ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 23 января 2006 г. ст.ст., воскресенье (33-е по Пятидесятнице; чт-я 32-го) /память новомучеников и исповедников Российских/ литургические чтения: 1Тим.4:9-15; Лк.19:1-10 *. > Когда об аде говорит Иисус > Как утверждает X. Урс фон Бальтазар, в Новом Завете существует > два типа текстов, которые, на первый взгляд, очень трудно > согласовать: с одной стороны, это тексты, содержащие угрозы адом; > с другой стороны, тексты, где четко провозглашена воля Бога > <спасти всех>. > На первый взгляд, Иисус у евангелистов сурово говорит об аде.{} > В соответствии с ветхозаветным преданием о двух путях ('Вот, > Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло', Втор.30:15; > ср. Иер.21:8), предсказание и наставление Иисуса (Мф.7:13) ставит > нас перед выбором между добром и злом, между любовью к Богу > и ближнему, с одной стороны, и горделивым и эгоистичным отказом, > замыкающим человека в себе самом, с другой. Иисус предостерегает > нас, что возможны два исхода. Ради этого Он без колебаний > воспроизводит самые сильные образы и представления Священного > Писания: 'печь огненная', 'плач и скрежет зубов' (Мф.13:42), 'геенна > огненная, где червь их не умирает и огонь не угасает' (Мк.9:47-48). > Это сам Господь говорит неразумным девам: 'Не знаю вас' (Мф.25:12). > Это господин приказывает выбросить ленивого и эгоистичного раба > 'во тьму внешнюю' (Мф.25:30). Сам Иисус - Сын Человеческий - вынесет > приговор на Страшном суде: 'Идите от Меня, проклятые, в огонь > вечный' (Мф.25:41). Вспомним и суровые слова о грехе против Святого > Духа, <когда об этом грехе> сказано, что он никогда не будет прощен > (Мк.3:29; Лк.12:10). > Но тут же следует добавить, что эти предостережения об аде изложены > в притчах: о плевелах и добром семени; о рыбе, которую разбирают > после ловли; о неверном управителе; о рабе, не умножившем > свой талант; о бессердечном богаче и неразумных девах и, наконец, > о Страшном суде. Эти притчи отражают риск, лежащий в основе > человеческого существования. Это - 'предупреждения о принципиальной > важности' свободы человека. Эти притчи суть умозрительные сценарии, > и Иисус желает, чтобы Его слушатели избежали подобного развития > событий. Это не 'репортажи о будущем' (К.Ранер), которое однажды > осуществится, а обращение к человеку, живущему сегодня, > предупреждение о риске, которому подвергается его бытие вследствие > его восхищения свободой и под ее воздействием. > Но ап. Павел говорит об окончательном наказании в апокалиптическом > стиле: грядут уничтожение, погибель, гнев. Самые четкие утверждения > присущи Иоанновой традиции: он вещает о двух воскресениях - > воскресении жизни и воскресении осуждения (1Ин.5:29). Иоанн влагает > в уста Иисуса во время Его споров с евреями такие слова: 'Вы умрете > во грехах ваших' (Ин.8:21-24). Есть грехи, ведущие к смерти > (1Ин.5:16), которая в Апокалипсисе именуется второй смертью > (Откр.2:12). Нельзя изъять из Евангелий эти угрожающие страницы. > Но общая направленность этих текстов не состоит ли больше и прежде > всего в христианском призыве к бодрствованию? Они напоминают > о реальном риске и об окончательной ставке во всякой человеческой > жизни. В Новом Завете нигде не сказано - даже по отношению к Иуде, - > что некий конкретный человек уже пребывает в аду. Злой богач - > это персонаж притчи. > Но существует также и другой тип не менее ясных утверждений, > в которых Бог возвещает свою волю спасти всех. <Стих 1Тим.2:4: > "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины"> > отнюдь не единственный. Его продолжением являются слова о Христе > как о единственном Посреднике между Богом и всем человечеством, > о 'Спасителе всех человеков' (1Тим.4:10). Искупление не исключает > никого. Бог хочет помиловать всех, как евреев, так и язычников > (Рим.11:32). Он хочет 'всё небесное и земное соединить под главою > Христа' (Еф.1:10), в одном теле примирить кровью креста своего > евреев и язычников, то есть упразднить во вселенском замысле > величайшее в истории человечества религиозное разделение > (Еф.2:14-18). Бог долготерпит и откладывает свой Суд, > 'не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию' > (2Петр.3:9). Любовь - 'всего надеется' (1Кор.13:7). > Представляется тщетным ставить эти два типа текстов в одну > перспективу. Значит ли это, что в Иисусовой вести есть формальное > противоречие? Не следует ли видеть в нем скорее диалектическое > напряжение? {Урс фон Бальтазар видит в первом типе текстов отражение > пред-пасхальных проповедей, а во втором - послепасхальных проповедей > Иисуса и Его апостолов.} Не заключается ли ответ просто-напросто > в том, что мы должны одновременно хранить в себе и призыв > к бодрствованию, и надежду? Не достаточно ли сказанного нам > об эсхатологическом будущем для того, чтобы жить в настоящем? [ Бернар Себоюэ. ВЕЧЕН ЛИ АД? в сб.: УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ в разных христианских конфессиях // М., 2005; стр. 66-8 ] ------------------------------------- * эпизод N125~ по "Брюссельскому согласованию" +++ ссылки по теме: + + + СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ: СПАСЕНИЕ в Евангелии www.messia.ru/rasylka/005/1061.htm#0 + + + Ж.-Р.Буше: если кто-нибудь и должен погибнуть, пусть это буду я! www.messia.ru/rasylka/002/148.htm#0 ///////=> к евангельскому чтению:=================================> \\\\\\ * размышления Я.Кротова к ев. чтению о Закхее: \\\\ • Закхей на дереве \\ www.messia.ru/rasylka/004/685.htm#B \\\\ • Самое удивительное, \\ что Закхей мог отдать больше, чем украл... \ www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_19_02.html \\\\ • Чтобы остаться человеком при встрече с Богом, \\ нужно дать выход животному началу в себе... \ www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_19_04.html \\\\ • О грехе и покаянии \ www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_19_08.html \\\\\\ * проповедь митр. Антония Блума \\ www.mitras.ru/archive/050212.htm \\\\\\ * Свящ. Александр Мень об обращении Закхея \\ www.messia.ru/rasylka/003/337.htm#0 . . . ................................................ . . . > +++ к дню памяти новомучеников и исповедников российских: + + + проповеди митр. Антония: www.mitras.ru/archive/060204.htm www.mitras.ru/archive/030210.htm Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060205/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://days.ru/day.php?date=20060123&key=days ***************************************************************** * * к апост. чтению понедельника 33-й седмицы по Пятидесятнице (1Пет.2:21-3:9) www.messia.ru/rasylka/005/1062.htm#0 (свящ. Владимир Лапшин; ссылка на текст св. Исаака Сирина) к еванг. чтению понедельника 33-й седмицы по Пятидесятнице (Мк.12:13-17) www.messia.ru/rasylka/006/1382.htm#0 (Николай Бердяев; ссылки на тексты Б-Ц, О.Клемана, Л.Толстого, О.Сальманова, митр. Антония, Я.Кротова, В.Н.Кузнецовой, Х.Кокса, Т.Рендторфа) 6 ферваля (24 января) память блж. Ксении Петербуржской (XIX) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Сторонись безбожных небылиц и старушечьих россказней, но упражняй себя в подлинном богопочитании. Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти, оно же полезно всегда, потому что в нём обещание жизни и нынешней, и будущей. Вот верные слова, достойные быть принятыми. Ведь ради этого мы трудимся не покладая рук, ради этого боремся, потому что мы надеемся на Живого Бога, а Он - Спаситель всех людей, особенно верующих.* (1Тим.4:7-10) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последнем выпуске: |
||||