=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 29 октября 2006 г. ст.ст., суббота 22-ой седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: 2Кор.5:1-10 или 2Кор.8:1-5; Лк.8:16-21 * (23-ьей седм.). 16 Никто, зажегши светильник, не станет накрывать его горшком или ставить под кровать. Нет, его ставят на подставку, чтобы входящие видели свет! > <Притча о свече> - единственная, которая встречается в Новом Завете > четыре раза: она дважды встречается у Луки. Более того: она стоит > в самом начале Нагорной Проповеди, вообще в самом начале проповеди > Иисуса. Как и всякая притча, как и всякая фраза Евангелия, она > долгое время передавалась из уст в уста, записывалась на клочках > бумаги или папируса отдельно от всех прочих - и в одной этой фразе > заключается целый мир, все благовествование, и если бы ничего более > не сохранилось из сказанного Христом, можно было бы из размышлений > на одной этой фразой проникнуть в Царство Его Слова. > Это Царство не похоже на человеческие империи, которые гордятся > обширными землями, властью над морями и континентами. Это Царство - > дом, просто Дом Божий. В воздухе нашей комнаты мелькают пылинки - > в Доме Отца кружатся звезды, планеты, кометы. Но в Его доме - > нет пыли, в нём всё чисто, все прибрано и убрано для входящих в дом > (светить "входящим в дом" - так заканчивается эта притча у Луки) > или, что то же, для всех в доме. То, что представляется ученым > темными бездонными просторами, насыщено светом, не какими-то > потоками частиц, а светом Истины - и в центре мироздания стоит > не какая-то звезда и не планета, не земля, а - человек, сотворенный > свечою. Так, проходя фразу Христа, притчу Христа в обратном > направлении - от слова "дом" к слову "свеча" мы обнаруживаем, > насколько иначе каждое слово наполнено для Сына Божия, наполнено > принадлежностью Отцу и бытием Отца. Нам может показаться, будто > речь идет о нашем доме, о нашем свете, о наших делах - Он знает, что > всё это - Отчее, неизмеримо более великое, чем мы можем себе > представить. Это видение не умаляет ценности нашей комнатки, нашего > маленького подвига, нашего слабого света - наоборот, открывает в них > ценность выше всякой ценности мира сего. "Видят добрые дела ваши" - > так заканчивается притча, и если бы после этих слов стояла точка, > она была простой и немножечко скучной басней, логичной и изящной, > доступной верующим и неверующим. Но Иисус продолжает и говорит: > "И прославят Отца". Совершенно никакой логической связи - с точки > зрения логики языка - нет: дела-то наши, почему же прославят Отца? > И атеист поморщится: зачем-де обязательно всовывать Бога. Но кто > делал дело, кто убирал свой дом, кто пытался поглядеть на другого > в свете истины - знает, что всякое делание доброе и светлый взгляд - > от Бога. > Вскользь, мимолетом, необычайно мягко вплетена в эту фразу-притчу > глубочайшая проповедь о тех, кто угашает Дух. Не ставят свечу > под сосудом - а себя, богодухновенную свечу, ставят. И даже > не из гордыни, не из самости и эгоизма, к борьбе с такой > замкнутостью в себе мы готовы, хоть и не слишком боремся. Нет, > просто тяжело светить всем, хочется отобрать, кому светить, > кому нет. Сколько в мире есть неприятных или абсолютно чуждых > и трудных для нас людей. Почему бы не закрыться от них горшком? > И закрываемся, потому что ума у нас не больше, чем у страуса, > и невдомек, что закрывшись от одного человека, мы закрываемся > ото всех. > Евангелие от Иоанна начинается с уравнения слова и света. Слово, > бывшее исперва, и есть свет, горящий во тьме. Иного света нет > (и, ради Бога, не надо путать наши словесные потоки > со Словом-Светом, не надо ценить свою словесность выше свечения > Божия). "Тора светит" - говорили иудеи о Пятикнижии Моисеевом, > о Законе, о Слове Божием в Библии - и сразу за притчей о свече > следует предупреждение Иисуса: не нарушить Он хочет Закон, > но исполнить Слово. "Тора светит, а деньги греют", - добавляли > иудеи. И вслед за притчей о свете, столь изысканной > и величественной, космичной - сколько последует притч о деньгах, > жемчугах, овцах, сокровищах, - о том наполнении Царства Божия, > что делает свет Евангелия теплым, согревающим, попаляющим грехи > и дарующим жизнь. * * * 18 Так присмотритесь к себе, как вы слушаете. Ведь тому, у кого есть, Бог прибавит, а у кого нет, у того и то, что, как ему кажется, есть, будет отнято. > Всё познается в сравнении. Честертон сочинил целый роман о человеке, > который обошел свет, что взглянуть на собственный дом и свою жену > новыми глазами, эдакого британского юродивого, "который, > желая напомнить себе, что он женат, притворяется, будто он холостой, > человека, который пожелал своего собственного добра, а не добра > ближнего своего" (<"Жив-человек">). Конечно, есть святость отказа > от всего - но и есть спокойная, основательная (то есть, не высшая, > начальная, но без этого начала конца не бывает) святость любви > к своему очагу и своему добру именно как отречения от добра чужого. * > Нина Горланова, пермская писательница в заметке "Не в деньгах > счастье" (Московские новости, 21.8.2001) так трактует слово > Мф.13,12: "Кто имеет ум, тому ум и добавится, а кто имел деньги, > тому добавятся именно деньги". Этим она объясняет, почему она бедная > и почему это хорошо. К счастью, это не так. Иисус > не противопоставлял деньги - уму, Он даже не противопоставлял > деньги - вере. Он противопоставлял веру - неверию. У человека, > который не имеет веры, отнимется... > А что, собственно, можно отнять у неимущего? Разве это не парадокс? > Грамматически - да, парадокс, точнее даже, просто глупость, потому > что нельзя отнять то, чего нет. А по-человечески - речь ведь идет > не о деньгах, которые либо есть, либо их нет. Речь идет о чем-то, > подобном свету, что может быть истоньчено до самой малости, но вовсе > исчезнуть не может. "Не иметь веры" означает быть в том потоке > благодати, который превращается в веру при нашем отклике, - > и не откликаться. Человек постепенно умирает "от жажды над ручьем". * * * 19 Однажды пришли к Нему мать и братья, но не смогли из-за толпы пройти к Нему. 20 Иисусу сообщили: - Твои мать и братья стоят на улице, хотят Тебя повидать. 21 Но Он сказал им в ответ: - Мои мать и братья - это те, кто слушает слово Бога и следует ему. > <Слова Спасителя "Кто матерь Моя и братья Мои?" (Мк.3,33)> > воспринимаются как издевательство над материнской заботой - нечто > абсолютно античеловеческое. Может быть, помогает понять этот эпизод > его контекст в Евангелии от Марка, сразу после притчи о свече, > которую не ставят под спудом. Не Спаситель эта свеча, а вера в Него. > Свеча под горшком - это и знаменитый тезис о том, что вера дело > интимное и потому не нужно ходить в храм и даже говорить о вере. > Свеча под горшком - это всякий грех, потому что грех верующего > делает веру абсурдной, во всяком случае, для Бога и окружающих. > Свеча под горшком - это спокойное размышление, когда нужно бить > в небо кулаками. Свеча под горшком - это родительский авторитет, > превозносящийся над ребенком, властвующий, а не любящий. Мария - это > просто свеча, и ей больше всего хочется, чтобы Иисус жил, хочется > не как христианам - от преклонения-мления, а совсем по-другому. > Иисус не бранит Мать за беспокойство и любовь, прямо наоборот - > Он ведь делает ее образцом для всех, с нею сравнивает праведников: > нужно так же не давать себе покоя, так же гореть, исполняя закон > Любви без оглядки даже на Бога. [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_15.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/13_12.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/12_48.htm ] Текст из Лк.8 приведен по переводу В.Н.Кузнецовой. ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф. 9,35-10,1; 10,5-11,1; Мк.6,6б-13; эпизод N 72 по "Брюссельскому согласованию" (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#72) ** ** ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ: ~~~~~~~~~~~~~~~ ! Яков Кротов: ! www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_15.htm (Лк.8:16) ! www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/13_12.htm (:18) ! www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/12_46.htm (:19) ! www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/12_48.htm ! www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/12_49.htm (:21) ! В.Н.Кузнецова: ИСТИННАЯ СЕМЬЯ ИИСУСА (Мф.12.46-50) ! www.messia.ru/rasylka/003/493.htm#0 ! Митр. Антоний Блум: "НАБЛЮДАЙТЕ, КАК ВЫ СЛУШАЕТЕ..." ! www.mitras.ru/h_d/hd07.htm ! Он же: БЛИЖНИЙ, ИСТИННАЯ СЕМЬЯ ! www.mitras.ru/mark/mk_3.htm (Мк.3:20-21,31-35) ! Он же: СВЕЧА ! www.messia.ru/rasylka/003/607.htm#0 к чтению 2Кор.5:1-10: +++ Я.Кротов: смерть христианина www.messia.ru/rasylka/004/964.htm#0 +++ Он же: ВОЙНА И ВОСКРЕСЕНИЕ www.messia.ru/rasylka/002/238.htm#0 +++ Х.Яннарас: воскресение и экзистенциальное единство человечества www.messia.ru/rasylka/005/1326.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20061111/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=11-11-2006 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Мы знаем: если рухнет шалаш - наше земное жилище, у нас есть дом. Его нам даст Бог. Это нерукотворный, вечный дом на небесах. Пока мы здесь, мы горько стонем: так не терпится нам облечься в этот небесный покров! В нём мы, даже раздетые, не окажемся нагими. Но пока мы всё еще в своем телесном шалаше, мы тяжко стонем. Не оттого, что хотим лишиться земного крова, а оттого, что хотим облечься в небесный, чтобы смертное было поглощено жизнью. Вот цель, ради которой сотворил нас Бог, давший нам в залог Свой Дух. Итак, мы всегда отважны духом и знаем: пока мы живем дома - в собственном теле, мы на чужбине, не у Господа. Ведь мы живем верой, а не тем, что видим глазами. Так вот, мы отважны духом, мы предпочли бы скорее выселиться из тела и поселиться дома, у Господа. Потому и желаем больше всего - живем ли дома или на чужбине - понравиться Ему. Ведь всем нам придется предстать перед Судьей - Христом, чтобы каждый получил по заслугам за всё, что сделано им за время телесной жизни - и за доброе, и за дурное.* (2Кор.5:1-10) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1673.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/2co.htm#5:1 ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu1.htm#8:16 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|
|
![]() |