=ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир да
будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 19 июля 2008
г. ст.ст., пятница 7-й седмицы по Пятидесятнице. литургические
чтения: 1Кор.7:35-8:7; Мф.15:29-31.
{Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903)}
к рядовому апост. чтению: www.messia.ru/rasylka/006/1568.htm
(иг. Иларион (Алфеев), свт. Григорий Богослов + ссылки)
+ Lanfranco: cв. Серафим Саровский как модернист и обновленец:
http://lanfranco.livejournal.com/2279.html?mode=reply
+ свящ. Яков Кротов о св. Cерафиме: www.krotov.info/yakov/6_bios/55_xix/1833_sarov.htm
+ св. Cерафим Саровский: добродетель не груша, вдруг не съешь:
www.messia.ru/rasylka/002/081.htm
+ он же: Увидеть свет Христов: www.messia.ru/rasylka/003/418.htm#0
+ он же: О мире душевном www.messia.ru/rasylka/006/1648.htm
+ он же о стяжании Духа: www.messia.ru/r2/0/04.htm
+ Духовные наставления св.саровского старца о.Серафима и
материалы о нём: www.krotov.info/library/s/sarov.html
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском
и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080801/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=01-08-2008
----------------------------------------------------------------------
В этом выпуске - продолжение беседы о литургии ( см. www.messia.ru/rasylka/008/2249.htm#0;
www.messia.ru/rasylka/008/2255.htm#0
).
"Когда вы собираетесь
как Церковь..."
(1Кор.11:18)
Христос пришел, "чтобы рассеянных чад Божиих
собрать воедино" (Ин.11:52). Литургия - "таинство
собрания". Изначально она была явлением и осуществлением
единства нового Народа Божия, собранного Христом и во
Христе. Необходимо твердо знать и помнить:
в храм, на литургию мы идем не для индивидуальной
молитвы, мы идем ="собраться в Церковь"= (или: как
Церковь), а сам видимый храм есть прежде всего образ того нерукотворного
Храма-Церкви, который он знаменует. Поэтому "собрание в Церковь" есть
действительно первое литургическое действие, основание всей Литургии,
и не поняв этого, нельзя понять и всего дальнейшего священноодействия.
И когда я говорю: "Я иду в Церковь", - это значит, я иду в
собрание верующих, чтобы с ними вместе =составить Церковь=, чтобы быть
тем, чем я стал в через крещение, т.е. =членом, органом= - в полном
и абсолютном смысле этого слова, членом Тела Христа: "Вы, - говорит
Апостол, - Тело Христово, а порознь - члены" (1Кор.12:27).
Я иду явить и осуществить свое членство, явить и засвидетельствовать
перед Богом и миром тайну Царства Божия, явленного,
пришедшего в воскресении Христовом. Вот тайна Церкви
- Тела Христова: "Где двое или трое =собраны= во Имя Мое, там Я посреди
них". _Чудо__Церкви-собрания__в_том,__что__оно_ не__"сумма"__грешных__и__недостойных__людей,_составляющих_его,_а_Тело_
Христово._ Мы часто говорим, что мы "идем в церковь",
чтобы от нее получить помощь, благодатную ситу, утешение. Но мы забываем,
что _мы_ и__есть__Церковь,_что_мы_ее_составляем,_что_Христос_пребывает_в_своих_
членах_и_что_Церковь_не_вне_нас,_не_над_нами,=а_мы_во_Христе_и_Христос
_в_нас.= _И__не__в_том_христианство,_что_оно_каждому_дает_возможность_ "личного__совершенствования",__а__в_том,_прежде_всего,_что_христианам_
дано__и__заповедано_=быть__Церковью=_ - _"народом_святым,_царственным_
священством,__родом__избранным"_ (1Петр.2:9), _являть__и_исповедовать_ присутствие_Христа_и_Его_Царства_в_мире._
Святость Церкви - не наша святость, а Христа, который возлюбил Церковь
и отдал Себя за нее, "чтобы освятить ее... дабы
она была свята и непорочна" (Еф.5:25-27), а святость
святых есть только раскрытие и осуществление того освящения,
той святости, которую каждый из нас получил в день крещения и возрастать
в которой мы все призваны. Но мы не могли бы возрастать в ней,
если бы уже не имели ее как дар Божий, как присутствие Его в
нас Духом Святым. Вот почему в древности все христиане
назывались =святыми= и почему "собрание в Церковь" есть наше служение,
наш главный долг. Мы посвящены на это служение и оно принадлежит
нам, пока мы сами не отлучим себя от него. В древности
_не__участвовавший__без_причины_в_евхаристическом__собрании_отлучался_
от__Церкви,__как__сам__себя__отсекший__от_органического_единства_Тела_ Христова,_являемого_в_Литургии._
Евхаристия не есть "одно из таинств", одно из богослужений, она есть
=явление и исполнение Церкви= во всей ее силе, святости
и полноте, и только участвуя в ней мы
можем возрастать в святости и исполнить всё то, что заповедано нам.
Собранная в Евхаристии Церковь, даже если она ограничена
"двумя или тремя", есть образ и осуществление Тела Христова,
и только потому собранные смогут =причаститься=, т.е. быть
общниками Тела и Крови Христовых, что они являют Его своим собранием.
Никто и никогда не мог бы приобщиться, никто и никогда не был
достоин и "достаточно свят" для этого, если
бы не было это достоинство дано и заповедано
в Церкви-собрании, в том таинственном единстве,
в котором мы, составляя Тело Христово, можем "неосужденно"
назвать Бога Отцом и быть участником и причастником Божественной Жизни...
Из этого становится очевидным, до какой
степени нарушает сущность Литургии современное "индивидуальное" вхождение
в храм, в любой момент богослужения. Тот, кто сохраняет таким образом свою
"индивидуальность" и "свободу" не знает, не постиг
тайны Церкви, он не участвует в таинстве собрания
(в литургии как в таинстве собрания), в этом чуде воссоединения раздробленной
и греховной человеческой природы в богочеловеческое
единство Иисуса Христа.
* * *
И, наконец, если "собрание в Церковь" - образ Тела Христова, то образ
Главы Тела - священник. Он является =предстоятелем= собрания, и именно это
возглавление делает из "группы христиан" - =церковь-собрание=
в полноте ее даров. Потому что если как человек священник
- только один из собравшихся, самый, быть может, грешный
и недостойный, то по дару Св. Духа, хранимому
Церковью от Пятидесятницы и непрерывно передаваемому через
возложение рук епископа - он являет силу
священства Христа, который посвятил себя за нас
и есть единый священник Нового Завета:
"Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство
непреходящее" (Евр.7:24). Как святость Собрания - не есть святость
людей, составляющих его, а освящение
Христово, так и священство священника - не
его, а Христово, данное Церкви, потому что она сама есть Тело
Его. Христос не вне Церкви и никому не делегировал ни
Своей власти, ни силы, но сам пребывает в Церкви и Святым
Духом исполняет всю ее жизнь. Священник - не "представитель" и не "заместитель"
Христа. В Таинстве он - Сам Христос, подобно тому как собрание -
Тело Христа. Возглавляя собрание, он в себе являет единство
Церкви, единство с собою всех ее членов. Таким образом в этом единстве предстоятеля
и собрания явлено богочеловеческое единство Церкви
- во Христе и со Христом. Поэтому и облачение священника,
даже если в наши дни оно совершается до литургии, связано с собранием,
ибо оно есть образ, икона единства Христа и Церкви, нерасторжимого единства
многих, составляющих одно. Белая одежда - подризник или стихарь - есть
прежде всего та крещальная белая риза, которую каждый из
нас получил в крещении. Это одежда всех крещеных,
одежда самой Церкви, и, надевая ее, священник являет единство
собрания, объединяет всех нас в себе. Епитрахиль - это образ принятия
Спасителем нашей природы для ее спасения и
обОжения, знак того, что это священство Самого
Христа. Также и поручи: руки священника, которыми он благословляет
и священнодействует, - уже не его руки, а десница Христова...
Пояс - знак послушания, готовности, собранности, служения.
Священник не "самозванно" восходит и "поставляется
на высоты" (Пс.17:34, этот стих священник читает,
когда надевает пояс), он послан на это служение, он "не больше своего
Господина", за которым следует и по благодати которого
служит. И, наконец, фелонь или риза - это слава
Церкви как нового творения, это радость, правда и красота
новой жизни, прообраз Царства Божия и Царя,
навеки "воцарившегося и благолепием облекшегося..."
(Пс.92:1) Облачение завершается омовением
рук предстоятеля. Евхаристия - дело тех, кому
прощены грехи и оставлены беззакония, кто примирен с Богом.
Это служение нового человечества - "некогда не помилованного,
а ныне помилованного" (1Петр.2:10). Мы входим в храм,
"собираемся в Церковь", облекаемся в одежды новой твари - таковы
первые священнодействия "Таинства всех Таинств" -
святой Евхаристии. /По книге:
протопресв. Александр Шмеман "Евхаристия: Таинство
Царства", гл.1.(5-6)
www.messia.ru/r2/1/021.htm#0
www.messia.ru/r2/1/029.htm#0
*****************************************************************
* * следующий день в церковном календаре: к апост. чтению
субботы 7-й седмицы по Пятидесятнице (Рим.12:1-3) www.messia.ru/rasylka/006/1554.htm#0
(Ф.Янси) к еванг. чтению субботы 7-й седмицы по Пятидесятнице
(Мф.10:37-11:1) www.messia.ru/rasylka/004/856.htm#0
(Яков Кротов; ссылки на тексты К.Барта, В.Н.Кузнецовой)
Завтра, 2 августа / 20 июля - память пророка Илии (IX до Р.Х.)
www.messia.ru/rasylka/007/1921.htm#0
(свящ. Александр Мень; ссылки на тексты Л.Буйе,
свящщ. Якова Кротова, Александра Борисова и др.) * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду
рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в
письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
-- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки
mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Если кто считает, что по отношению к своей невесте поступает
неподобающим образом и если не в силах совладать со своей страстью
и считает, что должен жениться, пусть делает то, к чему
его влечет. Греха не будет, пусть поженятся. Но если он
твердо стоит на своем, никем не понуждаем, полностью владеет своими
чувствами и твердо решился в душе хранить ее девственность, он
тоже поступит хорошо. Что из этого следует? Что и тот, кто
вступает в брак с невестой, поступает хорошо, и тот, кто не женится,
поступит еще лучше. *Жена связана браком, пока жив муж. А если
муж умрет, она вольна выйти замуж за кого хочет, но только за христианина.
Но если останется одна, будет счастливее, по моему мнению, а
я полагаю, что и во мне есть Дух Божий.* (1Кор.7:36-40)
* * * *История Церкви - по фактам - преимущественно история
отпадения людей от Христа, измены Ему на уровне слов и дел*. (А.Мень)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2262.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|