Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)
* 15 июня ст.ст., вт (седмица 2-я по Пятидесятнице, Петров пост) {Память: прор. Амоса, VIII до н.э.; блж. Августина, еп. Иппонийского, 430; блж. Иеронима Стридонского, 419-420} литургические чтения: Рим.4:4-12; Мф.7:15-21 *. > 7.15-23 ОПАСНОСТЬ ОТ ЛЖЕПРОРОКОВ > (Лк.6.43-44; 13.25-27) > 15 Берегитесь лжепророков, > которые приходят к вам в овечьей шкуре: > под ней они хищные волки. > 16 Вы узнаете их по плодам их дел. > Разве собирают с терновника виноград, > а с колючек инжир? > 17 Так вот, хорошее дерево приносит хорошие плоды, > а дерево с гнилью - плохие плоды. > 18 Хорошее дерево не приносит плохих плодов, > а дерево с гнилью - хороших плодов. > 19 Всякое дерево, не приносящее хороших плодов, > срубают и бросают в огонь. > 20 Итак, по плодам их дел вы узнаете их. > 21 Не всякий, кто говорит Мне: 'Господь! Господь!' - > войдет в Царство Небес, > а только тот, кто исполняет > то, что велит Мой Небесный Отец. > 22 Многие будут говорить Мне в тот День: > 'Господь! Господь! > Разве не во имя Твое мы проповедовали? > Разве не именем Твоим изгоняли бесов? > Разве не именем Твоим совершали множество чудес?' > 23 Но Я им тогда отвечу: > 'Я никогда вас не знал. > Уходите от Меня, творящие зло!' > --параллельные места----------------------------------------------- > 15 Мф.24.11,24; Лк.6.26; 2Петр.2.1; 1Ин.4.1; Деян.16.13 > 16-17 Мф.12.33,35 16 Сир.27.6; Иак.3.12 > 19 Мф.3.10; Лк.3.9; 13.6-9; Ин.15.6 20 Мф.7.16; 12.33 > 21 Лк.6.46; Мф.21.31; Рим.2.13; Иак.1.22,25; > 22 Иер.14.14; 27.15 23 Мф.10.38; 2Тим.2.12; Пс.6.8(9) > *Ст. 15 - <Сказав об опасности выбрать неверный "просторный" путь > вместо следования за Христом (ст. 13-14), Господь говорит о второй > опасности. Она>, может быть, еще серьезнее, <потому что не так > очевидна>: она исходит от людей, которые называют себя служителями > Бога, возвещающими Его весть. В Писании много мест, обличающих > лжепророков - тех, кто всегда говорит людям приятное, возвещает > победы, мир и благополучие, толкает на легкий путь, приводящий > к гибели. Но на самом деле их устами говорит Сатана, пытающийся > сбить людей с истинного пути, отвратить от несения креста. > Мы не знаем, называл ли Иисус лжепророками кого-то из Своих > современников, тех, кто противился Его служению, например, фарисеев > и учителей Закона, или Он говорил о явлении лжепророков > и лжеучителей в последние времена, что было одной из традиционных > тем эсхатологии (см. Мф.24.11; 1Тим.4.1-2; 2Тим 3.1-8; 1Ин 2.18-19; > Иуд.18). Овцами в Писании часто назывался народ Божий Израиль, > а в христианской Церкви так названа новая община верных. Волки - > это тоже привычная метафора (Иез.22.27-28; Соф.3.3-4; Мф.10.16; > Ин.10.12; Деян.20.29). В одной из басен Эзопа рассказывается > о волке, который надел на себя овечью шкуру, чтобы пробраться > в стадо. Кроме того, <...> появлению такой метафоры в Израиле > мог способствовать обычай древних пророков носить одежду, сделанную > из шкуры животных (4Цар.1.8; Зах.13.4), а среди пророков были > не только вестники Божьи, но и те, кто претендовал на эту роль > в корыстных целях. > *Ст. 16-18 - Как же понять, кто из пророков от Бога, а кто > лжепророк? Ответ, который дает Иисус, верен на все времена > и подходит к любым обстоятельствам. О сути человека говорят плоды > его дел, то есть его поведение, его поступки. Так, Иисус, обличая > фарисеев, указывает на то, что их слова расходятся с делами > (23.2-5). > Этот универсальный принцип иллюстрируется с помощью двух коротких > притч-сравнений. Подобное рождает только подобное. Древняя пословица > гласила: 'Одинаковый корень - одинаковый плод' (ср. также Иов.14.4; > 1Ин.3.9). Не может нечто дурное производить хорошее, как терновник > не может приносить виноград, а чертополох - смоквы (инжир). > (Ср. Евангелие от Луки, в параллельном тексте которого названия > растений и плодов несколько различаются.) Вторая притча о деревьях: > здоровое культурное дерево приносит хорошие плоды, а больной дичок - > несъедобные. С гнилью - это слово может иметь и более широкое > значение: 'плохое, дурное'. Так и те, кто родились заново, должны > подтверждать это плодами своей новой, преображенной жизни. > Ср. также Иак.3.11-12. > *Ст. 19-20 - Слова Иисуса перекликаются со словами Иоанна > Крестителя, которыми тот начинал свое служение. Иисус сурово > предостерегает такого рода людей о грозящей им опасности - Бог будет > судить их по делам. Как неплодоносящие деревья в конце концов > вырубают и используют в качестве топлива, так и те, кто > не подтвердил веру своей жизнью, предстанут перед Богом, отягощенные > грехом и обманом, и понесут суровое наказание (ср. Ин.15.6). > Ст.20 повторяет начало ст.16, чтобы этим подчеркнуть важность всего > сказанного. > *Ст. 21 - Если в ст. 15 Иисус мог говорить о самых разных > лжепророках, то здесь Он имеет в виду тех, кто на словах признает > и исповедует Его, но чьи слова расходятся с делами. Это тоже > лжепророки и лжеучителя, представляющие грозную опасность > для Церкви, так как их влияние разлагает ее изнутри. К сожалению, > таких людей будет много. В тот День - то есть в День явления > Господа в славе с ангелами, когда Он будет судить мир. Господь - > в данном контексте это слово значит гораздо большее, чем просто > вежливое обращение 'Господин' или 'Учитель'. Как известно, первым > христианским символом веры было признание того, что 'Иисус > есть Господь'. Эти люди исповедуют Иисуса своим Господом, > они клянутся Ему в верности, но не войдут в Царство Небес, потому > что не исполняют волю Небесного Отца. > *Ст. 22 - Среди тех, кто не войдет в Царство, будут люди, которые > пророчествовали и изгоняли бесов Его именем, которые творили > множество других чудес. Во имя Твое - это может значить, что > а) они совершали дивные дела силой имени Иисуса (Мк.9.38-40) > либо используя его как магическое заклинание (Деян.19.13-17) > или б) 'под Моим именем', то есть они присвоят себе Его имя, > объявив, что в их лице на землю вернулся Иисус (см. 24.5,23); > в) третье объяснение самое простое: 'во имя Христа' значит то, что > эти люди называли себя Его последователями, христианами. > Для многих верующих основным доказательством святости является > способность совершать чудеса. Но Иисус утверждает, что это не всегда > так (см. 24.23-28). Он сам отказался подтвердить Свой мессианский > статус перед Сатаной, фарисеями и Иродом Антипой посредством чуда > или знака (4.1-10; 12.38; 16.1; Лк.23.8). В ответ на радостные > заявления учеников, что им подчиняются бесы, Иисус сказал: 'Не тому > радуйтесь, что духи вам подчиняются, а радуйтесь тому, что имена > ваши записаны на небесах!' (Лк.10.20). И в Священном Писании > неоднократно говорилось о том, что служители зла могут обладать > сверхъестественными способностями (Втор.13.1-3; Числ.22.4-35 - > пророк Валаам). Например, до определенного времени маги египетского > фараона вполне успешно соревновались с Моисеем и Аароном > (Исх.7.10-11,22; 8.7). Много раз об этом говорится и в Новом Завете > (Мф.24.24; 2Фес.2.3-12; Откр.13.2-16). Ориген, споря с противниками > христианства, говорил: 'Такая целительная сила сама по себе > и не добра, и не зла, но доступна как безбожным, так и честным > людям' (Против Цельса, 3.22). > *Ст. 23 - Я им тогда отвечу - в оригинале употреблено слово, > которое значит 'торжественно заявлю, исповедаю'. В ответ на их > исповедание Он сам дает исповедание: 'Я никогда не знал вас' (). > Это формула окончательного отвержения, отказ признать их Своими > (ср. Ам.3.2; Ин.10.14; 1Кор.8.3; 2Тим.2.12,19). В заключение Иисус > цитирует Пс.6.9. На этих людях, творящих зло (дословно: 'делателях > беззакония'), исполнились пророчества Писания. [ В.Н.Кузнецова ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. КОММЕНТАРИЙ // М., 2002. стр. 165-9 ] >>> Д.Бонхёффер: волки в овечьей шкуре www.messia.ru/rasylka/004/819.htm#0 к апостольскому чтению: >>> свящ. Александр Мень: Завет Бога с Авраамом www.messia.ru/rasylka/002/116.htm#0 ******************************************************** ** О блж. Иерониме см.: * * www.messia.ru/liudi/i-j.htm#ieronimstridon * ** О свт. Августине см.: * * www.messia.ru/liudi/a.htm#avgustin * ** О прор. Амосе см.: * * www.krotov.info/library/13_m/myen/bible2/amos.html * ******************************************************* ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Лк.6.43-44; 13.25-27 эпизод N50 по "Брюссельскому согласованию" Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050628/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jun/28.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Для того, кто работает, плата не дар, а то, что ему причитается. Но если человек полагается не на дела, а на веру и верит Богу, который оправдывает неправого, то его веру Бог признает за праведность. Именно это имел в виду Давид, когда говорил о счастье того, кого Бог признает праведным без дел: "Счастливы те, кому прощены их преступления / и чьи забыты грехи. Счастлив человек, кому Бог не поставит в вину его грех". - А это счастье касается только тех, кто обрезан, или необрезанных тоже? - Мы говорим: вера Авраама была признана за праведность. Когда признана? До того, как он был обрезан, или после того? - До того, как он был обрезан, а не после. И он сделал обрезание, которое было зн`аком, печатью оправдания за веру, что была у него до обрезания. Так Авраам стал отцом всех верящих Богу, Который и их веру признал за праведность, хотя они и не обрезаны. Так Авраам стал отцом также и обрезанных, которые шли по его стопам, приняв не только обрезание, но и ту веру, которая была у нашего отца Авраама до обрезания.* (Рим.4:4-12) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
||||
|