /и жизнь была светом для людей. Свет сияет во тьме, /и тьма его поглотить не смогла. ... Это был истинный свет, / освещающий всех, / кто рождается в мир. Он был в мире, но, хотя мир через Него сотворен, / мир Его не узнал. Он пришел к своим, / но свои Его не приняли. Но тем, кто принял Его, / Он даровал право / быть детьми Бога. Это те, кто верит в имя Его, кто родился не от жара в крови, не от плотской страсти, / не от мужского желания, / но от Бога. И Тот, кто называется Словом, / стал человеком и жил среди нас. Мы видели Его Божественное величие и силу - Он получил их как единственный Сын у Отца, - воплощение милости и истины. Иоанн выступает Его свидетелем, /он возвестил: "Он - Тот, о котором сказал я: 'Следом за мной идущий / стал больше меня, потому что был прежде меня'". И мы все разделили Его богатство, Он одарил нас бессчетно по Своей доброте. Бог дал закон через Моисея, а милость и истина / пришли через Иисуса Христа. Никто никогда не видел Бога. Только Бог - единственный Сын, / пребывающий рядом с Отцом, - Он открыл нам Его.* (Ин.1:1-5,9-18) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
||||
|
|
![]() |