Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 23 июня 2006 г. ст.ст., чт 4-ой седмицы по Пятидесятнице.литургические чтения: Рим.11:13-24; Мф.11:27-30. > Что значит для современного мира предложенное Павлом новое понимание > Бога? > <....> в наши дни от христианского богословия и проповеди требуется > смелость заново открыть смысл слова 'Бог'. > <... не так давно> произошел весьма существенный сдвиг в западном > сознании: общество стало осознавать очевидную для любого > современника Павла истину о том, что существительное 'Бог' на самом > деле многозначно. У тех, кто говорит, что не верит в Бога, следовало > бы спросить, какого Бога они имеют в виду. О том же вежливо, > но решительно стоило бы спрашивать и тех, кто клянется, что в Бога > верит. > <...> журналисты с недоумением комментировали опрос, в ходе которого > обнаружилось, что большинство жителей Великобритании в Бога верят, > но в церковь не ходят. Впрочем, это неудивительно. Бог, в которого > верит огромное множество наших современников, - это Бог деистов./%/ > Примерно в такое божество верили во времена Павла эпикурейцы. > Оно отстраненное, холодное, безразличное. Конечно, само оно > пребывает в блаженстве, но ни за что не станет марать руки > вмешательством в наши земные дела. Нет ничего странного, что люди, > верящие в подобного Бога, шагу не ступят в церковь. Да ради такого > 'бога' и пальцем пошевелить не захочешь. Павел в свое время ошеломил > язычников вестью об истинном Боге, живом, заботящемся, любящем, > который действовал и действует в истории и каждой человеческой > жизни, чтобы восставить и исцелить всякую тварь. С тем же мы должны > идти и к нашим современникам: проповедуя Евангелие, говорить им > об истинном Боге, который странным образом оказался 'за скобками' > так называемой христианской культуры, о том, что Он открылся > в Иисусе из Назарета и познаваем Святым Духом. > Бог этот настолько не похож на божество деистов, что наши > современники, вероятнее всего, сначала придут в недоумение. > 'Как это, - скажут они, - Бог пылко и сострадательно нас любит? Как > это: Он стал человеком, чтобы спасти человечество? > Это непоследовательно, нелогично, неразумно, в конце концов'. Да-да, > конечно, но только если исходить из тех представлений о Боге, > которые сложились в XVIII веке. Пора перестать в наших проповедях > и публичных выступлениях играть словом 'Бог' и вернуть миру > его истинный смысл, открывшийся в Иисусе. > Это потребует объявить войну всем ложным богам, которые всё громче > заявляют о себе в последнее время. Богословие, как природа, пустоты > не терпит. Деизм родил атеизм: сначала Бог был хозяином, затем - > хозяином в отлучке, а потом - просто 'в отлучке'. Но так долго > продолжаться не могло, и очень скоро его место заняли другие, > вынырнувшие из небытия божества. Это заметней всего в разнообразных > течениях New Age, часть из которых - откровенно языческие. Так же, > как иудейский монотеизм противостоял в свое время дуализму, > язычеству, стоицизму и эпикурейству, в наши дни христианский > монотеизм должен (и об этом мы читаем у Павла) бросить вызов > всем прочим богословским системам. > <...> больше всего движение New Age преуспело там, где христиане > позволили себе опуститься до явно дуалистического почитания > 'далекого Бога' и презрения к тварному миру, включая и самый близкий > нам 'кусочек' творения, то есть собственное тело. New Age же > предлагает неожиданную и захватывающую альтернативу: всё творение, > в том числе и мы с вами, божественно от начала и до конца. Однако > все эти красивые слова - не более чем карикатура на Евангелие, > о котором говорит Павел. Сам по себе тварный мир - не Бог, но > он создан для того, чтобы отражать благость сотворившего его Бога и, > в конце концов, разделить свободу и славу детей Божьих. > <{ср. Рим.8:21}> Люди тоже не боги, но они созданы как образ и храм > Его Духа. > Здесь дело не в том, чтобы дать правильный ответ. <...> Только > в насквозь деистической культуре возможно, чтобы слово 'богословие', > как это можно наблюдать в некоторых сферах и кругах, > стало ругательством в адрес несостоятельных теорий. Коль скоро > мы призваны вслед за Павлом свидетельствовать по самому большому > счету об истинном Боге, открывшемся в Иисусе Христе и в Духе, > нам надо доказать, что на богословском языке можно говорить > обо всём - о жизни, культуре, любви, политике и даже о религии. > Больше того, это ставит новую задачу перед исследователями: > им придется показывать связь богословия с другими науками. Правда, > сначала потребуется убедить бухгалтеров и кассиров в том, что ради > такого дела стоит оторваться от ведомостей и отчетов. Для этого > нам понадобится не только терпение Иова, но и отвага противостоять > 'начальствам и властям' <{ср. Кол.2:15; Еф.6:12}> вестью о том, > что есть другая жизнь, и ее следует принимать всерьез. > Кроме того, <...> предложенное Павлом переосмысление слова 'Бог' > предполагало совершено иной взгляд на Божью праведность. > <...> остановимся только на восьмой главе Послания к Римлянам, > где наиболее полно раскрыта одна из сторон интересующей нас темы. > Павел 'с радостной надеждой' говорит о наступлении того дня, когда > совершится величайший исход всей твари из 'рабства тлению' к свободе > детей Божьих. Основная идея здесь такова: завет между Богом > и Израилем с самого начала был 'задуман' как орудие спасения > всего мира. Немыслимо, чтобы Бог решил спасти маленькую группку > людей, а весь прочий мир пусть катится в преисподнюю, чтобы под этим > ни понималось. Таким образом, если смерть и воскресение Иисуса > Христа, равно как и действие Святого Духа, подтверждают верность > Бога Завету, нелепо, тем более ссылаясь на Павлово 'Евангелие', > представлять себе дело так, будто Бог всего лишь выбрал другую > группу спасенных, а общий механизм остался неизменным: одних - > в рай, других - в космические тартарары. Тем не менее, показательно, > что богословие и экзегеза нередко обходят самые существенные в этом > смысле фрагменты - середину Рим 8 и середину 1Кор 15 - молчанием, > а протестантские экзегеты вообще не знают, что с ними делать. > И, наконец, Павлово представление о Божьей праведности потребует > от нас заново понять, как праведность Бога связана с Его > справедливостью по отношению к миру, которая во всей полноте > откроется в будущем, но проступает уже в образах настоящего. > Ведь недаром dikaiosune - 'справедливость' - может переводиться > и как 'праведность'. Если правда, что Бог во Христе и силой Духа > хочет обновить весь мир, и всё, о чём говорится в Рим 8 и 1Кор 15, > действительно имеет смысл, значит, как святость в нынешней жизни, > пусть отчасти, неуверенно, гадательно, но всё же несомненно > предвосхищает грядущее воскресение, так и все наши нынешние усилия > милосердия, справедливости и мира, пусть неполно, зыбко, гадательно, > но столь же несомненно, 'прообразуют' исполнение Божьего замысла > о твари. Ни одно из них не напрасно <...>. Все наши старания - знаки > надежды для мира, который 'стенает и мучится доныне' <{Рим.8:22}> > в ожидании обетованного освобождения. > По мере продвижения в глубь понятия 'Божья справедливость' мы всё > явственней начинаем понимать, что оно по сути говорит о Божьей > любви, любви Творца к сотворенному Им мирозданию и решимости > восставить его ценой победы Христа над силами лжи и распада. > Бог жаждет затопить творение Своей любовью, покрыть его Своей > славой, как воды покрывают море. Если Евангелие повествует > о праведности Божьей, а церковь призвана и уполномочена возвестить > эту весть всему миру, значит, и по богословским, и по экзегетическим > резонам она никак не может согласиться на половинчатость. Ей нужна > полнота. Совершенно так же она не может соглашаться с тем, > что несправедливость, унижение и насилие по-прежнему правят миром. > Ведь не кто иные, как христиане, призваны привести творение или хотя > бы малую часть его - собственное тело - в послушание целительной > любви Божьей. Им заповедано уже в настоящем становиться теми, кем > по Божьему замыслу им предстоит стать в будущем. Собственно, в этом > и состоит святость. Вправе ли мы подходить с другими мерками > к тварному миру? [ Н.Т.Райт. ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ СКАЗАЛ АПОСТОЛ ПАВЕЛ. // М., [2004]; стр.156-9 ] -------------------------------------- /%/ Деизм - (от лат. deus - бог), религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в в его судьбе какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение событий. (Прим. ред. рассылки) --------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Лк.10:22; эпизод N97 по "Брюссельскому согласованию" www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#97 к Рим.8: +++ протопр. Николай Афанасьев: Церковь укоренена в любви www.messia.ru/rasylka/004/843.htm#0 +++ Б-Ц: Человек www.bible-center.ru/topic/human к евангельскому чтению: +++ В.Н.Кузнецова: Сын открывает Отца www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1127.htm#0 +++ Она же: истинный Шаббат www.messia.ru/rasylka/005/1203.htm#0 +++ К.С.Льюис: Суровость Бога добрее, чем наша мягкость... www.messia.ru/rasylka/002/132.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060706/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=06-7-2006 ***************************************************************** * * к апост. чтению пятницы 4-ой седмицы по Пятидесятнице (Рим.11:25-36) www.messia.ru/rasylka/005/1204.htm#0 (архим. Зинон (Теодор); ссылки на тексты Х.Уко, В.С.Соловьева, В.Марцинковского, прп. Макария Египетского) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Кто живет согласно своей плотской природе, живет устремлениями этой природы; кто живет согласно Духу - устремлениями Духа. Жить устремлениями собственной природы означает смерть, а устремлениями Духа - жизнь и мир. Итак, человек, живущий устремлениями собственной природы, враждебен Богу: он не подчиняется закону Бога, да и не может ему подчиниться. Люди, живущие согласно своей природе, не могут понравиться Богу. Но вы живете устремлениями не собственной природы, а Духа, если в вас действительно обитает Дух Бога. А у кого нет Духа Христова, тот не Его. Но если Христос в вас, то хотя тело ваше и смертно из-за греха, но дух живет благодаря примирению с Богом. И если Дух Того, кто поднял Христа из мертвых, живет в вас, Тот, кто поднял Христа из мертвых, оживит и ваши смертные тела Своим Духом, живущим в вас. Итак, братья, у нас есть долг, но это не долг перед нашей плотской природой, не долг жить так, как хочет она. Потому что если вы будете жить согласно собственной природе, то умрете, а если умертвите Духом греховные дела тела, будете жить. Кем движет Дух Бога, те сыны Бога. Дух, который вы получили, это не дух рабства, вынуждающий вас опять жить в страхе. Нет, вы получили Дух, который сделал вас сынами Бога! Это Он побуждает вас взывать: 'Абба! Отец!' Он сам вместе с нашим духом свидетельствует о том, что мы дети Бога. А если дети, то наследники - наследники Бога, сонаследники Христу, потому что если мы разделили Его страдания, то разделим и Его славу. Я уверен, что нынешние наши страдания - ничто в сравнении с той славой, которая нас ждет. Ведь всё мироздание с нетерпением ждет, когда Бог открыто явит Своих сынов (оно не исполняет своего предназначения не по собственной вине, а потому что такова была воля Бога), в надежде на то, что оно, само мироздание, станет свободным от рабства у гибели и разделит свободу и славу детей Божьих.* (Рим.8:5-21) * * * *Свобода не в том, чтобы взять гвоздь или пилу, а в том, чтобы иметь доску, знание о том, что из доски можно сделать, и вдохновение сделать из доски то, что неизвестно можно ли сделать.* (Я.К.) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||