Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 21 января 2006 г. ст.ст., пт (седмица 33-я по Пятидесятнице; чт-я 32-й седмицы) /память прпп. Максима Исповедника (662), Максима Грека (1556)/ литургические чтения: 1Пет.1:1-2,10-12;2:6-10; Мк.12:1-12 *. > Священники не знали, как поступить, и только спросили Иисуса: кто > дал Ему право распоряжаться в Храме? > - Спрошу вас и Я об одном: если скажете Мне, то и Я вам скажу, какою > властью это делаю. Крещение Иоанново откуда было: с Неба или > от людей? > - Не знаем, - последовал уклончивый ответ. Ведь они называли Иоанна > бесноватым, но сейчас, в присутствии народа, саддукеи не рискнули > открыто поносить казненного пустынника. > - И Я вам не скажу, какою властью это делаю. > Иисус не случайно упомянул о Крестителе, в лице которого духовенство > и книжники отвергли вестника Божия. > - Пришел к вам Иоанн путем праведности, - продолжал он, - и вы > не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему, вы же, увидев, > не раскаялись после, чтобы поверить ему. > {Мф 21,23-27,32; Мк 11,27-33; Лк 20,1-8} > Все пророки встречали противодействие и ненависть лжепастырей. > Гордость и властолюбие ополчались на избранников Духа. Тем более > трудно было ждать, что старейшины поверят Человеку, Которого простой > народ называл Мессией. > По обыкновению Иисус пояснил Свою мысль притчей, сюжет которой > был навеян Исайей, любившим сравнивать Израиль с виноградником, > а Бога - с хозяином.{Ср.: Ис 3,14; 5,1 сл.} > Однажды, рассказывал Иисус, владелец большого виноградника > отлучился, надеясь на усердие своих работников. Когда же пришло > время уборки урожая, он послал слуг 'взять плоды свои'. Но работники > иных, избив, прогнали, а иных умертвили. Так происходило несколько > раз. Наконец господин отправил к ним собственного наследника, > говоря: 'устыдятся сына моего'. Однако виноградари не одумались. > Они теперь решили завладеть всем имением, и едва юноша пришел к ним, > вытащили его из виноградника и убили. > - Итак, - спросил Иисус служителей Храма, - когда придет господин > виноградника, что он сделает с виноградарями теми? > - Предаст их, как злодеев, заслуженной ими <лютой> смерти, > а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему > плоды в свои сроки, - отвечали они. > - Никогда не читали вы в Писании: > Камень, который отвергли строители, > он сделался главою угла: > От Господа это, > и дивно в очах наших? > Старейшины поняли, что в притче говорится о них, что у них будет > отнят виноградник народа Божия. 'И намеревались, - говорит Марк, - > Его схватить, но побоялись народа'. Иисус же после этого объявил уже > без иносказаний: 'Царство Божие будет отнято у вас и дано > приносящему плоды народу'. {Мф 21,33-46; Мк 12,1-12; Лк 20,9-19. > Аналогичной притчей, но в форме 'символического действия', принятого > у пророков (ср., напр., Ис 8,1-4; Иер 19,1-15; Иез 4,4-8), > было проклятие бесплодной смоковницы - символа тех, кто не принес > 'плода покаяния' (Мф 21,18 сл.; Мк 11,12 сл.; ср. Лк 13,6-9).} > Господь не только лишает власти духовных вождей Израиля, но и делает > чадами Царства всех исполняющих волю Его, независимо > от происхождения. [ свящ. Александр Мень. Сын Человеческий (13) www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_13.htm ] * * * > "Христианская империя" > В начале IV века мировая Римская держава переменила тактику борьбы > с христианством. Она признала его и даже сделала государственной > религией, но при этом незаметно подчинила себе. Начинался во многом > трагический для Церкви период, который принято называть > "константиновским", когда политическая власть осуществляла > свои цели, ссылаясь на Имя Христа и Его Церковь. > В свете Евангелия сами идеи "государственной религии" > и "христианского государства" представляются весьма сомнительными > и спорными. Любое государство, даже с самым совершенным строем, всё > же есть орган насилия, которое трудно совместить с духом > христианской свободы. > В язычестве общественный порядок обычно воспринимался как часть > порядка космического. Государство и религия были просто различными > аспектами мирового строя. Христианство, напротив, отделяло > свою собственную духовную, "Божию" сферу от сферы "Кесаревой". > В такой поляризации уже содержались предпосылки отделения Церкви > от государства, хотя эту формулу тогда еще не употребляли. Когда же > императоры приковали Церковь к своей колеснице, стало совершаться > насилие над духом, которое вело к религиозно-политическому диктату, > к "христианским" гонениям против инакомыслящих... > Как же могла религия любви оказаться в такой роли? > Любая империя стремится к удобной для властей моноидеологической > структуре общества. На исходе Древнего мира и в Средние века > средством для укрепления "единомыслия" стала государственная > религия. Цари, короли, князья и правители нередко прибегали > к насильственной христианизации, к репрессивному утверждению > конфессионального единства, Так, если император был арианином, > он гнал православных, если был православным, то преследовал ариан. > Фальшивый, хотя исторически, быть может, неизбежный, союз Церкви > и Кесаря наносил Церкви огромный нравственный урон. Подчиняясь стилю > светской политики, церковное руководство постепенно усваивало > ее тактику и методы, превращало Церковь, особенно на средневековом > Западе, в подобие государства. > Однако, как это бывало еще в Ветхом Завете, когда пророки обличали > власть имущих, в истории Церкви всегда находились силы, которые > сохраняли верность Евангелию и противились вторжению кесаря > в духовную жизнь. Напомним хотя бы о протестах св. Амвросия > Медиоланского и св. Иоанна Златоуста, о твердости папы Мартина > и св. Максима Исповедника, о защитниках икон и русских нестяжателях, > о деятельности Савонаролы и Яна Гуса, св. Максима Грека > и св. Филиппа Московского. Эти оппозиционные очаги в Церкви > постоянно напоминали автократам, что есть божественная "мера всех > вещей", которая стоит над мирской властью. > Точно так же, хотя в Средневековье образ Христа порой подменялся > образом Громовержца, вновь и вновь совершалось как бы "открытие" > полузабытого Евангелия с его духовной свободой и приматом заповеди > о любви. Так было, например, на Западе в проповеди Франциска > Ассизского, а на Востоке в творчестве Андрея Рублева. > Замысел создания сакрального христианского государства был, > в конечном счете, обречен на неудачу уже хотя бы потому, что Благая > Весть Иисусова чужда насилию и идее властительства. Обращаясь > к апостолам как к членам Церкви Нового Завета, Христос говорит: > "Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, > и вельможи их властвуют ими; но между вами да не будет так; а кто > хочет быть большим между вами, да будет всем слугою". В опирающихся > на религиозные санкции монархиях "христианского мира" были > предприняты попытки обойти эту заповедь, используя принципы > государственной религии, "симфонии", теории "двух мечей", светского > и церковного. Но всё это оказалось несостоятельным и в период упадка > феодализма кончилось банкротством теократической власти > и зарождением идеи светского государства. [ свящ. Александр Мень. Религия, "культ личности" и секулярное государство www.alexandrmen.ru/books/trudnput/relcultl.html ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.21:33-46; Лк.20:9-19; эпизод N 132(b) по "Брюссельскому согласованию" : + О прп. Максиме Исповеднике и его тексты: \ : + www.krotov.info/library/m/ispoved/ind_max.html \ : \ : + О прп. Максиме Греке: \ : + из лекции свящ. Александра Меня \ : "Предшественники Владимира Соловьева" \ : www.messia.ru/rasylka/003/331.htm#0 \ : + ст. из Словаря свящ. А.Меня: \ : www.krotov.info/spravki/persons/16person/1555grek.html \ : + ст. на days.ru: www.days.ru/Life/life274.htm \ +++ смотри по теме еванг. чтения: • митр. Сурожский Антоний: Воплощение - беззащитность Христа - Голгофа - спасение www.messia.ru/rasylka/004/669.htm#0 • Он же: чем мешает человеку Бог? www.messia.ru/rasylka/003/335.htm#0 • Он же: злые виноградари www.messia.ru/rasylka/003/640.htm#0 • Он же: арендаторы www.messia.ru/rasylka/004/1003.htm#0 • К.С.Льюис: Свобода противиться Богу www.messia.ru/rasylka/002/278.htm#0 • В.Н.Кузнецова: арендаторы-убийцы www.messia.ru/rasylka/005/1352.htm#0 • свящ. Александр Борисов: арендаторы-разбойники www.messia.ru/rasylka/005/1267.htm#0 (см. здесь же др. ссылки) +++ к апостольскому чтению: • свящ. Владимир Лапшин: скитальцы, избранные Богом... www.messia.ru/rasylka/005/1059.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060203/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://days.ru/day.php?date=20060121&key=days ***************************************************************** * * к еванг. чтению субботы 32-й седмицы по Пятидесятнице (Лк.17:3-10) www.messia.ru/rasylka/003/336.htm#0 (Яков Кротов) 4 февраля (22 января) память Ап. Тимофея (ок. 97) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Иисус начал говорить им притчами: "Насадил человек виноградник, / обнес его оградой, вырыл яму для давильни, / выстроил сторожевую башню и отдал его внаем виноградарям. / А сам уехал в чужие края. Вот настала пора - / послал он слугу к виноградарям получить свой доход с виноградника. Но те схватили его, избили и отправили ни с чем. Снова послал к ним другого слугу, но тому разбили голову и выгнали с позором. Послал еще одного - того убили. Много других посылал - / одних избивали, других убивали. Был у него еще сын, любимый единственный сын. И последним послал к ним его, думая: / "Сына моего постыдятся". Но виноградари те стали говорить друг другу: "Это наследник! Давайте убьем его, и нашим будет наследство!" Они схватили его, убили и выбросили из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? Он вернется и казнит виноградарей, а виноградник отдаст другим. Разве вы не читали в Писании: "Камень, который отбросили строители, стал краеугольным камнем. Это сделано Господом - диво, которое было на наших глазах"? Они поняли, что притча направлена против них, и хотели было схватить Его, но побоялись народа. Поэтому они оставили Его и ушли.* (Мк.12:1-12) * * * *Так говорится в Писании: "Вот Я кладу на Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный. Всякий, кто верит в него, не узнает стыда". Итак, для вас, верящих, он - великая ценность, а для тех, кто не верит, - "камень, который отвергли строители, / он стал главою угла" и "камень, о который споткнутся, / скала - из-за нее упадут". ... Но вы - избранный род, священство Царя, святой народ, Божье владение, избранные, чтобы возвестить о великих деяниях Того, кто вызвал вас из тьмы в Свой дивный свет, вы - "когда-то не народ - / ныне народ, принадлежащий Богу; некогда вне милости - / ныне обретшие милость".* (1Пет.2:6-10) * * * *История Церкви - по фактам - преимущественно история отпадения людей от Христа, измены Ему на уровне слов и дел*. (А.Мень) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||