Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 13 марта 2006 г. ст.ст., воскресенье 3-е Великого поста, Крестопоклонное. литургические чтения: Евр.4:14-5:6; Мк.8:34-9:1. > 8.34 - 9.1 ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ УЧЕНИКОМ > (Мф 16.24-28; Лк 9.23-27) > > 34 Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал: > - Кто хочет следовать за Мной, > пусть забудет о себе, > возьмет свой крест - > и тогда следует за Мной. > 35 Кто хочет спасти свою жизнь, > тот ее потеряет. > А кто свою жизнь потеряет ради Меня и Радостной Вести, > тот ее спасет. > 36 Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, > а жизни своей повредит? > 37 Разве не всё отдал бы он, > лишь бы вернуть себе жизнь?! > 38 А кто постыдится признать Меня и Мои слова > перед этим безбожным и грешным поколением, > того и Сын человеческий постыдится признать, > когда придет облеченный в славу Отца Своего > с Божьими ангелами. > > 9.1 Иисус сказал: > - Верно вам говорю, есть среди стоящих здесь люди, > которые не успеют узнать смерти, как увидят, > что Царство Бога явилось в полной силе. > -------------------------------------------------------- > *31 Мф 17.12; Мк 9.12; Лк 17.25 *34 Мф 10.38; Лк 14.27 > *35 Мф 10.39; Лк 17.33; Ин 12.25 *38 Мф 10.33; Лк 12.9 > *9.1 Мк 13.30 > Ст. 34 - Из предыдущих стихов мы знаем, что Иисус сознательно > выбирает путь, предначертанный Ему Отцом. Тот, кто хочет стать > Его учеником, должен быть готов разделить Его судьбу, в этом > заключается суть ученичества. Поэтому Иисус говорит о необходимых > условиях, которыми определяется ученичество. Эти требования > относятся не только к апостолам, но и ко всем, кто хочет следовать > за Иисусом, поэтому Иисус подозвал народ. Такой человек должен > отдать всего себя - дословно: 'сказать нет самому себе', то есть > отказаться от самости, от эгоцентризма, сосредоточенности на себе - > от самой распространенной формы идолопоклонства. Это значит > нечто гораздо большее, чем аскетический отказ от собственной воли > или самоотречение. Апостол Павел скажет об этом другими словами: > 'Пусть каждый из вас думает не о собственном благе, но о благе > других!' (Флп 2.4). > Ученик должен нести свой крест. Это очень сильный образ. > Иисус уподобляет учеников преступникам, осужденным на казнь через > распятие и несущим на плечах перекладину от креста. Со времен > римского владычества эта казнь часто применялась в Палестине > по отношению к мятежникам и рабам, и это зрелище было довольно > привычным. Распятие было мучительной и позорной казнью, внушавшей > такой ужас, что люди избегали употреблять само слово 'крест', > заменяя его словами 'плохое дерево'. Если человек последует > за Иисусом, несущим крест, он должен быть готов и к клевете, > и к позору, и даже к мучительной кончине. Только в таком случае > он действительно последует за Ним. Иисус не обещает > Своим избранникам теплой и уютной жизни, этакого тихого заповедника, > который обойдут стороной бури и невзгоды. Даже если жизнь сложится > так, что физические страдания не выпадут христианину на долю, ему > всё равно придется совершить самое трудное для человека - покинуть > всё привычное, переоценить все ценности, вырваться из уюта > привычного существования. Но история показывает, что, если человек > решился стать подлинным христианином, его обычно ждут гонения > или смерть даже в христианской стране. > Ст. 35 - Смерть за Иисуса и за Его дело есть на самом деле истинная > жизнь. Кто свою жизнь потеряет, тот ее спасет - вот очередной > парадокс Иисуса. В греческом тексте вместо слова "жизнь" всюду > сто`ит 'душа'. В Писании "душа" - это дыхание жизни, которую > Бог вдохнул в человека при рождении, то есть сама жизнь (см. > Быт 2.7). Здесь игра на двух смыслах слова 'жизнь': жизнь > как биологическое существование и жизнь истинная, вечная, жизнь > с Богом. Человек, цепляющийся за жизнь и ради нее идущий > на предательство и отступничество, всё равно ее не спасет, ведь > он смертен, но ему грозит более страшная потеря, он может лишиться > подлинной жизни. Кто любит Иисуса больше своей временной, преходящей > жизни, тот обретет вечность. > Ст. 36-37 - Эти стихи, возможно, представляют собой пословичные > выражения. Действительно, перед лицом смерти и богач, и властелин > мира с радостью отказались бы от власти и богатства, лишь бы > остаться жить. Иисус переосмысляет это пословичное выражение, > и жизнь здесь - это жизнь будущего века. Выбор, перед которым > сто`ит человек, чрезвычайно важен, ведь, как говорится, ставка > больше, чем жизнь. > Ст. 38 - Конечно, многим казались смешны и нелепы притязания никому > не известного Учителя из провинциальной Галилеи, собравшего вокруг > себя горстку заурядных и малообразованных людей. 'Разве поверил > в Него хоть кто-нибудь из старейшин? Или кто-нибудь из фарисеев? > Только этот сброд, эти невежды, не знающие Закона!' (Ин 7.48-49) - > таков, с точки зрения многих, несокрушимый аргумент против Иисуса. > Люди могут стыдиться всего этого - мнения соседей, авторитетных > вождей. Кроме того, как уже говорилось, распятие на кресте > было позорной казнью, люди боялись ее и стыдились. Но такие люди > принадлежат к безбожному и грешному поколению. Словом "безбожный" > переведено греческое 'мойхал`ис' ('развратный'), именно так > на религиозном языке говорилось о тех, кто уходил от Бога, > чтобы поклоняться языческим идолам. Такое поколение жило не только > во времена Иисуса, его обличали Осия (2.2), Исайя (1.4,21), > Иезекииль (16.32-34), Иеремия (3.3). > Как человек поступал в этой жизни, так поступят и с Ним. Кто отверг > Иисуса, боясь человеческого осуждения и насмешек, от того откажется > и Сын человеческий, вероятно, во время Божьего Суда, на котором > Он будет выступать в роли Судьи. Он призн`ает, что такой человек > лишается Божьей милости - так в Библии понимали слово 'постыдить' > (Пс 25(24).3; 119(118).6; Ис 41.11; Иер 17.18). > Здесь впервые титул 'Сын человеческий' употреблен не в контексте > страданий, а в контексте славы. Земной путь Иисуса завершится > славой. Иисус будет причастен той славе, которая принадлежит > Его Отцу. Греческое слово 'д`окса', первоначально означавшее > 'хорошее мнение', в Новом Завете не имеет такого значения. Здесь > это - Божественное величие и могущество, которое обычно > представлялось в виде ослепительного сияния. <{подробнее о "Славе" > Божией в евр. мистике и Библии см. у Л.Буйе: > ../../r2/1/167.htm#kaboda}> Во время Своего возвращения > на землю Сын человеческий будет обладать этой славой. Его будут > сопровождать ангелы, явление которых всегда связано с Парусией > (то есть Вторым Пришествием - см. 13.26-27; Мф 13.41; 16.27; 25.31; > 2Фес 1.7). [ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. КОММЕНТАРИЙ // М., 2000 ] + + + Протопр. Александр Шмеман: Крестопоклонное воскресенье www.messia.ru/rasylka/005/1110.htm#0 (здесь см. множество др. ссылок!) + + + Его же (из книжки "Воскресные беседы") www.messia.ru/r2/2/092.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060326/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060313&key=days Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: Чтение из Евангелий: от Луки, глл. 6-7. Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 1 Коринфянам, 6-10. -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Раз у нас есть великий Первосвященник, поднявшийся выше небес, Иисус, Сын Бога, давайте будем крепко держаться веры, которую исповедуем. Ведь у нас не тот первосвященник, который неспособен посочувствовать нашим слабостям, нет, наш испытан, подобно нам, всеми испытаниями, кроме греха. Так приблизимся смело и бесстрашно к Престолу милости, чтобы обрести доброту и милость именно тогда, когда мы нуждаемся в помощи. Ведь всякий первосвященник выбирается из людей и для людей как их представитель перед Богом, чтобы приносить Ему дары и жертвы за грехи. Он способен посочувствовать тем, кто невежествен и заблуждается, потому что и сам подвержен слабостям, из-за этого он обязан приносить жертвы как за грехи народа, так и за свои собственные. И никому не занять такого почетного места по собственной воле - первосвященник призывается Богом, как был призван Аарон. Так и Христос. Не сам Он прославил себя, став Первосвященником, но Тот, кто сказал Ему: 'Ты - Мой Сын, / сегодня Я стал Отцом Тебе' И в другом месте Бог говорит: 'Ты - Священник вовеки, / подобно Мельхиседеку' В дни Своей земной жизни Он вознес, с воплем и плачем, просьбы и мольбы к Тому, кто мог спасти Его от смерти, и был услышан за Свое благоговение. Хотя Он и был Сыном, но через страдания научился послушанию и, став совершенным, сделался для всех, кто Ему послушен, причиной их вечного спасения. И Бог назначил Его Первосвященником, точно так же, как Мельхиседека.* (Евр.4:14-5:10) * * * 'Всё делай потихоньку, полегоньку, а не вдруг, добродетель не груша, вдруг не съешь'. (св. Серафим Сар.) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||