Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 14 июня ст.ст., пн (седмица 2-я по Пятидесятнице, Петров пост). {Память пророка Елисея, IX в. до н.э.} литургические чтения: Рим.2:28-3:18; Мф.6:31-34;7:9-11 *. > <...> Следует начать с вопроса, который ты должен ставить себе > постоянно, так же, как каждый человек: зачем я учусь? Зачем работаю? > Не увиливай от него, не пытайся его избегать. Пусть этот вопрос > преследует тебя каждый день. Не уходи от него оттого, что работа > отнимает ежедневно большую часть твоего времени. Ведь формирует тебя > не только работа как таковая, но и твой облик, и твои замыслы > и стремления. Вот почему ты всегда должен знать, зачем ты живешь. > Это не так просто, потому что мы испорчены, извращены. С самого > раннего возраста мы привыкаем к тому, что постоянно ожидаем похвал > и наказаний. Так прошла и твоя школьная жизнь, ты закончил > начальную, среднюю школу и, может быть, до сих пор не осознал, чему > же на самом деле учили тебя в школе, в институте. > Можно ли было этого избежать? Не лучше ли было бы вообще отказаться > от отметок в школе, от этой системы поощрений и наказаний, которая > действует с самого начала обучения, уже в начальной школе? Я не хочу > вдаваться в дискуссию на эту тему - не в этом дело. Наверняка > со временем школа будет стараться разнообразить методы обучения, > с тем, чтобы вызывать у детей и молодежи интерес к самой сути > предмета, а не фиксировать внимание на том, у кого лучшие отметки. > Однако, я думаю, от оценок школа долго не откажется. Мне хочется > лишь обратить внимание на сущность этого недоразумения. Отметки > должны быть лишь стимулирующим фактором, должны подталкивать ребенка > или молодого человека к тому, чтобы он заинтересовался самой сутью > проблемы, освободить его от лени и бездействия - так же, > как космическому кораблю необходимы ракетные двигатели, > чтобы вывести его за пределы земного притяжения, преодолеть > силу <гравитации>. Однако конечной целью является самостоятельный > полет. Позволь узнать: на какой стадии ты находишься? По-прежнему > оценки для тебя единственная движущая сила, по-прежнему тебе > не хватает самостоятельности, не хватает зрелости - > заинтересованности самой наукой? <...> Дело ведь в Истине, в том, > чтобы ты был захвачен ею, чтобы ты увидел проблемы, чтобы они тебя > взволновали, обеспокоили, чтобы ты искал их решения, а вовсе > не в оценках в твоей зачетной книжке. Оставь, наконец, в покое > эти отметки, ведь ты уже взрослый. Если ты учишься только для того, > чтобы тебе поставили в дневник, в аттестат или в зачетную книжку > положительную или хотя бы 'удовлетворительную' оценку, то ты ошибся > и твое место не здесь. Это вообще не учение и вообще не наука. Такой > подход не годится нигде - ни в средней, ни даже в начальной школе. > Я имею в виду важнейшие принципы. Не старайся всегда и всюду > 'заработать' на всём. Брось этот торгашеский подход, эту установку > делать всё с расчетом. Если ты не увидишь Дела, самой Сути, Истины, > Красоты, Добра, если ты не скажешь: я делаю это для Бога, - > может быть, это звучит <высокопарно>, зато емко - то тогда > ты беззащитен, как появившийся на свет еж. Тогда каждое дуновение > холодного ветра, даже легкий ушиб, вовсе не угрожающий твоей жизни, > способен вызвать в тебе панику. Достаточно кому-то плохо о тебе > отозваться, подвергнуть критике, достаточно сплетни о тебе, > о которой ты случайно услышал, достаточно не получить оценку, > которую, тебе кажется, ты заслужил, достаточно ответить на экзамене > не так, как хотелось, когда, например, тебе попадется вопрос, > который ты не успел подготовить, - каждая мелочь для тебя - > уже трагедия, она выводит тебя из равновесия, не дает спать, мучает > и <отравляет жизнь>. > Если бы мы спросили тех, кто бросился с крыши, выбросился из окна > студенческого общежития, лишив себя жизни, тех, кто повесился <...>, > если бы мы спросили их в тот момент: зачем ты это делаешь? - Трудно > спрашивать об этом умерших. Но когда мы стараемся понять, > что привело к этому, пытаемся проникнуть в тайну человеческой > смерти, то часто приходим к выводу: трагедия произошла в первую > очередь оттого, что человек выбрал неверный путь в жизни. > До трагедии могло дойти потому, что его унизил преподаватель, > потому, что профессор третий раз не поставил ему зачет, потому, что > он не сдал экзамена, к которому добросовестно приготовился и знал > больше других, сдавших этот экзамен, потому, что его отчислили > из института. Неадекватность реакций? Впрочем, оставим в покое тех, > кто ушел из жизни. Дело в тебе, важно, чтобы ты не загубил > свою жизнь. Если загубишь, будешь сам тому виной, потому что > по-школярски, а значит, просто бездумно подходишь к жизни. Пойми: > в горячее время <человек формируется и закаляется, как железо>. > А обучение в институте для тебя и есть то горячее время, когда > ты формируешь свою личность, и не только на данный момент, а на всю > жизнь. > Нелегко находиться в школьной или студенческой среде - в среде, где > все постоянно говорят об отметках, баллах или зачетах, постоянно > нервничают: удастся перейти или нет, сдашь или провалишься. > Эта нервозность, <...> эта вибрация передаются и тебе. > Тебя формируют ассистенты, преподаватели, доценты, профессора. > Они могут создать благоприятную, замечательную научную атмосферу, > но иногда создают просто невыносимую - атмосферу погони за оценками. > В таком климате важно не потерять нравственные ориентиры. > <Учись> противостоять ложным принципам. > Постоянно задавай себе вопрос: зачем я учусь? Для чего, в конечном > счете, я работаю? Затем ли только, <...> чтобы иметь в зачетке > пресловутую 'удовлетворительную' оценку или заветный 'высший балл' > и потом выкинуть экзамен из головы? Если только для этого > или ради будущей карьеры - диссертация, потом должность ассистента, > доцента, профессора и черт знает что еще, конечно, с непременными > поездками за границу, или в другой последовательности: начальник, > директор, председатель и т. д., - то будешь поступать так всегда > и в дальнейшей жизни. А когда будешь умирать, после тебя останется > куча денег, машина, дом и уж не знаю что там еще. Но при этом > ты увидишь, что у тебя нет ничего. В течение всей своей жизни > ты приобретал, наживал состояние, и это было твое единственное > любимое занятие. В действительности же ты не знаешь даже вкуса > жизни. Ты никогда никого и ничего не любил. Причем ты избегал этого > совершенно сознательно, боясь, что, если увлечешься, начнешь делать > глупости и перестанешь копить. Всё было подчинено этой одной цели: > накопительству. А ведь это не имеет смысла. > Такова наша человеческая судьба: или - или. Ты должен сам решить: > или настоящая жизнь, или погоня за деньгами. Живи не ради того, > чтобы сколотить состояние, купить машину, построить дачу, а ради > настоящего Дела, ради истинной Сути, во имя всеобщей правды > и справедливости на земле, во имя разума и истины, которую ты должен > постигать. > А на что жить? - робко спросишь ты. Я отвечу тебе просто: > всё остальное придет так, как сказал Иисус: 'Наипаче ищите Царствия > Божия и правды Его, и это всё приложится вам' (Лк.12.31). Воистину: > 'Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела > вашего, во что одеться. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, > ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их' > (Мф.6.25,26). Это истина, применимая к твоей жизни, так же как > и к жизни всех людей. 'Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, > и это всё приложится вам' (Мф.6.33). Всё остальное: должность, > служебное положение, может быть, даже дом и машина - придет, > когда потребуется, но и тогда не будет для тебя важно, а будет > исполнять лишь служебную роль. > Боюсь, чтобы ты не подумал, что здесь скрывается некая фальшь, обман > тебя или Господа Бога. Ты скажешь: 'Ладно, я не буду об этом > думать - и так получу желаемое'. Нет, просто-напросто всё <это > не будет представлять для тебя ценности>. Ценным будет только > твое творчество, твоя работа, твое Дело, а всё остальное будет > исполнять роль инструмента для их осуществления. > Грек Зорба жаловался своему другу-писателю: 'Мне очень неловко: беру > от тебя деньги, но постоянно меня мучают сомнения, что моя работа, > за которую ты мне платишь, не ст`оит этого'. На это друг ответил: > 'Знаешь, вся эта работа только предлог, чтобы здешние люди > не возмущались по нашему поводу. Собственно говоря, это только > игра'. - 'Как? - обрадовался Зорба, - Я не должен делать больше, > чем делаю?' - 'Конечно, нет'. - 'Вот прекрасно', - воскликнул Зорба > и рьяно принялся за работу. > <{Грек Зорба - герой одноименного романа Н.Казандакиса, > издан русский перевод, книга экранизирована (1964 г.)}> [ Мечислав Малиньский. ВЕРИТЬ В ХРИСТА www.agnuz.info/library/books/verit_v_christa/page08.htm ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Лк.12:29-31; 11:11-13; 6:31; эпизод N50 по "Брюссельскому согласованию" + Дитрих Бонхёффер: "Не заботьтесь!" www.messia.ru/rasylka/003/482.htm#0 + В.Н.Кузнецова: ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ ЗАБОТЫ www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/0625-7.htm#0 www.messia.ru/rasylka/002/254.htm#0 + Саймон Тагуэлл о тщетности беспокойств www.messia.ru/rasylka/002/115.htm#0 + Свящ. Александр Мень: жизнь с Небесным Отцом изгоняет страх и неуверенность www.messia.ru/rasylka/003/469.htm#0 + Альфред Макбрайд: Победить эго. Вырваться из плена стереотипов www.messia.ru/rasylka/004/818.htm#0 + В.Н.Кузнецова: Царство Бога www.messia.ru/rasylka/003/539.htm#0 + Карл Адам: Тайна Царства Божия www.agnuz.info/book.php?id=185&url=page07.htm + Словарь библейского богословия: ЦАРСТВО БОЖИЕ www.krotov.info/spravki/temy/ts/tsarstvo.htm + Словарь библейского богословия: ПИЩА www.krotov.info/spravki/temy/p/pischa.htm + Словарь библейского богословия: ТРУД www.krotov.info/library/bible/comm/18t.htm#t7 + Словарь библейского богословия: ИСКАТЬ www.krotov.info/library/bible/comm/iskat.htm Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050627/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jun/27.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- Иисус сказал: - Итак, не твердите озабоченно: 'Что нам есть?', 'Что нам пить?', 'Во что одеться?' - это главная забота язычников. А ваш Небесный Отец знает, что вам всё это нужно. Стремитесь прежде всего к Царству Бога и к исполненью того, что Он велит, а всё остальное Он даст вам в придачу. Так не заботьтесь о завтрашнем дне! Завтра само о себе позаботится. Каждому дню своих довольно тревог.* (Мф.6:31-34) * * * "Язык - неудержимое зло, он полон смертоносного яда!" (Иа) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
||||
|