Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 22 января 2006 г. ст.ст., сб (седмица 33-я по Пятидесятнице; чт-я 32-й седмицы) /память Ап. Тимофея (ок. 97)/ литургические чтения: 1Фес.5:14-23; Лк.17:3-10. > 17.1-6 ЖИЗНЬ УЧЕНИКОВ > (Мф 18.6-7,21-22; Мк 9.42) > 1 А Своим ученикам Иисус сказал: > - Всегда есть и будет много такого, что приводит к греху. > Но горе тому, кто причиной греха! > 2 Лучше было бы тому, > кто толкает на грех одного из этих простых и малых, > если бы мельничный жернов > на шею ему надели и бросили в море! > 3 Смотрите же, берегитесь! > Если провинится твой брат, упрекни его и, > 4 если повинится, прости. • И если семь раз на дню провинится > перед тобой и семь раз вернется к тебе и скажет: 'Виноват', - > прости. > 5 - Прибавь нам веры! - сказали апостолы Господу. > 6 - Если есть у вас вера хоть с горчичное зернышко, - > ответил Господь, - то, если скажете этой шелковице: > 'Вырви себя с корнями и пересади себя в море', - > она вам подчинится. > --------------------------------------------- > || 3 Мф 18.15 5 Мк 9.24 6 Мф 17.20; 21.21 > <.....> > Ст. 3 - <...> Из раввинистической литературы известно, что еврейские > богословы обсуждали проблему, сколько раз можно прощать человека, > совершившего один и тот же грех. Одни ответа не дают, другие > ограничивают прощение тремя разами. В Талмуде сказано: 'Человеку, > согрешающему против другого, однажды прощают, во второй раз прощают, > в третий раз прощают, но в четвертый раз не прощают'. Слово 'брат' > употреблено здесь в широком смысле, как 'брат во Христе', то есть > член христианской общины. Провинится - буквально: 'согрешит'. > 'Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, > и не понесешь за него греха', - говорится в Лев.19.17. Итак, Писание > учит, что открытый упрек полезнее и для обиженного, и для обидчика, > чем затаенная ненависть. Ведь целью такого упрека было прекращение > вражды и примирение. Предполагается, что сам обиженный уже простил > обидчика и что цель его дальнейших действий - сделать так, чтобы > на виновнике не оставалось греха и чтобы он раскаялся. Если брат > повинится, то есть поймет, что он совершил грех, и раскается, > это будет большая радость - как у пастуха, нашедшего потерянную овцу > (15.6). Не восстановление попранной чести, не удовлетворение > самолюбия, а любовь и спасение брата - вот главное приобретение. > Ст. 4 - У Матфея Иисус на вопрос Петра о том, сколько раз следует > прощать, ответил: 'семьдесят раз по семь', что значит неограниченное > количество раз. Хотя у Луки говорится о том, что брат семь раз > провинился и должен семь раз быть прощен, смысл не изменен, так как > число 'семь' имеет символическое значение, означая полноту. > Слова Христа призваны показать, что христианское прощение должно > быть безграничным. > Ст. 5-6 - Вероятно, эти стихи существовали в устной традиции > самостоятельно, потому что у Матфея (17.20) они в другом контексте. > Лука же помещает их здесь, что, вероятно, говорит о том, что ученики > еще не способны к такому прощению и нуждаются в увеличении веры. > На это Иисус отвечает, что важно не количество веры, а ее качество. > Он употребил два пословичных выражения, сопоставив нечто самое малое > с самым великим и трудным. Горчичное зернышко традиционно > считалось крохотнейшим из семян (ср. 13.19). Если у учеников будет > такая вера, пусть даже меньше крупицы, то они будут способны > совершить невозможное - приказать дереву пересадить себя в море. > Но хотя в греческом стоит условное реальное предложение, контекст > тем не менее показывает, что речь идет о том, чего > в действительности нет. О такой вере ученики еще должны молиться. > Шелковица - южное дерево из семейства тутовых, достигающее больших > размеров. > У Матфея вместо дерева, пересадившего себя в море, говорится > о передвижении горы. В раввинистической литературе 'передвигателями > гор' назывались те учителя, которые могли истолковывать > самые трудные и непонятные места в Писании. > 17.7-10 ПРИТЧА О СЛУГАХ > 7 Предположим, есть у кого-то из вас слуга, > который пашет или пасет овец. Разве ты скажешь ему, > когда он вернется с поля: 'Скорей садись за стол!'? > 8 Не правда ли, ты скажешь ему: > 'Приготовь мне ужин, подпояшься и прислуживай, > пока я буду есть и пить, а потом будешь есть и пить сам'. > 9 Ведь не станешь ты благодарить слугу, если он сделал то, > что ему положено? > 10 Так и вы: когда сделаете то, что вам положено делать, говорите: > 'Мы всего лишь слуги, мы сделали только то, > что должны были сделать'. > ------------------------------------------------------------ > 9 что ему положено? - в некоторых рукописях далее следует: > 'Не думаю'. > Ст. 7 - Вероятно, первоначально притча была обращена к другой > аудитории, потому что среди учеников, сопровождавших Иисуса, вряд ли > были землевладельцы, пусть даже имевшие всего лишь одного слугу > или раба. Само начало притчи свидетельствует о том, что Иисус > обращался, скорее всего, к фарисеям. <....> Но у Луки в другом > контексте притча приобрела иной смысл: она призывает учеников > к скромности и к отказу от фарисейского самодовольства и уверенности > в собственной праведности. > Слуга делает то, что ему велено. В этой притче у хозяина он один, > так что ему приходится выполнять работу и в поле, и по дому. И хотя > за день он сильно устал за плугом или за другой работой в поле, > на нём еще лежат домашние дела: нужно приготовить обед, подать его > и прислуживать хозяину за столом. В этом нет ничего необычного, > на то он и слуга, всё это входит в его повседневные обязанности. > Ст. 8 - Иисус высказывает невероятное предположение: может ли такое > быть, чтобы хозяин сам приготовил обед, накрывал на стол и обслужил > своего работника? Конечно же, это невозможно. > Ст. 9 - Людей благодарят на оказанную ими услугу, но не за то, что > те обязаны делать по долгу своей службы. > Ст. 10 - Иисус делает вывод из этой притчи: если земной господин > требует от слуг исполнения того, что им положено делать, > то насколько большего ожидает от христиан их Небесный Господин? > Итак, они должны помнить, что не сделали ничего особенного, но лишь > исполнили свой долг. Мы всего лишь слуги - дословно: 'Мы [всего > лишь] никчемные слуги'. 'Никчемные' - в данном случае это выражение > скромности. [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий. // М., 2004; стр.378-382 ] ///- - - к рядовому евангельскому и апостольскому чтениям: * ** Проповедь свящ. Вячеслава Резникова "О разном" www.pues.ru/orthodox/propov/pd_32.htm#6 * ** Яков Кротов: ...их добро - пыль в сравнении с их злом... www.messia.ru/rasylka/003/336.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060204/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://days.ru/day.php?date=20060122&key=days ***************************************************************** * * к апост. чтению воскресенья 32-го по Пятидесятнице (1Тим.4:9-15) www.messia.ru/rasylka/005/1061.htm#0 (СББ; ссылка на текст Ж.-Р.Буше) к еванг. чтению воскресенья 32-го по Пятидесятнице (Лк.19:1-10) www.messia.ru/rasylka/004/685.htm#B (cвящ. Яков Кротов; ссылки на тексты cвящ. Александра Меня, прп. Макария Египетского) 5 февраля (23 января) 2006 г. (переходящее празднование) - память новомучеников и исповедников Российских * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Братья, мы просим вас: бездельников наставляйте на ум, в робких вселяйте бодрость, слабым будьте опорой, со всеми будьте терпеливы. Смотр`ите, чтобы никто у вас не воздавал злом за зло. Всегда стремитесь к добру - как друг для друга, так и для всех остальных. Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите - вот воля Бога для вас, верящих в Христа Иисуса. Дух не угашайте, пророчеств не презирайте, но всё подвергайте испытанию; держитесь добра, избегайте любых видов зла! Пусть сам Бог, источник мира, освятит вас полностью. И пусть всё в вас: и дух, и душа, и тело - сохранится непорочным вплоть до Дня возвращения Господа нашего Иисуса Христа.* (1Фес.5:14-23) * * * *Мы не знаем, что есть любовь, и мы не знаем, что есть свобода, но знаем что БОГ есть и БОГ есть свобода. О том, что такое свобода и что такое любовь, нам надлежит узнать от Него.* (К.Барт) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||