=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)


* 21 января 2006 г. ст.ст., пт
  (седмица 33-я по Пятидесятнице; чт-я 32-й седмицы)
  /память прпп. Максима Исповедника (†662), Максима Грека (†1556)/
  литургические чтения: 1Пет.1:1-2,10-12;2:6-10; Мк.12:1-12 *.



> Священники  не  знали,  как поступить, и только спросили Иисуса: кто
> дал Ему право распоряжаться в Храме?

> - Спрошу вас и Я об одном: если скажете Мне, то и Я вам скажу, какою
> властью   это   делаю.   Крещение  Иоанново  откуда было: с Неба или
> от людей?

> -  Не знаем, - последовал уклончивый ответ. Ведь они называли Иоанна
> бесноватым,  но  сейчас,  в присутствии народа, саддукеи не рискнули
> открыто поносить казненного пустынника.

> - И Я вам не скажу, какою властью это делаю. 

> Иисус не случайно упомянул о Крестителе, в лице которого духовенство
> и книжники отвергли вестника Божия.

> -  Пришел  к  вам Иоанн  путем праведности, -  продолжал он, -  и вы
> не поверили  ему,  а мытари и блудницы поверили ему,  вы же, увидев,
> не раскаялись после, чтобы поверить ему.
>                             {Мф 21,23-27,32; Мк 11,27-33; Лк 20,1-8}

> Все  пророки  встречали  противодействие  и  ненависть  лжепастырей.
> Гордость  и  властолюбие  ополчались  на избранников Духа. Тем более
> трудно было ждать, что старейшины поверят Человеку, Которого простой
> народ называл Мессией.

> По  обыкновению   Иисус  пояснил  Свою  мысль притчей, сюжет которой
> был  навеян  Исайей,    любившим сравнивать Израиль с виноградником,
> а Бога - с хозяином.{Ср.: Ис 3,14; 5,1 сл.}

> Однажды,   рассказывал   Иисус,   владелец   большого   виноградника
> отлучился,  надеясь  на  усердие  своих  работников. Когда же пришло
> время уборки урожая, он послал слуг 'взять плоды свои'. Но работники
> иных,  избив,  прогнали, а иных умертвили. Так происходило несколько
> раз.  Наконец  господин  отправил  к  ним  собственного  наследника,
> говоря:   'устыдятся  сына моего'.  Однако виноградари не одумались.
> Они теперь решили завладеть всем имением, и едва юноша пришел к ним,
> вытащили его из виноградника и убили.

> -  Итак,  -  спросил Иисус служителей Храма, - когда придет господин
> виноградника, что он сделает с виноградарями теми?

> -  Предаст  их,   как  злодеев,   заслуженной  ими  <лютой>  смерти,
> а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему
> плоды в свои сроки, - отвечали они.

> - Никогда не читали вы в Писании: 
>       Камень, который отвергли строители,
>           он сделался главою угла:
>       От Господа это,
>           и дивно в очах наших?

> Старейшины  поняли,  что  в  притче говорится о них, что у них будет
> отнят  виноградник  народа Божия. 'И намеревались, - говорит Марк, -
> Его схватить, но побоялись народа'. Иисус же после этого объявил уже
> без   иносказаний:   'Царство  Божие  будет  отнято  у  вас  и  дано
> приносящему   плоды   народу'. {Мф 21,33-46; Мк 12,1-12; Лк 20,9-19.
> Аналогичной притчей, но в форме 'символического действия', принятого
> у пророков (ср., напр., Ис 8,1-4; Иер 19,1-15; Иез 4,4-8),
> было проклятие бесплодной смоковницы - символа тех, кто не принес
> 'плода покаяния' (Мф 21,18 сл.; Мк 11,12 сл.; ср. Лк 13,6-9).}
> Господь не только лишает власти духовных вождей Израиля, но и делает
> чадами   Царства    всех    исполняющих   волю   Его,     независимо
> от происхождения.
                [ свящ. Александр Мень. Сын Человеческий (13)
                  www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_13.htm ]


                                * * *

>                        "Христианская империя"

> В начале IV века мировая Римская держава  переменила тактику  борьбы
> с  христианством.  Она  признала  его и даже сделала государственной
> религией,  но при этом незаметно подчинила себе. Начинался во многом
> трагический    для   Церкви   период,   который   принято   называть
> "константиновским",     когда   политическая   власть   осуществляла
> свои цели, ссылаясь на Имя Христа и Его Церковь.

> В  свете   Евангелия    сами    идеи    "государственной    религии"
> и    "христианского государства" представляются весьма сомнительными
> и  спорными. Любое государство, даже с самым совершенным строем, всё
> же   есть   орган   насилия,   которое  трудно  совместить  с  духом
> христианской свободы.

> В  язычестве  общественный  порядок  обычно  воспринимался как часть
> порядка  космического.  Государство и религия были просто различными
> аспектами    мирового    строя.  Христианство,  напротив,   отделяло
> свою  собственную  духовную,  "Божию"   сферу от сферы  "Кесаревой".
> В  такой  поляризации уже содержались  предпосылки  отделения Церкви
> от  государства, хотя эту формулу тогда еще не употребляли. Когда же
> императоры  приковали  Церковь  к своей колеснице, стало совершаться
> насилие  над духом, которое вело к религиозно-политическому диктату,
> к "христианским" гонениям против инакомыслящих...

> Как же могла религия любви оказаться в такой роли?

> Любая  империя  стремится  к  удобной для властей моноидеологической
> структуре  общества.  На  исходе  Древнего  мира  и  в  Средние века
> средством   для   укрепления   "единомыслия"  стала  государственная
> религия.   Цари,  короли,   князья  и  правители  нередко  прибегали
> к   насильственной   христианизации,   к  репрессивному  утверждению
> конфессионального   единства,   Так,   если император был арианином,
> он  гнал  православных, если был православным, то преследовал ариан.
> Фальшивый,  хотя  исторически, быть может,  неизбежный,  союз Церкви
> и Кесаря наносил Церкви огромный нравственный урон. Подчиняясь стилю
> светской  политики,   церковное  руководство   постепенно  усваивало
> ее  тактику  и методы, превращало Церковь, особенно на средневековом
> Западе, в подобие государства.

> Однако,  как  это бывало еще в Ветхом Завете, когда пророки обличали
> власть  имущих,  в  истории  Церкви  всегда находились силы, которые
> сохраняли  верность  Евангелию   и   противились   вторжению  кесаря
> в  духовную  жизнь.  Напомним  хотя  бы  о  протестах  св.  Амвросия
> Медиоланского  и  св. Иоанна  Златоуста,  о твердости  папы  Мартина
> и св. Максима Исповедника, о защитниках икон и русских нестяжателях,
> о  деятельности  Савонаролы   и   Яна   Гуса,    св.  Максима  Грека
> и   св.  Филиппа  Московского.  Эти  оппозиционные  очаги  в  Церкви
> постоянно  напоминали  автократам,  что есть божественная "мера всех
> вещей", которая стоит над мирской властью.

> Точно  так  же,  хотя  в Средневековье образ Христа порой подменялся
> образом  Громовержца,  вновь  и  вновь совершалось как бы "открытие"
> полузабытого Евангелия с его духовной свободой  и  приматом заповеди
> о  любви.  Так  было,  например,  на  Западе  в  проповеди Франциска
> Ассизского, а на Востоке в творчестве Андрея Рублева.

> Замысел  создания   сакрального   христианского   государства   был,
> в  конечном счете, обречен на неудачу уже хотя бы потому, что Благая
> Весть  Иисусова  чужда  насилию  и  идее властительства.   Обращаясь
> к  апостолам как к членам Церкви Нового Завета,     Христос говорит:
> "Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними,
> и  вельможи  их  властвуют ими; но между вами да не будет так; а кто
> хочет  быть большим между вами, да будет всем слугою". В опирающихся
> на   религиозные   санкции   монархиях   "христианского  мира"  были
> предприняты   попытки   обойти   эту  заповедь,  используя  принципы
> государственной  религии, "симфонии", теории "двух мечей", светского
> и церковного. Но всё это оказалось несостоятельным и в период упадка
> феодализма   кончилось     банкротством     теократической    власти
> и зарождением идеи светского государства.
                [ свящ. Александр Мень.
                  Религия, "культ личности" и секулярное государство
                  www.alexandrmen.ru/books/trudnput/relcultl.html ]


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.21:33-46; Лк.20:9-19;
          эпизод N 132(b) по "Брюссельскому согласованию"




 :  + О прп. Максиме Исповеднике и его тексты:       \
 :   + www.krotov.info/library/m/ispoved/ind_max.html \
 :                                                     \
 :  + О прп. Максиме Греке:                             \
 :   + из лекции свящ. Александра Меня                   \
 :     "Предшественники Владимира Соловьева"              \
 :   www.messia.ru/rasylka/003/331.htm#0                 \
 :   + ст. из Словаря свящ. А.Меня:                         \
 :   www.krotov.info/spravki/persons/16person/1555grek.html  \
 :   + ст. на days.ru: www.days.ru/Life/life274.htm           \



  +++ смотри по теме еванг. чтения:
  • митр. Сурожский Антоний: Воплощение -
    беззащитность Христа - Голгофа - спасение
          www.messia.ru/rasylka/004/669.htm#0
  • Он же: чем мешает человеку Бог?
          www.messia.ru/rasylka/003/335.htm#0
  • Он же: злые виноградари
          www.messia.ru/rasylka/003/640.htm#0
  • Он же: арендаторы
          www.messia.ru/rasylka/004/1003.htm#0
  • К.С.Льюис: Свобода противиться Богу
          www.messia.ru/rasylka/002/278.htm#0
  • В.Н.Кузнецова: арендаторы-убийцы
          www.messia.ru/rasylka/005/1352.htm#0
  • свящ. Александр Борисов: арендаторы-разбойники
         www.messia.ru/rasylka/005/1267.htm#0
          (см. здесь же др. ссылки)

  +++ к апостольскому чтению:
  • свящ. Владимир Лапшин: скитальцы, избранные Богом...
                  www.messia.ru/rasylka/005/1059.htm#0


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060203/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://days.ru/day.php?date=20060121&key=days


***************************************************************** * *
  к еванг. чтению субботы  32-й седмицы по Пятидесятнице (Лк.17:3-10)
   www.messia.ru/rasylka/003/336.htm#0  (Яков Кротов)

   4 февраля (22 января) память Ап. Тимофея (ок. 97)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Иисус начал говорить им притчами:
 "Насадил человек виноградник, / обнес его оградой,
  вырыл яму для давильни, / выстроил сторожевую башню
  и отдал его внаем виноградарям. / А сам уехал в чужие края.
  Вот настала пора - / послал он слугу к виноградарям
  получить свой доход с виноградника.
  Но те схватили его, избили и отправили ни с чем.
  Снова послал к ним другого слугу,
  но тому разбили голову и выгнали с позором.
  Послал еще одного - того убили.
  Много других посылал - / одних избивали, других убивали.
  Был у него еще сын, любимый единственный сын.
  И последним послал к ним его, думая: / "Сына моего постыдятся".
  Но виноградари те стали говорить друг другу:
  "Это наследник!
  Давайте убьем его, и нашим будет наследство!"
  Они схватили его, убили и выбросили из виноградника.
  Что же сделает хозяин виноградника?
  Он вернется и казнит виноградарей,
  а виноградник отдаст другим.
  Разве вы не читали в Писании:
  "Камень, который отбросили строители, стал краеугольным камнем.
   Это сделано Господом - диво, которое было на наших глазах"?
  Они поняли, что притча направлена против них,
  и хотели было схватить Его, но побоялись народа.
  Поэтому они оставили Его и ушли.* (Мк.12:1-12)
                                * * *
*Так говорится в Писании:
 "Вот Я кладу на Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный.
  Всякий, кто верит в него, не узнает стыда".
 Итак, для вас, верящих, он - великая ценность,
 а для тех, кто не верит, -
 "камень, который отвергли строители, / он стал главою угла"
 и "камень, о который споткнутся, / скала - из-за нее упадут". ...
 Но вы - избранный род, священство Царя, святой народ, Божье владение,
 избранные, чтобы возвестить о великих деяниях Того,
 кто вызвал вас из тьмы в Свой дивный свет, вы -
 "когда-то не народ - / ныне народ, принадлежащий Богу;
  некогда вне милости - / ныне обретшие милость".* (1Пет.2:6-10)
                                * * *
*История Церкви - по фактам -
 преимущественно история отпадения людей от Христа,
 измены Ему на уровне слов и дел*. (А.Мень)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1399.htm
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»