=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Иоанн, Предтеча и Креститель
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Использованы следующие материалы:
  
а, д. свящ. Яков Кротов. Из Словаря святых.
  
б, г. Словарь библейского богословия.
  
в. архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Беседа 1 на Евангелие от Марка.

Цитаты из Нового Завета, как правило, даны в переводе В.Н. Кузнецовой.

серия "история Церкви: персоналии";
серия "Библия"
 
 (примерно 2000 слов)

а.
> Иоанн Предтеча, Креститель († ок. 32). Ангел предсказал священнику Захарии, будущему отцу пророка, что тот "<сердца отцов и детей обратит друг к другу, непокорных вернет на путь праведности и приготовит народ к приходу Господа>".

б.
> По свидетельству Иисуса, Иоанн Креститель – более, чем пророк (Лк 7.26 п). Как вестник, предшествующий Господу (Лк 1.76; Мф 11.10 п; ср.  Мал 3.1), он полагает начало Евангельскому благовестию (Деян 1.22; Мк 1.1-4); '<Закон и Пророки были до Иоанна. А с тех пор Царство Бога возвещается>' (Лк 16.16 п). Как пророк, не имеющий себе равного (Мф 11.11 п), он <готовит> пути Господу (3.3 п), 'предтечей' (Деян 13.24 сл) и свидетелем (Ин 1.6 сл) Которого он является.

> Предтеча и совершаемое им крещение. – Уже до своего рождения от матери, бывшей до того времени неплодной, Иоанн Креститель был посвящен Богу и исполнен Духа Св. (Лк 1.7,15; ср. Суд 13.2-5; 1Цар 1.5,11). Тот, <о ком ангел возвестил, что он духом и силой будет подобен Илие (Лк 1.17)>, напоминал великого пророка и одеждой, и суровым образом жизни (Мф 3.4 п), который он с юности вел в пустыне (Лк 1.80). Быть может, он получил воспитание в такой общине, как Кумранская. Во всяком случае, когда пришло время его явления Израилю – хронологически точно указанное Лукой (3.1 сл), он предстает учителем, окруженным учениками (Ин 1.35), которых он наставляет в посте и молитве (Мк 2.18; Лк 5.33; 11.1). Его мощный голос потрясает Иудею; он проповедует обращение, внешне знаменуемое ритуальным погружением в воду, сопровождаемым исповеданием своих грехов, и требующим внутреннего обновления (Мк 1.4 сл); ибо те, кто не творят правды, не имеют права называться сынами Авраамовыми; законам этой правды (Мф 3.8 слл) он учит собирающееся к нему множество смиренных людей (Лк 3.10-14).

в.
> <....> Это происходило, вероятно, на юге, в иудейской пустыне между Иерихоном и Мертвым морем, недалеко от того брода, через который вёл путь из Иудеи к восточному Заиорданью. Здесь Иоанна встречали все, идущие этим путём.

> Было две вещи, которые особенно отличали Иоанна.

> Первое – это крещение, к которому он призывал, и которым он крестил. Правда, крещение <(ритуальное омовение)> было обычным делом и до него. Погружаясь в воду, люди символически очищались от всякого рода нечистоты. <Существовало также омовение для язычников>, которые переходили в иудейство. Но во всех этих случаях <омовение> было личным делом отдельного человека, мужчины или женщины. Они пользовались возможностью очищения по собственному почину. <Омовение> было им доступно всегда, когда они чувствовали в нём необходимость. Иоанн же претендовал на то, что только он может производить то единократное крещение, в котором настоятельно нуждается абсолютно весь народ. Ибо он был не только убеждён, что вскоре разразится суд Божий, но также убеждён в том, что на этом суде никто не сможет устоять только потому, что у него, мол, «отец Авраам» (ср. Мф 3.7–10).

<...>

> Второе, что отличало Иоанна, это то, что для него не было никакого различия между праведниками и грешниками, между безбожными и набожными. Он требовал покаяния, отвращения от своих грехов всего народа. С точки зрения Иоанна Крестителя, придерживаться прежней праведности ни для кого больше не было достаточным. И, очевидно, такой взгляд разделяли в иудейском народе многие (Мк 1.5).

> Поэтому народ спешил следовать призыву Иоанна, который уже своим внешним видом напоминал древних пророков. Уже своей одеждой и пищей (Мк 1.6) он показывал, что многое из того, вокруг чего в обычной жизни вращаются наши помышления, утратило всякое значение перед угрозой близкого Суда.

> Так люди исповедали перед Иоанном свои грехи, и он крестил их для оставления грехов.

> Для многих иудеев Иоанн Креститель был исключительной, очень влиятельной личностью. Невозможно было пройти мимо него, не обратить внимания на его ревность и серьёзность. <...>

<.....>

> <..> Иоанн не был единственным странствующим проповедником того времени. Многие говорили о пришествии обетованного Богом Спасителя для установления нового общества и порядка. На юге той же пустыни кумраниты говорили о похожих вещах. И даже много позже постоянно появлялись пророки, которые возбуждали толпы людей и достигали большой популярности.

> Но отличие Иоанна было в том, что он стремился не к собственной популярности. Палестина не имела недостатка в самозванцах, которые претендовали быть обещанными Богом спасителями, посланными для избавления от политической и социальной несправедливости того времени. Они утверждали, что обладают полномочиями основать новое царствие. Однако у Иоанна не было подобных претензий. Он считал себя лишь «вестником» и «голосом», который послан нести благую весть о том, что новое царствие вот-вот начнется.

> Те иудеи, которые ожидали перемен, из <Св. Писания> знали, что вестник Царствия Божия будет подобен ветхозаветному пророку Илие (Мал 4.5): «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного». Евангелия не оставляют сомнения в том, что Иоанна Крестителя и считали именно таким человеком, Илией. Описание его жизни и его вести точно сходится с историей об Илие в 3-й книге Царств (3Цар 17–19).

> Не только Новый Завет, но и Иосиф Флавий описывает дело Иоанна как призыв иудеев к покаянию, к изменению своей жизни с тем, чтобы быть морально подготовленными к встрече Того, Кто установит новое Царство. Пророки, чьи слова сохранились в Ветхом Завете, часто говорили, что хотя иудеи и были народом Божиим, они не были готовы встретить своего Бога. Но Его пришествие должно было начаться с Суда, – и Суд должен быть особенно строгим для тех, кто имел наибольшие преимущества.

> Весть Иоанна была точно такой же. Он призывал иудеев изменить их жизнь, чтобы достойно встретить Бога. Готовые принять этот вызов показывали свою готовность к изменению (покаянию) своим крещением. Слово это по-гречески означает погружение. Оно часто использовалось, например, при окраске ткани, когда она погружалась в красящий раствор. Крещение в религиозном смысле было таким же, только погружался человек не в краску, а в чистую воду. Иоанн использовал для этого ритуала реку Иордан.

> Большинство иудеев знало, что такое крещение. Оно использовалось при переходе язычников в иудейство. Так оно применялось и позднее. Есть обильные свидетельства в свитках Мертвого моря, что ессеи регулярно использовали крещение для сохранения своей моральной и культовой чистоты. Одна из особенностей руин монастыря в Кумране – невероятно сложная система акведуков и водохранилищ для обеспечения в пустыне достаточного количества воды ради исполнения крещальных ритуалов в общине. Конечно, ритуалы ессеев были иными, нежели крещение язычников при переходе в иудейство. Культовые крещения и омовения повторялись в Кумране снова и снова. Но крещение обращаемых в иудейство совершалось раз и навсегда, «едино крещение».

> Иоанн вызывающе утверждал, что иудеи, желающие войти в новое Царствие Божие, которое вот-вот наступит, должны всё начать сначала, как если бы они были язычниками, впервые познающими Бога.

> Сам Иоанн как бы стоял в безлюдной стране между обетованиями Божиими в Ветхом Завете и исполнением пророчеств, которое вскоре наступит. Он понимал пришествие Мессии в привычных терминах суда и проклятия. Спасителя, обещанного Богом, он описывал как человека, который срубит деревья, не приносящие плодов, и сожжет огнем мякину, отделив ее от зерна. И если фарисеи или зилоты считали, что объектом проклятия Божия должны быть языческие иностранцы, римляне, то Иоанн менее всего говорил о язычниках. Он настаивал на том, что Бог будет судить Свой собственный народ, и фарисеев – в первую очередь.

> Разумеется, Иоанн не мог еще в полной мере осознавать характер того Царствия, которое вскоре установит Бог. Ибо это новое Царствие Божие основывается не на проклятии и суде, но на любви, прощении и заботе обо всех людях. Но это было тем, что иудеи могли понять и принять лишь с великим трудом. Даже позднее ученики Иисуса Христа не понимали Его, когда Он говорил о Своем Царствии, грядущем через служение и страдание. Характер спасительных деяний Божиих оставался до конца не понятым до смерти и Воскресения Иисуса Христа.

г.
> Однако фарисеи и законники не верили в него (Мф 21.25 п, 32); некоторые называли его одержимым (11.18; Лк 7.33); когда они приходили к нему, он возвещал, что гнев сожжет всякое дерево неплодоносящее (Мф 3.10 п). Царя Ирода он обличал в прелюбодеянии и этим навлек на себя тюремное заключение, а затем смерть (Мф 14.3-12 п; Лк 3.19 сл; 9.9). Своим рвением Иоанн поистине был тем новым Илией, которого ожидали: он приготовил народ к пришествию Мессии (Мф 11.14), но не получил признания, и его мученичество <предызобразило> Страсти Сына Человеческого (Мк 9.11 слл п; Ин 5.33 слл).

> Свидетельствующий о свете и друг Жениха. – Свидетельство Иоанна Крестителя прежде всего в том, что он объявил себя только предтечей, хотя в народе уже задавались вопросом, не Мессия ли он (Лк 3.15). При официальном опросе Креститель ответил, что он недостоин развязать ремень обуви Тому, Кто идет за ним, но 'стал <больше> его' (Ин 1.19-30; Лк 3.16 сл п). 'Идущий за ним', Который будет крестить Духом (Мк 1.8) и огнем (Мф 3.11 слл), – это Иисус, на Которого Дух сошел при крещении (Ин 1.31-34).

> Указывая на Него, как на Агнца Божия, берущего на Себя грех мира (Ин 1.29), Иоанн Креститель не знал, каким образом Он это сделает, так же, как он не мог понять, почему Иисус пожелал креститься от него (Мф 3.13 слл). Чтобы взять на Себя грех мира, Иисус должен был креститься крещением Своих Страстей, а крещение Иоанново было только его образом (Мк 10.38; Лк 12.50); так предстояло Ему исполнить <Божью волю ('всякую правду')> (Мф 3.15) – не путем истребления грешников, но оправданием <множества людей>, грехи которых Он должен был понести (ср. Ис 53.7 сл, 11 сл). Во время общественного служения Иисуса Иоанн и его ученики, ожидавшие карающего Судию, были удивлены Его поведением; поэтому Христос напомнил им пророчества о совершаемом Им спасении и призвал их не <сомневаться> (Мф 11.2-6 п; ср. Ис 61.1).

> Некоторые ученики Иоанна Крестителя не только долго не понимали значения прихода Иисуса и крещения в Духе (ср. Деян 18.25; 19.2), но даже возникла некоторая полемика <...> (ср. Мк 2.18), противополагающая "секту" из учеников Иоанна зародившейся Церкви; чтобы доказать, что Христос – Мессия, этой Церкви достаточно было сослаться на свидетельство самого Иоанна (Ин 1.15). Как настоящий друг Жениха, до глубины души обрадованный Его приходом, Иоанн смиренно преклонился перед Ним (3.27-30) и сам призывал своих учеников следовать за Ним (1.35 слл). Иисус же прославил Своего свидетеля, говоря, что он "<ярко горящий светильник>" (5.35) и величайший пророк <во всём человеческом роде> (Мф 11.11; однако Он добавил, что наименьший в царстве небесном больше его; благодать сынов Царства Он ставил выше пророческой харизмы, не умаляя святости Иоанна)*.

д.
> 29 августа / 11 сентября празднуется Усекновение главы Иоанна – день строгого поста, горя, оплакивания пророка, который тысячи людей приготовил к встрече с Христом. Это день, когда властям этого мира лучше не вылезать с напоминанием, что они от Бога, ведь Иоанн был казнен палачем по законному распоряжению законной власти, но от Бога все они – и палач, и властитель Ирод – ушли далеко, в похоть, безумие, разврат духа и плоти.

> Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна переживается христианами и как праздник. Святой – живее нас с вами. Тот, кто оказался беспомощным перед убийцами, может помочь нам, а в нашей помощи, то есть в молитвах, нуждаются как раз те, кто умирает в своих кроватях под врачебным надзором. Праздник Усекновения, возможно, появился в Палестине. Во всяком случае, в ранних синаксарях Константинополя 29 августа отмечен и этот праздник, и Рождество Предтечи. Связывали память Предтечи с памятью пророка Елисея, приходившейся на 29 августа, потому что в древности считалось, что и Елисей, и Предтеча были похоронены в Севастии под Иерусалимом.

> Специально памяти Иоанна посвящен и день, следующий за Богоявлением – 7/20 января. Празднуется и зачатие Предтечи (23 сентября / 6 октября), обретение его главы (первое, сразу после кончины, и второе, совершившееся в 452 году, – 24 февраля / 9 марта, третье, ок. 850 г. – 25 мая / 7 июня), 12/<25> октября празднуется перенесение части мощей (десницы) из Мальты в Гатчину в 1799 г. Католическая Церковь празднует Рождество Предтечи 24 июня (это один из первых праздников, появившихся в церковном календаре, и уже в древности он отмечался 24 июня, причем это обосновывалось тем, что 24 июня является восьмым днем (октавой) июльских календ, как 25 декабря, Рождество Христово, является восьмым днем январских календ. На Востоке время отсчитывали от первого числа месяца и потому 25 декабря соответствовало 25 июня, и это была первоначальная дата Рождества Предтечи, но со времен Златоуста стали праздновать по-римскому обычаю его кончину – 29 августа. Сохраняется, впрочем, и память Рождества – 24 июня / 6 июля.

 


Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/is03_138.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск осн. серии
<= предыдущий выпуск серии о Библии 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»