=рассылка *Христианское просвещение*=

Христос воскрес!

Тема выпуска:
Романтические отношения с неверующим

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В конце этого выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Предварительное замечание редактора рассылки.

Я сомневался, стоит ли давать в рассылке эту главу из книги Дж. Хаггет. С одной стороны то, о чём она тут пишет, действительно основано на Библии и на чьем-то горьком опыте. Но, с другой стороны, бывает и другой опыт (хотя и крайне редко). А главное: я сильно сомневаюсь, что в данном вопросе "нельзя" "сработает"... Да, формально всё верно, но... не могу отделаться от ощущения, что такого рода морализаторство, по меньшей мере, неэффективно...

Одна читательница глав из этой книжки в рассылке с возмущением писала мне, что вообще все рассуждения о морали, кроме принципа "не делай другому того, чего не хочешь себе", есть ханжество. Я так не считаю. (Теме ханжества и законничества, роли рассуждений о грехе в христианстве надеюсь уделить отдельное внимание в рассылке.)

Но при обсуждении некоторых тем особенно хорошо видно вот что: закон не спасает, "не работает", .т.к. "доброе делать хочу", а выходит  — как всегда (ср. Рим.7:18)... Поэтому больше пользы от проповеди о благодати Божьей, о том блаженстве, счастье, которое несет с собой жизнь в согласии со Христом, о том, в чём суть следования за Христом, что есть жизнь, посвященная Богу.

Однако я всё же решил дать эту главу. Прежде всего потому, что посчитал, чо было бы неверно познакомить читателей со всей книгой, исключив одну главу (тем более, что в Сети книжки этой нет).

Тем, кому пришлись не по вкусу предыдущие главы, эту читать категорически не рекомендую.

Дополнительные материалы по теме:
Джон Робинсон. "Новая мораль"
Х.Кокс: неханжеское понимание евангельских норм... (из кн. МИРСКОЙ ГРАД)
Клайв Льюис. ЛЮБОВЬ


Автор: Джойс Хаггет
Опубликовано: Джойс Хаггет. ЖИЗНЬ В МИРЕ, КОТОРЫМ ПРАВИТ СЕКС.
// М.: "Триада", 2003.

Предыдущие главы:
1. Можно ли христианам ходить на свидания?
/a. мирской стандарт/ /b. что говорит церковь?/
2. "Роман тические отношения": границы допустимого.
3. "Романтические отношения": как не зайти слишком далеко /a. / b./
4. Сексуальный грех: Божье прощение


 

> Глава 5
Можно ли христианину вступать в романтические отношения с неверующим?

> "Можно ли нам встречаться, если он/она не разделяет мою веру?"

> "Можно ли христианину любить неверующего?"

> "Можно ли сохранять крепкую веру в Бога и одновременно поддерживать романтические отношения с неверующим?"

> "Конечно же, христиане должны встречаться с неверующими. Если этого не будет, как неверующие узнают Господа?"

> "Если Библия заповедует нам всех любить и со всеми делиться верой, почему тогда некоторые утверждают, что встречаться с нехристианами нельзя?"

> "Джойс, неужели никак нельзя сделать так, чтобы мы с Робином поженились? Я так люблю его! Я не хочу от него отказываться". Это вопрос мне задала девушка по имени Анна, и сердце мое переполнилось жалостью. Я знала, что она очень расстроится, услышав мои слова. Я сказала, что, по-моему, если она выйдет за Робина замуж, ее любовь к Богу и плодотворная христианская жизнь пошатнутся. И я поняла, почему она разозлилась: "Это как в секте какой-нибудь — ничего нельзя решать самой, ничего нельзя делать для собственного удовольствия". Анна обрела мир с Богом только два года спустя, после того как рассталась с Робином.

> Почему же их такие, по всей видимости, чудесные отношения не могли увенчаться успехом? Для Робина это было так же малопонятно, как и для самой Анны. В конце концов, любитель гольфа вполне может встречаться с теннисисткой без всякой опасности для их отношений; художница может полюбить ученого, и в результате оба многое узнают и получат друг от друга. Тогда почему христианин не может встречаться с неверующим?

> Следуя мирскими путями

> По всей видимости, для многих неверующих отношения с противоположным полом означают исключительно сексуальные завоевания или получение сексуального наслаждения. Вера или нравственность остаются в стороне. Понять это мне помог один неверующий юноша, который, как и Робин, был человеком совестливым. Когда девушка обвинила его в том, что он принуждает ее к половой близости, он искренне ответил: "Прости меня, пожалуйста! Я не хотел тебя обидеть или оскорбить. Я просто думал, всем девушкам этого хочется. Почему ты не сказала мне, что христиане ведут себя по-другому? Я просто не знал!"

> Да и откуда ему знать? Он принадлежит к поколению, которое предлагает девушкам-подросткам принимать противозачаточные средства. Он живет в обществе, где уровень абортов среди подростков взлетел на такую рекордную высоту, что пришлось открыть небольшие контрацептивные клиники, чтобы предоставить подросткам бесплатные противозачаточные средства. Он — часть поколения, не ведающего, что сексуальная безнравственность — это грех.

> Но нам, как христианам, известно, что секс вне брака греховен. Кроме того, мы решили жить в послушании Богу и Его Слову. Поэтому необходимо узнать, что же говорит Библия о близких отношениях христиан с неверующими. Давайте начнем с самых близких отношений, какие только возможны, — с супружеских, потому что принципы, на которых строится брак, верны и для других близких отношений.

> Что говорит Библия о браках между верующими о неверующими

> Павел говорит: "Не надо!"

> Библия четко дает понять, что христианин не должен даже думать о том, чтобы вступить в брак с человеком неверующим. Вот как говорит об этом апостол Павел: "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными... Какое соучастие верного с неверным?.. Потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь" (2 Коринфянам 6:14-17).

> Конечно же, это не значит, что христианам вообще не надо иметь ничего общего с неверующими. Новый библейский комментарий утверждает, что речь в этом стихе идет о браке с неверующими. И это действительно так. Павел, подобно современным семейным психологам, увещевает христиан не вступать в брак с людьми иной веры или вообще без веры. Такие отношения относятся, как сейчас говорят, к группе особого риска. Это мне стало понятно во время разговора с одной супружеской парой. Жена-христианка с обидой жаловалась на своего мужа. Он в ответ заявил: "Моей жене нужно одно: муж-христианин. А я не могу стать христианином просто из-за нее". Он был прав. Сейчас эти супруги разведены. Но ведь, собираясь замуж, эта женщина знала, что апостол Павел предупреждает: "Не надо!" Она предпочла не послушаться.

> Иисус говорит: "Не надо!"

> Не один Павел наложил запрет на смешанные браки. Такие браки запретил и Сам Иисус, хотя в Его словах нет конкретного о них упоминания. Он просто напомнил нам основные, первоначальные принципы: "Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть" (Матфея 19:5; цитата из Бытия 2:24). Единство супругов, о котором говорит Иисус, включает в себя половое соединение, а также многое другое. Оно подразумевает эмоциональное единство, творческое единство и духовное единство: всё это, несомненно, присутствовало во взаимоотношениях между Адамом и Евой и в отношениях их с Богом в Эдемском саду.

> Брак, каким представляет его Иисус, строится на основании духовного согласия, а если ваш супруг или супруга не является христианином, такое духовное согласие невозможно.

> Амос говорит: "Не надо!"

> Слова Иисуса напоминают нам о словах пророка Амоса. Он задает риторический вопрос: "Пойдут ли двое вместе, не согласившись между собою?" Иными словами, "Могут ли двое вступать в близкие отношения, не договорившись друг с другом о том, чего они ожидают от развития этих отношений?" В Книге пророка Амоса 3:3-6 за этим вопросом следуют другие, подобные ему: "Ревет ли лев в лесу, когда нет пред ним добычи? Подает ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не поймал?" Все эти вопросы подразумевают только один ответ: "Никогда!"

> Этот стих, по-видимому, можно применить к дружбе, деловым отношениям и браку. Таким образом, если посмотреть с библейской точки зрения на нашу проблему, можно сделать два вывода: вступать в брак с неверующим неразумно; кроме того, это является непослушанием.


> Причина запрета

> "Почему? — спросила меня Анна. — Разве так называемый Бог любви не начинает от этого казаться небесным занудой?" Многие высказывали такие же возражения. Девушки жалуются, что вокруг не так много ребят-христиан, с которыми можно было бы дружить; а те, которые есть, уже "заняты". Мужчины жалуются, что девушки-христианки намного менее привлекательны, чем их неверующие сверстницы. Так почему же Бог такой несговорчивый?

> Перед тем как узнать, почему Бог так настаивает на том, чтобы христиане вступали в брак только с христианами, позвольте мне подчеркнуть три истины:

> 1.   Бог вовсе не злой великан и не зануда. Он есть любовь (см. 1 Иоанна 4:16).

> 2.   Любовь желает для любимого только самого лучшего (см. Иеремия 29:11).

> 3.   Ни один из нас не является <рабом> статистики. Наша жизнь сокрыта в руке Божьей.

> Бог настаивает на том, чтобы мы разделяли свою жизнь только с теми, с кем возможно духовное единство, потому что знает: иначе мы будем несчастны и разочарованы.

> Отношения без Христа — всё равно что питание без витаминов

> Христианин, встречающийся с неверующим, страдает от своеобразной "витаминной недостаточности". Даже если все остальные стороны такой дружбы просто чудесны, всегда будет ощущаться духовный недостаток: совместной молитвы, единого видения, общих взглядов, поклонения, единства перед Богом; христианин будет чувствовать неспособность поделиться с любимым человеком самым дорогим в своей жизни: единством со Христом.

> В отношениях появится напряженность

> Кроме того, в обществе, насквозь пропитанном сексом, в таких отношениях почти неизбежно появится напряженность. Как мы видели из предыдущих глав, даже двоим преданным христианам нужны сверхъестественные силы для того, чтобы плыть против течения всего общества. В конце концов, биологически христиане ничем не отличаются от неверующих. Насколько же сложнее будет бороться с искушением, если один из партнеров вообще не видит смысла отказываться от внебрачного секса — ведь для него заповеди Иисуса ничего не значат. Немногие способны в одиночку противостоять таким сильным искушениям.

> В паре верующий-неверующий обычно "остывает" именно христианин

> Многие христиане протестуют: "Но ведь неверующий может обратиться!" Это так. Может быть, он и обратится. Но, если верить статистике, это случается весьма редко. Чаще всего происходит так, что партнер-христианин "остывает", даже становится циничным. Если об этом поразмыслить, удивляться тут нечему. Брак с неверующим, как мы уже видели, — это непослушание. Разве можно ожидать, что плодом непослушания будет эффективное благовестие?

> Один мой друг узнал всё это из собственного опыта и очень дорого заплатил за свои знания. Он <посвятил свою> жизнь Христу во время учебы в Англии. Затем он вернулся домой и возобновил прежние отношения с девушкой, которая не была христианкой. "Я знаю, что Библия учит не жениться на неверующей. Она мне просто нравится, и всё".

> Однако он всё же женился на этой девушке. Как-то я навестила его и спросила, как брак повлиял на его веру. По лицу его пробежала тень, глаза погрустнели, и он признался:

> — С самой свадьбы я ни разу не был в церкви. Библию я не читаю и почти совсем не молюсь.

> Я посмотрела в окно: в саду играли его маленькие дети.

> — А дети?

> — Они вообще ничего не знают о Господе.

> — И как ты себя чувствуешь? Ну, в глубине души?

> В ответ на этот вопрос мой друг признался, что его гложет постоянная грусть, зияющая внутренняя пустота, которую никто и ничто не может заполнить. "Вера на самом деле была очень важна для меня. Иисус действительно много для меня значил".

> Его любовь к жене не охладела. Но он на собственном опыте понял, что Божьи назидания исполнены мудрости и любви. И если мы отмахиваемся от них, за это приходится платить.

> Пропасть, через которую нельзя перейти

> Причиной всего этого является то, что христианин признал Бога Господом своей жизни. Неверующий не видит в этом вообще никакого смысла. Ему это кажется исключительной глупостью. Он не видит никаких препятствий к тому, чтобы его собственный мир вращался вокруг самого главного — него самого, — чтобы посвятить свою жизнь поискам удовольствий и сиюминутных наслаждений. Он живет совсем не в предвкушении Господня пришествия. И эти слова не являются критикой. Это факты. Между христианином, живущим согласно Библии, и неверующим лежит неизбежная и, в каком-то смысле, непроходимая преграда. Именно поэтому Павел так настоятельно запрещает христианам переплетать свою жизнь с жизнью неверующего. Совместить их невозможно — как невозможно принести темноту в залитую светом комнату.

> Вера разделяет, а не объединяет

Если христианин все-таки вступает в брак с неверующим, их продолжает преследовать эта проблема несовместимости. Вера не объединяет, а разделяет их. А когда появляются дети, возникают ужасные вопросы: "Молиться ли нам перед едой? Молиться только, когда неверующего родителя нет дома? Почему папа не ходит с нами в церковь? Он что, не попадет на небеса?"

> Любовь к Богу укрепляет супружеские отношения

> Дело не только в том, что муж и жена не разделяют одних и тех же убеждений и основных жизненных принципов. Важно и то, что они упускают те богатства, которые Бог дает семейным парам, где оба супруга преданы Ему. Божья любовь похожа на рамку, скрепляющую две человеческие любви. К тому же, Божьей любви присущи особые связующие качества. Когда Божья любовь занимает главное место в жизни двоих людей, она соединяет их особым образом. Эта любовь лежит в основе их отношений и влияет на все, что они делают, и на то, кем они являются. В таких отношениях оба супруга стремятся к одной и той же цели: служить Христу, во всём ставить Его на первое место, основывать свои жизни на благочестии и святости. Их жизни сливаются в одну, творчески переплетаются, приходят в согласие. И всё это так же верно для романтических отношений, как и для супружеской жизни.

> Внутренняя борьба

> Можно прекрасно теоретически знать все, что было сказано выше. Однако если мы вдруг капитулируем перед нападками Эроса и позволим себе влюбиться в неверующего, нам будет чрезвычайно трудно перенести наши знания на практику.

> Однажды, когда я писала эту книгу, позвонила девушка, которую здесь я назову Кэрол. Она спросила, можно ли ей приехать.

> — А что случилось? — поинтересовалась я.

> — Видите ли, — сказала она, — я знаю, что вы написали много книг о романтических отношениях, и мне бы хотелось приехать и поговорить. Понимаете, через три месяца я выхожу замуж, но мой жених... он неверующий, и из-за этого мне немножко не по себе.

> — Ну вы ведь понимаете, что наживаете себе много проблем? — спросила я.

> — Да, — сказала она, — но я всё равно выйду за него замуж.

> Кл. С. Льюис объясняет, почему такие искренние и преданные христиане, как Кэрол, иногда могут быть слепыми, упрямыми и непослушными. Он говорит о страстных чувствах и влюбленности, которые описывает греческое слово "эрос".

> "Когда Эрос поселяется в нас, нам всегда больше хочется разделить счастье со своим возлюбленным, нежели стать счастливыми на каких-то иных основаниях. Даже если влюбленные — люди опытные и зрелые, даже если им известно, что разбитые сердца в конце концов исцелятся, даже если они знают, что стоит им только закалиться, пройдя через агонию расставания, и через десять лет они наверняка будут счастливее порознь, нежели поженившись, — всё равно, они не желают расстаться. Для Эроса все эти расчеты не имеют никакого значения... Даже если яснее ясного видно, что брак с возлюбленным не принесет счастья... Эрос без колебания говорит: "Лучше так, чем расставаться. Лучше быть несчастным с нею, чем счастливым без нее. Пусть наши сердца разобьются — только пусть они разобьются вместе" (Кл.С.Льюис, "Любовь").

> Может быть, вы уже протестуете: "Но я не хочу жениться (или выходить замуж). Я просто хочу, чтобы у меня кто-то был, на время. Если романтические отношения могут быть хорошими, даже не заканчиваясь браком, зачем уделять столько внимания разговору о супругах?"

> Я особо подчеркнула опасности "смешанных" браков по двум причинам. Во-первых, всякие романтические отношения могут закончиться браком. И я знаю стольких христиан, чья жизнь была искалечена такими вот несимметричными отношениями, что с моей стороны было бы неразумным не предупредить вас об опасностях таких отношений.

> И, во-вторых, как я уже намекнула, принципы, которые можно применить к смешанным бракам, можно применить также к романтическим взаимоотношениям между христианами и неверующими. Это тут же станет ясно, если вы еще раз посмотрите на начальные строки этой главы. И это печально, потому что Христос любит скреплять чувство, соединяющее двоих христиан.

> Далее в своей книге Кл. С. Льюис объясняет природу Эроса.

> Природа Эроса

> 1.   Он говорит с властью бога.

> 2.   Как бес, он требует чести и покорности.

> 3.   Он заставляет влюбленных верить, что чудесное чувство полной преданности любимому человеку никогда не изменится.

> 4.   Он уговаривает нас отбросить мысли о личном счастье.

> 5.   Он укрепляет интересы любимого человека в самом сердце нашего естества и убеждает нас, что в этом и есть смысл жизни.

> 6.   Он завоевывает и покоряет все наше естество: тело, разум и дух; он соблазняет нас тем, что заставляет не хотеть ничего, кроме одного: думать о любимом человеке.

 

> Всякий, кто хоть раз был влюблен, скажет вам, что это удивительное чувство, подобное волшебству. Однако нам и в голову не приходит, что эйфория может испариться, что наши взгляды и чувства могут измениться. Но истина состоит в том, что Эрос исчезает так же внезапно, как и появляется. Обычно он проводит с нами от трех месяцев до трех лет, — а потом исчезает, оставляя мужчину и женщину наедине с неприкрытой действительностью: "Эрос может соединять самых неподходящих друг к другу людей... Эрос может побудить как к добру, так и к злу". Эрос подготавливает нас ко всевозможным жертвам, кроме одной и, пожалуй, самой мудрой: расставания. Поэтому Эрос — безответственный хозяин, держащий в подчинении мириады рабов.

> Неудивительно, что Анне, о которой я упомянула в начале этой главы, понадобилось два года, чтобы решиться отказаться от своих отношений с Робином. Человека, по-настоящему влюбленного в неверующего, ожидает яростная внутренняя борьба. Бог хочет защитить нас от этих болезненных переживаний и смятений. Поэтому на вопрос "Можно ли христианину вступать в брак с неверующим?" Бог ясно отвечает: "Нет".

> Важные вопросы

> Если вы читаете эту главу потому, что уже встречаетесь с неверующим человеком, задайте себе следующие вопросы.

> Способствуют ли эти отношения моему духовному росту или мешают ему? Если они мешают вашим отношениям с Богом, подумайте хорошенько вот над этими словами: "Посему и мы... свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса" (Евреям 12:1-2).

> <...> ваши отношения могут привести к браку. Вам известно, что, согласно Божьему Слову, вы не можете вступить в брак с этим человеком. Разумно ли в этом случае усугублять близость с неверующим? Является ли это проявлением любви и ответственности? Разве можно развивать эту дружбу только затем, чтобы в последнюю минуту разорвать отношения, причинив себе и этому человеку боль и страдания? Разве можно медлить в нерешительности, привязывая к себе человека, надеясь, что он всё-таки станет христианином? Разве это не <потакание собственным прихотям> под маской любви к другому?

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь более высокий рейтинг (средний балл). Заранее благодарен всем, принявшим участие.
Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно, но если Вы рассчитываете на ответ, то стоит указать не только имейл, но и имя)

Голосование почтой: #### – нажмите на эту ссылку, в открывшемся письме (в теле) после слова "Ocenka:" поставьте Вашу оценку выпуска: 1-5 и отправьте письмо!

www.messia.info/r2/2/132.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»