Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 18 января 2006 г. ст.ст., вт /память cвтт. Афанасия (373) и Кирилла (444) Александрийских/ литургические чтения: Иак.3:1-10; Мк.11:11-23 *. * 19 января 2006 г. ст.ст., ср /память прп. Макария Великого, Египетского (390-391)/ литургические чтения: Иак.3:11-4:6; Мк.11:23-26. (седмица 33-я по Пятидесятнице; чт-я 32-й седмицы) <История со смоковницей - уровни пониманиия> > 0. Смоковница - это смоковница > Евангелие многим непонятно: переводом, упоминанием давно исчезнувших > обычаев и учреждений, смыслом некоторых вполне ясно переведенных > мест. Евангелие непонятно многим, но становится священно для тех, > кто просит разъяснений у профессоров, ангелов, у Духа Святого. > Матерь Божия не постеснялась спросить Ангела: "Как это будет...", > и апостолы почти никогда не стеснялись спрашивать Спасителя, > если чего-нибудь не понимали (единственное исключение - когда Иисус > заговорил о Кресте, и они спрашивали друг друга, хотя так, что > Он сразу заметил их недоумение). Непонятливые рыбаки превратились > в апостолов - понимавшие всё остались ловить рыбу. > Проклятие бесплодной смоковницы - одно из самых непонятных мест > Евангелия, непонятных не переводом или нашим неведением о времени > созревания смокв. Оно непонятно именно потому, что в Евангелии > разъяснены все обстоятельства этого проклятия. Последние дни жизни > Христа. Торжественный вход в Иерусалим. Иисус живет на границе > города с окружающим миром, стремится к Святому городу и вновь > и вновь уходит из него. В понедельник, на следующий день после > торжественного входа в Иерусалим, Иисус опять входит в Иерусалим, > уже не торжественно, на дороге подходит к смоковнице начинает искать > на ней плодов. Ученики переглядываются в неудомении: в это время > года на смоковнице какие плоды... Иисус уходит, говоря смоковнице: > "Да не будет же впредь от тебя плода вовек". Во вторник Иисус идет > той же дорогой, и ученики видят, что смоковница засохла. Матфей > напишет: "тотчас", потому что для дерева несколько часов - > это мгновение, оно не может погибнуть так быстро. > Есть один способ не встретить Христа: это размышлять о происшедшем > со смоковницей как о происшедшем исключительно со смоковницей. > Дерево! Это нормально-райская человеческая реакция, реакция глубоко > религиозная, поскольку это реакция человека - царя природы, > поставленного надзирать за райским садом, ухаживать за ним, беречь > каждую былинку. > Однако ни в коем случае не надо делать напрашивающегося хода мысли > и упрекать Христа за гибель смоковницы, как мы упрекаем школьника, > ломающего березку. Христос вочеловечился, но Христос - Бог, > Богочеловек. Он стал человеком не для того, чтобы заниматься > садоводством. Его религиозное призвание - совершенно иное. > Воскресший Иисус, которого Мария Магдалина приняла за садовника, > сказал ей: "Не прикасайся ко Мне" (Ио.20,17). Объясняя это, > св. Максим Исповедник замечает, что, назвав Бога - Садовником, > душа принимает "Слово только за Творца того, что возникает и гибнет, > как овощи" (). "Ради них и к ним пришло и снизошло Слово", - считает > такая душа, и потому "недостойна духовного прикосновения к Слову, > а поэтому ищет Его в явленных вещах; она знает Его только > как ставшего плотью ради нас, но не ведает подобающим образом Его > как Бога, рожденного от Бога Отца" (там же). > Нетрудно усмотреть в Евангелии жестокость в отношении Христа > к нашему миру. Что смоковница! Что изгнание торгующих! Одно то, > что Христос отказался - хотя мог - накормить всех голодных, исцелить > всех больных, дать всем бессмертие просто так, гуртом - это разве > не жестоко? Что Он вообще не изгнал смерть и увядание из мира - > не жестоко? Но эта жестокость есть следствие самой природы Бога, > природы не жестокой, но спасающей мир именно тем, что отказывается > творить добро гуртом и оптом, в громе и молнии, спасает мир необычно > для мира. Слово Божие пришло в мир смерти не для того, чтобы > убивать - но и не для того, чтобы предотвращать убийства, но чтобы > умереть и победить смерть Собою. Христос иссушил смоковницу > не для того, чтобы восторжествовать над смоковницей, но чтобы > восторжествовать над смертью - ее гибель Он превратил в средство > научения людей. Так рубят дерево, чтобы сделать учителю указку. > Так убивают дерево, чтобы сколотить Крест. > I. Смоковница - это "они" > Первая реакция учеников, однако, не религиозная, а физиологическая. > "Как это тотчас засохла смоковница?" Ничего в душе не шевельнулось, > просто выпучились глаза. Реакция вторая остается невысказанной - > это зависть: я тоже так хочу. Господь такое движение сердца видит > и не начинает объяснять, "как это тотчас засохла смоковница", > а отвечает зависти. Иисус не одергивает учеников, не говорит о том, > что чудеса творит один Бог, что чудотворец не тот, кто творит > чудеса, а тот, кто чудеса вымаливает. Всё это будут веками твердить > умные и благочестивые проповедники, которых никто и не слушает. > Иисус же провоцирует учеников: "Если будете иметь веру > и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, > но, если и горе сей скажете..." и так далее. Спасителю главное - > чтобы вера стала частью человека, частью осязаемой, и для этого > Господь сопрягает ее с мурашками по коже, с жаждой чуда, счастья, > власти. Он не боится развратить людей, ибо знает: кто возьмется > за веру хотя бы ради чудес, тот будет верить и без явных чудес. > Рыбак, которому возмечталось двигать горами, бабка, которой хочется > командовать хотя бы пацанятами в храме, интеллигент, который жаждет > смысла жизни, - все они могут пойматься на эту приманку. > Войдя в Царство Божие уже здесь, на земле, человек ведет себя > на первых порах по-прежнему грубо и, что самое печальное и самое > естественное, использует полученное сокровище веры прежде всего > для нападения. Так получилось и с притчей о бесплодной смоковнице. > На протяжении многих веков, а, пожалуй и тысячелетия с лишним, > эта притча толковалась как осуждение дохристианской веры > и подбадривание веры христианской. Церковь осудила оригенизм > и Оригена, но именно Оригеново понимание этого места - > как осуждающего Иерусалим, иудеев, синагогу - господствовало > в Церкви. Смоковница есть ветхозаветная Церковь, Израиль, которая > должна была бы принести плод - веру в Иисуса - Сына Божия, > но которая отвергла Спасителя. "Смоковница означает синагогу > иудейскую, которая имеет одни только листья, то есть видимую букву, > но не имеет плода духовного" (Феофилакт Болгарский ...). > Это толкование, следует подчеркнуть, совершенно соответствует > тексту, этот смысл вложен был в Евангелие Иисусом. Притча недаром > разыграна Им перед распятием - она стоит в одном ряду с другими > притчами об отвержении Мессии теми, кто должен был бы Его принять > (притча о талантах, о двух сыновьях, о злых виноградарях). Другое > дело, что Христос не был антисемитом, а многие из христиан > оправдывали новым религиозным откровением свою совершенно > нерелигиозную ненависть к еврейскому народу. Евангелие в этом > виновато не более, чем если бы человек перестал чистить зубы > под предлогом, что "не входящее в уста оскверняет человека". > Мог ли Христос - Господь и Бог - предусмотреть такое извращение > Евангелия? Безусловно, да. Мог ли Он как-либо не допустить такого > извращения? Безусловно, нет! Это всё равно что не допустить > грехопадения Адама и Евы. Жаждущий ненависти будет ненавидеть, > какими бы оговорками ни сопроводил Иисус Свои слова. Бороться > со свободой ненависти оговорками и уточнениями - не Божье дело. > Господь действует иначе. Он встраивает в притчу дополнительный > смысл, на первый взгляд - тоже легко могущий питать черносотенство, > антисемитизм, агрессию. Это убеждение христиан во всесилии веры, > которая может, оказывается, не только могуче прощать, но и могуче > карать. "Поелику Господь часто совершал чудеса, и всегда на пользу > всем, а ни одного чуда не сделал в наказание; то, дабы кто-нибудь > не подумал, что Он не может наказывать, Он показывает здесь и эту > силу, впрочем не на людях, но, по человеколюбию Своему, на дереве, > подобно как и прежде сего на стаде свиней" > (Феофилакт Болгарский ...). Бьют дерево, чтобы испугались люди, > иссушают иерусалимскую смоковницу, чтобы содрогнулись жители > Иерусалима. Опять проклятый антисемитский привкус! А христианам - > очень хорошо: они должны ничего не бояться и быть смелыми (Иоанн > Златоуст). Притча о смоковнице оказывается чем-то вроде плаката > в солдатской казарме: противный и скрюченный от злости противник > с безобидной (бесплодной) пукалкой в руке - и могучий Воин Христов, > бесстрашно идущий в бой. Земная жизнь христианина - краткое затишье > перед боем, перекур перед Страшным Судом. Пока можно с мужиками > из окопов по ту сторону фронта и шутками перекинуться, и полюбить их > как самого себя - потом с ними разберемся. > Христианство с его всемогуществом было бы, следовательно, страшной > вещью. Но христианство есть не вещь, а Христос. Господь зовет к вере > не в Свои слова, а в Себя - поступая ровно противоположно > земным проповедникам. Мы часто вцепляемся в эту веру ради своей > корысти, но вера сильнее корысти и изгоняет ее из нас. > Одно поколение христиан за другим вглядывается в Иисуса, вчитывается > в Евангелие, год за годом вглядываемся и вчитываемся в Откровение > мы сами, и вдруг оказывается, что Иисус пришел дать не отсрочку > Суда, а Самого Себя, Судию, в наше распоряжение. Тот Иисус, > в Которого мы веруем, не отсрочивает проклятие, а не может никого > проклясть. Он кроток и смирен сердцем не до поры до времени, > а по самой природе Своей. Так обнаруживается, что Новый Завет есть > высшее откровение о Боге - не как о существе, способном к временной > снисходительности ради вербовки Себе дополнительных сторонников, > а как о бесконечном снисхождении любви. Это - последнее откровение, > потому что осмыслить его, вписать в богословские схемы и книги > человечество не в силах (в отличие от откровения о Боге-Абсолюте, > Боге всемогущем и грозном). Переживать, познавать, воплощать в себе > Откровение о Боге-Любви человеческое существо способно бесконечно - > и как это замечательно: разжимается рука, выпадает оружие, стихает > загнанная в глубь души до Страшного суда ярость. Берешь в руку > Евангелие и перечитываешь: нет, не судить пришел Господь, > а спасать - и как же раньше я не увидел по Его глазам, что Он > не судящее, а милующее существо, что Он не выше меня, а бесконечно > ниже, что Он пришел не сбросить меня, а подхватить на руки. /продолжение/окончание следует/ [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_19.htm ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.21:12-22; Лк.19:45-48; 21:37-38 эпизоды NN130,131 по "Брюссельскому согласованию" +++ к евангельским чтениям вт и ср + + + В.Н.Кузнецова: Очищение Храма, засохшая смоковница и сила веры www.messia.ru/rasylka/004/680.htm#0 www.messia.ru/rasylka/004/681.htm#0 + + + Она же: 2 главных условия молитвы (комм. к Мк.11:23-25) www.messia.ru/rasylka/003/333.htm#0 + + + Яков Кротов: аллегория бесплодной смоковницы www.messia.ru/rasylka/003/332.htm#0 + + + Он же: фиговый лист. прощение www.messia.ru/rasylka/005/1030.htm#0 + + + Он же: Иисус просит молиться - прощая www.messia.ru/rasylka/004/919.htm#0 + + + другие размышления-комментарии www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_12.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_13.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_19.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_18.htm + + + митр. Сурожский Антоний - о положительном аспекте сомнения www.messia.ru/rasylka/003/333a.htm#0 +++ к апостольским чтениям + + + свящ. Владимир Лапшин: язык-огонь www.messia.ru/rasylka/005/1056.htm#0 + + + свящ. Александр Мень: гордость; грехи языка www.messia.ru/rasylka/005/1029.htm#0 + + + свящ. Владимир Лапшин: ...от страстей, что борются в теле... www.messia.ru/rasylka/005/1057.htm#0 Эти дни в календаре РПЦ: http://days.ru/day.php?date=20060131&key=days http://days.ru/day.php?date=20060201&key=days -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Иисус вступил в Иерусалим и направился в Храм. Всё осмотрев, Он вернулся поздно вечером в Вифанию со Своими Двенадцатью учениками. На следующий день, когда они вышли из Вифании, Иисус почувствовал голод. Увидев вдали смоковницу, Он пошел к ней посмотреть, нет ли на ней плодов, но, подойдя, не нашел ничего, кроме листвы, - для плодов было еще рано. Тогда Иисус сказал ей: - Так пусть никто не ест твоих плодов вовеки! Ученики это слышали. И вот приходят они в Иерусалим. Войдя в храмовый двор, Иисус выгнал вон тех, кто продавал и покупал в Храме, опрокинул столы менял и скамьи торгующих голубями. И никому ничего не позволял проносить через храмовый двор. Он учил их и говорил: - Разве не сказано в Писании: "Дом Мой будет назван домом молитвы для всех народов"? А вы превратили его в разбойничий притон! Когда это услышали старшие священники и учителя Закона, они стали искать способ расправиться с Ним. Ведь они Его боялись, потому что весь народ ловил каждое слово Его учения. Когда настал вечер, Иисус с учениками ушел из города. На следующее утро они проходили мимо смоковницы и увидели, что она вся засохла, от самых корней. Петр, припомнив вчерашнее, говорит Иисусу: - Учитель, смотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла! Иисус сказал им в ответ: - Верьте Богу! Верно вам говорю, если скажет кто этой горе: "Поднимись и бросься в море!" - и не усомнится в душе, но будет верить, что сказанное им исполнится, так и будет! Поэтому вам говорю Я: о чём бы вы ни молились и чего бы ни просили, верьте, что вы уже получили, - и так и будет! И когда вы стоите и молитесь, прощайте всё, что против кого-то имеете, чтобы и Отец ваш Небесный простил вам ваши грехи.* (Мк.11:11-25) * * * *Братья, не стремитесь все стать учителями! Знайте, что нас, учителей, будут судить более строго. Ведь все мы много грешим. Кто не грешит словами, тот уже человек зрелый, способный держать в узде всё тело. ... Каких только зверей, птиц, змей, морских животных и рыб не укротил уже или не укрощает человеческий род! А язык не дано укротить никому из людей. Это необузданное зло, полное смертоносного яда! Языком мы благословляем Господа и Отца, и тем же языком проклинаем людей, созданных по подобию Бога. Из одного и того же рта исходит и благословение, и проклятие! Братья, такого не должно быть! Может ли из одного родника бить струя и пресной, и соленой воды? Братья, может ли смоковница приносить маслины или виноградная лоза - смоквы? Скорее соленый источник даст пресную воду! Неужели среди вас нет людей мудрых и понимающих? Пусть они докажут это доброй жизнью и делами, которые совершают со скромностью, свойственной мудрости! А если в сердце у вас черная зависть и своекорыстие, то не хвастайтесь, не извращайте истины! Это не та мудрость, что нисходит с небес. Это мудрость земная, бездуховная, бесовская! Ведь где зависть и своекорыстие, там неурядицы и всякие некрасивые дела. Та же мудрость, что свыше, во-первых, чиста, а во-вторых, миролюбива, кротка, сговорчива, исполнена милосердия и плодов добрых дел, непристрастна, нелицемерна. А те, которые созидают мир вокруг себя, мирно сеют, чтобы пожать плод праведности. Откуда у вас стычки и ссоры? Не от того же ли самого - от страстей, что борются в вашем теле? Вы чего-то жаждете, но у вас этого нет. И вот вы убиваете. Вы страстно чего-то добиваетесь, но не можете получить. И вот вы ссоритесь и деретесь. Но у вас ничего нет, потому что вы не пр`осите. А даже если пр`осите, то не получаете, потому что не о том просите: вы хотите лишь удовлетворения своих страстей. Неверные люди, разве вы не знаете, что приязнь к миру означает вражду к Богу? Тот, кто хочет быть другом миру, становится врагом Богу. ... Ведь Писание говорит: "Бог противится гордецам, но любит смиренных".* (Иак.3:1-2,7-4:4,6) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
|
![]() |