=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= ХРИСТОС ВОСКРЕС! {Попразднство Вознесения Господня} * 07 мая 2007 г. ст.ст., воскресенье 7-е по Пасхе. литургические чтения: Деян.20:16-18,28-36; Ин.17:1-13. {память отцов I Вселенского Собора, 325} * 08 мая 2007 г. ст.ст., понедельник 7-й седмицы по Пасхе. литургические чтения: Деян.21:8-14; Ин.14:27-15:7. {память Апостола и евангелиста Иоанна Богослова, +98-117} (Этот выпуск рассылки - за два дня.) > Обязательность экуменизма > "Да будут все едино..." > Иисус Христос (Ин.17,21) > 'Даже, по пословице, злые дела объединяют злодеев. > Христиан же не объединяют ни какое угодно зло, > ни благо и даже многие совместно пережитые несчастья > не склоняют их к взаимной любви'. > Эразм Роттердамский > (См.: 'Жалоба мира, отовсюду изгнанного и поверженного') > Известный христианский апологет К.С.Льюис (1898-1963) прибегает > к такому образу для пояснения роли догматики в религиозной жизни. Он > ее сравнивает с географической или морской картой, с помощью > лаконичной и суховатой схемы которой можно, преодолевая наполненные > жизненными энергиями стихии и штормы бытия, достигнуть желанного > и спасительного берега. Что без карты было бы почти невозможным. > Можно предложить следующее развитие этого образа: все религии > и конфессии имеют свои собственные картосхемы (догматические системы > различной степени развитости). Но многие из них вместо того, чтобы > помнить о том, что только одному Богу точно известно, кто > из отправившихся в рискованное путешествие достиг другого берега, > а кто нет; вместо того, чтобы сочувственно относиться друг к другу, > помня о том, что даже очень хорошей карты еще недостаточно, чтобы > достичь спасительного берега, они принялись хвастаться своими > картами, соответственно считая их самыми лучшими. > Некоторые на этом не остановились и принялись украшать свои карты, > чтобы еще более показать их неоспоримое перед другими преимущество. > Они настолько в этом преуспели, составили такие прекрасные > песнопения, что им даже расхотелось отправляться в какой-либо путь, > в опасное плавание, и они стали проводить время в созерцании самой > карты, благочестивом хождения вокруг нее, уже как бы прозревая > спасительный берег и как бы уже на нем находясь. При этом они стали > очень презирать берег, на котором всё-таки продолжали находиться, > решив, что вовсе не следует заниматься его благоустройством, > а на время ожидания можно устроиться лишь в храмах, собственных > домах и квартирах, периодически выглядывая и посматривая, что вокруг > делается. А те, кому благоустроенных квартир не хватило, принялись > скрупулезно подсчитывать дату неизбежного конца света. > Другие решили, что лучший способ - это не рассуждать самим в сложном > вопросе толкования обозначений в карте, а положиться во всём > на авторитетные источники (предание), где раз и навсегда > всё определено. А если что-то и не определено, то стало быть этого > знать и не надобно. Эти люди решили не замечать, что море, которое > следует пересечь, очень изменилось: в нём появились новые рифы > и видоизменились старые, возникли новые течения и новые острова, > стала другой "роза ветров"; оказалось, что часть противоположного > берега так изменилась (или их способ мировосприятия изменился - > это тоже с достоверностью не известно), что стало еще более неясно, > что принадлежит тому берегу, а что нет, и где он, собственно говоря, > начинается. Стала другой и навигационная техника, появились знаки > и условные обозначения. То есть возникла необходимость в обновлении > карты и навигационного оборудования. Но сама картосхема оказалась > настолько освящена древностью, что мысль о приведении ее > в соответствие с изменившимися условиями казалась кощунственной > (мало ли что нового может вообще появиться!). Сторонники > этого направления утверждают, что если каждый верующий станет > настоящим верующим, то все "внешние" проблемы решатся сами собой, > а поэтому самими этими проблемами, как таковыми, заниматься вовсе > не следует, а следует лишь внутренне совершенствоваться. Эти люди > чаще говорят не о "пути" (предполагающем динамику), а об "истинном > состоянии", которое по их мнению, и дает их конфессия. Поэтому у них > уже не карта, предполагающая всё же некоторый путь, а подробные > догматические описания и ритуальные инструкции. Но все же не обладая > внутренней уверенностью в своей правоте, они стали угрюмыми > и гордыми, совершенно оставив миссионерство. > Народ же попроще решил, что путем точного соблюдения обрядов можно > получить от Бога какую-то помощь. Поэтому эти люди занимаются > бесконечным выяснением у 'батюшек', 'чего можно, а чего нельзя' > при соблюдении ритуала. Здесь вообще сама идея потустороннего > спасения как-то плохо воспринимается, но есть простое желание > заручиться покровительством свыше. В этой группе нередко встречаются > люди не имеющие никакого специфического мистического чувства, что > не мешает им считать себя верующими. > Эта группа самая многочисленная. > Надо сказать еще об одной странной очень малочисленной группе, > которая думает не столько о собственном спасении, и даже > не о спасении других, сколько о "создании условий" для возможности > спасения, причем не столько в трансцендентном (проще говоря: > индивидуально-загробном, понятном для всех смысле), сколько > в каком-то экзистенциально-социальном, ставя на первое место общение > и взаимодействие людей. Они утверждают, что надо идти не только > внутренним путем, но и внешним, так как эти пути тесно > взаимосвязаны, и иногда правильно выбранный внешний путь > способствует правильному выбору внутреннего пути. Эти люди иногда > договариваются до таких странных вещей, как "христианская > общественность", "христианская политика", и даже... "христианская > экономика". Поэтому у них уже не карта, а какой-то "перечень > приоритетов" и мероприятий по реформе внешнего строя религиозной > жизни. Эти люди вызывают возмущение не только у верующих, но даже > у неверующих. Верующие обвиняют их в том, что они профанируют > духовность и переводят столь драгоценный 'вертикализм' > в 'горизонтализм'. А неверующие обвиняют их в том, что > они вмешиваются не в свое дело, - в политику. > Но и это всё-таки еще не самые странные люди. Есть и такие, которые > и вовсе не верят в спасение, но очень почему-то хотят, чтобы другие > в него верили. Они неустанно ищут врагов, клеймят еретиков > и особенно тех, кто, как им кажется, подрывает религию изнутри, > предлагая карты с небольшими погрешностями, могущими привести > к катастрофическим последствиям в деле спасения, в котором не может > быть мелочей. Они обличают тех, кто размывает ясные, как им кажется, > границы религии, говоря о каких-то туманных общечеловеческих > ценностях, совершенно неопределенном гуманизме или вовсе > подозрительном универсализме. Сторонники этого направления всегда > выступают за конкретность и ясность, и у них самих вместо карты - > четкие и понятные лозунги. > Есть и такие (стоящие совсем особняком), которые решили, что любая > привнесенная извне религия плоха уже тем, что не у них возникла, что > она неестественна и неорганична для них, и что следует исходить > из своих корней и из своей почвы. Некоторые из них в своем > традиционализме дошли до самого натурального язычества > как "первоистока", который и принялись с увлечением изучать, находя > в нём глубокий и даже эзотерический смысл. Причем эти люди особенно > отрицают саму возможность существования каких-либо общечеловеческих > ценностей, которые, как они считают, были изобретены одними людьми > для обмана других людей. > Все эти группы в ходе взаимных дискуссий и противостояния всё более > и более стали как-то забывать об общей цели пути, не видя и того, > что, при всем желании бесконечно уточнять свои догматические > формулировки (карты), они никак не могут полностью устранить область > неопределенности (о которой упоминает и апостол Павел: 1Кор.8,2; > 1Кор.13,12), а значит и связанного с ней довольно неприятного риска, > которого вроде бы не должно быть. > Члены различных групп и конфессий настолько привыкли существовать > раздельно друг от друга, что у них уже не было особого желания > как-то объединяться. > Но нашлись люди, которые обратили внимание на слова Христа о том, > что Царство Божие (другой берег) начинается в душах людей уже здесь > и сейчас, и для этого не следует долго изучать сложную систему > навигации, выработанную предшественниками, а нужно непосредственно > "здесь и сейчас" выполнять простые и ясные заповеди Христа о любви > к Богу и к всем людям (вот и вся схема), и что таким образом - > экзистенциальным снятием противоположности "внутреннего" > и "внешнего" - можно достигнуть желаемого берега, к которому, может > быть, и не приложимы пространственно-временные категории. Эта группа > простотой своей идеи вызывает раздражение почти у всех предыдущих, > которые ее обвиняют в антиисторизме и в пренебрежении Священным > Преданием. > Нашлись также немногие люди, которые стали напоминать о важности > первоначальной общей цели, обращать равное внимание не только > на догматический аспект, но и на этический и культурный аспекты, > призывать к единству в главном при естественном многообразии > культурных и философских традиций. Эта очень немногочисленная группа > людей и положила начало экуменическому движению. Впервые это поняли > христианские миссионеры разных христианских конфессий в Африке. > Отсюда постепенно родилась идея общехристианской организации: > Всемирного Совета Церквей. > Само греческое слово с латинским суффиксом 'экуменизм' означает > вселенскость. Термин oikoumene используется в Новом Завете > для обозначения Римской империи (Лк.2,1) или вообще для обозначения > всего мира (Мф.24,14). Постепенно этим словом стали обозначать > всю Церковь как противоположность всему тому, что разделяет, или > всю веру Церкви как противоположность тому, что не цельно, а состоит > из частей. > Звучит термин "экуменизм" для русского уха не совсем приятно. > Как всякий 'изм', он постепенно начинает раздражать. 'Движение > к христианскому единству' звучит намного лучше. Важно понять, > что здесь имеется в виду некая универсальная ценность. Возможность > такого универсализма обуславливается единством человеческого рода, > произошедшего от одного корня. В библейской традиции: от Адама > и Евы. Естественно предполагается, что человеческий род должен жить > в состоянии мира, а не бесконечной войны всех со всеми. Это > не означает радикального примирения добра со злом, истины > с заблуждением, но ставит вопрос о мере допустимого компромисса. > Возможно ли терпеть малое зло и некоторые заблуждения, > чтобы избежать больших? Или же должна быть бескомпромиссная борьба > со всеми заблуждениями и малейшими проявлениями зла? Сложность > задачи в том, что при существующем религиозном и культурном > разнообразии невозможно полное единодушие, и радикальная > бескомпромиссность приведёт к войне всех со всеми. Людям следует > признать свою ограниченность, смирить свои притязания, отказаться > от абсолютистских проектов. Только Бог, всеведущий и всесильный, мог > бы установить на земле единый образ жизни (порядок), но Он по только > Ему известным причинам этого не делает, предоставив людям самим > благоустраиваться. Известно также, что "худой мир лучше доброй > ссоры". Сам Господь призвал людей к единству: 'да будут все едино' > (Ин.17.21). > Богословски обосновать необходимость экуменизма не просто, но всё же > возможно. Богословие имеет два тесно связанных друг с другом > аспекта: катафатический (положительно-утверждающий ортодоксию) > и апафатический (отрицательный), умеряющий резвость богословов, > желающих вещать от имени Бога. Не все ещё известно, не всё ещё > открылось. Апофатика указывает на ограниченность людей > (их сознания), на необходимость их смирения друг перед другом > в богопознании. Никто не должен претендовать на монополию на истину > в последней инстанции (ср.: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое > стекло, гадательно..." - 1Кор. 13, 12). > Кроме этого, возможно этическое обоснование экуменизма. При всей > важности теории, вероучения (догматики) существует этическая сторона > жизни, напрямую не связанная с догматикой. Это известный феномен > 'просто хорошего человека', который без всяких религий догматик > делает добрые дела. В самом Евангелии этический аспект ставится > на первое место. В притче о милосердном самарянине ближним > для пострадавшего человека оказываются не единоверные и правоверные > священник и левит, а инородец и иноверец самарянин (Лк.10,29-37). > Древнее 'золотое правило нравственности', которое повторяет Иисус > (Мф.7,12), можно понимать и в смысле веротерпимости. Критерием > страшного суда оказывается не догматическое качество веры, а добрые > дела (Мф.25,31-46). Апостол Павел на первое место ставит любовь > (1Кор.13). Именно любовь предписывает не столько ортодоксию > (правоверие), сколько ортопраксию, т.е. правильное поведение. > Христианские благотворительные организации, например, оказывают > помощь всем людям независимо от их религиозной принадлежности. > Но полное сведение религии к любви привело бы к психологизации > (субъективизации) веры, сведению её к гуманизму. На практике > эта опасность пока не ощущается, т.к. до гуманизма у нас ещё очень > далеко, но теоретически вроде бы эта опасность есть. Противники > экуменизма именно на этот пункт постоянно указывают, приводя > в качестве антипримера Иуду, который лукаво предлагал продать > драгоценное миро, предназначенное для Христа, и вырученные деньги > раздать нищим. Христос же сказал, что нищие всегда рядом, а Он > не всегда. > Таким образом, экуменизм побуждает христиан к ответственности > за единство христианского мира, а также к доброжелательному > отношению ко всем людям. От заповеди Христа 'любить всех' > это отличается лишь переходом к организованным формам > доброжелательности (движения, конференции, благотворительность, > открытость диалогу). Таким образом, экуменизм это дальнейшее > углубление понимание заповеди Христа в современных условиях. > Не всякий узкий путь истинен. Узкий путь фарисейско-законнической > исключительности (ортодоксальности) ведет в тупик. [ Игумен Вениамин (Новик). Обязательность экуменизма. www.veniamin.spb.ru/text/t9.htm ] Благодарю свящ. Дионисия Батарчука, разместившего ссылку на этот текст в ЖЖ-сообществе "Открытое православие": http://community.livejournal.com/alterortodox_ru/17735.html ссылки по теме: + + + www.messia.ru/rasylka/006/1516.htm (Оливье Клеман, патриарх Афинагор + ссылки) + + + www.messia.ru/rasylka/006/1520.htm (Яков Кротов) + + + www.messia.ru/rasylka/005/1176.htm (Яков Кротов + ссылки) + + + UT UNUM SINT ('Да Будут Все Едино') Окружное послание Папы Римского Иоанна Павла II (www.agnuz.info/?a=holy&father=John_Paul_II&id=599) krotov.info/acts/20/voityla/19950525.html + + + Комм. из "Толковой Библии" к Ин.17 www.bible-center.ru/biblecomment?txt=joh+17&comm=lopukhin_ru ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ ПОНЕДЕЛЬНИКА: >>> Ганс Урс фон Бальтазар: Очищение Лозы www.messia.ru/rasylka/004/804.htm#0 >>> К.С.Льюис: счастье помимо Бога? www.messia.ru/rasylka/002/101.htm#0 >>> свт. Климент Александрийский - против полагающих, что Божьи благость и правосудие друг друга исключают www.agnuz.info/library/books/Pedagog/page08.htm >>> молитва свт. Климента Римского www.skyfamily.ru/god/molitva1.htm >>> митр. Сурожский Антоний: молитва и жизнь - одно www.messia.ru/rasylka/003/382.htm#0 >>> молитва прп. Исаака Сирина www.messia.ru/bibliotk/i/sirin/2/g06.htm Чтения воскресенья в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070520/orth?cont=rv_ru Эти дни в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=20-05-2007 www.canto.ru/calendar/day.php?date=21-05-2007 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Иисус поднял глаза к небу и сказал: - Отец! Час настал. Прославь Сына Своего, чтобы Сын прославил Тебя. Так же, как Ты дал Ему власть над всеми живущими, и Он даст вечную жизнь всем, кого Ты дал Ему. А вечная жизнь - это знать Тебя, единственного истинного Бога, и Иисуса Помазанника, которого Ты послал. Я прославил Тебя на земле, дело исполнив, которое Ты поручил Мне. Теперь же, Отец, прославь Меня Ты славой, что была у Меня, когда Я был с Тобою, прежде чем мир начал быть. Я открыл Твое имя людям, которых Ты дал Мне из мира. Они были Твои, Ты отдал их Мне, и они слово Твое исполнили. И теперь наконец они поняли, что всё, что Ты дал Мне, Твое, потому что слова, которые дал Ты Мне, Я им передал, и они их приняли и действительно поняли, что Я пришел от Тебя, и поверили, что послал Меня Ты. Это за них Я прошу. Не за мир Я прошу, а за тех, которых Ты дал Мне, потому что они - Твои, ибо всё, что есть у Меня, Твое, а всё, что есть у Тебя, Мое и через них Я явил Свою славу. Я уже больше не в мире, Я возвращаюсь к Тебе, а они остаются в мире. О святой Мой Отец! Силой имени Твоего, что Ты дал Мне, сохрани их, чтобы были они едины, как и мы едины с Тобой. Силой имени Твоего, что Ты дал Мне, Я хранил их, пока был с ними. И Я их сохранил: никто из них не погиб, лишь один, предназначенный к гибели, ибо Писанию надлежало исполниться. А теперь Я к Тебе возвращаюсь. И пока Я еще в этом мире, Я для того говорю всё это, чтоб они разделили со Мной полноту Моей радости.* (Ин.17:1-13) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1852.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 | |||||
|
| ![]() |