отправлено: 10:20 26.IX.2006 =ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 13 сентября 2006 г. ст.ст., вт 16-ой седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: Гал.5:11-21; Мк.7:5-16 (за вт.); Гал.6:2-10; Мк.7:14-24 (за среду). {Предпразднство Воздвижения Животворящего Креста Господня. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее)} > <...> Что же может лечь в основу обращения к самому себе? Во-первых, > во-вторых и в-третьих. То, что называется Богочеловечеством. Слова > такого нет в Новом Завете, но оно лежит в его основе. Христианство > есть религия союза Бога с человеком. Завета. Мы - участники > Божественных деяний. Мы не просто потребители, праздные зрители, > недоумки, нуждающиеся в некоем патронате. Это тоже принято > и свойственно людям. Хочется, чтобы Церковь была матерью. Расчет > инфантильного сознания: кто-то будет нас пасти, кто-то будет > водить... Как сказал мне один ученый муж, люди очень хотят быть даже > обманутыми. Этого не должно быть в Церкви. Мы все несем за нее > ответственность, за то сокровивще, которое нам вручено. Можем ли мы > сейчас, на пороге третьего тысячелетия, на пороге второго > тысячелетия крещения Руси, возвращаться к средневековому состоянию > христианского мышления? Некоторые люди, особенно молодые, сегодня > готовы к этому. Готовы по лености мысли, по невежеству. > Они полагают, что в XVII веке было лучше, чем теперь. Однако, если > бы они попали в какой-нибудь застенок XVII века, посмотрел бы я, > каково им... Сплошь и рядом мы встречаемся, сталкиваемся > с непониманием мысли о Богочеловечестве. > Несвобода. Людям хочется несвободного христианства, люди тянутся > именно к рабству - это страшно и встречается каждодневно, и мы > с этим непрерывно сталкиваемся. Люди не хотят свободы. Причины > разные, но - это факт. > Между тем Новый Завет устами апостола говорит: "К свободе призваны > вы, братья!" Призваны к свободе. Людям же хотелось всегда иного. > Под куполами древних соборов сохранился Христос в виде Пантократора, > который как бы нависает, гигантский, со страшными глазами, нависает > над толпой. Насколько мало он похож на Христа, который пришел в мир > и сказал: "Познаете истину, и истина сделает вас свободными". Он, > скорее, Зевс-громовержец, Перун, все, что угодно, но не Христос. > Художник, конечно, волен изображать свое представление, но важно, > что в этих образах запечатлелась тенденция, рождающая несвободу. > Я вовсе не говорю о том, что человек может быть фамильярен с Богом > и пренебречь благоговением. Тот, кто не знает благоговения, никогда > не приблизится к Богу; оно - обязательнейшее условие духовной жизни. > Итак, несвобода. Мы с вами, и особенно старшее поколение, знаем, что > такое несвобода на практике. Люди, страдающие сейчас ностальгией > по прошлому, напоминают мне рабочих, которые переговариваются > в поездах: Вот Сталин - это был хозяин. Многие уже не застали той > эпохи, но они нуждаются в хозяине. Понятны человеческое чувство, > человеческая стихия. Но нам это не нужно. Это из звериного мира. > У нас есть Господь. Он вовсе не хозяин. Он Тот, Который умер за нас > и каждого призвал быть Его соучастником. Каждого. Вы скажете, > это трудно, не все люди активны. Сказано каждого - значит, способен > каждый, в той или иной степени, в той или иной мере своего > существования найти свое место на этом пути. > От теории перейдем к практике. Обозначим принцип, трудный принцип - > открытость. Открытость к проблемам, внутренним и внешним, открытость > к противникам и к миру. Положение, конечно, трудное и неудобное. > Похоже на замок, в котором открыты все двери, - сейчас придут враги > и овладеют замком. Но нет, если он принадлежит сильному господину, > господин может совершенно спокойно спать, ибо достаточно силен. > Сейчас мы не имеем возможности двигаться в направлении реформ, они > сегодня невозможны, но многое, по-видимому, уже стучится в нашу > жизнь... Все вы духовно и умственно воспитыва-лись не на схоластике, > вы читали не догматическое богословие Макария, по которому учились > раньше, вы читали произведения новой, преимущественно русской > религиозной мысли. Русская религиозная мысль шла под знаменем > свободы, открытости, готовности решать проблемы мира, решать > богословские проблемы. Она была очень жизнеспособной, очень смелой, > гораздо более смелой, чем современные западные религиозные мысли. > Значит, в этом отношении уже было что-то сделано. > Далее - совместная молитва. Храмовое богослужение - это лишь одна > из сторон церковной жизни. Некоторые мои знакомые христиане говорят: > чтобы быть христианином, достаточно работать на своем месте, > а в воскресенье приходить в Церковь, помолиться и уйти. Изредка, > в определенное время приходить к Таинству. В некотором смысле это > не лишено основания, как хоть какая-то почва для всего. Но на самом > деле Церковь задумана не просто как помещение, где собираются люди, > а как общение. А общение - дело трудное. Люди различных характеров, > разных настроений, иногда занудливые, самые непохожие и совсем > не ангелы. Некоторые из вас, приходя в Церковь, думают, что здесь > все так крылышками и шуршат, а потом оказывается, что здесь > нет крылышек, тут <только> хвостов не хватает ... Поэтому мы должны > быть готовы, как говорит апостол, тяготы друг друга носить > с величайшим терпением, иначе - чего мы стоим? > Далее - общение. Общение в молитве, общение во взаимопомощи. Кто-то > скажет: "ну, взаимопомощь... какое это дело?! Тимур и его команда!" > Мне этот Тимур - укор, как веткой в глаза. Потому что Тимур, вроде > бы чуждый нам по идеологии, поступал как христианин, а мы из-за > своего антисоветского снобизма, простите, или я не знаю, как > это назвать, хорошие вещи представляем плохими. Мы уже не умеем > отделить хорошее от плохого лишь потому, что всё как-то усвоено, > утилизировано в газетах. Одному молодому человеку я объяснял простую > вещь - необходимость трудиться. Я ему говорил: тебя ждет моральный > распад, если ты не будешь работать. Разве сачковать на работе > или быть "профессиональным" халтурщиком, ни на что не способным > человеком в своей области, - это христианская добродетель?! > Раньше приход составляли люди, жившие неподалеку от храма. У них > были общие дела. Сейчас же - мы все из разных мест. В настоящее > время приход становится эквивалентом общности людей совершенно > другого типа. > Теперь относительно возможностей общения. Кроме общих дел, молитвы > и познания христианских истин, необходимо знать Священное Писание. > Вовсе для этого не нужно быть богословом, вовсе не нужно быть > специалистом, библеистом. Каждый христианин должен знать Священное > Писание. Очень хорошо. Этому можно учиться совместно. Всю жизнь его > можно читать и всегда находить нечто совершенно необыкновенное. Если > мы этого не будем делать, мы окажемся в положении людей, которые > знают всё, что угодно, кроме самого главного. В процессе такой новой > христианской жизни, которая не столько оглядывается назад, сколько > смотрит вперед, сами собой будут вырабатываться новые способы жизни > в XX веке. Вы понимаете, сейчас дуют очень холодные ветры, сейчас > мир становится другим, и многим хотелось бы сделать свою веру теплым > прибежищем - убежищем от этого бурного и неуютного мира. Может быть, > в этом и есть что-то справедливое. И всё-таки вера нужна нам не как > опиум, а дана нам как сила жизни, сила борьбы и сила упования, > а не еще одно анестезирующее средство. И если мы не докажем Марксу, > что религия для нас не опиум, мы будем плохими христианами. > Я считаю, что он был вдохновлен Богом на эти слова, чтобы бросить > нам вызов. Бросить вызов христианам. Как же мы его принимаем?.. > Итак, вот вам маленький эскиз наших христианских установок. Должен > заметить, что, если бы на моем месте был о. Дмитрий Дудко, > он говорил бы о другом; если бы здесь был о. Всеволод Шпиллер, > он тоже говорил бы иначе; если бы здесь был... и так далее. Каждый > говорил бы свое. Значит ли это, что я не хочу считать справедливыми > их слова, а они - мои? Нет, не значит, Я закончу тем, чем начал, - > многоразлична, как говорит Писание, Премудрость Божия. Пути должны > быть многообразны. И если Церковь когда-то раскололась, раскололась > именно потому, что люди не могли понять: многообразие и единство - > условия совместимые. Мы должны понять это сейчас. Да, многообразие > будет, но оно не должно превращаться в антагонистические, > разрывающие друг друга группировки, а также в расколы и секты. Если > вам встретятся типы христианства иные, призываю вас к терпимости, > хотя это и трудно. Спорить бесполезно. Каждый должен трудиться - > рассудит же всех Бог. [ свящ. Александр Мень. Надлежить быть разномыслию. www.krotov.info/library/13_m/myen/00061.html = www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc5_03.html ] + + + В.Н.Кузнецова: Мы призваны к СВОБОДЕ! (Гал.5:13) www.messia.ru/rasylka/005/1282.htm + + + фрагменты разл. текстов свящ. Александра Меня о Гал.5:13 www.messia.ru/rasylka/rzerv/ga5_13-men.txt + + + В.Н.Кузнецова: ...пусть каждый трезво судит о своих делах... (6:2-5) www.messia.ru/rasylka/004/912.htm + + + фрагменты из разных авторов о Гал.6:2 ('Носите бремена друг друга...') www.messia.ru/rasylka/rzerv/ga6_2.txt Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060926/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=26-9-2006 ***************************************************************** * * Завтра (27/14 сент.) - Воздвижение Креста Господня (www.messia.ru/rasylka/005/1276.htm#0; свтт. Лев Великий, Августин Гиппонский; ссылки на тексты Ж.-Р.Буше, свящщ. Фомы Хопко, Александра Меня, С.Тагуэлла, митр. Антония, свт. Мелитона Сардийского) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Вы были призваны к свободе, братья. Смотрите только, чтобы свобода не стала предлогом для потворства плотской природе! Вы же, напротив, с любовью служите друг другу! Потому что весь Закон заключен в одной-единственной фразе: "Люби ближнего своего, как самого себя". А если будете грызть и рвать друг друга на части, смотрите, как бы вам не истребить себя! *Поэтому я говорю вам: живите, как велит Дух, и тогда вы не поддадитесь вожделениям плотской природы. То, чего хочет наша природа, противоположно Духу, а то, чего хочет Дух, противоположно природе. Они постоянно враждуют, чтобы вы не всегда поступали так, как хотели бы. Но если вас направляет Дух, Закон над вами не имеет власти. *Дела плотской природы у всех на виду. Это разврат, грязь, распущенность, идолопоклонство, колдовство, вражда, раздор, ревность, гнев, раздражительность, распри, расколы, зависть, попойки, оргии и тому подобное. Я предупреждал вас раньше и предупреждаю теперь: никто из тех, кто так поступает, не будет иметь наследия в Царстве Бога. *А плоды Духа - любовь, радость, мир, стойкость, доброта, щедрость, верность, кротость, умение владеть собой. Нет такого закона, который бы это осуждал. Те, кто принадлежит Христу Иисусу, распяли на кресте свою плотскую природу вместе с ее страстями и желаниями. И раз мы живем Духом, отдадим себя под начало Духа! Так не будем тщеславны, не будем друг друга раздражать, не будем друг другу завидовать! *Братья, если кого-то уличат в грехе, вы, духовные, должны его поправить. Только делать это надо кротко и мягко. И за собой при этом смотри, как бы самому не впасть в грех! Помогайте друг другу нести свое бремя, так вы исполните "закон" Христа. Если кто-то, ничего из себя не представляя, воображает себя невесть кем, тот самого себя дурачит. Так пусть каждый трезво судит о своих делах, и тогда он сможет гордиться собственными успехами и не будет сравнивать их с чужими, ведь у каждого своя ноша. *Пусть тот, кого наставляют в вере, делится всем своим добром с наставником. *Не обманывайтесь: Бога не провести! Что человек сеет, то он и пожнет! Сеющий в угоду своей плотской природе пожнет с нее гибель; сеющий для Духа пожнет от Духа вечную жизнь. Так не будем поддаваться усталости, делая добро, и тогда, если не сдадимся, в надлежащее время пожнем урожай. Так вот, пока еще есть время, будем делать всем добро, особенно тем, кого вера сделала одной семьей.* (Гал.5:13-6:10) * * * "Каждый день и каждый час предлагают новый смысл, и каждого человека ожидает другой смысл". (В.Франкл) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1628.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|