Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)
* 15 июля ст.ст., чт (седмица 6-я по Пятидесятнице) литургические чтения: 1Кор.3:18-23; Мф.13:36-43. Память мчч. Кирика и Иулитты, ок. 305; равноап. вел. кн. Владимира, 1015. > <...> три побуждения заставляют людей уклоняться от пороков: <.> > страх будущего мучения в геенне или боязнь настоящей строгости > законов; надежда и желание получить Царство Небесное; наконец, > расположение и любовь к самой добродетели. Что страх гнушается > скверны зла, о том говорится в Притчах: страх Господень - > ненавидеть зло (Притч.8,13). Надежда также удерживает от увлечения > пороками; ибо сказано: никто из уповающих на Него не погибнет > (Пс.33,23). Любовь также не боится падения греховного; ибо любовь, > сказано, никогда не перестает (1Кор.13,8), и в другом месте: > любовь покрывает множество грехов (1Пет.4,8). Потому-то святой > апостол всё дело спасения заключил в исполнении трех этих > добродетелей. А теперь пребывают, говорит он, сии три: вера, > надежда, любовь (1Кор.13,13). Вера страхом будущего суда и мучений > отклоняет нас от скверны пороков; надежда ожиданием небесных > воздаяний, отторгая ум наш от настоящего, заставляет презирать > все плотские удовольствия; любовь, огнем своим воспламеняя в душе > нашей любовь к Христу и к преуспеванию в духовных добродетелях, > побуждает с совершенной ненавистью отвращаться всего, что противно > им. Хотя эти три добродетели ведут нас, по-видимому, к <одной > цели> - побуждают воздерживаться от всего запрещенного, но степенями > своего превосходства сильно различаются между собою. Две первые > свойственны тем людям, которые стараются преуспевать в добродетелях, > но не имеют еще постоянного расположения к ним; третья же особенно > принадлежит Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ > и подобие Божие. Ибо один Бог творит всё благое не из побуждений > какого-либо страха или воздаяния, но <лишь> по Своей благости. > Всё сделал Господь ради Себя, говорит Соломон (Притч.16,4), > т.е. ради благости Своей. Он обильно изливает всякие блага > на достойных и недостойных; поскольку не может быть ни огорчен > обидами, ни раздражен беззакониями людей, как вечно совершенная > и по природе Своей неизменяемая благость. > Поэтому кто стремится к совершенству, тот с первой ступени страха, > собственно называемого рабским, по словам Господа: когда исполните > всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие > (Лк.17,10), - должен постепенно восходить на стезю надежды. > Здесь человек уподобляется уже не рабу, а наемнику, ибо действует > в ожидании будущего воздаяния. Уверенный в прощении грехов своих, > он уже не страшится наказания за них, а сознавая в себе добрые дела, > думает получить за них милостивую награду. Но, несмотря на то, > он еще не имеет в себе такого расположения, какое прилично сыну, > который в полном уповании на отеческое благоволение к себе > не сомневается усвоить себе всё, что принадлежит отцу. Так распутный > тот юноша, который, расточив имение отца своего, вместе с тем > утратил и имя сына, не смеет даже помыслить о своем сыновнем > состоянии, когда говорит: я уже недостоин называться сыном твоим > (Лк.15,19). Ибо после тех рожков, которые ели свиньи и которыми > наполнить чрево свое никто не давал ему, т.е. после гнусной пищи > пороков, когда он пришел в себя и поражен был спасительным страхом, > начал ужасаться этой свиной нечистоты и мучений жестокого голода, > он стал уже как раб, который, помышляя о награде, уже желает быть > в числе наемников. Сколько наемников у отца моего, говорит он, > избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу > моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже > недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников > твоих (Лк.15,17-19). > Едва же он произнес эти слова, выражающие смиренное раскаяние его, > как отец, поспешно выйдя навстречу ему, принял его с любовью больше > прежней и тотчас, миновав обе низшие степени, возвратил ему прежнее > достоинство сына, не довольствуясь меньшими дарами. Поэтому > и мы должны ускорять свое шествие, чтобы посредством никогда > не перестающей благодати любви взойдя на третью степень сынов, > почитающих своим всё, принадлежащее отцу, удостоились воспринять > на себя образ и подобие Небесного Отца и, следуя примеру истинного > Сына Его, могли взывать: всё, что имеет Отец, есть Мое (Ин.16,15). > Святой апостол по отношению к нам говорит: всё ваше: Павел ли, > или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, > или настоящее, или будущее, - всё ваше (1Кор.3,21,22). Также > и слова Спасителя побуждают нас к тому, чтобы мы старались > уподобляться Богу: будьте совершенны, говорит он, как совершен Отец > ваш Небесный (Мф.5,48). Ибо у тех, которые находятся в состоянии > рабов и наемников, расположение к добру иногда прерывается, > т.е. когда душа, по причине некоторого охлаждения ее чувства > и по причине развлечения мирскими удовольствиями и радостями, > перестает поражаться страхом геенны или желанием будущих благ. > Некоторая же ступень совершенства, на которой они находятся, дает > нам понять только то, что мы, начав уклоняться от пороков из страха > наказаний или в надежде наград, можем взойти и на ступень любви: ибо > в любви, говорит апостол, нет страха, но совершенная любовь > изгоняет страх, потому что в страхе есть мученье. Боящийся > несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил > нас (1Ин.4,18,19). Итак, мы можем достигнуть того истинного > совершенства не иначе, как возлюбив Бога единственно по побуждению > любви, а не по чему-либо другому; поскольку и Он прежде возлюбил > нас единственно ради нашего спасения, а не по какой-либо другой > причине. Для того-то мы должны стараться с пламенной ревностью > восходить от страха к надежде, от надежды на ступень любви к Богу > или к совершенству добродетелей, чтобы, снискав расположение > к добру, смогли пребывать в нём неуклонно, насколько это возможно > для человеческой природы. [ авва Херемон. в кн.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин Одиннадцатое собеседование, аввы Херемона (1-е) О СОВЕРШЕНСТВЕ (6-8) www.krotov.info/acts/05/marsel/kass445.html ] +++ Митр. Сурожский Антоний: стать глупым, чтобы стать мудрым? www.messia.ru/rasylka/002/146.htm#0 +++ фрагменты разных авторов, упоминающих 1Кор.3:21-23 (Евагрий Понтийский, свящ. Александр Шмеман, Ф.Карвахал, Иоанн Павел II и др.) www.messia.ru/rasylka/rzerv/1co3_21-23.txt +++ Ч.Г.Додд о толковании притчи о сорняках www.messia.ru/rasylka/005/1214.htm#0 +++ Прот. Александр Мень: Нива Христова, пшеница и плевелы www.messia.ru/rasylka/004/846.htm#0 +++ Алистер МакГрат: расти ли плевелам в Церкви? www.messia.ru/rasylka/002/144.htm#0 +++ Митр. Сурожский Антоний: Любовь к себе, надежда, вера в себя www.messia.ru/rasylka/003/500.htm#0 + + + www.messia.ru/spravki/kalendar/lkciopr/064.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050728/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jul/28.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Пусть никто себя не обманывает! Если кто-то из вас мнит себя мудрым в этом мире, пусть станет глупым, чтобы стать мудрым. Ведь мудрость этого мира для Бога глупость. ... Так вот, пусть никто не хвалится людьми! Потому что всё ваше: и Павел, и Аполлос, и Кифа, и мир, и жизнь, и смерть, и настоящее, и будущее - всё это ваше, но вы принадлежите Христу, а Христос - Богу.* (1Кор.3:18,21-23) * * * *Проблема не в том, как построить мост, а в том, как понять, что нет берегов.* (Я.К.) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
||||
|