=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

*   15 февраля   ст.ст., сб 1-й седмицы Великого поста;
литургич. чтения: Евр.1:1-12#; Мк.2:23-3:5# *.

 

++>       И случилось <Иисусу> в субботу проходить засеянными полями;
++>   и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали
++>     Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?
++>     Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид,
++> когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом
++>      Божий, при первосвященнике Авиафаре, и ел хлебы предложения,
++>      которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал
++>   и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек
++>      для субботы. Посему Сын Человеческий есть господин и субботы
++>                                                   (<Мк.>2:23-28).

> О  чём  здесь  идет  речь?   Срывать  колосья рукой  было  дозволено
> по  Закону  Моисея,  но  фарисеи  видели  в  этом нарушение субботы,
> уподобляя  своими  толкованиями срывание и растирание  руками  жатве
> и   молотьбе.   Здесь  они еще раз  (и на протяжении всего Евангелия
> мы  это  видим)  стараются  или применить закон абсолютно формально,
> так,  чтобы  он  был тюрьмой для людей,  а  не путем  или  свободой,
> или  этот  закон  Моисеев,  который  был дан для того, чтобы человек
> вырос  из своего естественного состояния в состояние богопочитателя,
> Божьего  слуги,  они  стараются  так извратить, чтобы можно было его
> употребить   в осуждение,   —   в данном случае,  Христа,  но часто,
> как   мы   знаем   из  истории,    и   для осуждения  других  людей.
> Вот  что отвечает Христос: +Неужели вы не читали никогда, что сделал
> Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?..+ Сколько тут
> ласки,  сострадания,  и  вместе  с  тем сколько иронии в Его словах:
> Неужели  вы не читали?.. Фарисеи считали, что они укоренены в Ветхом
> Завете,    что  нет  такой  черты  закона  Моисеева,  который они бы
> не  знали,  а Христос им говорит: “Неужели вы не читали, вы, которые
> так гордитесь своей начитанностью, своей ученостью?..”

> Не напоминает ли это зачастую наше отношение  к Священному  Писанию,
> к церковным  установлениям?   Как  мы  вчитываемся  во все  правила,
> как  мы  (не  всегда,  но  —  бывает)  притязаем  на  то, что мы всё
> исполняем, — и как мы эти правила оборачиваем в орудия для осуждения
> нашего  ближнего.   Мы  проходим  мимо  милости,   ради того   чтобы
> применить  — формально  —  закон,  который сами не применяем к себе.
> То  же самое  здесь  происходит.   Фарисеи применяют закон,  который
> сами   истолковывают:    ведь   Моисей  ничего  не говорил  из того,
> на  что  они  ссылаются, но они его слова применяют так, чтобы найти
> способ  осудить  Христа и Его учеников. А закон, Ветхий Завет в этом
> отношении   имеет всю глубину,  весь простор человечности.  Это одна
> из  самых  замечательных  вещей  Ветхого  Завета: это книга, которая
> написана с совершенной искренностью людьми  о людях;   в этой  книге
> нет  попытки  приукрасить и объяснить то, что случается недостойного
> человека  или  народа;  эта  книга  написана  как  бы с точки зрения
> человека,   который  смотрит  глазами Божиими,  с пониманием Божиим.
> А  понимание,  значит  и сострадание, и вместе с этим — справедливый
> суд: зло, любое “не то”,  конечно,  осуждается,  но человек при этом
> не   обязательно   осуждается.  Жалко  человека,  и  вместе  с  этим
> непримиримо осуждается его поступок.

> В  данном  случае  фарисеи поступают как раз наоборот, и этот подход
> был  виден  неоднократно,  раз  за  разом,  в течение нашего разбора
> Евангелия.  И  Христос  им  говорит:  Разве вы не помните, что Давид
> сделал?   —   Давид,   который  считается  величайшим святым Ветхого
> Завета,   —   и  прибавляет:   +Суббота  для человека,  а не человек
> для  субботы...+    То  есть   все  правила,   которые даны в Ветхом
> или   в  Новом   Завете,    даны   для  человека,   для его  пользы,
> для  его  спасения,  а  не  для  того,  чтобы  его сломать, разбить,
> поработить.

> Это замечательное место.  Мы видим в начале Ветхого Завета,  что Бог
> в седьмой день почил от дел Своих (см. Быт.2:2).  Этот седьмой  день
> и  есть   суббота,    день  отдыха.   Но  что случилось в этот день?
> Бог  не  отвернулся  от Своего творения, Бог не отступился от Своего
> всесозидательного  творчества;  но  вместе с тем Он поручил человеку
> продолжение  Своего дела на земле. Он всё заготовил, теперь человеку
> велено (или дано, доверено) довести дело Божие под Его водительством
> до  совершенства.    Этот седьмой день  —  это история человечества,
> это  наше  время,  в  котором  мы  живем и в которое мы должны войти
> творчески,   как  соработники  Божии,   как  строители того Царства,
> в котором Бог будет +всё во всём+ (см. 1Кор.15:28).

> В  Ветхом  Завете  этот  седьмой  день считался святым днем,   когда
> и человек должен был отдохнуть от своих обычных земных дел, посвятив
> день  Богу,  молитве,  чтению  Священного  Писания  и  изучению его,
> подвигу  духовной  жизни.  Но  не  только человек должен был почить:
> должна  была  почить  вся  природа.  Человек не творил  земных  дел,
> не  пахал;   на  природу  этот  седьмой  день  распространялся  тем,
> что  каждый седьмой год было предписано дать покой земле, дать отдых
> полю  <...>.  Этим  уже  в  Ветхом Завете завязывается экологическая
> тема,  которая  сейчас стала столь трагически важной. Вот и ставится
> вопрос:  творить  ли  добро  в  этот день  (что,  по мнению фарисеев
> и книжников, нарушало субботу) или, воздерживаясь от всякого доброго
> дела,  фактически  творить  зло?.. Ясно, что эту “субботу”, — период
> времени, который является историей, человек должен употребить на то,
> чтобы  всё  дело  Божие  довести до совершенства,  не заковывая  его
> в  такие   законы,   которые  не  дают  никакой твари,  ни человеку,
> ни остальному  миру  дышать,  действовать,  возрастать,  перерастать
> свое   естественное   состояние,   из плотского  делаться  духовным.
> Вот о чём говорит Христос в этом отрывке.

[ Митр. Сурожский Антоний  
“НАЧАЛО ЕВАНГЕЛИЯ ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ”  
www.mitras.ru/mark/mk_2.htm  ]

-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению: Мф.12:1-13; Лк.6:1-10;
эпизоды №№46-47 по "Брюссельскому согласованию"

 

++ Митр. Антоний Блум:
 + Об  исцелении  в  субботу  человека, имевшего сухую руку (Мк.3:1-5),
   о "гневе" Христа:
             www.mitras.ru/mark/mk_3.htm
 + О великопостных евангельских чтениях (субботних и воскресных)
              www.mitras.ru/h_d/hd12.htm

++ Пособие к проведению Великого поста, день 6:
     www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/035_gl06.html

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Однажды в субботу Иисус шел через поле.
Его ученики на ходу срывали колосья.
Фарисеи стали Ему говорить:
"Смотри, что они делают! Этого нельзя делать в субботу!"
Иисус говорит им:
"Разве вы никогда не читали,
что сделал Давид,
когда был в нужде и когда сам он и люди его голодали?
Он вошел в дом Божий, при первосвященнике Авиатаре,
и ел жертвенный хлеб –
тот, который нельзя есть никому, кроме священников, –
ел сам и дал своим людям".
И сказал им Иисус:
"Суббота создана для человека, а не человек для субботы.
Поэтому Сын человеческий – господин и над субботой".
Иисус снова пришел в синагогу. Там был человек с сухой рукой.
За Иисусом следили, не станет ли Он лечить его в субботу,
чтобы потом обвинить.
Иисус говорит человеку, у которого была сухая рука:
"Стань посредине".
А их спрашивает:
"Что позволено делать в субботу: добро или зло?
Спасти жизнь или погубить?"
Они молчали.
Иисус гневно оглядел их, сокрушаясь о том, как они слепы,
и сказал человеку: "Протяни руку".
Тот протянул – и рука стала здоровой.
Фарисеи ушли и тут же стали вместе с иродианами строить планы,
как им расправиться с Иисусом.*
(Мк.2:23-3:6)

* * *
*Бог, многократно и многообразно говоривший в прошлом
с нашими отцами через пророков,
в эти последние дни говорил с нами через Сына.
Ему Он отдал в наследие мир, с Его помощью сотворил всю вселенную.
Сын есть сияние славы Бога и отпечаток самой Его сущности.
Он управляет вселенной Своим могучим словом.
Совершив очищение грехов,
Он сел по правую руку Божественного величия в небесах,
став настолько же выше ангелов,
насколько имя, унаследованное Им, выше их имен.
Потому что кому из ангелов сказал когда-либо Бог:
"Ты - Мой Сын, сегодня Я стал Отцом Тебе” ?!
И еще:
"Я буду Ему Отцом, а Он будет Мне Сыном".
И опять же, когда Он приводит Своего Первенца Сына в мир,
Он говорит:
"Пусть Ему поклонятся все ангелы Божьи!"*
(Евр.1:1-6)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»