=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 05 марта   2007 г. ст.ст., воскресенье 4-ое Великого поста.
  {Память прп. Иоанна Лествичника, †649}
  литургические чтения: Евр.6:13-20; Мк.9:17-31.




>                  9.14-29 ИСЦЕЛЕНИЕ НЕМОГО МАЛЬЧИКА
>                    (Мф 17.14-20(21); Лк 9.37-43а)

> 14 Когда они вернулись к ученикам, то увидели, что вокруг них
>    собралась большая толпа и с ними спорят учителя Закона. 15 Увидев
>    Иисуса, изумленная толпа тут же побежала Его приветствовать.

> 16 Иисус спросил учеников:

>    - О чём вы с ними спорите?

> 17 Один человек ответил из толпы:

>    - Учитель, я привел к Тебе своего сына: он немой, в нём нечистый
>    дух. 18 Когда бес нападает на него, он валит его на землю,
>    на губах у мальчика выступает пена, он скрипит зубами, а потом
>    всё тело цепенеет. Я просил Твоих учеников изгнать беса, но они
>    не смогли.

> 19 - О люди без веры! - сказал им тогда Иисус. - Долго ли Мне еще
>    с вами быть?! Долго ли еще вас терпеть?! Ведите его ко Мне!

> 20 Его привели к Иисусу. Бес, увидев Иисуса, тотчас затряс мальчика,
>    и тот упал и стал кататься по земле с пеной на губах.

> 21 - И давно это с ним случилось? - спросил Иисус отца.

>    - С детства, - ответил тот. 22 - Много раз хотел бес его
>    погубить: то в огонь бросал, то в воду. Но если Ты можешь
>    что-нибудь сделать, сжалься над нами, помоги!

> 23 - Что значит 'если можешь'? - сказал ему Иисус. - Всё может тот,
>    у кого есть вера.

> 24 И тотчас отец мальчика воскликнул:

>    - Верю! Помоги, если веры мало!

> 25 Иисус, видя, что сбегается народ, приказал нечистому духу:

>    - Дух немоты и глухоты, Я приказываю тебе: выйди из него
>    и больше не входи!

> 26 Бес, сильно сотрясая тело мальчика, с воплем вышел. Тот лежал
>    как мертвый; многие даже говорили, что он умер. 27 Но Иисус, взяв
>    его за руку, поднял - и тот встал.

> 28 Когда Иисус вошел в дом, ученики, оставшись с Ним наедине,
>    спросили:

>    - А почему мы не смогли его изгнать?
>
> 29 - Таких бесов можно изгнать только молитвой, - ответил Иисус.


>              -------------------------------------------------------
>              *14 +они увидели+ - в некоторых рукописях: 'Он увидел'.
>              *23 +Что значит 'если можешь'?+ - в некоторых
>                  рукописях: 'Если можешь поверить'.
>              *24 +воскликнул+ - в некоторых рукописях:
>                  'воскликнул со слезами'.
>              *29 +молитвой+ - в некоторых рукописях:
>                  'молитвой и постом'.


>               ------------------------------------------------------
>               *23 || Мф 21.21; Мк 11.23-24; Лк 17.6   *24 || Лк 17.5

<.....>

> Ст.  16-18 -  Хотя Иисус задал вопрос о  причине спора ученикам, они
> не  успели  ответить, потому что к нему обратился человек, приведший
> больного  сына.    Отец  подробно   описывает диагноз  болезни сына.
> =Он  немой,  в  нём  нечистый  дух=  -  по-видимому,  мальчик  болен
> эпилепсией,  она  часто  приводит  к  временной потере речи. Так как
> Иисус  в  то  время  отсутствовал,  он  просил Его учеников исцелить
> мальчика,  но  те не смогли. Может быть, спор с учителями Закона был
> как раз о власти Иисуса над силами зла, а ученики не сумели доказать
> это на деле, хотя им была дана часть такой власти.

> Ст. 19  -  Иисус  обращается  к ученикам со словами,  полными гнева,
> горечи  и даже отчаяния. Они напоминают те слова, которыми постоянно
> описывалось  поколение  Исхода  в пустыне:  'Сокрою лицо Мое от них,
> и увижу,  какой будет  конец их: ибо  они  род развращенный,   дети,
> в  которых  нет   верности'   (Втор 32.20).  В  некоторых  рукописях
> это   сходство   еще   сильнее,   так  как  в  них  добавлено  слово
> 'развращенные'.  И  Моисей,  и  Иисус,  спустившись  с горы, застают
> печальную  картину раздоров и неверия. Маловерие учеников - это одна
> из постоянных тем Евангелия (4.40; 6.52; 8.17; 14.27 и др.).

> Но  хотя гневная речь Иисуса направлена в первую очередь к ученикам,
> она  относится  также  и  к  толпе.  Эти  люди,  собравшиеся  вокруг
> учеников,  тоже виноваты в неверии: единственный случай, когда Иисус
> не  смог совершить ни одного исцеления, был в Назарете, где горожане
> отказались  поверить  в  Него  (6.1-6).  Но  укор обращен и ко всему
> народу  Израиля,    который  оказался неспособен узнать  и   принять
> своего   долгожданного   Помазанника.  Слишком  сильны  человеческие
> стереотипы,  сознательно  и  бессознательно  подменяющие  Божью волю
> собственной.

> Ст. 20-21  -  При виде Иисуса у мальчика  начался приступ. Хотя отец
> уже  рассказал  о  болезни  сына,  Иисус задает ему вопросы, которые
> задал  бы любой врач, и отец снова повторяет свой печальную историю.
> Существует    даже   предположение,     что первоначально    рассказ
> об  исцелении  эпилептика  был  гораздо  короче и существовал в двух
> версиях, а евангелист соединил их вместе.

> Ст. 22  -  Отец молит Иисуса  о помощи, но в его словах уже заложены
> сомнения  в  безграничности  сил  Иисуса:  ='если Ты можешь что-либо
> сделать'=. Он заранее думает, что Иисус не всесилен.

> Ст. 23  - Иисус  преподает отчаявшемуся отцу урок веры, который надо
> бы усвоить всем нам: ='Всё может тот, у кого есть вера'=. Вера здесь
> не  означает   уверенности       в  своих       силах,    граничащей
> с самоуверенностью. Вероятно, именно она привела учеников к провалу.
> Вера  -   это  полное  доверие  и преданность Богу,  это уверенность
> в  безграничности Божьей силы. Отец мальчика должен стать причастным
> к такой вере, которая есть у Иисуса.

> Ст. 24  -  Вера,  надежда  и  отчаяние  сливаются в крике отца. Это,
> несомненно,   смысловой  центр  всего  рассказа.  Слова  его  звучат
> парадоксально:   ='Помоги,   если веры  мало!'=  (дословно:  'Помоги
> моему неверию!'). Их смысл таков: 'Помоги мне, хотя та вера, которая
> у меня есть,   может  показаться полным неверием в сравнении  с той,
> что должна быть'.

> Ст. 25-26 -  Вероятно,   на крик отца  сбегается толпа. Из этих слов
> мы  узнаем,   что Иисус отвел  отца с сыном в  сторону, хотя об этом
> не было сказано. Иисусу достаточно приказать, чтобы бес вышел, и тот
> подчиняется,  хотя  и  делает  это с воплем, сотрясая тело мальчика.
> Мальчик лежал как мертвый, и некоторые =даже говорили, что он умер=.

> Ст. 27  -   Здесь рассказ имеет некоторое сходство с описанием того,
> как  была  воскрешена  дочь Иаира (5.39-42). Там тоже люди говорили,
> что девочка  умерла, но Иисус поднимает ее,   взяв за  руку, и жизнь
> к ней возвращается.

> Ст. 28  -  Наедине смущенные ученики  задают Иисусу  вопрос,  почему
> они оказались бессильными перед этим бесом.

> Ст.  29  - =Таких бесов можно изгнать только молитвой.= Казалось бы,
> главным смысловым стержнем всего повествования является упор на вере
> и  противопоставление веры Иисуса и недостаточной веры Его учеников.
> Но  здесь  Иисус  говорит  не  о  вере,  а  о  молитве.  Но  было бы
> неправильно  видеть  здесь  уход  от  главной  темы.  Молитва  - это
> концентрированное   выражение   веры.    В  молитве человек признаёт
> свою  зависимость  от  Божьей  силы  и  от Его воли. Ведь само слово
> 'молитва'  означает  просьбу,  мольбу.  В  более  поздних  рукописях
> добавлено  'и  постом'.  Вероятно,  они вторичные и относятся к тому
> времени,  когда Церковь вернулась к  практике поста (такие же случаи
> в Деян 10.30; 1Кор 7.5,  а в ряде  рукописей   византийской традиции
> был  добавлен  целый стих в версию Матфея). В данном контексте слово
> 'пост'   скорее   вносит   неверную   ноту  в  рассказ,  предполагая
> необходимость  человеческого  усилия.  Параллельный  рассказ  Матфея
> также подтверждает вывод о вторичности слова 'пост' в этом рассказе.
> На тот же вопрос учеников Иисус у Матфея отвечает так:   'Потому что
> у вас   мало веры.  Говорю  вам,   если бы у  вас  была вера хотя бы
> с  горчичное  зерно  и  если  бы  вы сказали этой горе: 'Передвинься
> отсюда  сюда',  она  бы  передвинулась.  И не было бы для вас ничего
> невозможного' (Мф 17.20).
                                [ В.Н.Кузнецова.
                                  ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. КОММЕНТАРИЙ
                                  // М., 2000; стр.158-163 ]




        * --*-- * О евангельском чтении * --*-- *
* Митр. Антоний Блум - проповедь:
  www.mitras.ru/archive/040321.htm

        * --*-- * прп. Иоанн Лествичник * --*-- *
* Митр. Антоний Блум - проповеди о нём:
  www.orc.ru/~m_antony/inname/in_87.htm
  www.mitras.ru/archive/050409.htm
* прп. Иоанн Лествичник: каким судом судите...
         www.messia.ru/rasylka/003/474.htm#0
* он же: малодушная боязливость
  www.messia.ru/rasylka/006/1456.htm#0
* полностью "Лествица" и "Слово к пастырю"
  www.krotov.info/library/i/lestvich/lestv00.html

             * --*-- * другие материалы * --*-- *
* Митр. Антоний Блум - НА ПОЛПУТИ ВЕЛИКОГО ПОСТА
   www.mitras.ru/inname/in_9.htm
* www.messia.ru/rasylka/005/1117.htm#0



Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070318/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=18-03-2007
 

Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет,
можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.).
В этот день:
        Чтение из Евангелий: от Луки, глл. 22-24
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu3.htm#22:1.
        Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Филиппийцам
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/php.htm#1:1.


Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения
за дни Великого поста трех книг Ветхого Завета:
Бытие, Притчи, Исаийя -
с их текстами в современных переводах,
осуществленных Российским Библейским Обществом:
Исаийя, стихи 9:8-12:6: www.messia.ru/r3/is/09-12.htm


# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*<Обещание Бога и Его клятва>
 служат для нас, бежавших под Его покров,
 источником великой бодрости
 и побуждают крепко держаться той надежды, что у нас перед глазами.
 Надежда эта  -  словно якорь для души, крепкий и надежный,
 который входит внутрь святилища, за завесу,
 куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас,
 став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки.* (Евр.6:18-20)
                                * * *
*Уподобился я, Христе, / в руки разбойников попавшемуся
 и оставленному ими от побоев еле живым;
 так и я изранен, Спаситель грехами моими.
*"Не презри меня, Спаситель, болящего тяжко", -
 взывал с рыданиями / разбойникам отдавший богатство Твое.
 И я так молю: / "Пожалей и спаси меня!"
*Христе Спаситель!
 Ум мой - в язвах от грехов,
 разбойниками неправедными поражен / и злыми помыслами;
 уврачевав его, спаси меня, как многомилостивый.
*
*Путем жизни, Христе, / бедственно путешествуя,
 я изранен разбойниками, пребывая в страстях;
 но воздвигни меня, молю.
*Ограбили ум мой разбойники / и оставили меня полумертвым
 в язвах согрешений моих;
 но исцели меня, Господи.
*Обнажили меня страсти:
 не в силах я исполнить заповедей Твоих, Христе Спаситель,
 и наслаждениями я был уязвлен;
 но излей на меня милость.
*
*Разбойники похитили / мое стяжание - дело божественное
 и оставили меня страдающим от ран.
*Отвлекли меня, Спаситель, от заповедей Твоих
 непостоянные помышления мои,
 оттого я и изранен согрешениями.
*Левит, когда меня, ранами уязвленного, увидел,
 прошел мимо, Спаситель мой;
 но Ты меня спаси.
*
*Иисусе, осмотри раны души моей,
 как в древности попавшегося в руки разбойников,
 и уврачуй, Христе, боль мою, молюсь.
*Мучительно от язв согрешений / изнемогла душа моя, Христе,
 и оттого я нагим лежу, без добродетелей божественных.
 Молю, спаси меня!
*Священник, увидевший меня, / и левит бессильными явились,
 ибо мимо меня они прошли;
 но Ты Сам, как милосердный, / ныне избавление подал и спас меня.
*
*Страстями я растратил / имение божественное, Владыка,
 и весь жестоко израненный согрешениями, прибег к Тебе.
 "Сжалься надо мною", - молю.
*Расхитили богатство мое / и как мертвого оставили меня разбойники,
 страстями ум мой уязвив,
 но, сжалившись, спаси меня, Господи.
*Когда увидел левит мучение мое от ран,
 вида тех язв не вынося, мимо меня прошел.
 Но Ты Сам, Человеколюбец, / излил на меня богатую Твою милость.
*
*Разбойники напали на меня, несчастного,
 и оставили меня / как бы мертвым от побоев, бездыханным.
 Потому молю Тебя: / "Боже, посети меня!"
*Ум мой ограбили / помыслы непостоянные /
 и, поразив страстями,
 мертвым меня оставили по множеству согрешений;
 но Ты, Спаситель, исцели меня.
*Когда увидел меня левит, / от ран страдающего,
 не вынося моих язв, как неизлечимых,
 прошел мимо меня, Спаситель мой;
 но Ты Сам уврачуй меня.
*
*Из-за разбойников - помыслов моих, Спаситель,
 извратил я жизнь мою согрешений ранами.
 Оттого я обнажен, лишившись божественного образа, -
 Твоего, человеколюбивый Боже;
 но пожалей меня.
*Пришел Ты на землю с высот, Спаситель,
 пожалев меня, всего ранами покрытого,
 и язвами согрешений, Милосердный,
 и излил на меня, Христе, милость Твою.
*Тело Свое и душу / Ты, Владыка Спаситель,
 как выкуп за меня дал и спас меня,
 всего роем согрешений уязвленного, / в неисцелимых ранах,
 как Милостивый.
*
*Заповеди Твои, Владыка, / не сохранив разумом моим,
 в страстные наслаждения погрузившись,
 я лишился благодати и в язвах извержен нагим.
 Потому прошу Тебя, Спасителя, / спасти меня.
*Не смог левит язв моих очистить,
 но Ты, Благой, с любовью ко мне пришел
 и излил на меня милость сострадания Твоего, Спаситель,
 как врач искуснейший исцеляя меня.
*Как милосердный, сжалившись, / Ты спас, Христе Спаситель,
 меня, бичами разбойников жестоко избитого,
 и душу с телом Своим, как два динария / дал за меня во искупление.*
          (Канон  4-го  воскр.  Вел.  поста, перев. иером. Амвросия)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1796.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0
                ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/heb.htm#6:13
                ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mr1.htm#9:17

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm

Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0

Читатель! Здесь Вы можете оценить этот выпуск рассылки и оставить свой комментарий:

Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:
Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:
Хотелось бы, чтобы выпуски были короче:

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Комментарий:
(не обязательно)
Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)