=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

С праздником Рождества Христова!

Тема выпуска: Рождество, Боговоплощение

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на что, чтобы оценить выпуск после прочтения.
Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

А. Преп. Иоанн Дамаскин. Ямбический канон++ на Рождество Христово. Перевод С.С. Аверинцева.
adam-a-nt.livejournal.com/1139461.html; predanie.ru/lib/index-read.php?ELEMENT_ID=69784#TOC_id2488916.

B. Митрополит Сурожский Антоний. Проповедь в воскр. по Рождестве. messia.ru/rasylka/011/2639.htm#0.

 

вне серий
 
 (примерно 1460 слов)

А.

> Надписание акростиха+

> Так благозвучие слов величает и сладостно славит
> Божия Сына, что, нас ради придя во плоти,
> Древнюю скорбь прекратил совокупно стенающей твари;
> Боже, помилуй и нас, славящих имя Твое.

> Песнь 1

> Ты Свой народ избавил древле, Господи,
> Рукою чудотворною смиряя хлябь;
> И Ты же ныне к Раю путь спасительный
> Нам открываешь, Девой в мир рождаемый,
> Хоть человек всецело, но всецело Бог.
> Тебя приемлет чрево благодатное,
> Неопалимой Купины подобие,
> И горькое проклятие отъемлется
> От Евы злополучной, ибо с образом
> Природы человека сочетался Бог.
> Звезда о Солнце возвещает явственно
> И путь Волхвам указывает в тот вертеп,
> Где Ты, повитый пеленой, покоишься;
> И славят с ликованием тогда Волхв
> В лице Твоем и смертного, и Господа.

 

> Песнь 3

> Благослови служителей Твоих напев
> И похвальбу Врага низвергни древнего,
> О Человеколюбие, согрешения
> Понесший наши; утверди певцов Твоих
> На камне исповедания правого.
> Пречистой Девы Чадо всеблаженное
> Сподобился, о диво! хор пастушеский
> Узреть, и несказанно изумлен был слух
> Напевом невещественных небесных сил,
> Что Рождество Владыки песнословили.
> Ты в горних Царь, но по великой милости
> От Неискусобрачной нам явил Себя;
> От века был бесплотен Ты, но срок пришел,
> И плотью отягчилось Слово Божие,
> Да падшего восставит Первозданного.

 

> Песнь 4

> Провидя человеков обновление
> Предобразуя таинство великое,
> Нам притчу боговещий Аввакум явил:
> Свершилось и от девственной изшел Горы
> Податель всем языкам обновления.
> Ты, Вышний, Сам низвел Своею волею
> Себя до смертных, восприняв от Девы плоть,
> Дабы очистить скверну яда Змиева,
> И всех влечешь ко свету живоносному
> От вврат державы Мрака, ибо Ты наш Бог.
> Языки, прежде тлену обреченные,
> Но пагубы избегшие Лукавого,
> Руками восплещите и воспойте песнь,
> Хваля Христа, единого Спасителя,
> Пришедшего ко смертным сострадательно.
> О Дева, отрасль корня Иессеева,
> Ты естества земного перешла предел,
> Предвечное рождая Слово Отчее;
> Печати ж девства роды не разрушили,
> И Божие преславно снисхождение.

 

> Песнь 5

> Во мраке сущим дел душе губительных
> Явись, Христе, прощение всещедрое
> Неся с Собою нам, что ныне бодрственно
> Тебя поем, как нашего Спасителя;
> И путь открой, ко славе возводящий персть.
> Противу Бога злобу до конца господь
> Отсек плотского силою пришествия,
> Да Князя Мрака упразднит владычество,
> Плоть сочетая с ликами бесплотными,
> Явив Отца, для твари умолимого.
> Узрели человеки, обуянны мглой,
> Свет, свыше им во знамение явленный;
> Языки Сын приводит в обладание
> Отцу, даруя благодать безмерную,
> Где прежде грех без меры изобиловал.

 

> Песнь 6

> Иона, в глубь морскую водворившийся,
> Молил Тебя явиться, умиряя хлябь;
> Так я, стрелою уязвлен Мучителя,
> Пою Христа, сих зол преодоление,
> Моей на помощь призывая лености.
> У Бога Слово от начала бывшее,
> Природу нашу, древле изнемогшую,
> Ты утверждаешь, посещая милостно;
> И Ты же, ей всецело причастившися,
> Ее являешь от страстей очищенной.
> Нас ради Ты от рода Авраамова
> Явился в мир, дабы ниспадших бедственно
> Сынов возставить древнего падения;
> Живый во свете, в ясли же сошедший днесь,
> О нашем ты благоволишь спасении.

 

> Песнь 7

> Христовою подвигнуты любовию,
> Ярящегося посрамили отроки
> Мучителя злоречие безбожное;
> И покорился юным непомерный огнь,
> "Вовеки, — певшим песнь, — благословен еси".
> Неистовствуя, пламя пожирает слуг,
> Но соблюдает юных, воздымая рев,
> Подъято седьмочисленным разжением,
> И славою венчает их, обильно бо
> От Господа прохлада им даруема.
> Заступниче Христе, врага Ты нашего,
> Загадку предлагая воплощения,
> Низверг, творя богами племя смертное;
> Сия ж надежда — стать как боги — древле нас
> От высей в бездну приманила мглистую.
> Се, лютовзорный, пьяный срамодействием,
> Стрекалом беснований возбуждающий
> Громаду мира, побежден Тобою грех;
> Ты вызволяешь прежде им уловленных,
> О Милостивый, плоть приемля волею.

 

> Песнь 8

> Завета нам предображают Ветхого
> В среду огня ввергаемые отроки —
> Ту Деву, что вместила неопально огнь;
> Сии два чуда сочетав, единая
> Зовет нас благодать ко славословию.
> Хулы бежав обожения ложного,
> Со трепетом поем Себя Смирившему
> Вся тварь, премудрым подражая отрокам,
> Страшась, чтобы нехвальной не была хвала;
> Слаба природа плоти, мудро — рвение.
> Приходишь Ты на пажити блуждания,
> Языки обновляя и пустынную
> Творя природу смертных цветоносную,
> Врага же силу угашаешь лютую,
> Как человек являясь, Промыслитель-Бог.

 

> Песнь 9

> Сколь безопасно возлюбить безмолвие;
> Когда же мы, любовию подвигнуты,
> О Дева, ткем напевы хитроумные,
> Сколь труд сей непосилен! Дай же силы нам,
> О Матерь, соразмерной изволению.
> Былые тени, темные подобия
> Младенца-Слова, Пресвятая, видевши,
> Вратами что вошел запечатленными,
> Его мы чтим, как истины открытой свет,
> Благословляя чрево благодатное.
> Се, христолюбцы, утолив желание
> И Божия пришествия сподобяся,
> Животворящим ныне обновлением
> Возрадованы, молят: благодать подай,
> Да горней славе, Чистая, поклонимся.

 

B.

> Воображением мы представляем себя две тысячи лет назад. <...> Мир, который тысячелетиями был, как потерянная овца, теперь стал, как овца обретенная, поднятая на плечи Сыном Божиим, Который стал сыном человеческим. Непроходимая пропасть, которую грех проложил между Богом и человеком, теперь хотя бы зачаточно преодолена: Бог вошел в историю, Сам Бог стал человеком, Бог облекся в плоть, и всё видимое, то, что по нашей слепоте представляется нам мертвой, инертной материей, может узнать себя в славе в Его собственном теле. Случилось нечто небывалое, и мир уже не тот, что прежде.

> Но в Воплощении есть и другая сторона: Бог стал человеком, и Бог во Христе говорил слова решающей правды, такой правды, которая, как дрожжи, брошенные в тесто, постепенно изменили весь мир. Бог открыл нам величие человека. Христос, ставший человеком, был доказательством, остается и останется навсегда доказательством, что человек так велик, так глубок, таинственно глубок, что он может не только вместить в себя Божественное присутствие, как храм, но может соединиться с Богом, стать причастником Божественной природы, как говорит апостол Петр в своем послании.

> И человек настолько велик, что как бы далеко мы ни отпали от нашего призвания, как бы недостойны мы ни были, Бог никогда не восстановит с нами таких отношений, которые были бы меньше, чем Его Отцовство и наше родство с Ним как сыновей и дочерей Всевышнего. Блудный сын просил отца принять его, как наемника, поскольку он недостоин называться сыном; но отец не пошел на это. Когда сын начал свою исповедь, отец остановил его прежде, чем он мог произнести эти слова, потому что Бог не соглашается на наше унижение, мы не рабы и не наемники. Не сказал ли Христос Своим ученикам: Я больше не называю вас слугами, потому что слуга не знает воли господина, а Я сказал вам всё...

> И еще: во Христе нам открыто и Им провозглашено, что каждый отдельный человек есть предельная, высшая ценность, что Он живет и умирает за каждого из нас, что важны не коллективы, а каждый из нас. Каждый из нас, говорится в книге Откровения, имеет у Бога имя, и это имя будет открыто нам в конце времен, но его никто не знает, кроме Бога и получающего его, потому что имя это - наше отношение с Богом, единственное и неповторимое; каждый из нас для Него единственный. Какое диво! Древний мир знал народы и расы, он знал рабов и господ, он знал категории людей; так же как и современный мир, который постепенно не только обмирщяется, но возвращается в язычество, различает людей по категориям, типам и группам; один только Бог знает живых людей, мужчин и женщин.

> Христос принес или, вернее, провозгласил также новую справедливость, новую правду: не распределяющую или карающую справедливость закона, но правду иного рода. Когда Христос говорит нам: "Пусть правда ваша будет больше правды книжников и фарисеев" - Он говорит о том, как Бог относится к каждому из нас. Он принимает каждого из нас, какие мы есть; Он принимает доброго и злого, Он радуется доброму и умирает из-за и во спасение того, что зло.

> И Бог призывает нас помнить это и призывает нас такими быть не только в нашей христианской среде, но и в целом мире: относиться к каждому человеку с такой справедливостью - не судящей и не осуждающей, а видящей в каждом человеке всю красоту, которой Бог наделил его, и которую мы называем образом Божиим в человеке, преклоняться перед этой красотой, помогать этой красоте воссиять во всей ее славе, рассеивая всё злое и низкое, и признанием ее в каждом давая путь этой красоте стать реальностью и победить.

> Он открыл нам также такую любовь, какой прежний мир не знал, а современный мир, так же как и древний мир, так боится: любовь, которая согласна быть уязвимой, беспомощной, щедрой, жертвенной; любовь, которая дает без меры, любовь, которая дает не только то, что имеет, но и самоё себя. Вот что Евангелие, вот что Воплощение принесло в мир, и это в мире пребывает. Христос сказал, что свет во тьме светит, и тьма не может объять его, но не может и погасить. И свет этот светит и будет светить, но победит он только, если мы станем его провозвестниками и делателями заповедей о правде и о любви, если мы примем Божие видение о мире и принесем его миру, нашу веру, т.е. нашу уверенность и надежду, единственную силу, которая может помочь другим начать жить заново; но для того, чтобы начать жить заново, они должны увидеть новизну в нас. Мир зачаточно стал новым, через соединение Бога с человеком, когда Слово стало плотью; мы теперь должны стать откровением этой новизны, славой и сиянием Божиими во тьме или сумерках этого мира.

> Да даст нам Господь смелость и любовь и великодушие быть Его провозвестниками и свидетелями, и да будет
> благословение Господне на вас,
> Того благодатию и человеколюбием*, всегда, ныне и во веки веков!


* т.е. "по Его благодати и человеколюбию" ("Благословение Господне на вас..." — священнический возглас в православном богослужении).


См. также:
Православное богослужение Рождества
О празднике в кн. о. Александра Меня "Таинство, слово и образ" /• Его же проповедь /• лекция
• Священник Владимир Зелинский: История Рождества (1)   (2)
• О. Александр Шмеман. Беседы о Рождестве (1)   (2)   (3)
Проповедь митр. Антония, 1970 г. /• Его же др. проповедь /• Он же: Рождество говорит нам о вере Божией в человека
• Он же: Сотворение, воплощение; Рождество; чужаки; волхвы и пастухи; беззащитность Христа
Джон Робинсон: Рождество: миф и история
Карл Барт: Тайна и чудо Рождества
• Гилберт К. Честертон. Бог в пещере (1)   (2)

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/x01_090.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения в новом году! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии об основах веры
<= предыдущий выпуск о праздниках 
<= предыдущий выпуск о жизни по Евангелию
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»