ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 22 апреля 2006 г. ст.ст., пт 2-ой седмицы по Пасхе. литургические чтения: Деян.5:1-11; Ин.5:30-6:2. +++ К евангельскому чтению смотри: +->> символизм исцеления слепца; грех; притча об овечьем дворе (комментарий по кн. еп. Кассиана Безобразова) www.messia.ru/rasylka/004/773.htm#0 +->> Свт. Кирилл Иерусалимский: Иисус - Дверь www.messia.ru/rasylka/003/445.htm#0 +->> Питер Крифт: Многими скорбями... www.messia.ru/rasylka/002/090.htm#0 > Жизнь Церкви во Святом Духе > Присутствие Св. Духа, почившего на Апостолах в день Пятидесятницы, > наложило свою печать на жизнь верующих. Отныне жизнь верующих > была жизнь во Св. Духе. > Общая характеристика жизни верующих после Пятидесятницы дана > в Деян.2:42-47 и повторена с большими подробностями в 4:32-5:16. > Присутствие Св. Духа в Церкви обнаруживалось повторными знамениями. > К этим знамениям принадлежали и вихрь и огонь Пятидесятницы. > Евангелист Лука не упускает заметить, что вихрь и огонь не были > явлениями обычного материального порядка. Он говорит о шуме с неба > как бы от ветра (Деян.2:2), и о языках как бы огненных (ст. 3). Тем > не менее, и вихрь и языки были доступны опыту внешних чувств > Апостолов, как было ощутимо для верующих и землетрясение Деян.4:31, > которым Дух Святой свидетельствовал о своем присутствии. > Но повторимость внешних знаков присутствия Духа отнюдь не означает > повторных сошествий Св. Духа. Как исполнение обетования, сошествие > Св. Духа в день Пятидесятницы _ и для Дееписателя _ было единое > и неповторимое. А из этого вытекает, что и внешние знаки имели > для него значение вторичное. Существенно было присутствие > Духа Святого, как Божественного начала в жизни верующих. Глубже > осмыслить значение этого присутствия было дано ап. Иоанну Зеведееву > в конце Апостольского Века. > Но присутствие Св. Духа, в Церкви свидетельствовалось не только > чудесными знамениями. Оно выражалось и изобильным излиянием духовных > даров. О духовных дарах подробно говорит ап. Павел в 1Кор.12-14. > Он их перечисляет в 12:4-11, как многоразличные излияния единого > Духа. Перечисление предполагает опыт Коринфских христиан, который > ап. Павел старается осмыслить и упорядочить. Есть все основания > думать, что опыт Коринфской Церкви в существенном совпадал с опытом > Иерусалимской Церкви в первые же годы ее исторического бытия. > Во всяком случае, перечень ап. Павла дает основание для различения > в духовных дарах проявлений чудесной силы, с одной стороны > (ср. 1Кор.12:9в-10), и того внутреннего обогащения человека в его > устремленности к Богу, с другой стороны, которое и мы обыкновенно > называем духовной жизнью (ср. 1Кор.12:8-9а). Внимательное чтение > Деян. позволяет усмотреть и то и другое в жизни первых христиан > после сошествия Св. Духа на Апостолов. Евангелист Лука прямо говорит > о великих знамениях и чудесах, совершавшихся руками Апостолов > (ср. Деян.2:43. 5:12 и др., ср. исцеление хромого в Храме в гл. 3). > Но еще большее внимание он посвящает проявлениям духовной жизни. > В частности, из его рассказов вытекает, что жизнь первых христиан, > объединенных общею верою, была построена на началах взаимной любви. > Эту сторону благодатного водительства Духа, ап. Павел считает > особенно ценной. В послании к Галатам делам плоти в их дурной > множественности (5:19-21), он противополагает плод Духа, > внутреннеединый, при всём богатстве и разнообразии его проявлений. > Эти проявления (5:22-6:2) относятся к области духовной жизни > и добродетелям христианской нравственности. > В этой связи нашего внимания требует свидетельство Деян. (2:44-45 и, > с большими подробностями, 4:32,34-37) об общении имуществ, которое > установилось в Апостольской Церкви. Рассказ об Анании и Сапфире > (5:1-11) имеет в этом контексте значение отрицательной иллюстрации, > которая должна содействовать уяснению положительного факта. > То внимание, которое Евангелист Лука уделяет этому факту, должно > быть поставлено в связь с его интересом к социальному вопросу, > проявляющимся и в Евангелии. Достаточно напомнить ублажение нищих > и алчущих, которым противополагаются богатые и пресыщенные > (Лк.6:20,21а,24,25в), а также образы богача и Лазаря в притче гл. 16 > (19-31). Но каков бы ни был личный интерес Евангелиста Луки, в Книге > Деяний он повествует о факте, и факт, как таковой, требует > нашего внимания. Прежде всего необходимо отметить, что общение > имуществ не было принудительным. Это вытекает из слов ап. Петра > Анании (5:4). Грех Анания заключался не в том, что он оставил себе > часть той суммы, которую он выручил от продажи имения, а в том, что > он эту часть утаил. Принеся к ногам Апостолов только часть > вырученной им суммы, он выдал эту часть за целое. > Этим добровольным общением имуществ апостольский _коммунизм_ > существенно отличается от коммунизма современного, который > осуществляется средствами государственного принуждения. В контексте > Деян. общение имуществ должно быть понимаемо, как порождение > того духа любви, которым отличалось общение между верующими. Этот же > дух любви побудил Петра и Иоанна помочь Иерусалимскому хромому > не деньгами, которых он ожидал от них, но которых они не имели, > а исцелением его от болезни (3:6, 4:9). Основанное на любви внимание > к чужому страданию находится в полном согласии с учением Евангелия. > При этом предостережение против социальной несправедливости звучит > не только в Лк. (cp. приточный образ Мф.18:23-35, а также 25:31-46, > Мк.12:40 и др.). Во второй половине Апостольского века Иаков, > брат Господень, запечатлел в своем послании (ср. 2:13-16) ту же > верность духу Евангельского милосердия. Больше того: можно сказать, > что требование социальной правды, вытекающее из духа любви, восходит > к Ветхому Завету, где оно получило выражение в писаниях пророков > (напр., Ам.2:6-8, 8:4-7, Ис.3:14-15, 10:1-2, Иезек.18:12,17, 22:29, > и мн. др., ср. законы Исх.22:25, Лев.19:9-10, Второз.15:11, > 24:10-15). В современной науке было высказано мнение, что > к Ветхозаветному прошлому восходит не только интерес к социальному > вопросу, но и то конкретное его решение, которое оно получило > в <общности> имуществ. Не исключена возможность, что апостольский > _коммунизм_ представляет собою ту форму жизни, которая наблюдалась > в Израиле в пророческих школах. Как бы то ни было, надо признать, > что в <общности> имуществ была и объективная необходимость. <...> > первоначальное ядро Иерусалимской Церкви составляли пришедшие > с Господом галилеяне. С переселением в Иерусалим, они оторвались > от родной почвы и тех соков, которыми она их питала. Срочная помощь > была необходима. Такою помощью и был раздел имуществ. Но, будучи > только коммунизмом потребления, без коммунизма производства, общение > имуществ могло иметь всего лишь временное значение. Его естественным > последствием было общее оскудение. В связи с этим, толкователи > обращают внимание на требование помнить о нищих, которое > Иерусалимские столпы поставили ап. Павлу (Гал.2:10), и которым они > обусловили свое согласие на разделение сфер служения. Под _нищими_ > можно разуметь членов Иерусалимской Церкви (ср. Рим.15:26). Если > ап. Павел свидетельствует в Гал., что он старался исполнить > это требование в точности, мы невольно обращаемся мыслью к тому > сбору в пользу Иерусалимской Церкви, который он произвел во время > своего третьего путешествия среди Церквей, основанных им в языческом > мире (ср. 1Кор.16:1-4, 2Кор.8-9, Рим.15:25-32, Деян.24:17). > Жертвенное усилие, к которому ап. Павел призвал окормлявшиеся им > Церкви, было выражением того же духа любви. Факт сбора показывает, > что в нём была объективная необходимость. > Наша характеристика жизни верующих в Св. Духе будет неполна, если мы > не коснемся их молитвенной жизни. С одной стороны, не подлежит > сомнению, что члены первоначальной Церкви вели жизнь благочестивых > Иудеев и не порывали связь с Храмом. Последнее слово Лк. (24:53) > получает конкретное подтверждение в повторных указаниях Деян. (2:46, > 3:1 и слл., 5:21 и слл.). Как было в свое время отмечено, речь Петра > после чуда Пятидесятницы легче всего мыслить в одном из храмовых > дворов. Однако, наряду со старыми культовыми формами, от которых > христиане не отказывались, зарождались новые. В Деян. И после > крещения трех тысяч говорится о преломлении хлеба. Это общее > указание ст. 42 уточняется в ст. 46 (ср. еще 5:42). Ежедневному > пребыванию в Храме противополагается преломление хлеба по домам. > Вполне возможно, что преломление хлеба по домам говорит и о начале > Евхаристического культа и даже о его централизации в Сионской > горнице. Совершаемое силою Духа Святого, Евхаристическое приобщение > стало возможно после исполнения обетования о пришествии Утешителя. [ Епископ Кассиан (Безобразов) ХРИСТОС И ПЕРВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ (II.II.3) www.krotov.info/history/01/kern/bezo_2.html ] +++ К апостольскому чтению смотри также: +->> комм. блж. Феофилакта www.krotov.info/library/f/feofilkt/apostol5.html +->> В.Н.Кузнецова: Христос и земное богатство www.messia.ru/rasylka/003/300.htm +->> В.Зеньковский - Отношение к богатству в ранней христианской общине www.krotov.info/libr_min/z/znamens/zenk_06.html#41 (4.) +->> И.Свенцицкая - Первые христианские общины www.krotov.info/history/01/sventits/svent_03.html (со стр. 101) +->> свящ. Александр Мень - "В силе Духа" www.alexandrmen.ru/books/histrel/hr_2_01.html (Некоторые из христ. авторов считали, что именно ап. Петр вынес и исполнил приговор над Ананией и Сапфирой, напр. прп. Иосиф Волоцкий www.krotov.info/acts/16/1505pros_rus4.html, прп. Иоанн Кассиан Римлянин www.krotov.info/acts/05/marsel/kass104.html, блж. Феодоррит Кирский www.krotov.info/acts/05/antolog/page14.htm, www.messia.ru/rasylka/rzerv/srebroliubie.txt Жан Даниэлу www.krotov.info/libr_min/d/dan/ielu.htm свт. Иоанн Златоуст? (www.reshma.nov.ru/texts/skallab_apost_bogosluzh.htm, cc. на Бес. на 1 Кор.12,10)) Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060505/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060422&key=days ***************************************************************** * * к еванг. чтению субботы 2-й седмицы по Пасхе (Ин.6:14-27) www.messia.ru/rasylka/005/1145.htm#0 (Еп. Кассиан; ссылки на тексты К.С.Льюиса, Я.Кротова, А.Полякова) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Иисус сказал: "Я ничего не могу делать собственной властью. Я сужу, как велит Мне Отец, и Суд Мой - праведный суд, ибо Я не того, чего хочется Мне, добиваюсь, а того, чего хочет Пославший Меня. Если Я сам о себе свидетельствую, слова Мои не имеют силы. Но есть у Меня и второй свидетель, и он говорит в Мою пользу. И Я знаю: всё, что он говорит обо Мне, - это правда. Вы посылали посланцев своих к Иоанну, и свидетельство, данное им, правдиво. Впрочем, Я не нуждаюсь в людских свидетельствах и ссылаюсь на них лишь ради вашего спасения. Иоанн был как ярко горящий светильник, и вам хоть на время хотелось порадоваться при его свете. Но есть у Меня свидетельство больше того, которое дал Иоанн. Те дела, что дал Мне делать Отец, сами эти дела, которые Я совершаю - вот свидетельство того, что Меня послал Отец! Это Отец Мой, пославший Меня, свидетельствует обо Мне. Вы никогда ни голоса Его не слышали, ни облика Его не видели, Слово Его не живет в вас, потому что вы не верите Тому, кого Он послал. Вы прилежно изучаете Писания, так как считаете, что в них обретете вечную жизнь. Но и они говорят обо Мне! Однако вы не хотите прийти ко Мне, чтобы обрести жизнь. Мне ни к чему похвалы людей. ... Как вы можете поверить, если принимаете хвалу друг от друга, а получить хвалу от единого Бога не стараетесь?! Не думайте, что Я буду обвинять вас перед Отцом. Ваш обвинитель - Моисей, на которого вы надеетесь! Если бы вы верили Моисею, вы и Мне бы поверили, ведь он писал обо Мне. Но если вы не верите тому, что писал он, как вы поверите Моим словам?" (Ин.5:30-41,44-47) * * * "Каждый день и каждый час предлагают новый смысл, и каждого человека ожидает другой смысл". (В.Франкл) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||