=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес! * 15 декбря 2008 г. ст.ст., воскресенье,посвященное памяти святых праотцев - всех праведников Ветхого Завета. литургические чтения: Кол.3:4-11; Лк.14:16-24. > ПОЧЕМУ ЛЮДЯМ ТРУДНО ВСТРЕТИТЬСЯ СО ХРИСТОМ > Апостол Павел говорил: ="Для меня жизнь - Христос"= (Флп 1.21). > У человека могут быть две жизни, как и у апостола Павла было > две жизни. Когда человек живет без Христа - это одна жизнь, а когда > произошла встреча со Христом - это уже другая жизнь. Древнее прошло, > теперь всё новое. Рождается человек для духовной жизни, когда > он отказывается от себя, как сделал Павел. В начале он принадлежал > к элите иудейского мира, учился в лучшем учебном заведении, сидел > у ног Гамалиила. Когда мы отказываемся от себя, начинаем сидеть > у ног Христа - начинается наша вторая жизнь, лучшая жизнь. > Человеческая жизнь без Христа - заблуждение. И Павел об этом сказал > очень хорошо: ="То, что для меня было преимуществом, то ради Христа > я почел тщетою"= (Флп 3.7). Новый Завет постоянно призывает к этому > новому рождению, к лучшей жизни, чтобы человек стал новой тварью. > Когда человек живет природной жизнью, его дух томится как в тюрьме. > Устает он от самого себя, потому что ему кажется, что он сам и есть > смысл жизни. Бог хочет, чтобы этот дух вырвался на свободу и обрел > Христа. Человеку предлагается более возвышенный центр - вечная > жизнь, единственная жизнь. > Однако некоторые люди упорно не желают идти по пути с Богом. > Что держит их в этом упорстве сердца, почему так получается? > Некоторые говорят: я умный, образованный, интеллигентный, и мой ум, > моя утонченность не позволяют мне верить. > Получается, что вера в Бога - от невежества. Но не ум не позволяет > нам веровать, а наши грехи. Ум не враг в вере, а дивный помощник. > Заповедь блаженства гласит: ="Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога > узрят"= (Мф 5.8). Человек с неочищенным сердцем Бога не увидит. > Поэтому Господь наш Иисус Христос начал свою общественную проповедь > с призыва: "Покайтесь!" Одухотвориться можно только через покаяние. > Некоторые говорят: "Я хотел бы верить, но не чувствую Бога". > Но если мы не имеем и капли веры, то все же можем возыметь добрую > волю возжелать веры и общаться с теми, в ком она есть, читать > Евангелие. И через такую веру мы можем прийти к Богу. Если человек > сделает даже один малый шаг к Богу, то Бог Сам спешит нам навстречу, > как поспешил любящий отец к возвратившемуся блудному сыну. > Что мешает людям обратиться ко Христу? В голове у них мысли: "Что > нам менять в жизни? Мы не хуже других: воспитанны, порядочны. > Что изменит наше обращение? Мы примерно такие же, как христиане..." > Очень трудно человеку, когда он не понимает, что его жизнь могла бы > стать много лучше, если бы он обратился ко Христу. > От человека зависит, как он проживет жизнь: с великой целью или > с низменной. Некоторые люди говорят: жизнь - это поиск удовольствий. > Кто-то говорит: для меня жизнь - моя профессия. А для кого-то > жизнь - богатство. > Человек считает, что самое главное в жизни - самовыражение, > самоутверждение, и полностью зависит от людей и обстоятельств. > Он надеется, что его внутренний мир сформируют эпоха, время, > государственный закон, коллектив, титулы, звания, массовая культура, > цивилизация. Он боится быть несовременным, немодным, спешит > всё видеть и всё знать, напоминая малое дитя, которое во время > прогулки с мамой беспрерывно просит: "Мама, купи машинку, > купи пистолет, купи мороженое, купи жвачку". Купи, купи, купи... > Человек должен спросить себя: почему он подчиняет свою вечную > сущность таким незначительным вещам и сосредоточивает внимание > на том, что тленно, а не вечно? Если человек не выберет вечность, то > его жизнь, не посвященная Христу, будет убогой и незначительной. > Беспорядочность в общении человека с миром, открытость миру сему > нараспашку вредят душе человека. Он становится рассеянным, > невоздержанным, всеядным, живет как импрессионист - мигами, > впечатлениями, раздражителями, то есть по горизонтали. В видимом он > не созерцает невидимого. Откровение вечности во времени исчезает > для него. Не получив внешних раздражителей, он скучает, мучается, > страдает, ему нечем жить. Поэтому его так неудержимо тянет > на площади, на улицы, где мятутся толпы чего-то ищущих людей, > где массовая культура и цивилизация показывают себя во всём своем > уродстве и бесстыдстве. > В современном мире человек часто живет, уходя в "виртуальное > пространство" - не только в компьютерный виртуальный мир, > а в придуманный, нереальный мир. Он живет, меняя маски: на работе - > одна, в семье - другая, с друзьями - третья. Маской может стать всё, > чем человек закрывается от жизни, от Бога. > Но в какой-то момент Господь открывает ему реальное видение самого > себя. > Часто это бывает связано с незаурядными событиями - радостными > или трагическими. Для того чтобы человек расстался хотя бы на миг > с привычной маской, почти всегда требуется встряска. И то, что > он видит под маской, не всегда ему нравится. > Что же делать дальше? > Человек духовный решает эту ситуацию покаянием, которое необходимо, > чтобы вернуться на путь истинной жизни - жизни без масок, где можно > жить с Богом. > Если же человек еще не пробудился к духовной жизни, то очень часто, > увидев себя без маски, он пугается. Такого себя он еще не знает. > Но Господь ждет, что выберет человек: вернется к привычному > выдуманному миру или попытается, как младенец, учиться жить в мире > реальном. Последний выбор очень труден, но только на этом пути > Господь может помочь. Он не может нарушить нашу свободу, если > мы выберем жизнь в укрытии от Него. > Если человек не использует эту возможность встретиться с Жизнью, > с Богом, то маска может прилипнуть к нему на всю оставшуюся жизнь. > Мы часто видим эти маски даже внешним взором - люди прихорашиваются, > меняя свой естественный облик. Особенно это печально видеть в старых > людях. > Ясно, что человек не хочет снимать маску, она ему нравится. > И окружающим нравится. Если бы окружающим не нравилось, то тогда бы > человек эту маску снял. Здесь нет никакой красоты, а только > пошлость. Человек должен сохранить свой естественный облик, который > дал ему Господь. Но за него нельзя решать этот вопрос. > Если сорвать маски, то можно ранить человека, совершить надлом. > Ему тогда нечем жить. Поэтому надо не срывать маски, не обличать, > а деликатно и осторожно подводить человека к тому, чтобы он сам снял > эту маску. > Человек надевает маски, когда ему холодно, когда вокруг он не видит > любви. Если мы негодуем по какому-нибудь поводу при встрече > с человеком, даже если мы не произнесли ни слова, от нас идут > невидимые токи, и он их чувствует. Если согреть человеку сердце, > он сам снимет маску. Когда человек пришел в какую-то комнату > в теплой одежде, он сидит, разговаривает. В этой комнате усилилось > тепло. Тогда он сам снимает пальто, потому что ему жарко. > Можно просто улыбнуться. Никто человеку не улыбался, все ходили > в масках - сердечные отношения в обществе не приняты, есть лишь > функции, - и вдруг человеку улыбнулись. > Всё жесткое, сухое - не жизнь, а мягкое, нежное, льющееся - жизнь. > Посмотрите на сухое дерево и на то, что с ним бывает, > когда разбушуется ветер с ливнем. Оно ломается. Но это же дерево > устоит, когда оно живое. Так рассуждали древние мудрецы. > Чтобы в человеке росло семя добра и желание жить с Богом, > нужна почва, или воспитание. Если есть хорошее семя, но нет для него > почвы - только камень, то я не пойду бросать это семя на камень, > я знаю, что оно не прорастет. Плохих людей нет, есть плохое > воспитание. Если бы с детства человека воспитывали в любви, он > и в жизни был бы человеком любви, способным давать людям радость, > утешение, духовно помогать всем, с кем он встретится в этой жизни. > Однако бывает, что с детства два человека росли в одной семье, > получили одно воспитание, но один встает на путь добра, а другой > выбирает совсем другую стезю. > Это часто связано с отношением родителей к детям - кого-то любили > больше, больше внимания оказывали, а кого-то - меньше, и это потом > отразилось на психике людей, на их моральном, нравственном > состоянии. Нормальная мать и нормальный отец не делают предпочтения > одному ребенку перед другим, они должны учиться относиться к каждому > терпимо, даже если ребенок на голове ходит. И исправлять поведение > надо терпением, вниманием. А если в этом ему отказано, ребенок будет > чувствовать себя ущербным, будет протестовать. > Чувство ущербности - это, видимо, одна из причин, которая не дает > человеку прийти к Богу. Это чувство, что "мне что-то не додали". > А бывает, что человеку слишком много уделяют внимания, > он перекормлен этим вниманием, избалован, из него подспудно делают > некий "центр земли". Когда такой человек выходит в мир, он > не находит того внимания, к которому он привык в семье. И тогда > он тоже начинает бунтовать против иного к нему отношения. > Можно ли человека "перекормить" любовью? То, что называется - > избаловать его? Очень часто мы встречаем людей, о которых нельзя > сказать, что их не любили, но любовь была такая неумеренная, что > они получились травмированные. > Святые отцы говорили: "Добро твори с рассуждением". Это относится > и к любви. Любовь твори с рассуждением. Любить - это не значит > только ласкать человека, дарить подарки. Любить - это значит > не проявлять насилия по отношению к другому человеку. Любить - > это значит дать ему жить свободно, оберегая ту свободу, которая есть > не вседозволенность, а внутренняя свобода. Мать и отец должны > понимать, что у их ребенка есть Тот Отец, Который может любить > лучше, чем они. Нельзя приводить ребенка к себе - родители часто > делают такую ошибку. Надо стараться приводить ребенка к Богу. Тогда > он будет жить совершенно иначе - в этой блаженной свободе, которая > всем нам нужна. Но не всегда хватает у людей на это благоразумия. > Воспитанный в добре человек - целостный человек. Добро - > это целостность. Если его не воспитали в добре, то у него возникает > внутренний раскол. Нельзя сказать, что он совсем не имеет > этого семени добра. Оно есть, но оно не проявляется в такой полноте, > чтобы не дать место злу, которое всегда пытается проникнуть > в человека. > Важно преодолеть этот раскол, эту раздвоенность. Надо уметь бороться > с темной силой. Часто люди не умеют бороться со злом - на зло > отвечают злом. Но человек исправляется только любовью. > Если человек продумает и поймет это не только умом, но и сердцем, > тогда он будет стремиться общаться со всеми в любви, будет прощать, > потому что всякий натиск зла в отношении себя он воспримет духовно - > не как акт хулиганский, а как крик о помощи человека, которого > недолюбили, которому плохо. В такой парадоксальной форме человек > часто кричит о помощи. > Мир этого не понимает. Если человек ворует, то с гражданской, > социальной точки зрения, это - уголовное явление, человека нужно > посадить в тюрьму, за решетку. А если понимать духовно, то в такой > форме человек кричит на весь мир: "Меня недолюбили!" Какое может > быть отношение врача к человеку, у которого высокая температура, > который болен? Он всеми силами старается помочь этому человеку, > потому что иначе тот умрет. Так и здесь: человек кричит о помощи, > и ему нужно помочь, забыв о том, что он вор и рецидивист. > Был случай, когда в квартиру влезли два вора. Хозяина дома не было, > а домашняя собака, овчарка, была закрыта на кухне. Воры обчистили > квартиру и с сумками побежали мимо окна. Собака, еще когда > они действовали, проявляла беспокойство, лаяла, но выйти к ним > не могла, потому что дверь была закрыта на замок. И вот она разбила > стекло, прыгнула (дело было на первом этаже) и побежала за Ними. > Она схватила одного вора за горло, порвала ему аорту. Он стал > истекать кровью, и люди, живущие во дворе, увидели это. > Они понимали, что перед ними воры. Но они не сказали: "Так вам > и надо!", а тут же побежали звать "скорую помощь". Когда приехала > "скорая помощь", врач ничего не могла сделать, потому что собака > не отпускала этого человека, ее мог взять только хозяин. Тогда > люди вспомнили телефон хозяина, позвонили ему на работу. Он приехал, > взял собаку, и тогда этого истекающего кровью вора на "скорой > помощи" отправили в больницу. > Врач, который оказал ему помощь, не рассуждал, кто перед ним. > Он просто видел человека, которому нужно помочь. Это уже духовное, > христианское отношение, Христово отношение к человеку. > Путь христианский - это путь восхождения и путь нисхождения. > Наверно, видеть так человека, как видели эти люди и врач, можно, > только имея опыт Фавора. Только побывав на Фаворе, можно увидеть > человека другими глазами: человека-преступника - как человека > страдающего. > Кто твой ближний? Сказано: тот, кто нуждается в твоей помощи. > На Литургии мы молимся о мире всего мира, то есть и о людях, которых > мы не знаем. Ближний может появиться неожиданно. Идет человек > по улице и вдруг видит: старый человек упал, обессилев. Я его > совершенно не знаю, и он был для меня далеким, а сейчас > стал ближним. Я не могу пройти мимо него, я должен остановиться, > поднять. Если у него сердечный приступ -значит, надо вызвать "скорую > помощь", помочь. > Итак, наш ближний - это тот, кто нуждается в нашей помощи, помощи > разной - и физической, и духовной. > Легче всего помочь материально. Почему? - Потому что человек часто > не готов принять иной дар. Внешнюю помощь легко оказать. А вот > духовную помощь - так, чтобы она была принята, - совершить сложнее. > Ты хочешь, чтобы человек жил с Богом. Но это не подарок, который > лежит у тебя в руке, чтобы он протянул свою руку, а ты вложил бы > в нее этот дар. > Это не значит, что духовную помощь совершить нельзя: мы молимся > о людях, которые живут с Богом еще анонимно. Но когда произойдет > их встреча, когда откроется их сердце, когда они узрят Бога - > это непредсказуемо, это не рациональное действие. Мы можем этого > только благожелать, а за человека прийти к Богу нельзя, за человека > нельзя стать духовным. Он должен пробудиться сам. А как будет > Господь действовать в его жизни - это тайна. > Даже если человек не верит в Бога, Бог верит в человека. Верит > с надеждой, что может наступить такой момент, когда человек > пробудится. [ архимандрит Виктор (Мамонтов). ТАИНСТВО ЖИЗНИ // "Свет православия", 2007. Стр.86-94 ] "Праотцев, верные, в сей день совершая память..." (из православного богослужения) www.messia.ru/rasylka/007/2061.htm#0 Богослужебные молитвы и песнопения воскресенья ("недели") Праотцев в переводе на русский язык azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/praotz01.shtml Яков Кротов: званые на пир www.messia.ru/rasylka/006/1715.htm#0 митр. Антоний Блум: Мы призваны на Божий пир! www.messia.ru/rasylka/004/1013.htm#0 свящ. Александр Мень: время сопрягается с вечностью... www.messia.ru/rasylka/002/295.htm#0 он же: Господь постоянно призывает нас... www.messia.ru/rasylka/005/1361.htm#0 митр. Антоний Блум - проповеди в воскр. праотцев 1978г.: www.mitras.ru/inname/in_21.htm 1983г.: www.mitras.ru/sermons/serm7.htm (28-я) еще (без года): www.mitras.ru/archive/041226.htm www.mitras.ru/archive/061223.htm Герберт Уэллс. рассказ-притча ДВЕРЬ В СТЕНЕ www.messia.ru/bibliotk/w/uels/dver.htm#0 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов в новом году! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Один человек устраивал пир и позвал много гостей. Когда подошло время садиться за стол, он послал слугу сказать приглашенным: "Приходите, всё уже готово". И тут все как один стали извиняться. Первый сказал ему: "Я купил поле, и мне необходимо пойти посмотреть его. Прошу меня извинить". Второй сказал: "Я купил пять пар волов и должен проверить, хорошие ли они. Прошу меня извинить". Третий сказал: "Я женился и поэтому не смогу прийти". Слуга вернулся и сообщил это господину. Тогда разгневанный хозяин приказал слуге: "Иди скорее в город, на улицы и в переулки, и приведи сюда бедных, калек, слепых и увечных". Слуга сказал ему: "Господин мой, твое приказание исполнено, но еще полно свободных мест". Тогда господин сказал слуге: "Пройди вдоль улиц и изгородей и уговори всех прийти сюда. Пусть дом мой будет полон! Говорю вам, никто из тех, кто был зван, не будет пировать за моим столом!"* (Лк.14:16-24) * * * *Премудрость на улице восклицает...: 'Сколько можно простакам коснеть в простоте, наглым - наглостью тешиться глупцам - ненавидеть знание?'* (Пр.1:20,22) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2352.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 |
|||||
|