Предварительное
замечание редактора рассылки.
Я сомневался, стоит ли давать
в рассылке эту главу из книги Дж. Хаггет. С одной стороны
то, о чём она тут пишет, действительно основано на Библии
и на чьем-то горьком опыте. Но, с другой стороны, бывает
и другой опыт (хотя и крайне редко). А главное: я сильно
сомневаюсь, что в данном вопросе "нельзя" "сработает"... Да,
формально всё верно, но... не могу отделаться от ощущения,
что такого рода морализаторство, по меньшей мере, неэффективно...
Одна читательница глав из этой
книжки в рассылке с возмущением писала мне, что вообще
все рассуждения о морали, кроме принципа "не делай другому
того, чего не хочешь себе", есть ханжество. Я так не считаю.
(Теме ханжества и законничества, роли рассуждений о грехе
в христианстве надеюсь уделить отдельное внимание в рассылке.)
Но при обсуждении некоторых
тем особенно хорошо видно вот что: закон не спасает, "не работает",
.т.к. "доброе делать хочу", а выходит как всегда
(ср. Рим.7:18)... Поэтому больше пользы от проповеди о благодати
Божьей, о том блаженстве, счастье, которое несет с собой
жизнь в согласии со Христом, о том, в чём суть
следования за Христом, что есть жизнь, посвященная Богу.
Однако я всё же решил дать эту
главу. Прежде всего потому, что посчитал, чо было бы неверно познакомить
читателей со всей книгой, исключив одну главу (тем более, что
в Сети книжки этой нет).
Тем, кому пришлись не по вкусу
предыдущие главы, эту читать категорически не рекомендую.
Дополнительные материалы по теме:
Джон
Робинсон. "Новая мораль"
Х.Кокс: неханжеское понимание
евангельских норм... (из кн. МИРСКОЙ ГРАД)
Клайв
Льюис. ЛЮБОВЬ
Автор:
Джойс Хаггет
Опубликовано:
Джойс Хаггет.
ЖИЗНЬ В МИРЕ, КОТОРЫМ
ПРАВИТ СЕКС.
// М.: "Триада", 2003.
Предыдущие главы:
1. Можно ли христианам ходить на свидания?
/a. мирской
стандарт/ /b.
что говорит церковь?/
2. "Роман тические
отношения": границы допустимого.
3. "Романтические отношения": как не зайти слишком
далеко /a. / b./
4. Сексуальный грех: Божье прощение
> Глава 5
Можно ли христианину вступать в романтические отношения с неверующим?
> "Можно ли нам встречаться, если он/она не разделяет мою веру?"
> "Можно ли христианину любить неверующего?"
> "Можно ли сохранять крепкую веру в Бога и одновременно поддерживать
романтические отношения с неверующим?"
> "Конечно же, христиане должны встречаться с неверующими. Если
этого не будет, как неверующие узнают Господа?"
> "Если Библия заповедует нам всех любить и со всеми делиться
верой, почему тогда некоторые утверждают, что встречаться с нехристианами
нельзя?"
> "Джойс, неужели никак нельзя сделать так, чтобы мы с Робином
поженились? Я так люблю его! Я не хочу от него отказываться".
Это вопрос мне задала девушка по имени Анна, и сердце мое переполнилось
жалостью. Я знала, что она очень расстроится, услышав мои слова.
Я сказала, что, по-моему, если она выйдет за Робина замуж, ее любовь
к Богу и плодотворная христианская жизнь пошатнутся. И я поняла,
почему она разозлилась: "Это как в секте какой-нибудь
ничего нельзя решать самой, ничего нельзя делать для собственного
удовольствия". Анна обрела мир с Богом только два года спустя,
после того как рассталась с Робином.
> Почему же их такие, по всей видимости, чудесные отношения не
могли увенчаться успехом? Для Робина это было так же малопонятно,
как и для самой Анны. В конце концов, любитель гольфа вполне может
встречаться с теннисисткой без всякой опасности для их отношений;
художница может полюбить ученого, и в результате оба многое
узнают и получат друг от друга. Тогда почему христианин не может встречаться
с неверующим?
> Следуя мирскими путями
> По всей видимости, для многих неверующих отношения с противоположным
полом означают исключительно сексуальные завоевания или получение
сексуального наслаждения. Вера или нравственность остаются в стороне.
Понять это мне помог один неверующий юноша, который, как и Робин,
был человеком совестливым. Когда девушка обвинила его в том, что он принуждает
ее к половой близости, он искренне ответил: "Прости меня, пожалуйста!
Я не хотел тебя обидеть или оскорбить. Я просто думал, всем
девушкам этого хочется. Почему ты не сказала мне, что христиане
ведут себя по-другому? Я просто не знал!"
> Да и откуда ему знать? Он принадлежит к поколению, которое предлагает
девушкам-подросткам принимать противозачаточные средства. Он живет
в обществе, где уровень абортов среди подростков взлетел на такую
рекордную высоту, что пришлось открыть небольшие контрацептивные клиники,
чтобы предоставить подросткам бесплатные противозачаточные средства.
Он часть поколения, не ведающего, что сексуальная безнравственность
это грех.
> Но нам, как христианам, известно, что секс вне брака греховен.
Кроме того, мы решили жить в послушании Богу и Его Слову.
Поэтому необходимо узнать, что же говорит Библия о близких отношениях
христиан с неверующими. Давайте начнем с самых близких отношений,
какие только возможны, с супружеских, потому что принципы,
на которых строится брак, верны и для других близких отношений.
> Что говорит Библия о браках между верующими о неверующими
> Павел говорит: "Не надо!"
> Библия четко дает понять, что христианин не должен даже думать
о том, чтобы вступить в брак с человеком неверующим.
Вот как говорит об этом апостол Павел: "Не преклоняйтесь
под чужое ярмо с неверными... Какое соучастие верного с
неверным?.. Потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит
Господь" (2 Коринфянам 6:14-17).
> Конечно же, это не значит, что христианам вообще не надо иметь
ничего общего с неверующими. Новый библейский комментарий утверждает,
что речь в этом стихе идет о браке с неверующими. И это
действительно так. Павел, подобно современным семейным психологам,
увещевает христиан не вступать в брак с людьми иной веры или
вообще без веры. Такие отношения относятся, как сейчас говорят,
к группе особого риска. Это мне стало понятно во время разговора
с одной супружеской парой. Жена-христианка с обидой жаловалась
на своего мужа. Он в ответ заявил: "Моей жене нужно одно:
муж-христианин. А я не могу стать христианином просто из-за
нее". Он был прав. Сейчас эти супруги разведены. Но ведь,
собираясь замуж, эта женщина знала, что апостол Павел предупреждает:
"Не надо!" Она предпочла не послушаться.
> Иисус говорит: "Не надо!"
> Не один Павел наложил запрет на смешанные браки. Такие браки
запретил и Сам Иисус, хотя в Его словах нет конкретного о них
упоминания. Он просто напомнил нам основные, первоначальные принципы:
"Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей,
и будут двое одна плоть" (Матфея 19:5; цитата из Бытия
2:24). Единство супругов, о котором говорит Иисус, включает в себя
половое соединение, а также многое другое. Оно подразумевает эмоциональное
единство, творческое единство и духовное единство: всё это, несомненно,
присутствовало во взаимоотношениях между Адамом и Евой и
в отношениях их с Богом в Эдемском саду.
> Брак, каким представляет его Иисус, строится на основании духовного
согласия, а если ваш супруг или супруга не является
христианином, такое духовное согласие невозможно.
> Амос говорит: "Не надо!"
> Слова Иисуса напоминают нам о словах пророка Амоса. Он задает
риторический вопрос: "Пойдут ли двое вместе, не согласившись
между собою?" Иными словами, "Могут ли двое вступать
в близкие отношения, не договорившись друг с другом о том,
чего они ожидают от развития этих отношений?" В Книге пророка
Амоса 3:3-6 за этим вопросом следуют другие, подобные ему: "Ревет
ли лев в лесу, когда нет пред ним добычи? Подает ли свой голос львенок
из логовища своего, когда он ничего не поймал?" Все эти вопросы
подразумевают только один ответ: "Никогда!"
> Этот стих, по-видимому, можно применить к дружбе, деловым отношениям
и браку. Таким образом, если посмотреть с библейской точки зрения
на нашу проблему, можно сделать два вывода: вступать в брак с неверующим
неразумно; кроме того, это является непослушанием.
> Причина запрета
> "Почему? спросила меня Анна. Разве так называемый
Бог любви не начинает от этого казаться небесным занудой?"
Многие высказывали такие же возражения. Девушки жалуются, что вокруг
не так много ребят-христиан, с которыми можно было бы дружить;
а те, которые есть, уже "заняты". Мужчины жалуются,
что девушки-христианки намного менее привлекательны, чем их неверующие
сверстницы. Так почему же Бог такой несговорчивый?
> Перед тем как узнать, почему Бог так настаивает на том, чтобы
христиане вступали в брак только с христианами, позвольте мне
подчеркнуть три истины:
> 1. Бог вовсе не злой великан и не зануда. Он
есть любовь (см. 1 Иоанна 4:16).
> 2. Любовь желает для любимого только самого
лучшего (см. Иеремия 29:11).
> 3. Ни один из нас не является <рабом> статистики.
Наша жизнь сокрыта в руке Божьей.
> Бог настаивает на том, чтобы мы разделяли свою жизнь только
с теми, с кем возможно духовное единство, потому что знает: иначе
мы будем несчастны и разочарованы.
> Отношения без Христа всё равно что питание без витаминов
> Христианин, встречающийся с неверующим, страдает от своеобразной
"витаминной недостаточности". Даже если все остальные
стороны такой дружбы просто чудесны, всегда будет ощущаться духовный
недостаток: совместной молитвы, единого
видения, общих взглядов, поклонения, единства перед
Богом; христианин будет чувствовать неспособность поделиться с любимым
человеком самым дорогим в своей жизни: единством со Христом.
> В отношениях появится напряженность
> Кроме того, в обществе, насквозь пропитанном сексом, в таких
отношениях почти неизбежно появится напряженность. Как мы видели из
предыдущих глав, даже двоим преданным христианам нужны сверхъестественные
силы для того, чтобы плыть против течения всего общества. В конце
концов, биологически христиане ничем не отличаются от неверующих.
Насколько же сложнее будет бороться с искушением, если один из
партнеров вообще не видит смысла отказываться от внебрачного секса
ведь для него заповеди Иисуса ничего не значат. Немногие способны
в одиночку противостоять таким сильным искушениям.
> В паре верующий-неверующий обычно "остывает" именно христианин
> Многие христиане протестуют: "Но ведь неверующий может обратиться!"
Это так. Может быть, он и обратится. Но, если верить статистике,
это случается весьма редко. Чаще всего происходит так, что партнер-христианин
"остывает", даже становится циничным. Если об этом поразмыслить,
удивляться тут нечему. Брак с неверующим, как мы уже видели,
это непослушание. Разве
можно ожидать, что плодом непослушания будет эффективное благовестие?
> Один мой друг узнал всё это из собственного опыта и очень дорого
заплатил за свои знания. Он <посвятил свою> жизнь Христу во
время учебы в Англии. Затем он вернулся домой и возобновил прежние
отношения с девушкой, которая не была христианкой. "Я знаю,
что Библия учит не жениться на неверующей. Она мне просто
нравится, и всё".
> Однако он всё же женился на этой девушке. Как-то я навестила
его и спросила, как брак повлиял на его веру. По лицу его пробежала
тень, глаза погрустнели, и он признался:
> С самой свадьбы я ни разу не был в церкви. Библию я не
читаю и почти совсем не молюсь.
> Я посмотрела в окно: в саду играли его маленькие дети.
> А дети?
> Они вообще ничего не знают о Господе.
> И как ты себя чувствуешь? Ну, в глубине души?
> В ответ на этот вопрос мой друг признался, что его гложет постоянная
грусть, зияющая внутренняя пустота, которую никто и ничто не может
заполнить. "Вера на самом деле была очень важна для меня. Иисус
действительно много для меня значил".
> Его любовь к жене не охладела. Но он на собственном опыте понял,
что Божьи назидания исполнены мудрости и любви. И если мы отмахиваемся
от них, за это приходится платить.
> Пропасть, через которую нельзя перейти
> Причиной всего этого является то, что христианин признал Бога
Господом своей жизни. Неверующий не видит в этом вообще никакого
смысла. Ему это кажется исключительной глупостью. Он не видит никаких
препятствий к тому, чтобы его собственный мир вращался вокруг самого
главного него самого, чтобы посвятить свою жизнь
поискам удовольствий и сиюминутных наслаждений. Он живет совсем
не в предвкушении Господня пришествия. И эти слова
не являются критикой. Это факты. Между христианином, живущим
согласно Библии, и неверующим лежит неизбежная и, в каком-то
смысле, непроходимая преграда. Именно поэтому Павел так настоятельно
запрещает христианам переплетать свою жизнь с жизнью неверующего.
Совместить их невозможно как невозможно принести темноту в залитую
светом комнату.
> Вера разделяет, а не объединяет
Если христианин все-таки вступает в брак с неверующим, их продолжает
преследовать эта проблема несовместимости. Вера не объединяет,
а разделяет их. А когда появляются дети, возникают ужасные вопросы:
"Молиться ли нам перед едой? Молиться только, когда неверующего
родителя нет дома? Почему папа не ходит с нами в церковь? Он что,
не попадет на небеса?"
> Любовь к Богу укрепляет супружеские отношения
> Дело не только в том, что муж и жена не разделяют одних и тех
же убеждений и основных жизненных принципов. Важно и то, что они упускают
те богатства, которые Бог дает семейным парам, где оба супруга
преданы Ему. Божья любовь похожа на рамку, скрепляющую две человеческие
любви. К тому же, Божьей любви присущи особые связующие качества.
Когда Божья любовь занимает главное место в жизни двоих людей,
она соединяет их особым образом. Эта любовь лежит в основе их
отношений и влияет на все, что они делают, и на то, кем
они являются. В таких отношениях оба супруга стремятся к
одной и той же цели: служить Христу, во всём ставить Его
на первое место, основывать свои жизни на благочестии и святости.
Их жизни сливаются в одну, творчески переплетаются, приходят
в согласие. И всё это так же верно для романтических отношений,
как и для супружеской жизни.
> Внутренняя борьба
> Можно прекрасно теоретически знать все, что было сказано выше.
Однако если мы вдруг капитулируем перед нападками Эроса и позволим
себе влюбиться в неверующего, нам будет чрезвычайно трудно перенести
наши знания на практику.
> Однажды, когда я писала эту книгу, позвонила девушка, которую
здесь я назову Кэрол. Она спросила, можно ли ей приехать.
> А что случилось? поинтересовалась я.
> Видите ли, сказала она, я знаю, что вы написали много
книг о романтических отношениях, и мне бы хотелось приехать и поговорить.
Понимаете, через три месяца я выхожу замуж, но мой жених... он неверующий,
и из-за этого мне немножко не по себе.
> Ну вы ведь понимаете, что наживаете себе много проблем?
спросила я.
> Да, сказала она, но я всё равно выйду за него замуж.
> Кл. С. Льюис объясняет, почему такие искренние и преданные христиане,
как Кэрол, иногда могут быть слепыми, упрямыми и непослушными.
Он говорит о страстных чувствах и влюбленности, которые описывает
греческое слово "эрос".
> "Когда Эрос поселяется в нас, нам всегда больше хочется
разделить счастье со своим возлюбленным, нежели стать счастливыми
на каких-то иных основаниях. Даже если влюбленные люди опытные
и зрелые, даже если им известно, что разбитые сердца в конце
концов исцелятся, даже если они знают, что стоит им только закалиться,
пройдя через агонию расставания, и через десять лет они наверняка
будут счастливее порознь, нежели поженившись, всё равно,
они не желают расстаться. Для Эроса все эти расчеты не имеют никакого
значения... Даже если яснее ясного видно, что брак с возлюбленным
не принесет счастья... Эрос без колебания говорит: "Лучше
так, чем расставаться. Лучше быть несчастным с нею, чем счастливым
без нее. Пусть наши сердца разобьются только пусть они разобьются
вместе" (Кл.С.Льюис, "Любовь").
> Может быть, вы уже протестуете: "Но я не хочу жениться (или выходить
замуж). Я просто хочу, чтобы у меня кто-то был, на время.
Если романтические отношения могут быть хорошими, даже не заканчиваясь
браком, зачем уделять столько внимания разговору о супругах?"
> Я особо подчеркнула опасности "смешанных" браков по двум причинам.
Во-первых, всякие романтические отношения могут закончиться браком.
И я знаю стольких христиан, чья жизнь была искалечена такими вот несимметричными
отношениями, что с моей стороны было бы неразумным не предупредить
вас об опасностях таких отношений.
> И, во-вторых, как я уже намекнула, принципы, которые можно применить
к смешанным бракам, можно применить также к романтическим взаимоотношениям
между христианами и неверующими. Это тут же станет ясно, если
вы еще раз посмотрите на начальные строки этой главы. И
это печально, потому что Христос любит скреплять чувство, соединяющее
двоих христиан.
> Далее в своей книге Кл. С. Льюис объясняет природу Эроса.
> Природа Эроса
> 1. Он говорит с властью бога.
> 2. Как бес, он требует чести и покорности.
> 3. Он заставляет влюбленных верить, что чудесное
чувство полной преданности любимому человеку никогда не изменится.
> 4. Он уговаривает нас отбросить мысли о личном
счастье.
> 5. Он укрепляет интересы любимого человека в самом
сердце нашего естества и убеждает нас, что в этом и есть
смысл жизни.
> 6. Он завоевывает и покоряет все наше естество:
тело, разум и дух; он соблазняет нас тем, что заставляет
не хотеть ничего, кроме одного: думать о любимом человеке.
> Всякий, кто хоть раз был влюблен, скажет вам, что это удивительное
чувство, подобное волшебству. Однако нам и в голову не приходит,
что эйфория может испариться, что наши взгляды и чувства могут
измениться. Но истина состоит в том, что Эрос исчезает так
же внезапно, как и появляется. Обычно он проводит с нами
от трех месяцев до трех лет, а потом исчезает,
оставляя мужчину и женщину наедине с неприкрытой действительностью:
"Эрос может соединять самых неподходящих друг к другу людей...
Эрос может побудить как к добру, так и к злу". Эрос подготавливает
нас ко всевозможным жертвам, кроме одной и, пожалуй, самой
мудрой: расставания. Поэтому Эрос безответственный хозяин,
держащий в подчинении мириады рабов.
> Неудивительно, что Анне, о которой я упомянула в начале этой главы,
понадобилось два года, чтобы решиться отказаться от своих отношений
с Робином. Человека, по-настоящему влюбленного в неверующего,
ожидает яростная внутренняя борьба. Бог хочет защитить нас от этих
болезненных переживаний и смятений. Поэтому на вопрос "Можно
ли христианину вступать в брак с неверующим?" Бог ясно отвечает:
"Нет".
> Важные вопросы
> Если вы читаете эту главу потому, что уже встречаетесь с неверующим
человеком, задайте себе следующие вопросы.
> Способствуют ли эти отношения моему духовному росту или мешают
ему? Если они мешают вашим отношениям с Богом, подумайте хорошенько
вот над этими словами: "Посему и мы... свергнем с себя всякое
бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее
нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса"
(Евреям 12:1-2).
> <...> ваши отношения могут привести к браку. Вам
известно, что, согласно Божьему Слову, вы не можете вступить в брак
с этим человеком. Разумно ли в этом случае усугублять близость
с неверующим? Является ли это проявлением любви и ответственности?
Разве можно развивать эту дружбу только затем, чтобы в последнюю минуту
разорвать отношения, причинив себе и этому человеку боль и страдания?
Разве можно медлить в нерешительности, привязывая к себе человека,
надеясь, что он всё-таки станет христианином? Разве это не <потакание
собственным прихотям> под маской любви к другому?