=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос рождается - славьте!
          Христос с Небес - встречайте!
                    Христос на Земле - воспряньте!
                              Пойте Господу по всей Земле!




Выпуск посвящен апостольскому чтению (православной Церкви)
праздника Рождества Христова:
Галатам, 4:4-7.



                          СЫНОВЬЯ, А НЕ РАБЫ


4    Но когда наступила полнота   |   Но когда исполнилось
   времени, Бог послал Своего     | назначенное время, Бог послал
   Сына, родившегося от женщины   | Своего Сына, рожденного
5  подвластным закону, • чтобы    | женщиной и подвластного Закону,
   освободить тех, кто подвластен |•чтобы выкупить на свободу
   закону, дабы мы получили       | подвластных Закону и усыновить
6  усыновление. • А раз вы        | нас. • И потому что вы - сыны,
   сыновья, то Бог послал в наши  | Бог послал в наши сердца Дух
   сердца Духа Своего Сына,       | Своего Сына, Дух, взывающий:
   Который взывает: Авва - Отец!  | "Абба! Отец!" • Значит,
7  Так что ты уже не раб, но сын, | ты больше не раб, ты - сын.
   а коли сын, то и по воле       | А если сын, то и наследник,
   Божьей наследник.              | им тебя сделал Бог.
----------------------------------+---------------------------------
        (ИП*)                                   (ВК*)




Отрывок  4:1-7  продолжает тему,  начатую в 3:26-29.  Павел   приводит
еще  один пример из области права, сравнивая положение сына-наследника
и раба (стт. 1-2), а затем применяет его к ситуации в Галатии.


"НАЗНАЧЕННОЕ  ВРЕМЯ" -  дословно "полнота времени".  Время  понималось
как  некая текучая субстанция: когда сосуд наполняется, наступает срок
определенного события. Время, назначенное Небесным Отцом, - поворотный
пункт  всей  истории  спасения,   его знаменует приход   в мир  Христа
(см.  3:24).   Это  время  свободы от  всего  того,  что держало людей
в рабстве. Христиане перестали быть рабами и стали сынами.

"Бог ПОСЛАЛ Своего Сына" -  вероятно,  слово "послал" здесь  указывает
на  предсуществование   Иисуса (1Кор 1.24,30;   8.6; ср.  Кол 1.15-17;
1Кор  10.4),  хотя  апостол  не  делает  здесь на этом акцента. В этих
словах  соединены два важнейших понятия раннехристианского богословия:
Богосыновство   Иисуса   и  посланничество.    Ср.   особенно Ин 3:17:
"Бог  послал Сына в мир не для того, чтобы Он мир осудил, но для того,
чтобы мир через Него был спасен".

Павел  указывает  на то,   что Иисус пришел в мир как всякий человек -
Он  был  РОЖДЕН  ЖЕНЩИНОЙ.  Этим подчеркнута Его подлинно человеческая
природа.   Отсюда Его способность сопереживать нам (ср. Евр 4:15; 5:2)
и  быть  нашим  Заступником  и  Ходатаем перед Богом. Только благодаря
тому,  что  Иисус  -  воистину  человек,  другие  люди  могут получить
божественное сыновство. Иисус прошел весь путь Адама вплоть до смерти,
чтобы    исполнить  Божий    замысел    относительно     человечества.
(См. Пс 8:6-7: "Не много Ты умалил его перед ангелами; славою и честью
увенчал  его;  поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил
под ноги его".)

Иисус,  родившись от матери-еврейки, был евреем и обязан был исполнять
повеления   Закона.   Таким образом,  Он  тоже был "ПОД ЗАКОНОМ",   но
не "под грехом"  (см.  2Кор 5:21)  и,   следовательно,   Закон  не был
для него тюремщиком, воспитателем и опекуном.

Иисус был послан в мир, чтобы ОСВОБОДИТЬ людей, "выкупив" от проклятия
Закона.  Так  реализуется принцип  взаимообмена.   Только став евреем,
Он  смог  избавить  Своих  соплеменников  от ига Закона,   а тем самым
и язычников, которые не были должны становиться евреями, чтобы обрести
спасение. Только став Человеком, Иисус мог спасти людей.

Говоря  об  ИСКУПЛЕНИИ  (выкупе),  апостол неявно отсылает нас к книге
Исход, к повествованию о том, как Бог призвал Моисея вести народ Божий
из египетского рабства  к свободе.   Освобождение было обещано задолго
до  этих событий и было реализовано после событий Пасхи. Через 40 дней
после  Пасхи  народ  пришел  к  горе Синай,   где   ему был дан Закон,
как  путеводитель  через  пустыню  к  Обетованной  земле.  Эта история
знакома любому еврею.

Когда родился Иисус,  Израиль был снова в рабстве.   Но  не у египтян,
а   у  "стихий  мира"  (ст. 3. Нет единого мнения   по вопросу  о том,
что  именно апостол обозначил этим выражением. Это могут быть духовные
существа           или           звёзды;        { см.       подробнее:
www.messia.ru/rasylka/006/1622.htm#stihii }    в   стт.   8-11   снова
говорится об этих "стихиях"). Чуть раньше Павел смело указывает на то,
что  и  сам   Закон стал одной  из тех сил, которые держат народ Божий
в  рабстве  (3:23-24). Закон стал преградой, препятствующей исполнению
давнего  намерения  Бога  освободить  и объединить Свой народ, создать
единую вселенскую семью.

Но  вот  происходит  НОВАЯ  ПАСХА-ИСХОД. Бог снова послал в мир Своего
посланника,  нового Моисея - Иисуса Мессию. Через Его смерть "куплена"
свобода  для  тех,  кто был в рабстве. Через 40 дней после новой Пасхи
Бог  дает не новый Закон, а изливает Своего Духа на Церковь. Через это
Его народ становится Его детьми, не только с точки зрения официального
статуса,  но  и  по  внутренней сущности. Свидетельство тому - главная
молитва  Церкви,    данная   ей  Иисусом   Христом,  молитва  Господня
"Отче  наш..."  "Отче" - на родном языке Иисуса, по-арамейски - "Абба"
(или "Авва"). Это слово было выражением доверительного отношения детей
к отцу.

Павел  говорит о том, что сейчас происходит то же самое, что случилось
при  исходе  из Египта,  только на более глубоком уровне: освобождение
и   усыновление   Богу.    Теперь    это  окончательное   освобождение
и  усыновление.  И  теперь  оно  - как для иудеев, так и для язычников
(которые  также  были  в  порабощении).  (Ср.  Рим 8:3: "Послав Своего
собственного   Сына,   облеченного   в   тело,   подобное   греховному
человеческому  телу,  чтобы  покончить  с  грехом,  Он  вынес смертный
приговор греху в человеческом теле".)

УСЫНОВЛЕНИЕ  -  вторая  цель Бога. Он дает нам больше, чем мы могли бы
надеяться.  Его   замысел  -    не  только  избавить    нас от грехов,
но  и   сделать  Своими сынами.  Но   в отличие от Иисуса, предвечного
Сына   Божьего,     христиане   становятся  сынами  через усыновление.
Здесь снова мы  видим принцип  взаимообмена: поскольку  Иисус -   Сын,
то и те, кто Христовы, тоже дети Божии.

Интересно,  что  в Израиле  практика усыновления,   по всей видимости,
была  неизвестна  (а  вот  в Риме усыновляли очень часто. Усыновленные
получали  те  же права, в т.ч. на наследство, что и кровные сыновья.).
Павел,  говоря  об  усыновлении,  мог  иметь  в виду избавление народа
Израиля  из  египетского  плена. Ср. Ос 11.1:  "Когда Израиль был  юн,
Я любил его и из Египта вызвал сына Моего".

СЕРДЦЕ  в еврейской антропологии было вместилищем ума и воли. И именно
здесь теперь обитает Дух. Дух послан "в наши сердца". После слов "вы -
сыны"  мы  могли бы ожидать, что будет сказано: "в ваши сердца" (такой
вариант  мы  находим  в позднейших рукописях). Вероятно, апостол хочет
сказать, что Дух послан и "в ваши, и в наши сердца".

(В  Новом  Завете  никто,  кроме  Павла,  не использует выражение "Дух
Своего  Сына",    хотя   о  Духе Сына Божьего говорится  неоднократно:
Рим  8:9,15;  1Петр 1:11; 2Кор 3:17; Флп 1:19; Деян 16:7. После Своего
воскресения Христос полностью вошел в сферу Духа. Теперь прославленный
Господь  постигается   верующими   через  Дух.   В 1Кор 15:45  апостол
даже  называет  Христа  "животворящим Духом".  Дух  Божий и Дух Христа
у  Павла  -    нераздельные   и     даже    взаимозаменяемые  понятия.
Ср.  Рим 8.9-10:   "Вы  живете устремлениями  не собственной  природы,
а  Духа,  если в вас действительно обитает Дух Бога. А у кого нет Духа
Христова, тот не Его".)

"АББ`А"  - этим арамейским словом дети в семье называли отца, это было
теплое, интимное слово, в отличие от более почтительного и формального
"отец".  Вероятно,  Иисус  всегда  так  обращался  к Богу и учил Своих
учеников называть Бога так же. Христиане получили право так обращаться
к Богу, потому что они - Христовы, а Христос называл Бога "Абба".

В  книге  Исход Бог Авраама открывает Себя по-новому - как Бог, верный
Завету,  и  приходящий  на  помощь  Своему народу. Это откровение Бога
выражено  в  Его   имени,  которое Бог сообщает  Моисею -  Яхве (YHWH;
Исх 3:14; 6:2-8). Теперь же ап. Павел объявляет своим адресатам о том,
что  через  деяния   Иисуса  Христа произошло  новое откровение  Бога.
Бог открыл Себя как бесконечно любящий род человеческий Отец.

Похоже,  что  стихи 4-6 представляют собой КРЕЩАЛЬНЫЙ ГИМН или краткое
исповедание  веры  перед  крещением, цель которого напомнить крещаемым
то,  что  сделал для них Бог. В первой половине гимна говорится о том,
что   Бог  послал  Сына,  а во второй -  о том,   что   Он послал Дух.
(Ср. Рим 8:15-17, почти дословно повторяющие стт. 5-7 этого письма.)

В  ст. 7 Павел внезапно переходит от второго лица множественного числа
к  единственному  числу  второго  лица.  Это  ПРЯМОЕ ОБРАЩЕНИЕ придает
тексту торжественную серьезность и одновременно теплоту. Он обращается
к каждому   из  читателей  в  отдельности.    Его  слова  должны дойти
до каждого сердца!

С приходом Христа рабство закончилось,  период духовного  детства ушел
в  прошлое. Христиане - это совершеннолетние сыны Бога. ОТНОШЕНИЯ СЫНА
И  ОТЦА  в  древности  во  многом понимались не так, как в наше время.
Говоря  о  них,  мы  прежде  всего  думаем  о взаимной любви. Но тогда
главным  в отношении сына к отцу было его полное послушание воле отца:
отец  приказывал  -  сын исполнял. Но послушание сына было проявлением
любви.  И  у  христиан  на  место  страха  перед  Богом  должна придти
доверительная  любовь,  преданность и послушание, основанное на любви.
Они  должны жить как люди, ответственные за свою жизнь, за свой выбор.
Ведь  рабы  ни  за  что  не отвечают, они всего лишь исполняют приказы
хозяина.  К  сожалению, люди очень часто боятся свободы и предпочитают
рабство. Но Христос освободил нас для свободы.

Бог,    усыновив нас,  тем самым сделал  нас  законными  НАСЛЕДНИКАМИ.
(Ср.  Рим  8.17:  "А  если  дети,  то  наследники  -  наследники Бога,
сонаследники   Христа,    потому  что если мы разделили Его страдания,
то разделим и Его славу".)

               / Составлено по следующим материалам:
                 • В.Н. Кузнецова. Комментарий на письмо церквам
                   Галатии // М.: ОПУОПАМ, 2003.
                 • Н.Т.Райт. ПАВЕЛ. ПОСЛАНИЯ К ГАЛАТАМ И
                   ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ. Популярный комментарий.
                   (Перевод: А. Конев) // М.: ББИ, 2008. Стр. 42-4.

                 + Перевод текста Послания:
                 (ИП) - игумен Иннокентий (Павлов).
                   ЧТО ТАКОЕ ХРИСТИАНСТВО?
                   (Приложение. Тексты Нового Завета)
                   // М.: Эксмо, 2008. Стр. 199-201.
                 (ВК) - из комм. В.Н. Кузнецовой /


комм. В.Н. Кузнецовой
 к предыдущим стихам: www.messia.ru/rasylka/006/1622.htm#0 ;
 к последующим (4:8-11): www.messia.ru/rasylka/003/564.htm#0 .

см. также:
 + + + игумен Иннокентий (Павлов); В.Н.Кузнецова
        www.messia.ru/rasylka/009/2356.htm#0
 + + + священник Александр Мень: усыновление Богу
             www.messia.ru/rasylka/007/1959.htm#0



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье.


Редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Рождество Твое, Христе Боже наш,
 озарило мир светом знания,
 ибо чрез него звёздам служащие
 звездою были научаемы
 Тебе поклоняться, Солнцу правды,
 и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило.
 Господи, слава Тебе!*
        (Тропарь Рождества, перев. иером. Амвросия (Тимрота))
                                * * *
"Дни человека - как трава;   как цвет полевой он цветёт..." (Пс.102)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2502.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm