Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 1 арпеля 2006 г. ст.ст., пт 6-й седмицы Великого поста церковные чтения (паремии): # Ис.66:10-24 [Все любящие Иерусалим и скробящие о его судьбе призываются к радости; предвозвещается призвание язычников в Иерусалим, изрекается грозный суд Божий на отступивших от Бога...] # Быт.49:33-50:26 [Смерть Иакова и погребение его в ханаанской земле; обещание Иосифа братьям забыть то зло, какое они причинили ему; его предсмертная просьба к сыновьям Израилевым взять с собой его кости при выходе в обетованную землю; смерть Иосифа.] # Притч.31:8-32 [От лица матери предлагаются наставления сыну-царю: слушать слово Божие, судить справедливо. Качества добродетельной жены: трудолюбие, распорядительность, благотворительность, вообще благоразумие в действиях; похвала ей.] > <...> Первое мое впечатление о смерти было такое. Когда я был > мальчиком лет шести, мы жили в Персии, в сегодняшнем Иране, > и в Тегеране был очень знаменитый сад, известный розарий, > принадлежавший местному жителю. По тогдашним обычаям допускалось > прийти к человеку и сказать: мы слышали, что у вас дивный сад; можно > ли его посмотреть? Так и было сделано, мы смотрели этот сад, потом > ушли, и только на следующий день узнали, что пока хозяин показывал > свои розы, угощал нас шербетом, в одной из комнат дома лежал > его сын, только что зарезанный на дороге. Но отец счел, > что гостеприимство важнее всех его собственных чувств, и он нас > принимал, как будто ничего с ним не случилось. Это было мое первое > впечатление о том, как человек может стать лицом к лицу со смертью > и победить свой ужас, свою боль ради любви или, как бы он сам > сказал, ради простого гостеприимства: "иначе люди не поступают". > Второе впечатление, связанное со смертью, это разговор с моим отцом. > Я как-то вернулся из летнего юношеского лагеря, и отец мне сказал: > что с тобой случилось? У меня было чувство, что с тобой случилось > что-то неладное... Я с легкостью (мне было пятнадцать лет) > ему ответил: неужели ты думал, что я себе ногу сломал или шею > свернул? И он, который меня очень любил, крайне серьезно на меня > посмотрел и сказал: нет, это было бы не важно; я боялся, что > ты потерял свою нравственную цельность. И прибавил: запомни, что жив > ты или нет - не должно быть важно ни для тебя, ни для других; важно > одно: ради чего ты живешь и ради чего ты готов отдать свою жизнь. > И вот эти слова и то воспоминание детства у меня остались как очень > яркие воспоминания, связанные с мыслью о смерти. Впоследствии > я встречался со смертью очень много, не говоря о семейных трагедиях, > которых было много; я пятнадцать лет был врачом, из которых пять лет > прошли на войне, и священствую сорок лет, так что, конечно, я видел > и переживал много смертей. <....> > Человек создан для бессмертия, это ясно из Священного Писания. > И падение человека, то есть то, что он отвернулся от Бога и стал > искать своих путей, и привело к смертности и к умиранию. Есть одно > очень озадачивающее место в третьей главе книги Бытия. После того > как человек пал, Бог говорит: вот Адам стал, как один из Нас; как бы > он не прикоснулся к древу жизни и не стал жить вечно (Быт.3,22). > Часто это комментируют как жестокую, бессердечную, недостойную > насмешку. Но мне кажется, что в этом не насмешка, а признание > глубоко трагичной ситуации. Человек мог быть цельным только через > единство мужа и жены и единство этой четы с Богом; и в момент, > когда раздробилась, разбилась эта чета и разорвалась связь с Богом, > каждая из этих особей - Адам, Ева - оказалась хотя и созданной > по образу Божию, но лишенной той цельности, которая могла быть > вечностью. Кто-то - не из отцов, а из более поздних писателей - > говорил, что пока Адам и Ева были одно, если бы они гляделись > в зеркало, они видели бы себя как чету и друг друга как взаимное > отражение. Когда случилось падение, зеркало разбилось, можно было > видеть те же самые лица, но они не составляли уже одно целое, > и жизнь уже не могла продолжаться вечно, так же как это зеркало > перестало быть целым. > Когда я впервые читал Священное Писание лет в пятнадцать, меня очень > поразило свидетельство апостола Павла: Жизнь для меня - Христос, > смерть - приобретение, потому что, пока я живу в теле, я отдален > от Бога (Флп.1,21; 1Кор.5,6). И в другом месте он говорит: для меня > умереть вовсе не значит совлечься временной жизни, то есть > ее потерять, а облечься в вечность, то есть войти в вечность уже > в такой мере, в какой нельзя ее переживать, будучи в теле. И это > мы все знаем в зачаточном смысле. Скажем, мы хотим молиться, > душа рвется к Богу, а берет верх усталость души, одолевает усталость > тела, и - как волна, которая ударяется об утес, всплескивается > кверху и опадает вновь, - этот порыв уже кончен. Мы все знаем > на опыте, как самые глубокие, сильные переживания разбиваются > о такие простые вещи, как телесная усталость или что-то подобное. > Так это бывает жалко и больно: вы сидите, например, с больным > человеком, с умирающим, кого вы любите всей своей любовью, и вдруг > обнаруживаете, что заснули. Как это можно?! Человек умирает, > а я заснул - тело победило. Душа бы бодрствовала, а тело не осилило. > Так что в этом отношении апостол Павел выражал что-то очень > понятное, когда говорил: Кто меня освободит от этого тела тления, > тела, которое меня тянет вниз? - не потому что тело плохо, а потому > что оно не пронизано вечной жизнью и поэтому не может меня держать > на уровне вечной жизни. > И вот когда мы думаем о смерти - своей или чужой, - мне кажется, > нам надо помнить, что ни себя, ни другого по-настоящему к смерти > приготовить нельзя, так же как нельзя научить человека тому, чему > сам не научился. Никто из нас не имеет опыта смерти. Некоторые > из нас, когда тяжело болели, может быть, доходили до грани смерти, > но вернулись; и поэтому мы можем говорить о постепенном умирании, > во всяком случае, те, которые прошли через этот процесс; говорить > о том, что смерть стояла перед глазами, могут те, которые были > на войне или в какой-нибудь катастрофе; но о самой смерти никто > из нас не может сказать ничего; единственно могли бы сказать Лазарь > воскресший или Спаситель Христос. О чём же мы можем тогда говорить? > Как мы можем готовить себя или другого человека к этому > таинственному переходу? Мне кажется, нам может единственно помочь > именно то слово апостола Павла, что для него смерть - облечение > в вечность. Что мы можем сделать для себя и в какой-то мере > для других - это им помочь вырасти в какую-то меру опыта вечной > жизни, который снимает страх временного умирания. > <...> У нас в Лондоне был староста, старше меня, проживший очень > тяжелую жизнь. Девятнадцати лет он попал на Соловки, потерял там > ногу, был возвращен на материк и в свое время (тогда это было > возможно) выкуплен; и приехал в Англию. Как-то он заболел желтухой. > Его взяли в больницу и обнаружили, что у него неизлечимый рак. Ему > об этом не сказали, но сообщили его сестре и мне. И когда я его > увидел в больнице (он был в отдельной комнате, потому что > был слишком плох для общей палаты), он мне сказал: как это скучно; > столько мне надо еще в жизни сделать, и вот я лежу без всякого дела > здесь, и врачи мне даже не могут сказать, сколько это продлится. > Я ему тогда сказал: Артемий, вы ведь мне говорили много раз: как бы > я хотел остановить время и какой-то срок быть вместо того, > чтобы делать. Вы этого никогда не сделали. Бог вам сейчас дает такую > возможность: будьте, то есть войдите в себя, войдите в ту долю > вечности, которую вы знаете уже, и перестаньте думать о делании, > потому что, если вы выздоровеете, вы это сможете делать, а если нет, > не нужно этого делать вовсе. Он задумался и сказал: да, но я всю > жизнь делал и не знаю, что значит быть. И тогда мы начали целый > процесс, который длился несколько месяцев до его смерти. Я ему > посоветовал продумывать свою жизнь, начиная с данного момента, > и ее постепенно решать. Сейчас вы лежите в постели, подумайте, какие > у вас отношения с людьми вокруг - не только здесь, в больнице, > но в той жизни, которую вы вели, - и исправьте всё, что "не то". > Всю горечь изжить надо, все ссоры надо исправить, всё недоброе > исцелить и так далее. Он это делал из недели в неделю. Сначала > он занялся отношениями со своей сестрой, с друзьями, с которыми > ссорился, потом дальше и дальше вокруг, в настоящее время. Когда > это было сделано, мы перешли в прошлое. Знаете, как археолог копает: > сначала находит самое поверхностное, то есть недавнее, а потом, > копая дальше и дальше, находит более старое, более древнее; и так > мы заходили дальше. Он постепенно примирялся со своим прошлым, > со всеми людьми, которых когда-то знал, но которые или уже умерли, > или были так далеки, что невозможно было у них просить прощения или > с ними примиряться, но с которыми он мог внутренне примириться, > к которым он мог мысленно обратиться и сказать: Прости! - где бы тот > ни был, жив ли он еще на земле или нет. Помню, в самом конце > его жизни, когда он был до того слаб, до того исхудал, что не мог > сам ложку поднести ко рту, и остались только большие светящиеся > глаза на изнуренном лице, он мне сказал: отец Антоний, телом я почти > уже умер, и я никогда себя не чувствовал так интенсивно живым, > как теперь!.. Потому что всё, что убивало душу: обиды, горечь, > ненависть (можно найти бесконечное число слов для этого), - ушло, > и в нём ничего не осталось кроме жизни; но жизни не той, которая > поддерживается телом, - та уже исходила, а жизни, которой никто > не может отнять: живая душа в общении с Живым Богом. [ Митрополит Сурожский Антоний. О СМЕРТИ www.mitras.ru/pered5/pb_541.htm ] + + + песнопения из богослужений этого дня (посл. дня Великого Поста) в русском переводе с ц.-славянского www.messia.ru/rasylka/005/1126.htm#0 Чтения этого дня и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060414/orth Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060401&key=days Если Вы следовали приводимому в этой рассылке плану, предусматривающему прочтение всего Нового Завета за время Великого поста (составленному Яковом Кротовым), то вот сегодня предлагаю последнюю ступень его: Чтение из Евангелий: от Иоанна, глл. 20-21. Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Откровение, 19-22. -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Исполняя предвозвещенное пророками, в пророкоубийственный город, Христе предобрый, Ты пришел, чтобы быть убитым добровольно, ради спасения меня, убитого тлением.* *Душеполезную завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страданий Твоих просим увидеть, Человеколюбче, чтобы прославить в ней величие Твое и неизреченное нас ради промышление Твое, единомудренно воспевая: Господи, слава Тебе!* (Триодь) * * * *Теперь, после смерти отца, братья Иосифа, задумались: "А что, если Иосиф по-прежнему зол на нас и захочет отплатить за горе, которое мы ему причинили?" И они велели передать Иосифу: "Перед смертью отец завещал, сказать тебе: 'Прошу тебя, прости братьям их грех, их вину - то зло, которое они тебе причинили'. Так прости же нас, ведь мы рабы Бога отца твоего!" Иосиф плакал, слушая эти слова. Братья пришли, простерлись перед на земле,и сказали: "Отныне мы твои рабы!" Иосиф ответил: "Разве я Бог? ВОТ, ВЫ УМЫШЛЯЛИ ПРОТИВ МЕНЯ ЗЛО, А ПО БОЖЬЕМУ ПРОМЫСЛУ ОНО ОБЕРНУЛОСЬ ДОБРОМ: сколько людей спасено из-за этого! Не бойтесь. Я буду заботиться о вас и о ваших детях". Эти слова успокоили братьев и тронули их сердца.* (Быт.50:15-21, новый перевод РБО) * * * *Ликуйте с дочерью Иерусалима, / веселитесь о ней, все, кто ее любит! Радуйтесь же с нею, все, кто оплакивал ее! И будете вы насыщаться из ее грудей, дарующих утешенье, будете кормиться с наслажденьем из грудей ее щедрых. Так говорит Господь: - Теперь Я пошлю ей благоденствие, словно реку, пошлю богатства народов, словно полноводный поток! И будет она кормить вас грудью, носить на руках, на коленях вас нянчить будет. Я утешу вас, как мать - своего сына, Иерусалим для вас утешением станет! Вы увидите - и возрадуются ваши сердца, и ваши тела наполнятся жизнью, как молодая трава. И явится сила ГОСПОДА на Его рабах, / а Его гнев - на врагах Его. *Господь придет - как огонь, / колесницы Его - словно смерч! Яростным будет отмщенье Его, / Его грозный клич - как языки пламени! Огнем и мечом Своим Господь совершит суд над всеми живущими, и многие падут от Его руки. ... *Я иду собирать все народы и племена. Они придут и увидят Мою славу, и сотворю Я среди них знаменье! Некоторых из тех, кто уцелел, Я отправлю к народам: в Таршиш, и в Ливию, и в Лидию, где лучники обитают, и в Тувал, и в Грецию - в далекие приморские земли, где не слыхали обо Мне и не видели Моей славы. И возвестят они народам славу Мою. Тогда ваших соплеменников, что живут среди всех народов, привезут на лошадях и на колесницах, в крытых повозках, на мулах и верблюдах - как дар Господу, в Иерусалим, на Мою святую гору, - говорит Господь. - Так сыны Израиля несут в чистых сосудах хлебное приношение в Храм ГОСПОДА. А некоторых из них Я сделаю жрецами и левитами, - говорит Господь. * - Как новое небо и новая земля, творимые Мной, пребудут предо Мною, - говорит Господь, - так пребудет ваше потомство и ваше имя. И каждое новолуние, / каждую субботу все живущие станут приходить и поклоняться Мне, - говорит Господь. - А выходя, все будут видеть трупы людей, восставших против Меня: червь, поедающий их, не умрет, и огонь, сжигающий их, не погаснет, и с отвращеньем будут взирать на них все живущие.* (Ис.66:10-16,18-24, новый перевод РБО 2004г., А.Э.Графов) * * * *Говори за того, кто не может сказать, / за права тех, кто бессилен; говори в защиту справедливости, / ради прав нищего и несчастного.* (Пр.31:8, новый перевод РБО) |
|||||
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последнем выпуске: |
||||
|
![]() |