=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 18 марта   2007 г. ст.ст.,
  Лазарева суббота, воскрешение прав. Лазаря.
  литургические чтения: Евр.12:28-13:8; Ин.11:1-45.




> С  толкованием  Воскрешения  Лазаря связаны очень большие трудности.
> <...>  воспроизведение  истории  не было последней целью евангелиста
> <Иоанна>,  но  <>  в  то  же  время  он  сообщал  только  те  факты,
> относительно  которых    у него   не  было  сомнения  в  том,    что
> они  действительно  имели   место.   Это  касается  в  полной   мере
> и воскрешения Лазаря.

> <У Иоанновского  повествования о воскрешении Лазаря  нет>  параллели
> в синоптическом предании.{} Между тем, как чудо оно не знает равного
> в  Евангелии.  Мало  того что речь идет о воскрешении разлагающегося
> мертвеца,  уже  четыре  дня  лежащего  в  могиле, воскрешение Лазаря
> повлияло  и  на  течение  истории.  Для  враждебных Иисусу иудейских
> начальников  оно  было  тем  последним  толчком, который заставил их
> принять решение устранить Иисуса (ср. 11.46-57). Молчание синоптиков
> представлялось  бы  тем  более  удивительным,  что  и  синоптическая
> история  построена  <с  точки  зрения>  Страстей.  <....>  И  потому
> неизбежно  возникает  вопрос:  чем объясняется их молчание о Лазаре,
> если их интерес к Страстям был интерес исторический, а в Иоанновском
> повествовании Воскрешение Лазаря было тем последним толчком, который
> привел  к Страстям? Вопрос этот заслуживает самого полного внимания.
> <...>

> Конечно, чудеса воскрешения значительнее и больше всех других чудес.
> Но если еще и можно в каком-то смысле перетолковать чудо воскрешения
> дочери  Иаировой  (ср. 'дитя не умерло, но спит', Мк.5.39 и парал.),
> то  остается  в  евангельской  истории,   кроме Воскрешения  Лазаря,
> не   допускающее   перетолкования   воскрешение   Наинского   отрока
> (Лк.7.11-17).    Он   уже   был  мертв  и несли его   на погребение,
> когда процессию встретил Иисус.

<.....>

> ~11.1-16.~   Повествование   о   Воскрешении   Лазаря   предваряется
> пространным   введением,    в  котором  идет речь о болезни  Лазаря.
> Его  сестра  уведомляет о ней Господа. И на первое же известие Иисус
> ответил:  '...болезнь  эта  не  к  смерти,  но  в Славу Божию, чтобы
> прославлен  был   Сын Божий  чрез нее' (ст. 4).  Он остается два дня
> на  том  месте,  где   Его  застало   известие  (ст. 6).  После того
> Он говорит ученикам о смерти Лазаря. Но слова Его 'Лазарь, друг наш,
> уснул'  (ст.  11)  они  понять  не  могут.  Это  всё  тот  же  метод
> недоразумения,   который мы  наблюдаем на всём протяжении <Евангелия
> от  Иоанна>.  Но  и    нечто   большее.  О дочери   Иаировой Господь
> тоже  сказал,  по  свидетельству  всех трех синоптиков (ср. Мф.9.24;
> Мк.5.29-30; Лк.8.52-53), что она не умерла, но спит. Это значит, что
> пред   Божественным   всемогуществом   и   любовию  смерть  не  есть
> непроходимая грань.  Сон  есть образ смерти.  Но для Бога  и  смерть
> есть  сон.  Фома  зовет  учеников идти в Иерусалим вместе с Иисусом:
> '...идем  и  мы,  чтобы  умереть  с  Ним'  (ст. 16), - не с Лазарем,
> конечно, а с Иисусом.

> ~11.17-40.~  <...>  Можно сказать, что весь отрывок стоит под знаком
> смерти:  смерть  Лазаря,  смертельная  опасность,  грозящая  Иисусу,
> готовность  Фомы умереть вместе с Ним. И на этом фоне развертывается
> учение  о  Воскресении  и  Жизни   в  диалоге   Господа   с  Марфой.
> Он  начинается  с ее молчаливой просьбы: 'Я и теперь знаю, что о чём
> бы Ты не попросил Бога, даст Тебе Бог' (ст. 22). Господь говорит ей:
> 'Воскреснет  брат твой' (ст. 23). Но это слово она не дерзает понять
> иначе  как о грядущем Воскресении в последний день (ст. 24). Господь
> ей отвечает:  'Я  - воскресение и жизнь' (ст. 25)  и  говорит о Себе
> как <о> начале жизни для верующего в Него: 'Верующий в Меня не умрет
> вовек' (ст. 25-26). О Лазаре уже нет речи, и Марфа в ответ на вопрос
> Иисуса  о вере в Него как начало жизни и воскресения, исповедует Его
> <Мессией>.   Исповедует  с чрезвычайной силой.  Пeп`iстeuка передано
> в  новом  русском   переводе <(еп.  Кассиана)>  'уверовала   и верю'
> (ст.  27),  но прямого отношения к воскрешению Лазаря ее исповедание
> не  имеет:  'Ты  Христос, Сын Бога, грядущий в мир'. И однако Лазарь
> был  тот, кто умер и был воскрешен Господом. Он оказывается символом
> будущего общего воскресения по вере в Иисуса. <.....>

<...>

> Значение  воскрешения  Лазаря  не только в том, что оно символически
> выражает  содержание  Иоанновских  речей  на  протяжении всей первой
> части  Евангелия.  <...>  оно  устремлено  и  в будущее и направляет
> внимание  читателя  к неизбежности Страстей. И касается это в равной
> мере богословского учения и фактов истории.

> Но есть  и  нечто  большее.    Внимание   читателя   останавливается
> на  подробностях описания погребения Лазаря. Его могила представляет
> собой  пещеру,  которую  закрывает камень  (~~ ст. 38). Когда камень
> взяли  и  Господь  повелел  Лазарю  выйти,  оказалось,  что тело его
> связано  'погребальными  перевязями и лицо его было обернуто платом'
> (~  ср.  ст. 44).    В повествовании   о Воскресении  Христовом тоже
> речь  идет о камне (~), которым был закрыт вход в могилу (ср. 20.1),
> и  о   том  плате  (~),    который был  на голове Иисуса (ср. 20.7).
> Эти  подробности  врезаются  в  память читателя, который усматривает
> некий  параллелизм между погребением Лазаря и погребением Христовым.
> Трудно думать, чтобы этот параллелизм был случайным. Если евангелист
> понимал  Воскрешение  Лазаря  как  символ,  выражавший  существенное
> содержание  речей  Христовых  в  Иерусалиме  и  в Галилее, последние
> наблюдения   позволяют  утверждать,    что  Воскрешение  Лазаря было
> для  евангелиста  не  только     символом, обращенным   в   прошлое,
> но прообразом, обращенным в будущее.

> В  этом  втором значении смерть Лазаря, его погребение и воскрешение
> прообразуют   Страсти   Христовы.   Из  диалога  с  Марфой  вытекает
> символическое  значение  Воскрешения Лазаря, выражающееся в том, что
> оно  есть  символ  будущего  общего  Воскресения  по  вере в Иисуса.
> Понимание Воскрешения Лазаря   как прообраза   позволяет утверждать,
> что   начало  этого  общего  воскресения  есть Воскресение Христово.
> Не   случайно   воспевает   Церковь   в  тропаре  праздника:  'Общее
> воскресение  прежде  Твоея  страсти  уверяя, из мертвых воздвигл еси
> Лазаря'  <("В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя,
> из  мертвых  воздвиг  Ты  Лазаря..."/*/)>.  По слову апостола Павла,
> начаток  умерших есть Христос. Но Воскресение Христово прообразуется
> воскрешением  Лазаря.  Литургическое  предание  Православной  Церкви
> подтверждает  это  понимание еще и тем, что Церковь совершает память
> воскрешения Лазаря накануне Входа Господня в Иерусалим, которое есть
> Предпразднество  Пасхи.  Этим  она явно нарушает историю, потому что
> Вход   Господень   в   Иерусалим   отделен   от  Воскрешения  Лазаря
> неопределенной   продолжительности  пребыванием   Иисуса с учениками
> 'в  стране  близ  пустыни, в городе, называемом Ефраим' (ср. 11.54).
> Литургическое  предание  не  оставляет   места для этого   перерыва.
> Но  нарушение евангельской  хронологии  оттеняет  внутреннюю   связь
> между  двумя   событиями,  из которых одно  -  Торжественный  Вход -
> есть  Предпразднество  Воскресения  Христова, а другое - Воскрешение
> Лазаря - есть прообраз его.
                [ еп. Кассиан (Безобразов).
                  Толкование на Евангелие от Иоанна.
                  www.krotov.info/history/01/kern/page12.htm#02 ]


        -------------------------------------
        /*/ http://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod/post6l.htm




  +++ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
 + + + еп. Кассиан (из этой же книги)
        www.messia.ru/rasylka/004/797.htm#0
 + + + он же - Воскрешение Лазаря и Воскресение Христово (отд. статья)
          http://pretre-philippe.livejournal.com/15316.html?mode=reply
 + + + Клайв Льюис
       www.messia.ru/rasylka/005/1127.htm#0
 + + + cвящ. Александр Мень: Лазарева суббота и Вербное воскресенье
                              www.messia.ru/rasylka/004/753.htm#0
 + + + из его же книги "Сын Человеческий"
        www.messia.ru/rasylka/006/1469.htm#0
 + + + митр. Антоний Блум: Христос - Господин над смертью!
                     www.messia.ru/rasylka/003/405.htm#0
 + + + свящ. Александр Шмеман: Воскрешение Лазаря - сегодня!
                  www.messia.ru/rasylka/002/045-53.htm#N50
 + + + Р.Гвардини о воскрешении Иисусом Лазаря -
        в 5 и 10 главах 2-й части кн. "Господь"
         www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_2.html
  (Человеколюбие Иисуса. 3 воскрешения, совершенные Иисусом.
   К чему это, если смерть по-прежнему царствует в мир? /
   Свобода Иисуса в отношении к смерти)
 + + + Тексты правосл. богослужения Лазаревой субботы:
       www.krotov.info/libr_min/worship/triodi/070.htm


Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070331/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=31-03-2007
 

Завершаем последовательное чтение трех книг Ветхого Завета:
Бытие, Притчи, Исаийя -
в современных переводах,
осуществленных Российским Библейским Обществом:
Исаийя, гл. 56-59: www.messia.ru/r3/is/56-59.htm

***************************************************************** * *
  к еванг. чтению Вербного воскресенья (Ин.12:1-18)
   www.messia.ru/rasylka/006/1469.htm#0
   (митр. Антоний; ссылки на тексты Я.Кротова, В.Кузнецовой и др.)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Господи, глас Твой разрушил адову власть,
 и владычественное слово Твое подняло из могилы четверодневного,
 и стал Лазарь проображением спасительным жизни вечной.
 Всё возможно Тебе, Владыко всех, Царь;
 даруй рабам Твоим очищение, и велику милость!
*Господи, убедить хотя учеников Твоих в Твоем из мертвых воскресении,
 к гробнице Лазаря пришел Ты;
 и когда позвал Ты его, ад покорился,
 и отпустил четверодневного пленника,
 восклицая Тебе: "Благословенный Господи, слава Тебе!"
*Cтав перед гробницей Лазаря, Спасе наш, и позвав мертвого,
 словно от сна воскресил Ты его:
 стряхнул тление мановением нетления,
 и был выведен словом связанный пеленами.
 Всё Ты можешь, всё Тебе служит, Человеколюбче,
 всё повинуется Тебе, Спасе наш, слава Тебе!
*Душеполезную завершив Четыредесятницу, воскликнем:
 радуйся, город Вифания, отечество Лазарево!
 Радуйтесь, Марфа и Мария, его сестры,
 ибо поутру Христос приходит оживить Своим словом умершего брата,
 и Его глас услышав, горький и ненасытный ад, страхом вострепетав
 и громко застонав, отпустит Лазаря, пеленами обязаного,
 Его чудесам собор еврейский удивился;
 с пальмовыми ветвями Его встретят,
 будут восхвалять Его дети, а отцы ревновать будут.
 Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев!*
                (из Постной Триоди, рус.пер.)
                                * * *
"... мы, которым дано владеть непоколебимым Царством,
 должны быть благодарны Богу и в благодарности поклоняться Ему
 так, как Ему приятно, с благоговением и страхом.
 Ведь Бог наш - огонь пожирающий. ...
 Иисус Христос - тот же самый вчера, сегодня и вовеки!"
                                        (Евр.12:28-29;13:8)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1809.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm

Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0