=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

автор: священник Фома Хопко
из книги: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ
(ч. III гл. 4)
/перевод с англ. п/ред. свящ. Андрея Трегубова/

religioved.ru/Pravoslavie/Hopko-OP/Hopko-OP-03.htm#bdn|142
 
серия "заповеди, добродетели"
        Предыдущие части:
вера и надежда
в
едение, мудрость, честность
смирение, послушание, долготерпение, бесстрашие
верность, самообладание, доброта, благодарность
 (1425 слов)

В данной публикации большая часть цитат из Нового Завета редактором рассылки заменена цитатами из перевода "Радостная Весть", а  цитата из книги Иова — цитатой из перевода А.С.Десницкого, опубликованного в издании: ПРИТЧИ. КНИГА ЭККЛЕЗИАСТА. КНИГА ИОВА. / М.: Изд-во ГРРУ, 2000.
(Такие цитаты помечены звездочкой *).


 

> ЛЮБОВЬ

    

> Бог есть любовь

    

>     Согласно христианской вере, величайшая добродетель есть любовь (1Кор.13.13). "Любовь есть исполнение закона" Господня (Рим.13.10), ибо Сам Бог есть любовь.

    

*     Любимые, если Бог так полюбил нас, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Но если мы любим друг друга, то Он живет в нас и Его любовь в нас достигла совершенства.

*     Живем ли мы в Нём и Он в нас, мы можем узнать по Духу Его, который Он дал нам. И мы видели и свидетельствуем: Отец послал Сына Спасителем мира. Если кто признаёт, что Иисус — Сын Бога, то в нём живет Бог и он живет в Боге. Вот так мы узнали и поверили в то, что Бог нас любит.

*     Бог — это любовь. Кто живет в любви, тот живет в Боге и Бог живет в нём. Любовь достигла среди нас совершенства, так что мы смело встретим День Суда, потому что мы в этом мире таковы, каков Он. В любви нет страха — совершенная любовь изгоняет страх, потому что страх связан с наказанием и тот, кто боится, не достиг совершенства в любви. Мы любим, потому что Он первым полюбил нас. (1Ин.4.11-19)

    

>     Из этих вдохновенных слов возлюбленного ученика Христова, ап. Иоанна, видно, что <причастность> человека к Богу, как и вся его духовная жизнь, сосредоточены в любви. Там, где нет любви, – нет Бога и нет духовной жизни, а где есть любовь – там Бог и праведность.

>     Любовь, по словам ап. Павла, есть первый и величайший "плод Духа" (Гал.5.22), "потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим.5.5). И во всём духовном Предании Церкви цель жизни, как "стяжания Духа Святого", наиболее полно выражена в любви (св. Макарий Египетский, IV в., "Духовные слова"; преп. Серафим Саровский, XIX в., "Беседа с Мотовиловым"). Более того, сам Дух Святой отождествляется святыми с Божественной любовью, что засвидетельствовано св. Симеоном Новым Богословом (XI в., "Слово 53"):

    

>     О святая любовь! (т. е. Святой Дух Божий) ...Кто не возлюбил тебя, тот не сподобится вкусить благ Владыки нашего, коих сладости без тебя никто не может опытом дознать... Но кто тебя постиг, или кого ты постигла, о том не может быть никакого сомнения, успех его верен. Ибо ты – конец закона, ты, объемлющая меня, согревающая меня и воспламеняющая сердце мое к безмерному возлюблению Бога и братьев моих. Ты наставница Пророков, сшественница Апостолов, сила мучеников, вдохновение Отцов и учителей, совершенство всех святых и самого меня успособление к настоящему служению.

    

>     Бог, Который есть любовь, входит в единство с человеком через Сына Своей любви в Духе любви.

>     Жизнь в этой любви и есть духовная жизнь человека.

>     Существуют три определения любви. Первое: агапе, что означает деланье добра ради ближнего. Именно такой в первую очередь должна быть любовь людей, ибо она является сущностью бытия Бога, Сам "Бог есть агапе".

>     Второе определение любви – эрос, означает любовь ради единства с другим. Если эротическая любовь свободна от греховных страстей, она может быть совершенно чистым стремлением к единству с другой личностью, включая Бога. Все духовные писатели настаивали, что именно такая любовь должна существовать между Богом и человеком, и, в свою очередь, быть образцом эротической любви между мужем и женой в этом мире. Именно так они объясняли ветхозаветную Песнь Песней, как поэтический образ любви Бога к человеку и человека к Богу (Филон Александрийский, Григорий Нисский, Бернард Клервосский, <Хуан де ла Крус>, Ричард Роль и др.). Более того, пророки даже использовали образ эротической любви, объясняя отношение Бога к Израилю, а апостол Павел использует этот образ для объяснения любви Христа к Церкви (Еф.6). Таким образом, в Священном Писании единство человека с Господом в Царстве Божьем раскрывается обычно в образе эроса.

    

>     ...Наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. (Откр.19.7-8)

    

>     Третий тип любви – это дружба, филия. Она также должна в свою очередь присутствовать между Богом и человеком. У человека нет большего друга, чем Бог, Который Сам хочет быть другом человека.

    

>     И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим. (Исх.33.11)

* Нет любви выше, чем та,
когда жизнь отдают за друзей.
Если исполните то, что Я вам заповедал,
вы Мне — друзья.
Слугами больше Я вас не зову,
слуга ведь не знает, чем занят его господин.
Вас же назвал Я друзьями,
потому что поведал вам всё,
что узнал от Отца. (Ин.15.13-15)

    

>     Итак, любовь-добро, любовь-единство и любовь-дружба – все три они должны присутствовать в отношениях между Богом и человеком и между людьми.

 

Любовь к Богу

    

>     Первая и величайшая заповедь Бога – в том, чтобы Его творение любило Его.

    

*     "Слушай, Израиль! Господь наш Бог — единственный Господь. Люби Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми помыслами и всеми своими силами". (Мк.12.29-30)

*     Вот первая и величайшая заповедь. (Мф.22.38)

    

>     Любить Господа Бога всем сердцем – это не желать ничего другого, кроме Него и Его святой воли. По учению Священного Писания и святых, "сердце" является центром человека, оно – "самая глубокая часть" его, основание и двигатель его жизни. То, что находится в сердце человека, и то, что желает его сердце, определяет всю его жизнь.

    

* Добрый человек выносит доброе
из хранилища добра в своем сердце.
Злой человек выносит злое из хранилища зла.
Ведь из уст человека исходит то, чем полно его сердце. (Лк.6.45)

*     Изнутри, из человеческого сердца, исходят злые помыслы, ведущие к разврату, кражам, убийствам, супружеским изменам; оттуда исходят жадность, подлость, коварство, наглость, зависть, сквернословие, гордость, глупость. Всё это зло исходит из человека, оно и делает его нечистым. (Мк.7.21-23)

* Сын! Ко мне обрати свое сердце,
взор к моим путям направь. (Притч.23.26)

    

>     Сердце человека ожесточается и холодеет, когда упрямствует и восстает против Бога, лишая себя Его Святого Духа. Но даже когда люди грешат, Господь продолжает верно любить их и очищает их сердца Своей благодатью, чтобы они могли ответно возлюбить Его и спастись для жизни вечной.

    

>     И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом. (Иез.11.19-20)

>     Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый Дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! (Иез.18.30-32)

    

>     Любить Бога всей душой – это любить Его всей своей силой и всей своей жизнью. Иногда в священном Писании слово "душа" используется как синоним слова "жизнь", поэтому душа человека – это вся его жизнь.

>     Любить Бога всем разумом своим – значит любить слово Божье, "утешаться" Его праведностью.

    

* Буду утешаться заповедями твоими, которые возлюбил,
и размышлять об уставах Твоих...
Как люблю я закон Твой!
весь день размышляю о нём...
Я стал разумнее всех учителей моих;
ибо я размышляю об откровениях Твоих...
А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого.
Все повеления Твои – все признаю справедливыми;
всякий путь лжи ненавижу...
Основание слова Твоего истинно,
и вечен всякий суд правды Твоей. (Пс.119/118)

    

>     Ум человека руководит его жизнью, сам будучи ведомым к правде через чистоту сердца. Любящий Бога всем разумом своим "не сообразуется с веком сим", но показывает, "что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим.12.2). Следуя словам ап. Павла такой человек "имеет ум Христов" (1Кор.2.16).

>     Любить Бога всей крепостью своей – это быть духовно сильным в познании Его воли, чтобы исполнять ее.

    

>     Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. (Мф.11.12)

    

>     Значит, нужно со всей своей энергией и силой верно и терпеливо служить Господу во всём, до самой смерти, "сражаясь до крови" против греха и всякого зла (Евр.12.4).

    

*     Мы же всего лишь глиняные сосуды, в которых хранится такое сокровище. Поэтому очевидно, что эта безмерная сила исходит от Бога, а не от нас. Нас теснят со всех сторон, но мы не загнаны в угол. Мы в отчаянном положении, но не в отчаянии. Нас преследуют, но мы не брошены на произвол судьбы. Мы сбиты с ног, но не уничтожены. Мы всегда носим в своем теле смерть Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашем теле. Нас, живых, постоянно предают смерти ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашей смертной плоти.

*     ...мы во всём проявляем себя истинными служителями Бога: терпеливо и стойко переносим беды, нужду, несчастья, побои, тюрьмы, бунты, изнурительный труд, бессонные ночи, голод. Мы доказываем это чистотой, знанием, стойкостью, добротой, Святым Духом, неподдельной любовью, словом истины, Божьей силой. Наше оружие — праведность, мы им и нападаем, и защищаемся. Мы готовы к чести и к бесчестью, к клевете и к доброй славе. Нас принимают за лжецов, а мы искренни. За людей безвестных, а нас знают все. За умерших, а смотрите, мы живы. Нас казнят, а мы не убиты. Нас печалят, а мы всегда радуемся. Мы бедны, а многих делаем богатыми. У нас нет ничего, а мы владеем всем. (2Кор.4.7-11; 6.4-10)

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.
Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Я уже раньше читал этот текст:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/z12_157.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»