=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 22 июля 2008 г. ст.ст., понедельник.
литургические чтения: 1Кор.9:13-18;
Мф.16:1-6.
* 23 июля 2008 г. ст.ст., вторник.
литургические чтения: 1Кор.10:5-12;
Мф.16:6-12.
8-я седмица по Пятидесятнице.
к еванг. чтению понедельника:
-> www.messia.ru/rasylka/006/1571.htm#0
(Томас Мёртон;
ссылки на тексты свящ. Александра Меня, В.Н.Кузнецовой,
Я.Кротова,
Г.У. фон Бальтазара, Л.Буйе, Р.Гвардини,
епп. Григория (Лебедева), Кассиана (Безобразова) и др.)
к еванг. чтению вторника:
+++ L.D.Hurst: "берегитесь фарисейской закваски!"
www.messia.ru/rasylka/006/1572.htm#0
(+ссылки!)
Чтения этих дней в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080804/orth?cont=rv_ru
www.bible-center.ru/biblereadings/20080805/orth?cont=rv_ru
Эти дни в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=04-08-2008
www.canto.ru/calendar/day.php?date=05-08-2008
----------------------------------------------------------------------
В продолжение темы еванг. чтения минувшего воскресенья (Мф.9:27-35
-
исцеление двух слепых и немого бесноватого),
www.messia.ru/rasylka/007/1905.htm#0.
Молитва нужна
нам "для того, чтобы приобрести нам
любовь к Богу,
потому что вследствие молитвы
сыскиваются
причины любить нам Бога"
(св. Исаак Сирин, Слова подвижнические, слово 39).
Некоторые из нас, прочитав в Евангелии об исцелениях, начинали
думать
прежде всего о том, как получить
исцеление телесных болезней
и недугов. Для себя... для других... Ведь Господь
сказал нам:
"ПросИте - и получите". (И много чего еще другого!)
Но редко что-то из выходит из этого. Почему?
То ли надо сказать Богу какие-то особенные слова...
То ли каким-то образом взрастить в себе ВЕРУ...
То ли есть какой-то еще "ключик"...
Но есть распространенная точка зрения, объясняющая,
что исцеление -
это было ТОГДА, а сейчас нам это
не нужно. Ну т.е. хочется,
но объективно - не нужно. Т.к., во-первых, ТОГДА Господу
нужно было
уверить всех в том, что Иисус - истинный Сын
Божий, а сейчас у нас
есть иные свидетельства (об этом, в частности, говорил еще
св. Иоанн
Златоуст); во-вторых, сейчас медицина сделала
огромные успехи...
(прочем, этот аргумент довольно слабый: бывает,
что медицина
бессильна; и не всем доступна качественная медицина).
Господь во время Своей земной жизни совершал
исцеления - в Церкви
этого никто не оспаривает. Согласны все
и в том, что Господь
не изменился (Евр.13:8). Как Он жалел страдающих
людей, будучи
на земле во плоти, так жалеет их и теперь. Как мог исцелять их
тогда,
так может и теперь.
Тем не менее, физическое исцеление - редкость в Церкви. Почему?
Мало веры?
Да, мало. (Взгляните на себя и на окружающих - в них заметить
легче,
но заметить в себе - значительно полезней! - если
мы живем страхом,
беспкойством, завидуем окружающим - то разве
это не явный знак
МАЛОВЕРИЯ?! Есть есть "волшебная формула": "Верую,
Господи! Но если
веры мало - помоги!!!" Но почему-то и
она часто "не помонает"...
Наверное, потому, что никакая это не "формула",
а всего лишь
свидетельство о том, что Господь нас ждет даже и с МАЛОЙ нашей верой.)
То, что во мне мало веры (и всего, что
ей сопутствует), а много -
уныния, отчаяния, "страстей", то это ясно говорит о том, что я ДУХОВНО
слеп, парализован, нем. А разве это не
бОльшая беда и проблема,
чем физические немощи и "мирские", внешние проблемы? Ясно, что бОльшая
(если только стоять на евангельской точке зрения).
Кто-то может сказать: "Ну да, бОльшие.
А толку-то? Если я не могу
"вымолить" решения даже "мелких" проблем,
то что же говорить
о крупных?"
Да, с земной точки зрения это может
выглядить так. Но давайте
попробуем взглянуть сверху.
Представьте: ребенок плачет о сломанной машинке. Но он не видит
того,
что он играет на льдине, плывущей по
реке невесть куда! (Или,
допустим, он сидит в домике, построенном на
песке, которые вот-вот
будет смыт водным потоком.) Бог смотрит
на это и думает: "Я могу
починить ему его машинку. Но вообще-то он уже достаточно взросл, чтобы
не в машинки играть, а посмотреть, что вокруг творится! Пора!"
Мне думается, что тут причина (или одна
из главных причин) того,
почему так часто наши телесные немощи или
"внешние" проблемы,
о которых мы молимся, остаются без вмешательства Бога.
* * *
Но ведь часто нам приходится "добиваться"
от Бога даже того, что
касается души... (Например, избавления от порочных
склонностей.)
Почему же Бог в таких случаях так
редко отвечает сразу? Почему
настоящая молитва - тяжкий труд? ("Молиться
- кровь проливать" -
говорили древние.)
Библия не дает прямого ответа на этот
вопрос. Только некоторые
намеки...
Можно вспомнить 10-ю главу книги пророка
Даниила. Промедление
с получением ответа на молитву пророка объясняется
тем, что Ангелу,
посланному Богом с ответом, пришлось преодолевать сопротивление
Врага
(а пост и молитва Даниила были ему помощью в
борьбе - это прямо
не сказано, но разумно сделать такое предположение).
Но сегодня подобное объяснение нас вряд ли устроят: мы-то
знаем, что
любые противники Богу нипочем - Он - всемогущ.
Ему ничего не стоит
разметать Своих протичников, как пыль!
Еще один намек о причинах промедления Бога можно найти в Новом Завете.
Там, правда, впрямую речь идет не о
молитве... а о промедлении
с обещанным СКОРО возвращением Христа - для избавления верных от тягот
и страданий мира сего. Апостол отвечает: Госоподь "медлит"
не просто
так. Он, не желая нашей погибели, "долготерпит",
ожидая нашего
покаяния, обращения (и речь идет не о
покаянии каких-то "внешних"
грешников-язычников. Может быть, и о них тоже идет
речь, но впрямую
Апостол пишет о покаянии христиан,
его адресатов - "вас",
а в некоторых рукописях: "нас".).
Здесь я вижу ответ на проблему с
молитвой. Почему нам надо
"вымаливать" у Бога даже ДУХОВНОЕ исцеление?
С одной стороны, Господь учил молиться просто:
не как язычники,
которые полагают, что чем больше слов
они скажут в молитве,
тем быстрее будет ответ. С этой точки зрения "умолять" Бога
- глупо.
(И еще Он учил, что пост - усиленная молитва - не нужен, когда "с нами
Жених", а Он обещал всегда быть с нами!)
С другой стороны - притча Господня о докучливой вдове (Лк.18:1-8). Там
молитва о какой-то нужде предстает как
то, что требует упорства,
настойчивости. Но нет ответа на вопрос: зачем нам "умолять" Бога, если
Он любит нас и вроде бы всегда рад нам помочь?
Думаю, ответ вот в чём. Мы СКОРО получим ответ,
когда наша просьба
к Богу - это просьба всего нашего существа. Но обычно
наше существо
пребывает в рассеянном, раздробленном состоянии...
Если говорить
о ЖЕЛАНИИ, то мы хотим и того, и этого...
и Богу послужить,
и удовольствие получить... Целостности нет. (Вспомним св.
Августина.
"Дай мне, Боже, целомудрие" - молился
он. Но позже он осознал,
что когда его ум повторял эту молитву,
другая часть его существа,
добавляла: "Да... но не сейчас".)
И вот главный, первый смысл наших УПОРНЫХ
молитв именно в этом:
собрать себя, "придти в себя" (этими словами Господь в Лк.
описывает
состояние блудного сына, осознавшего, что его
жизнь шла абсолютно
неверным путем) и, собравшись, ОБРАТИТЬСЯ к Богу
- по-настоящему,
как цельное, единое существо!
Первый смысл молитвы - собрать человека - и обратить
лицом к Богу.
О евхаристии св. Максим Исповедник сказал,
что она "преображает
(претворяет, превращает, преобразует) верных
(участвующих в ней)
в саму себя"/*/, т.е. она делает причастников
а) благодарением
("евхаристия" = благодарение), б) частью Тела
Христа. То же можно
сказать и о молитве: настоящая молитва
претворяет молящегося
в молитву, т.е. делает его ОБРАЩЕННЫМ к Богу, принадлежащим Богу,
как
цельное существо. Именно в этом - суть молитвы, в т.ч. и просительной.
А "цель", "результат" (то, что мы привычно называем
таковыми), т.е.
то, что побудило нас молиться, - это "приложится". В
"свое" - т.е.
в Божье! - время.
см. также:
+ митр. Антоний (Блум): Молитвы и прошения, оставшиеся без ответа
www.messia.ru/r2/3/m30_236.htm
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*К Иисусу пришли фарисеи и саддукеи.
Желая испытать Его,
они стали требовать, чтобы Он явил им знак с небес.
Но Он ответил:
- На закате вы говорите: "Будет хорошая погода - небо
красное".
А рано утром: "Сегодня будет буря - небо багровое".
Глядя на небо, вы умеете предсказывать погоду,
а знаков наступающих времен различить не умеете?
Злое и безбожное поколение!
Оно требует знака, но не будет дано ему знака, кроме знака Ионы!
И, покинув их, Иисус ушел.
Ученики приплыли к другому берегу. ...
Иисус сказал им:
- Смотр`ите, берегитесь фарисейской и саддукейской закваски!*
(Мф.16:1-6)
* * *
'Любовь есть размышление о Боге с непрестанным благодарением'
(а.Исаия)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2265.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|