=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – * 6 февраля 2018 г. ст.ст.,
В этом году мы посвятим первые дни Великого поста Никео-Цареградскому Символу веры. Символ веры традиционно делится на 12 частей, "членов", но мы прибегнем к нетрадиционному его членению...
(1) "Верую..." Лютеранский богослов Карл Барт читал лекции о Символе веры в Университете Бонна в летний семестр 1946 года. Первая из них – о самом Символе веры, в 3 следующих – о вере, о трех ее аспектах. (Русский перевод книги не очень удачен, поэтому в свое время в рассылке "Христианское просвещение" мы давали отредактированный текст. Русский текст книги можно найти тут и тут.)
Христианская вера это решение; это вместе с тем событие, в тайне свершающееся между Богом и человеком, это событие свободы, в которой Бог действует по отношению к данному конкретному человеку, и свободы, которую Бог дает этому человеку. /..../ Там, где ничего не происходит т.е. ничего не происходит видимо и слышимо во времени, там нет веры. Ведь христианская вера это вера в Бога, а когда христианское вероисповедание называет Бога Отцом, Сыном и Святым Духом, то заявляет тем самым, что Бог в себе, в своей внутренней жизни и сути не мертв, не пассивен, не бездеятелен, что Бог — Отец, Сын и Святой Дух существует в таком внутреннем отношении и движении, которое можно обозначить как историю, как событие. Всё, о чём говорит исповедание веры, основано на решении Бога. Это решение реализовалось во времени, реализовалось раз и навсегда в деянии и слове Иисуса Христа /.../. Вера есть соответствие человека этому историческому бытию, этой сущности и этому действию Бога. /...../ Вера это послушание, то есть не только пассивное приспособление. Там, где человек повинуется, он осуществляет выбор выбор в пользу веры, а не ее противоположности безверия, в пользу доверия, а не недоверия, в пользу знания, а не невежества. /...../ Церковь обязана существовать для мира, чтобы сиял свет во мраке. Как Христос пришел не для того, чтобы служить лишь самому себе, так и христианам негоже пребывать в своей вере, как если бы они существовали только для себя. Если наша вера реальна, она должна вторгаться в нашу жизнь. Христианское вероисповедание в своем изначальном церковном звучании всегда будет получать неверное толкование, если христианин полагает, что исповедание веры дело совести и сердца, а здесь, на земле, в мире господствуют другие истины. Мир живет с таким неверным толкованием, он видит в христианстве какое-то дружественное "волшебство", принадлежащее "религиозной сфере", которое следует уважать и сохранять и всё, этого достаточно. В то же время подобное заблуждение может порождаться и изнутри Церкви, если тот или иной христианин захочет сохранить за собой эту сферу и будет оберегать свою веру как цветок-недотрогу. Отношение между Церковью и миром воспринимается иногда как вопрос размежевания границ, при котором каждый будет чувствовать себя в безопасности в пределах своих рубежей, даже если на границах и происходят иногда столкновения. Подобное размежевание никак не может наложить ограничения на задачи Церкви. Если исходить из самого ее существа, то можно говорить лишь о том, что исповедание должно звучать и в мирской сфере. При этом на разумном языке, полностью лишенном назидательности, на том языке, на котором говорят "снаружи". Это не должен быть лишь церковный язык. Речь идет о переводе, например, переводе на газетный язык. Требуется сказать в мире, сказать доступным языком то же, что мы выражаем в формах церковного языка. Христианин не должен бояться того, что ему приходится говорить "неназидательно". Кто не в состоянии делать это, тот пусть подумает, а способен ли он в действительности и в Церкви говорить назидательно. О, нам известен этот язык церковной кафедры и алтаря, который вне Церкви звучит как китайский! Остережемся того, чтобы замкнуться на самих себя и не пожелать занять позицию в мире. Один пример: в 1933 году в Германии было слава Богу! очень серьезное и глубокое и живое христианство и исповедание, однако, к сожалению, эта вера и исповедание немецкой Церкви замкнулись на языке Церкви и не смогли перевести то, что превосходным образом выражалось на языке Церкви, на язык необходимой тогда мирской позиции, отчетливо показавшей бы, что евангелическая Церковь должна была сказать "нет" национал-социализму, причем сказать, исходя из самой своей сути. Исповедание христианства не прозвучало тогда в такой форме. Второй пример. И сегодня есть серьезное живое христианство. Я уверен, что ход событий во многих пробудил страстную жажду Слова Божьего и что пробил великий час Церкви. Да не случится вновь так, что снова воздвигнется и укрепится лишь пространство Церкви, а христиане лишь соберутся вместе. Конечно, надлежит со всей серьезностью заниматься богословием. Однако мы должны понимать, что подлежащее свершению в Церкви должно также найти выражение в мирских позициях. Евангелическая церковь, если бы она сегодня захотела сохранить молчание, скажем, по вопросу вины в связи с недавними событиями {лекция была прочитана в 1946 г.}, Церковь, которая не пожелала бы услышать этот вопрос, на который следует дать ответ ради будущего, такая Церковь заранее обрекла бы себя на бесплодие. Погибнет та Церковь, которая не осознает, что у нее есть долг перед народом в тяжелый момент его судьбы, причем долг, заключающийся не столько в христианском наставлении в его непосредственной форме, сколько в том, чтобы найти для этого христианского наставления слова́, позволяющие справляться с актуальными проблемами дня. Всякий христианин должен ясно понимать: до тех пор, пока его вера представляет собой раковину, в которой ему удобно пребывать, не заботясь при этом о жизни своего народа, до тех пор, пока этот христианин живет в ситуации определенного дуализма, его вера еще не носит характера подлинности. Такую раковину нельзя считать желанным местопребыванием. Человек есть нечто целое и существовать может лишь как такое целое. Христианская вера — это решение, дающее людям свободу публично и ответственно выразить себя в отношении к миру и прежде всего в соответствующих действиях и способах поведения. Какая польза человеку, который говорил бы и исповедовал самым могучим языком, но любви у него не было бы? Исповедание это исповедание жизни. Тот, кто верит, тот призван платить своей личностью. Это стержень, вокруг которого всё должно вертеться. /По 4-й
лекции К.Барта, оп. в кн. "Очерк догматики" // СПб.: Алетейя, 1997/
•
(1) Символ веры
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях.
---------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? ********************************************* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3614.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |