ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 22 мая 2006 г. ст.ст., воскресенье 7-е по Пасхе. литургические чтения: Деян.20:16-18,28-36; Ин.17:1-13. {память отцов I Вселенского Собора, 325} * 23 мая 2006 г. ст.ст., пн 7-й седмицы по Пасхе. литургические чтения: Деян.21:8-14; Ин.14:27-15:7. > При нашей первой встрече патриарх сказал: > - Обо мне говорить не стоит, это ни к чему. Говорить нужно > о соединении Церквей. Соединение - это воля Божия, неодолимое > требование христианского народа, это единственное средство > свидетельствовать о своей вере перед Христом в наше время > начинающегося объединения всей земли. Церковное единство в наше > время - это ананке, <{греч. - необходимость}> неотвратимая судьба. > <....> Я не ухожу от всех трудностей и проблем. Но все изменится, > если посмотреть на это в свете и перспективе единения... О.К.: > - В ваших посланиях вы никогда не отделяли этой перспективы > и от освящающего действия Церкви в истории. п.А.: > - К этому зовет и Первосвященническая молитва Господа, которую > столь часто цитировали зачинатели экуменизма: 'да будут все едино: > как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино, > да уверует мир, что Ты послал Меня' (Ин.17.21). Мы разделили Христа, > сохранив чашу, но утратив дух евангельский, и этот дух стал > закваской истории, но за пределами Церкви, и нередко он обращается > против нее... О.К.: > - Поэтому многие христиане в наши дни полагают, что экуменизм > превзойден - это уже пройденный этап, и достаточно лишь в истории > служить этой евангельской закваской, быть человеком среди людей. п.А.: > - Это одна сторона дела. Но если видеть только ее, значит утратить > саму реальность христианства, пасхальную радость, силу воскресения, > которую мы принимаем в таинствах Церкви... О.К.: > - ... В общем то, что Отцы называли словом, которое часто шокирует > Запад: 'обожение': 'Бог сделался человеком, чтобы человек мог стать > Богом'. п.А.: > - В этом грандиозном утверждении нет ничего шокирующего: во Христе > мы принимаем Духа усыновления, что становится самой нашей жизнью. > Человек поистине человечен лишь в Боге. Вот почему тщетна мысль, что > мы обретем Христа лишь в одном служении людям. Нужно черпать жизнь > в евхаристической чаше и одновременно нести в мир любовь к ближнему. > Это значит, как я часто вам говорил: примирить Церковь > и христианство. > Однако это примирение требует единства христиан. Разделение > закрывает доступ к Богу. Вспомните упреки Павла Коринфянам: > 'Я разумею то, что у нас говорят: я Павлов; а я Аполосов; я Кифин; > а я Христов. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? > или во имя Павла вы крестились?' (1Кор.1.12-13). Церковь, > раздробленная на конфессии, не может наделять и оплодотворять > историю христианскими ценностями, которые сами в конце концов > иссякают, если остаются отсеченными от чаши жизни... О.К.: > - Это сознание разделения как трагедии и греха, это паломничество > к соединению всех у единой чаши - может быть, одна из основных > характерных черт XX века. История, которая, как будто, набирает > скорость, должна была обрушиться на головы христиан, разделенных > и враждующих, они должны были вновь стать малым стадом > в объединяющемся мире, должен был возникнуть 'массовый' атеизм, > псевдорелигии, народы должны были пройти через смерч для того, > чтобы христиане вновь ощутили себя братьями, несущими > общую ответственность за духовную судьбу человечества. п.А.: > - Все мы тем или иным путем прошли через горький опыт разделения. > Когда я стал дьяконом, православные уже веками пребывали > на положении меньшинства в мусульманской империи. И что делали > христиане западных конфессий? Они пытались воспользоваться этой > ситуацией в целях своего прозелитизма... О.К.: > - Митрополит Колонийский говорил мне, что во времена его молодости > в Константинополе, когда он сталкивался с католическим священником, > тот отворачивался от него с явной враждебностью. п.А.: > - Подобные вещи часто случались и со мной во время моего пребывания > в Соединенных Штатах. Однако в этой стране никогда не было > однородного христианского населения, тесно соседствующего с другим. > Но, когда я встречал, скажем, в одном купе в поезде католического > священника или епископа, он вел себя так, как будто бы меня не было. > Как все изменилось с тех пор! > Да, в Оттоманской империи, затем в Соединенных Штатах разделение > ощущалось мной как тяжелое презрение, висевшее над нами, > православными. И это презрение загнало нас в оборонительную позицию, > также отвечающую презрением на свой лад. Однако существует и особая > благодать страдания, причиняемого нашими братьями, и от нас зависит, > чтобы она была и для них благодатью. Не столько индивидуальный опыт, > сколько наблюдение над современным миром привело меня к мысли > о настоятельной необходимости соединения, о том, что единство - > это ананке, предназначение, рок. Меня, как вы знаете, > всё интересует: человеческие радости и человеческие открытия, > но также и человеческие тревоги. <...> <.....> п.А.: > - <...> Знаю только, что я не церковник, замкнувшийся в церковной > среде. Я люблю людей, я слежу за историей. Поверьте мне: прежде > у людей не было такой потребности в понимании смысла жизни. > Всё меняется с сумасшедшей скоростью, и заставляет человека > задуматься: почему? зачем? Сегодняшний человек голодает: в странах > третьего мира ему не хватает хлеба, но повсюду ему не хватает любви > и смысла жизни. Миру угрожает исчезновение - и не только в атомной > войне, но и в бессмыслице, скуке, безнадежности. И он не найдет > ответа ни в наркотиках, ни в эротизме, ни в политических религиях, > которые потерпели крах именно там, где как будто одержали верх. Есть > лишь один ответ: Единый Христос, явленный Единой Церковью. И этого > явления Христа нельзя более ждать. Дух не терпит роскоши > христианских разделений, роскоши боязливых или гордых расчетов, > ни к чему не обязывающих рассуждений, где чувствуют себя столь > привольно... Мы должны ответить. И ответить мы можем только > все вместе. О.К.: > - Знаки времени - увещевания Духа. Они неразделимы. п.А.: > - Нужно быть просто христианином, вот и всё! Быть христианином - > и прежде всего среди христиан! Мы стоим перед судом. Нас судит > духовная нищета наших современников, но также и Крест Сына Божия, > на Который Его возвела любовь. Попытаемся ли и мы обезоружить себя > по образу Его или же останемся удовлетворенными добродетелями наших > отцов и нашим полемическим богословием? За последние двадцать лет > экуменическое движение, Второй Ватиканский Собор, Всеправославные > Конференции, встречи предстоятелей Церквей обнажили перед глазами > всех кровоточащую язву разделения. Отныне становится > уже невозможным, чтобы поместная Церковь, предстоятель или иерарх, > христианский мыслитель, сознающий свою ответственность учителя, > не понимал необходимости соединения, не думал и не действовал бы > в этом направлении... О.К.: > - Соединение - это долг, но видите ли вы его как историческую > возможность или как чудо, которое произойдет в конце времен? п.А.: > - Соединение будет чудом, но чудом, свершившимся в истории. > Впрочем, начиная со дня Пятидесятницы, мы пребываем в конце > времен... > Каждую ночь, как вы знаете, иногда в полночь, иногда в четыре утра, > я выхожу в сад и вхожу в притвор церкви. Я зажигаю две свечи > перед иконой Богородицы и молюсь о единстве. Когда оно произойдет? > Когда Христа спросили о конце мира, Он исповедал свое человеческое > неведение; лишь Отец, сказал Он, знает времена и сроки. > И с соединением Церквей обстоит точно так же. Будущее в руках > Божиих. Воля Божия покоится в вечности. Она внедряется во время, > когда время созревает, и раскрывает себя для нее. Наша задача - > содействовать созреванию времени. Столько вещей произошло, которые > казались невозможными!... встреча в Иерусалиме, папа > в Константинополе, мое паломничество в Рим... Единство настанет. > И будет чудом. Новым чудом в истории... Когда? Мы знать не можем. > Но мы должны готовиться к нему. Ибо чудо подобно Богу - > оно неотвратимо. [ Оливье Клеман. БЕСЕДЫ С ПАТРИАРХОМ АФИНАГОРОМ (III) // Брюссель, 1993; стр.357-364 ] АФИНАГОР (1886-1972) - патриарх Константинопольский (с 1948), содействовавший примирению христианских церквей Востока и Запада. По инициативе Афинагора в 1964 состоялась его встреча с папой Римским Павлом VI в Иерусалиме (первая встреча глав Греко-православной и Римско-католической церквей с 1439), после чего были отменены взаимные анафематствования, существовавшие с 1054. www.slova.info/slovo/?id=4515 ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: <•> СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ И КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО СЛУЧАЮ СНЯТИЯ АНАФЕМ krotov.info/acts/20/1960/19651207.html <•> иеромонах Антоний (Блум): Церковная молитва "о соединении всех" www.messia.ru/rasylka/004/803.htm#0 <•> митр. Сурожский Антоний (Блум) Катехизическая беседа О ЦЕРКВИ. (1966 г.) www.mitras.ru/besedy/besedy10.htm <•> Он же: экуменическое движение: плоды и кризис www.practica.ru/Ma/3e.htm (ответ на вопрос "Что такое экуменизм?") <•> Он же: Церковь как ДОМ БОЖИЙ www.mitras.ru/dom_bozhiy/dob1.htm единство Церкви, ее границы www.mitras.ru/dom_bozhiy/dob2.htm <•> Он же: народ Божий. основное и вторичное в вере www.mitras.ru/besedy/besedy3.htm <•> Яков Кротов: ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ, ПРИМИРЕНИЕ ЦЕРКВИ www.messia.ru/rasylka/003/454.htm#0 <•> Он же: НЕ СТРОИТЬ МОСТ, А УВИДЕТЬ, ЧТО НЕТ РЕКИ www.messia.ru/rasylka/002/260.htm#0 <•> Он же: "Свет христианства и тьмы христианств" www.messia.ru/rasylka/002/000-5.htm#N04 <•> иеромонах Габриэль Бунге: "Да будут едины!" www.messia.ru/rasylka/002/100.htm#0 <•> cвящ. Александр Мень: распри и расколы в Церкви www.messia.ru/rasylka/002/145.htm#0 <•> Он же: *Да будут все едино!* www.messia.ru/rasylka/005/1171.htm#0 <•> митрополит Антоний Блум: между Вознесением и Пятидесятницей www.messia.ru/rasylka/003/455.htm#0 <•> Он же - проповедь в воскресенье после Вознесения, впервые опубликованная в 2004 году www.mitras.ru/archive/040523.htm ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ ПОНЕДЕЛЬНИКА: >>> Ганс Урс фон Бальтазар: Очищение Лозы www.messia.ru/rasylka/004/804.htm#0 >>> К.С.Льюис: счастье помимо Бога? www.messia.ru/rasylka/002/101.htm#0 >>> свт. Климент Александрийский - против полагающих, что Божьи благость и правосудие друг друга исключают www.agnuz.info/library/books/Pedagog/page08.htm >>> молитва свт. Климента Римского www.skyfamily.ru/god/molitva1.htm >>> митр. Сурожский Антоний: молитва и жизнь - одно www.messia.ru/rasylka/003/382.htm#0 >>> молитва прп. Исаака Сирина www.messia.ru/bibliotk/i/sirin/2/g06.htm Чтения воскресенья в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060604/orth?cont=rv_ru Эти дни в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060522&key=days www.days.ru/day.php?date=20060523&key=days -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Иисус сказал: '"Мир!" - говорю Я вам на прощанье. / Я даю вам Мой мир, но не тот мир, что люди дают, / Я даю вам. Прогон`ите тревоги из сердца! / И не страшитесь! Вы слышали, Я вам сказал: "Ухожу" / и сказал: "Я вернусь к вам". Если б любили Меня, вы были бы рады, / что Я ухожу к Отцу, ведь Отец Мой больше Меня. Я сказал всё теперь - / до того, как это случится, чтобы вы, когда это случится, / поверили Мне! Говорить с вами Мне недолго осталось: / уже близко Властитель мира. Надо Мной у него власти нет. Но мир должен узнать, / что люблю Я Отца. Вот почему Я исполню / всё, что Он Мне повелел. ... Я - истинная виноградная лоза, / а Мой Отец - виноградарь. Всякую ветвь на Мне, что не приносит плодов, / Он обрезает, а плодоносную ветвь очищает, / чтобы больше был урожай. Вы же уже чисты - / через Слово, что вам возвестил Я. Будьте во Мне, как Я в вас. Как ветвь сама по себе плодоносить не может, если не будет частью лозы, так и вы тоже не сможете, / если во Мне не останетесь. Я - лоза, а вы - ветви. Только тот, кто во Мне, / как и Я в нём, / плодоносит обильно - потому что вам без Меня / ничего не сделать. А кто не во Мне, / тот словно ветвь, что выброшена из виноградника и засыхает, - а их соберут, бросят в огонь и сожгут. Но если во Мне вы останетесь / и слова Мои в вас останутся, прос`ите, о чём хотите, - / и вам будет дано!' (Ин.14:27-15:7) * * * *Иисус поднял глаза к небу и сказал: - Отец! Час настал. Прославь Сына Своего, чтобы Сын прославил Тебя. Так же, как Ты дал Ему власть над всеми живущими, и Он даст вечную жизнь всем, кого Ты дал Ему. А вечная жизнь - это знать Тебя, единственного истинного Бога, и Иисуса Помазанника, которого Ты послал. Я прославил Тебя на земле, дело исполнив, которое Ты поручил Мне. Теперь же, Отец, прославь Меня Ты славой, что была у Меня, когда Я был с Тобою, прежде чем мир начал быть. Я открыл Твое имя людям, которых Ты дал Мне из мира. Они были Твои, Ты отдал их Мне, и они слово Твое исполнили. И теперь наконец они поняли, что всё, что Ты дал Мне, Твое, потому что слова, которые дал Ты Мне, Я им передал, и они их приняли и действительно поняли, что Я пришел от Тебя, и поверили, что послал Меня Ты. Это за них Я прошу. Не за мир Я прошу, а за тех, которых Ты дал Мне, потому что они - Твои, ибо всё, что есть у Меня, Твое, а всё, что есть у Тебя, Мое и через них Я явил Свою славу. Я уже больше не в мире, Я возвращаюсь к Тебе, а они остаются в мире. О святой Мой Отец! Силой имени Твоего, что Ты дал Мне, сохрани их, чтобы были они едины, как и мы едины с Тобой. Силой имени Твоего, что Ты дал Мне, Я хранил их, пока был с ними. И Я их сохранил: никто из них не погиб, лишь один, предназначенный к гибели, ибо Писанию надлежало исполниться. А теперь Я к Тебе возвращаюсь. И пока Я еще в этом мире, Я для того говорю всё это, чтоб они разделили со Мной полноту Моей радости.* (Ин.17:1-13) | |||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
| |||||
| |||||
другая моя рассылка: "ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последних выпусках: | ||||