=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 15 сентября 2006 г. ст.ст., чт 16-ой седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: Еф.1:1-9; Мк.7:24-30. > <...> Божественное предопределение - важная богословская концепция, > имеющая, однако, внебиблейское происхождение. > Понятие предопределения появилось в дохристианской религиозной > мысли. <.... Обычно в богословии> под Божественным предопределением > понимают гипотезу от том, что Бог в Своем всеведении > одних предопределяет ко спасению, а других, наоборот, - к погибели. > В сочетании с тезисом о <..> всемогуществе Божьем это означает, что > это предопределение не может быть изменено никакими действиями > людей. В такой крайней форме идея Божественного предопределения > противоречит ряду основных представлений христианского богословия. > В первую очередь библейскому Откровению противоречит > сама возможность того, что кто-либо может быть предопределен Богом > к погибели (<ср.> Прем.Сол.1:13). Кроме того, идея Божественного > предопределения обесценивает откровение о человеческой свободе > и о доверии Богу как наиболее полной реализации этой свободы. > Наконец, такая крайняя форма представлений о предопределении ведет > к фатализму, лишая смысла и ценности любые поступки и действия > людей. Эта крайняя форма представлений о Божественном > предопределении всегда вызывала среди христиан глубокие сомнения > и масштабные споры, выявлявшие неоднозначность и даже ущербность > идеи предопределения. > Сам термин встречается в Библии в форме глагола 'предопределить' > (греч. proWrizo) только в Новом Завете и только 6 раз. При этом > в Деян.4:27-28 речь идет об особом аспекте замысла Божьего > о спасении людей, а в 1Кор.2:6-8 говорится о премудрости Божьей, > которую Господь от века предопределил (в Синодальном переводе > 'предназначил') к славе верных. В остальных 3 случаях (Рим.8:29, 30; > Еф.1:3-6, 11-12) апостол Павел говорит о предопределении > ко спасению, причем логика слов апостола подразумевает, что само > сотворение человека по образу и подобию Божьему заранее > предопределяет его к жизни. Апостол говорит о том, что > это предопределение для уверовавших становится определяющим фактором > спасения. Таким образом, по крайней мере в Новом Завете речь не идет > о предопределении +либо+ к спасению, +либо+ к погибели. Апостол > использует глагол 'предопределять' для характеристики замысла > Божьего, заранее полагающего спасение для тех, кто свободно избирает > веру. "Предопределение" в терминологии ап. Павла становится, таким > образом, синонимом любви Божьей. Поэтому богословская концепция > 'Божественного предопределения' и названа нами внебиблейской. > Кроме того, в послании апостола Иуды (Иуд.1:4), как будто, можно > обнаружить сходный по значению термин progrAfo (предписывать, > в Синодальном переводе 'предназначать'). Апостол в данном случае > говорит о том, что тем, кто отвергает веру и учение Христа заранее, > издревле, предначертано осуждение. Речь идет об одном из ключевых > аспектов библейского Откровения, утверждающего, что отвержение Бога, > грех и зло влекут человека к гибели. Здесь понятие "предопределения" > прилагается не к личности, а к ее позиции перед Богом. > Вместе с тем в Библии, особенно в Ветхом Завете, идея Божественного > предопределения упоминается очень часто в связи с библейским > пониманием истории. Библейское откровение, помимо прочего, > отличается от небиблейских религий верой в то, что Бог не остается > безучастным к событиям истории, а также в то, что человеческая > история перед лицом Божьим имеет смысл и цель. Вмешательство Божье > в историю означает для большинства библейских авторов, что воля Бога > полностью определяет ход событий, а свобода человека проявляется > в том, что он либо принимает эту волю Бога, либо противодействует > ей. Историческое предопределение означает, что Бог парадоксальным > образом видит как совершившиеся даже те исторические события, > которым еще предстоит произойти (Ис.14:24-32). Через пророков Бог, > в частности, возвещает людям грядущее для того, чтобы они могли > избрать для себя либо следование путями Бога, либо отвержение их > и знали о последствиях своего выбора. Основная функция пророчеств > такого рода - призыв избрать жизнь и хранить верность Богу, а также > призыв к покаянию. > В Ветхом Завете выражена глубокая уверенность людей в том, что всё, > совершающееся в мире происходит по воле Творца. Так, пророки Амос > и Исайя подчеркивают, что и благо, и бедствия - от Бога (Ам.3:6 > и Ис.45:7). Представление о провидении и историческом > предопределении для ветхозаветных авторов являются необходимым > логическим следствием единобожия. Язычники, как правило, видят > причину зла в действии злых божеств или духов. Отвергая все иные > божества, израильские мудрецы и пророки неизбежно приписывают > Единому всё, что происходит. Поэтому особенно важно то, что Сам Бог > говорит о происхождении зла через некоторых пророков. Наиболее ярким > примером здесь могут быть слова в Иер.6:19, где погибель названа > плодом помыслов людей. Кроме того, Библия не раз говорит о том, > что реализация воли Всемогущего происходит через осознанные > или неосознанные действия людей (Ис.41:2-4). > Осмыслению феномена исторического предопределения посвящена, > в частности, книга пророка Ионы, по жанру являющаяся не пророческой > книгой, а философской притчей. Основной смысл ее заключается в том, > что покаяние и обращение людей к Богу могут изменить ход истории, > который вне этого обращения оказывается предопределенным. > Важно помнить, что понятие исторического предопределения не вмещает > всей полноты этого явления. В связи с этим парадоксальная природа > предопределения, как и богочеловеческий характер истории, > как правило, выражаются либо в форме предсказания неотменимых > событий (нередко это происходит post factum), либо в форме > пророчества о том, что Бог определяет ход событий в зависимости > от позиции человека. Высказывания как первого, так и второго рода > в Библии весьма многочисленны, так что привести их сколько-нибудь > полно не представляется возможным. > В Новом Завете для понимания феномена исторического предопределения > важно обратить внимание на слова Господа Иисуса Христа о грядущем > конце мира. Беседуя с учениками на горе Елеонской (Лк.21:6-36, > Мф.24:1-44; Мк.13:1-37), Христос говорит о конце мира как > о неотменимом факте, которому предстоит свершиться. Вместе с тем, > обращаясь к ученикам, Он призывает их: 'Молитесь, чтобы не случилось > бегство ваше зимою' (Мк.13:18). Следовательно, событие > воспринимается и как предопределенное, и, одновременно, > как непредопределенное (во всяком случае, в деталях). [ bible-center.ru. Предопределение www.bible-center.ru/topic/predestination/ ] по теме: + + + ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ (Ксавье Леон-Дюфур) www.krotov.info/spravki/temy/p/predopred.htm (см. особенно п. 5. Язык и интерпретация) + + + Алистер МакГрат: история кальвинистской доктрины предопределения www.krotov.info/library/m/mcgrat/bm6.html + + + Свт. Августин Гиппонский о предопределении www.messia.ru/rasylka/004/914.htm#0 + + + Александр Поляков: свобода и предопределение www.messia.ru/rasylka/004/916.htm#B к апост. чтению: + + + www.bible-center.ru/note/20060710/odp3 к еванг. чтению: + + + bible-center.ru: сирофиникянка www.messia.ru/rasylka/004/913.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060928/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=28-9-2006 ***************************************************************** * * к апост. чтению пятницы 16-ой седмицы по Пятидесятнице (Еф.1:7-17) www.messia.ru/rasylka/004/914.htm#0 (Св. Августин) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Да будет благословен Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа. Это Он одарил нас, в единении нашем с Христом, полнотой духовных даров в небесных мирах. Он нас избрал, в единении с Ним, еще до сотворения мира, чтобы мы были перед Ним святыми и непорочными и жили в любви. Он нас предназначил, через Иисуса Христа, стать Его сыновьями. Вот Его цель и добрая воля! Так восхвалим Его за величайшую Его доброту - за дар, которым Он нас одарил через любимого Сына, жертвенной смертью которого мы обрели, в единении с Ним, свободу и прощение грехов. Так безмерна Его доброта, что излил Он щедро на нас в совершенстве ума и мудрости! Это Он дал нам знать Свою сокровенную цель, по воле Его изначально в Христе воплощенную. Этой цели достиг Он, когда исполнилось время; Он замыслил всё, что есть на земле и на небе, соединить воедино в Христе, во главе с Ним. Благодаря Ему нам выпало стать Его народом; нам изначально было предопределено, согласно замыслу Того, кто всё вершит по Своей воле и намерению, стать хвалой Его Славе, потому что мы первыми возложили надежды на Христа. Через Него и вы услышали слово истины - Радостную Весть о вашем спасении, благодаря Ему вы поверили и были отмечены печатью обещанного вам Святого Духа, который есть залог того, что мы получим наше наследие, когда Бог даст полную свободу тем, кто Ему принадлежит, и станем хвалой Его Славе. ... Пусть Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец в сиянии Славы, дарует вам Дух мудрости и откровения, чтобы вы смогли познать Его.* (Еф.1:3-14,17) * * * "Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту". (Конфуций) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1630.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|