ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 21 апреля 2006 г. ст.ст., чт 2-ой седмицы по Пасхе. литургические чтения: Деян.4:23-31; Ин.5:24-30. К евангельскому чтению смотри: * свящ. Александр Мень: все мы оживем... www.messia.ru/rasylka/005/1143.htm#0 * "что делает Отец, то же делает Сын" - по кн. еп. Кассиана www.messia.ru/rasylka/004/772.htm#0 * митр. Сурожский Антоний: ...Господь может всё простить... Две преграды... www.messia.ru/rasylka/003/424.htm#0 * Клайв Стейплз Льюис: амбивалентность смерти www.messia.ru/rasylka/002/069.htm#0 В этом выпуске - продолжение очерка "Первая евхаристия на последней вечере" www.messia.ru/rasylka/006/1474.htm#0 > <....> Начало общей трапезы отмечалось торжественным обрядом: > <перед председательствующим> клали хлеб. Он брал его в руки и <...> > произносил над ним следующее благословение: 'Благословен Ты, Господи > Боже наш, Царь вечный, дающий земле производить хлеб'. Несомненно, > Господь тогда и добавил: 'Примите, ядите, сие есть тело Мое, за вас > ломимое; сие творите в Мое воспоминание'. {Лк.22.18. ...} > <....> библейская критика утверждала не раз, что Господь не мог > в этих выражениях ('Сие творите'...) установить Евхаристию > в качестве такого священнодействия, которое должно беспрестанно > повторяться после Него. Как на причину этой невозможности указывали > на убеждение первоначальной христианской общины в непосредственно > предстоявшем пришествии Царствия Божия: если даже Сам Христос > не разделял этого убеждения, то по меньшей мере для учеников, в тот > момент, было бы непонятным установление такого священнодействия, > которое должно было повторяться после Его смерти. > <... Однако,> слова 'Сие творите в Мое воспоминание' не предписывают > никакого в прямом смысле нового обряда: Христос не изобретает, > а только применяет уже существующее священнодействие. Эти Его слова > предполагают обряд, который уже существует и должен продолжаться > в дальнейшем <...>. Но в этот неизменяемый обряд Христос вкладывает > новый и окончательный смысл. Отныне, каждый раз когда ученики будут > его совершать (а они, независимо от всякого нового установления, > в силу уже одних только еврейских уставов, обязаны его совершать > каждый раз, когда они собираются вместе), они будут это делать > в воспоминание о Христе. > Иначе говоря, в тексте ап. Павла об установлении Евхаристии ударение > надо делать на словах 'в Мое воспоминание', которые тут составляют > собственно христианское нововведение. <...> > Трапеза продолжается, при чём Христос ритуально благословляет каждое > приносимое блюдо, точно так, как в христианской древности епископ, > после освящения евхаристического хлеба, благословлял все другие > приносившиеся яства, в частности елей и плоды. Несколько чаш > тем временем передаются из рук в руки. И как в начале, каждый > благословляет их в свою очередь. Но перед последней чашей > прибавляются некоторые обряды. > Прежде всего, так как уже стемнело, Христу приносят зажженный > светильник и с ним ладан, который должен очистить воздух в помещении > и тем подготовить завершающее трапезу важнейшее священнодействие. > Торжественное благословение светильника составляло один из основных > обрядов вечери, особенно в канун субботы или праздника.{} И до наших > дней во всех благочестивых еврейских семьях, зажигать 'субботние > светочи' осталось привилегией матери. Можно думать, что в тот вечер, > как и во многие другие вечера, это вновь совершила Мария. > Затем Христос сказал: 'Благословен Ты Господи Боже наш, Царь вечный, > Ты, создавший огненные светочи!' - формула, которая и поныне > применяется в Хабдалле вечера под субботу. > Уже после этого обряда вышел Иуда (), - раз автора четвертого > Евангелия поразил контраст с темнотой наружи.{Ин.13:30} Ладан () > благословлялся обычно сразу после светильника: 'Благословен Ты, > Господи Боже наш, Царь вечный, Ты, создавший благовония!'{} > Затем, перед 'Великим Благодарением', которым должна была > заканчиваться трапеза, происходило вторичное омовение рук. Совершал > его не всегда какой-либо слуга, а часто самый молодой из участников. > Если самым молодым был ап. Иоанн - что вероятно, - то он должно быть > приготовился к этому обряду, когда Христос взял у него из рук > кувшин, умывальницу и полотенце. Отсюда понятно, что из всех > евангелистов именно он, любимый ученик, отметил этот факт. Теперь > Христос проводит последнюю черту подо всеми спорами о первенстве, > разделявшими Его учеников. Он это еще более подчеркивает тем, > что умывает присутствующим не руки, а ноги. Согласно предписаниям > ритуала на тот случай, когда имеется более пяти участников, > он кончает старшим, то есть Петром. Отсюда объяснение, которое > Христос дает только что введенному им отклонению от обычая, - > объяснение, возникающее в ответ на протесты Петра.{} > Христос возвращается на Свое место за столом. Тогда, уже после > окончания вечери, как прямо говорит ап. Павел,{1Кор.11.25} Он берет > в руки принесенную тем временем последнюю чашу и снова > во всеуслышание воздает благодарение. Действительно, последняя чаша, > в отличие от предыдущих, благословляется не каждым в отдельности, > а одним только председательствующим. И с этим благословением, > заключавшим всю трапезу, был связан многозначащий обряд, который > Мишна описывает подробно так: > Сначала к вину примешивали воды.{} Этот обычай был установлен > настолько твердо, что Равви Элиезер бен Гиркан, около 90 года нашей > эры, утверждал, что без этого вообще нельзя произносить > 'благодарение'. После этого председательствующий говорил: 'Принесем > благодарение', и добавлял: 'Господу Богу нашему', если собрание > было многочисленным.{} Ему отвечали: 'Да будет благословенно > имя Господне, ныне и вовек'. 'С вашим согласием (тут все склонялись) > мы благословим Того, Кто дал нам участвовать в Его благах'. > 'Да будет благословен Тот, Кто дал нам участвовать в Его благах' - > отвечали присутствующие и добавляли: 'Его благостью мы живем'. > Тогда председательствующий произносил, или, вернее, пел великое > Благодарение по следующему тексту: => 'Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вечный, Ты, питающий весь => мир Твоею благостью, Твоею благодатью, Твоим милосердием => и благоутробием Твоим. Ты даруешь всякой плоти ее пищу, ибо Твое => милосердие пребывает вовек. Твоею великою благостью, нам никогда => не было недостатка в пище; да не будет у нас никогда недостатка => в ней, ради любви к великому Имени Твоему, ибо Ты хранишь => и поддерживаешь всё живущее, творишь добро всем и посылаешь пищу => всему, что Ты создал. Благословен Ты, Господи, дающий всем их пищу! => Благодарим Тебя, Господи, за то, что Ты дал отцам нашим в наследие => землю обширную, добрую и вожделенную, и за то, что Ты вывел нас, => Господи, Боже наш, из земли Египетской, из дома рабства, а равно => и за завет Твоей, который Ты запечатлел в нашей плоти, за закон => Твой, которому Ты научил нас, уставы Твои, которые Ты дал нам => познать, жизнь, благодать и милосердие, которые Ты излил на нас, => и за пищу, которою Ты питаешь нас и поддерживаешь нас непрестанно, => во всякий день, во всякое время и во всякий час. За всё это, => Господи Боже наш, возносим Тебе благодарение и благословляем Тебя. => Да будет благословенно Имя Твое устами всех живущих, постоянно => и навеки, как написано: 'будешь есть и насытишься и благословишь => Господа Бога твоего за добрую землю, которую Он дал тебе'. => Благословен, Ты Господи, за пищу и за страну. => Умилосердись, Господи, Боже наш, над Израилем, народом Твоим, => над Иерусалимом, градом Твоим, над Сионом, жилищем славы Твоей, => над царством Дома Давида, помазанника Твоего, и над великим => и святым домом, который Ты назвал именем Твоим. О Боже, Отец наш, => питай нас, храни нас, укрепляй нас, поддерживай нас, восстанови нас => и скоро ниспошли нам, Господи Боже наш, помощь во всех наших => несчастьях. Молим Тебя, Господи Боже наш, чтобы нам не нуждаться => в дарах человеческих и в их подаяниях, но лишь в Твоей источающей => помощь руке, которая полна, открыта, свята и щедра, => да не постыдимся и не посрамимся вовек'...{} > <... критики> единогласно считают, что первые два абзаца уже > с начала I века, а по всей вероятности уже и гораздо раньше, > существовали в основном, а может быть и буквально, в том виде, > в каком мы их находим в трактате =Беракот=. После этого понятно, > как легко было Христу сразу с конца второго абзаца перейти > от первого Завета к 'новому Завету в крови Моей' и затем, передав > дальше круговую 'чашу благословения', как называет ее ап. Павел > {1Кор.10.16} согласно общепринятому еврейскому ритуалу, объявить, > что отныне она есть 'приобщение Его Крови'. [ Л.Буйе. О Библии и Евангелии. // Брюссель, 1988 (Добавление III. стр. 225-8) ] (продолжение следует) Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060504/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060421&key=days ***************************************************************** * * к еванг. чтению пятницы 2-й седмицы по Пасхе (Ин.5:30-6:2) www.messia.ru/rasylka/005/1144.htm#0 (Яков Кротов; Еп. Григорий Лебедев; ссылки на тексты еп. Кассиана, свт. Кирилла Иерусалимского, свящ. Александра Меня, Питера Крифта) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Иисус сказал: "Говорю вам истинную правду: тот, кто слышит Слово Мое / и верит Тому, кто послал Меня, обрел вечную жизнь. Не предстанет он перед Судом - / он уже перешел от смерти к жизни. Говорю вам истинную правду: час наступает - / он уже наступил! - когда мертвые услышат голос Божьего Сына и кто услышит Его, те будут жить. Как Отец есть источник жизни, так и Сына Он сделал источником жизни. И Он дал Сыну власть судить, / потому что Он - Сын человеческий. Не удивляйтесь тому. Ведь час наступает, когда все, кто в могилах, / услышат голос Его и покинут могилы - те, что творили добро, встанут для Жизни, а те, что творили зло - для Суда. Я ничего не могу делать собственной властью. Я сужу, как велит Мне Отец, / и Суд Мой - праведный суд, ибо Я не того, чего хочется Мне, добиваюсь, а того, чего хочет Пославший Меня." (Ин.5:24-30) * * * "Железо оттачивается железом, / а человек - другими людьми". (Пр.27:17) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последних выпусках: |
||||
|
![]() |