=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 27 февраля 2008 г. ст.ст., вторник {1-ой седмицы Великого Поста}. церковные чтения (паремии): Ис.1:19-2:3; Быт.1:14-23; Притч.1:20-33. Чтения этого дня в различных переводах и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080311/orth Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=11-03-2008 www.messia.ru/rasylka/007/1772.htm#0 (см. начало в предыдущем выпуске) > Далее в молитве сказано: ="Дух же целомудрия, <смиренномудрия>, > терпения и любви даруй мне, рабу твоему"=. "Целомудрие" - > это чистота отношения к миру и к людям, цельность души, > без раздвоенности, без того, чтобы страсти тобою овладели. > "Смиренномудрие" - это значит мудрость здравого человека. Смирение > здесь, в данном случае, <...> это знать, чего ты стоишь - на фоне > Вечности. Не раздувать себя, как лягушка в басне Крылова - она же > лопнула. Не надо раздувать, а надо знать свою цену. > Мудрость скромности - она необычайна, она прекрасна. Мудрость > скромности - это не уничижение паче гордости, а это здравость души. > Вот вам пример. Когда человек начинает воображать о себе то, чего > в нём нет, несколько движений вперед - и уже мания величия. Мания > величия - это патологическое состояние гордыни. Только один человек > заявляет, что он председатель совета министров или что он > Наполеон, - и его кладут в психиатрическую больницу, а другой так > не заявляет, поэтому он не в больнице, но в душе-то думает, что > он выше всех. > Понимаете, смирение есть здравость; гордыня есть болезнь. > Не думайте, что гордость вообще - это плохо. Когда мать гордится > своим ребенком, когда учитель гордится своим учеником - > это нормальное чувство, тут нет гордыни. Это радость от того, что ты > что-то сделал, во что-то вложил. А гордыня - это фикция, > это фантазия, это огромный мыльный пузырь, который мы надуваем > и который обязательно лопнет. > "Терпения и любви". Что такое терпение? Формулирую кратко, чтобы > вы запомнили. Терпение - это вовсе не состояние скота, который > всё терпит. Это не унижение человека, совсем нет. Это не компромисс > со злом, ни в коем случае. Терпение - это есть умение сохранять > невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые > этой невозмутимости препятствуют. Терпение - это есть умение идти > к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение - > это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. > Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества - > вот что такое настоящее терпение. > И наконец - любовь. Любовь это высшее счастье человека, > это способность нашей души быть открытой, имманентной, как говорят > философы, внутренне открытой для другого человека. Когда вы едете > в метро по эскалатору, проверьте себя, способны ли вы любить > или нет. Когда вы смотрите на тех, кто едет по другую сторону и вам > противно смотреть на эти физиономии, когда вам кажется, что это > какой-то кошмар, как во сне жутком, значит, все поры вашей души > забиты, и чувство любви у вас находится в эмбриональном состоянии. > Тяжко, противно - вот уж, где тошнота, так тошнота. > Разумеется, вы понимаете, что эскалатор, - только пример, > это относится к вашей работе, к вашему коллективу. Как легко > поддаться атмосфере склок, распрей, войн, подсиживаний, непрерывного > перемывания костей. Но это всё унижает, марает и омрачает > нашу жизнь. Вы скажете мне, а как же быть, когда все так едят друг > друга, как волки? Вы думаете, что это произведение нового времени? > или новейшего времени? или послевоенного времени? царского, > советского? Ерунда. Всё это - всегда так было, человек всегда > был человеком. > Но сила благодати Христовой способна человека перестраивать > таким образом, чтобы он видел людей совершенно иначе, чтобы у него > первой реакцией была доброжелательность, чтобы он сразу видел > красивое - в красивой женщине или мужчине, одухотворенное даже там, > где другие не замечают, видя страдающее лицо, чтобы он чувствовал > сострадание, чтобы он был открыт - вот такой человек счастлив > всегда, потому что он в единстве с людьми, он живет любовью. > Господь сказал христианам: "Я посылаю вас, как агнцев, > среди волков". Не думайте, что Он имел в виду, что мы должны быть > баранами в обычном смысле слова. Нет. Это значит, что мы должны > нести другие законы. Эти слова Христовы - Он любил всегда выражаться > образно - они означают, что пословица "с волками жить - по-волчьи > выть" - ложная, что надо уметь бросить вызов окружающей среде. > Конечно, не декларативно, не прийти и сказать: "Дорогие мои коллеги > и товарищи, вы все волки, а я - агнец". Конечно, это будет форма > гордыни и просто глупость. > Но человек своим отношением к людям может изменить климат в своем > учреждении, в своем отделе и даже в своей семье. Вы, естественно, > скажете: "Это трудно". Мне не хочется вам отвечать старинной > пословицей, что легко только блох ловить, то ли что-то еще. Самое > серьезное дело всегда трудно. О женщины! Рожать детей трудно? Однако > вы рожаете детей. Всё прекрасное - трудно. И это трудно, и надо > на это идти и надо смотреть на это прямо, ясно и правильно. > Не опускать рук. > И в конце молитвы сказано: ="Ей, Господи Царю"= - в переводе: ="Да, > Господь мой и Царь, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати > брата моего"= - это вам понятно. Великое исцеление от осуждения - > это уметь критиковать самого себя. Мы часто исключительно > внимательны, я бы сказал, наблюдательны, и я бы еще сказал > психологически изощрены, когда речь идет о грехах соседа, о грехах > другого человека. Здесь мы проявляем максимальное знание > всех моральных заповедей и всех тонкостей. Но мы выступаем здесь > в виде строгого судьи, не имея на то права, ибо то, в чем мы других > людей осуждаем, в том виноваты и мы. > Есть даже такой закон: когда начинаешь слишком осуждать кого-то > в чём-то, потом легко впадаешь в то же самое. Грехов на самом деле > не так уж много. Как в музыке существуют до, ре, ми, фа, соль, ля, > си - и всё - из этого создают симфонии, так и в жизни есть набор > грехов, который всё время варьируется у всех. Они все просты > и элементарны, но они все захватывают нашу жизнь. Если мы отдаем > себе отчет в том, что мы такие же, как другие, то честность > и справедливость не позволяют нам сказать: вот этот, он такой-то > и такой-то. > Вы меня спросите: а может, в этом есть примиренчество, компромисс > со злом? Ни в коем случае, никогда, мы всегда должны называть зло > своим именем. Но человеку, впавшему в этот грех, мы должны > сострадать: ведь осуждающий, он злорадно осуждает, он ведь руки > потирает и говорит: "Ага, вот ты то-то и то-то". Может, прямо так > не говорит, но думает именно так. Вот откуда, друзья мои, такое > удовольствие от осуждения получают люди, просто удовольствие. > Вспомните, подумайте, когда вы говорили о других людях, когда > начинали вспоминать: а ведь у него то-то и то-то, сначала как бы > с несколько такой снисходительностью, с сочувствующей физиономией, > но потом постепенно снежный ком нарастает, и мы уже с торжеством, > как некие безгрешные существа, судим, и судим, и судим, - а потом > проваливаемся и сами и говорим: но у меня же были обстоятельства, > у меня то-то и то-то, я устала, я изнемогла. А разве другой человек > не имел тех же извиняющих обстоятельств? Вот суть этой молитвы, > которая читается каждодневно Великим постом с земными поклонами. > Опять-таки, вы спросите, для чего существуют поклоны? Состояние > души человека очень тесно связано со всем его организмом. Если > вы будете, например, размышлять на серьезную тему и беседовать > о чём-то серьезном, а сами сидя развалитесь, вы почувствуете, что > у вас настроение не то. Настроение человека и состояние его души > имеют связь со всем телом, в том числе, с положением его. И когда > вы становитесь на колени перед Вечностью - это действительно > единственное, перед чем мы можем встать на колени, потому что > она бесконечна. Господь бесконечен, - всё наше тело участвует в этом > состоянии. > Значит, каждый день, и в храме, и дома... [ священник Александр Мень. Лекция "Великий пост" (1 апреля 1989 г. в ДК "Красная Пресня") www.messia.ru/r2/3/l03_011.htm ( www.alexandrmen.ru/lectures/velkpost.html ) ] * >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>> * + Пособие к проведению Великого поста, день 2: www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/031_gl02.html + Свт. Андрей Критский: "Волны прегрешений моих..." Вторая часть Канона в русском переводе Я.Кротова: www.krotov.info/yakov/dnevnik/1991/canon2.html Избранные стихи: www.messia.ru/rasylka/003/367.htm#0 www.messia.ru/rasylka/005/1091.htm#0 То же в переводе иером. Амвросия Тимрота www.azbyka.ru/bogosluzhenie/triod/vkan02.htm Избранные стихи: www.messia.ru/rasylka/007/1772.htm#0 То же в переводе А.Виноградовой www.churchtranslat.narod.ru/andrey2.html Канон в переводе В.К.Ковальджи п/ред. свящ. Владимира Лапшина www.radiosofia.ru/vk/kanon.doc * >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>> * Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: Чтение из Евангелий: Матфея, 5-6 www.messia.rubiblia/nz/kuzn/mt1.htm#5:1. Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Деяния, 5-7 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ac1.htm#5:1. Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения за Великий пост трех книг Ветхого Завета: Бытие, Притчи, Исаийя - с их текстами в современных переводах, осуществленных Российским Библейским Обществом: Бытие, 5:1 - 11:9 (Потоп, Ной ): www.messia.ru/r3/ge/05-11.htm. # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- /Трезвися, бодрствуй, воздохни, прослезися, Постом все время греха, душе, отвергни, Теплым покаянием отбегни огня И плачем страстей плачевную ризу раздери, Одежду божественную приемлющи./ (из Постной Триоди) * * * *Премудрость на улице восклицает, / на площадях возвышает голос; в шумной толпе взывает, / у городских ворот держит речь: 'Сколько можно простакам коснеть в простоте, наглым - наглостью тешиться, / глупцам - ненавидеть знание? Обернитесь на мой упрек - / изолью на вас мой дух и поведаю вам мое слово. Я позвала - а вы отвернулись; протянула руку - но никто не замечает. Вы отвергли все мои советы / и не приняли моих упреков. Что ж, и я над вашей бедой посмеюсь, поиздеваюсь, когда настигнет вас ужас! Как буря, придет к вам ужас, / и беда, как ураган нагрянет; придавят вас гнет и бремя. Тогда позовут меня - и не отвечу, разыскивать будут - и не найдут. За то, что они возненавидели знание / и отвергли страх ГОСПОДЕНЬ, не приняли мой совет, / презрели все мои упреки - вкусят они плоды своих дел, / замыслами своими насытятся. Потому что простаков погубит своенравие, глупцов подведет их беспечность. А кто слушает меня, будет жить спокойно, не страшась никакой беды'.* (Пр.1:20-33 (нов.пер., РБО, 2000г.)) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2132.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|